Теория признаков Рейнина
Очерк по соционике. Раздел 3

А.Аугустинавичюте, 1985.

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №№ 1 – 6.

Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Раздел 5

 

I и II такты дуализации

Обобщая все сказанное о дуализационных тактах I и II, следует обратить внимание на то, что их можно объединить общим рисунком (рис. 15), на котором видны четыре признака каждой модели А.

Особой теоретической ценности рис. 15 не имеет, потому что тождественные рисунки можно составить по каждым двум парам признаков Рейнина.

 

Рис. 15

Несомненно, можно придумать и рисунок, на котором можно высчитать все признаки каждого типа ИМ, однако это будет очень сложный рисунок.

Дуализация. III такт. Программа

Второй такт дуализации — программообразующий. На блоке Эго образуется интеллектуальная программа индивида, на Ид — программа физической активности организма.

ЭГО — самый «интеллектуальный» блок, его структурой определяется характер интеллектуальных интересов индивида. ИД — блок витальной активности организма, структурой которого определяется, к какой именно самореализации организм стремится импульсивно, в чем именно он должен получить конкретную социальную программу.

Программные блоки можно называть и волюнтарными, потому что именно по аспектам этих блоков индивид не стесняется проявлять волю: по ЭГО — собственную, по ИД — социума.

Программные блоки тоже обладают двумя характеристиками, которые определяются структурой их энергетических блоков, того, из каких тактов ЭМ они построены. По структуре этих блоков образованы используемые нами в настоящее время теоретические названия типов ИМ. Как известно, их — четыре группы:

интуитивно-логические

интуитивно-этические

сенсорно-логические

сенсорно-этические

Недостаток этих названий в том, что на такие же названия имеют право все блоки модели А, так как они образованы из такой же пары п/т. Кроме того, эти названия не раскрывают глубинного смысла программы индивида. Поэтому для типальных характеристик программы мы будем пользоваться другими терминами. По своему глубинному смыслу программы могут быть теоретическими и практическими, а кроме того, — программировать внешние экзогенные и внутренние эндогенные процессы. Итого четыре группы программ:

теоретико-экзогенные

теоретико-эндогенные

практико-экзогенные

практико-эндогенные

V признак. Теоретико-практическая программа

Пятая пара признаков охватывает закономерности функционирования иррациональных п/т. У теоретиков в программных блоках интуиция, у практиков сенсорика.

С интуицией связаны способности человека манипулировать временем, приспосабливаться ко времени, видеть или не видеть, к каким поворотам в будущем времени способны другие. А также способность или неспособность ориентироваться во внутреннем, как правило, скрытом от глаз человека, содержании объекта, его внутренних возможностях, способности или неспособности развивать и оценивать эти возможности.

Этот такт определяет теоретико-стратегические способности человека, его умение или неумение ориентироваться в будущем, предсказывать будущее, видеть или не видеть глубинные слои явлений, их потенциальные возможности. При развитом этом такте у человека появляется возможность манипулировать не тем, что находится перед ним, а тем, что появится в будущем, или тем, что предполагается внутри какого-то объекта или явления. Это ведёт к созданию теорий. Поэтому по-настоящему теоретическим абстрактным мышлением обладают только интуитивные. И одновременно все интуитивные обычно живут с чувством, что это именно они первыми замечают изменения, происходящие в окружении здесь и теперь. По сути дела, так оно и есть: они первые это замечают с помощью своих базисных блоков, учитывают и оповещают других. Но они способны за этим лишь наблюдать, совершенно не знают, что с этим делать, и реагируют последними или вообще лишь после команды дуала.

Рис. 16

Практики-сенсорики отличаются способностью быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной точки пространства на другую. Способны разобраться в своем самочувствии и в том, от чего оно является хорошим или плохим. Полное отсутствие готовности уступать кому бы то ни было свои объекты или свое пространство. Если уступают, то обычно по собственной инициативе или, во всяком случае, с полным отчётом о происходящем и сознанием, что именно так и должно быть.

Сенсорика является своеобразным антиподом для интуиции. Это «здесь и теперь». Это объекты, пространство, самочувствие. Этот такт дает способность или неспособность ориентироваться и принимать конкретные решения в конкретной ситуации, а не ощущение, предчувствие каких-то более далеких последствий. Он делает человека хорошим практиком, способным не выдумывать теории, а применять их в конкретной жизни, пользоваться ими. Типологию в жизнь внедрят тоже сенсорики. Этот такт всегда связан с тактическими, деловыми способностями человека, умением позаботиться не столько о своем конкретном благе, сколько о конкретном благе других. И со способностью знать, чего конкретно он в одной или другой ситуации добивается. Это тип спринтера, незаменимого на коротких дистанциях.

Что касается общей картины окружающего мира, воспринимаемой блоком СУПЕРЭГО, то это фон, который всегда учитывается и, однако, используется лишь как фон, а не реальность, которую можно как-то перестраивать. В то же время это именно они — те, что «первыми поняли», первыми прочувствовали, что уже наступило время чего то.

VI признак. Объектно-субъектная программа

Шестая пара признаков охватывает закономерности функционирования рациональных п/т. У экзогеников (логических) в программных блоках логика, у эндогеников (этичеких) — этика.

Рис. 17

Первую группу типов ИМ мы до сих пор называли только логическими, вторую — этическими . Но так как при большей объективизации мышления этих типов оказывается, что логические занимаются экзогенными процессами и экзогенными отношениями, а этические не менее объективными эндогенными процессами и эндогенными отношениями, то первых можно назвать экзогениками, а вторых — эндогениками. Первые изучают экзогенные процессы и объясняют их внешними обстоятельствами, вторые — эндогенные процессы и объясняют их внутренними обстоятельствами, влечением, потребностями, притягательной силой.

С логикой связаны способности человека манипулировать внешним движением, перемещением объектов и субъектов, создавать или поддерживать устойчивые системы отношений между объектами, то есть соблюдать логику поступков, движений, систем, расстояний. Этот такт ЭМ определяет способность–неспособность разбираться во внешнем мире. Способность или неспособность быть «объективным» — учитывать внешнюю ситуацию, законы, правила. Именно этот такт склоняет человека к поиску объективных истин, то есть «такого содержания человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта», что и обусловливает ёё объективность» (Философский словарь).

Можно было бы сказать, что тактом логики определяется объективность мышления человека. Это не так. Эмоции других людей — не менее объективная реальность, чем их поступки, но этот такт не способен их учитывать. Логическое мышление можно называть объектным в противовес субъектному этическому.

С этикой связаны способности человека манипулировать внутренним состоянием объектов и субъектов, в том числе эмоций и переживаний. Следует, однако, подчеркнуть, что этот полутакт присущ и неодушевленным объектам. Например, если мы хотим обозначить происходящее внутри солнца, земли или кипящего чайника, то для этого подходит только .

Примечание. Эмоции человека в нашем определении это — внутренняя активность психики и отражение этой активности вовне в громкости голоса, мимике, экспрессии движений. При этом следует помнить, что эмоции — — проявляются в громкости голоса, а отношение к объекту — — в интонациях.

Экзогеники. Сознательно учитывают перемещение объекта в пространстве или во времени либо — сознательно регулируют межобъектные расстояния. Решительное, активное отношение к белой и чёрной логике, способность учитывать лишь внешние передвижения и расстояния, не полагаясь на внутренние процессы и притягательные силы этики. Уверенность только в своей объективной силе, способность полагаться лишь на неё, не учитывая своих субъективных внутренних ценностей, которые делают притягательным, воздействуют на внутренние процессы.

Эндогеники. Сознательно учитывают происходящее в других объектах и притягательную силу одного объекта к другому объекту. Незнание своих объективных сил и возможностей, способностей или прав.

Экзогеники все ситуации стараются решить расстоянием и поступками. В неприятных отношениях, когда кажется, что другие к ним плохо относятся, проявляют антипатию, удаляются сами или удаляют антипатию проявляющего субъекта. Если логический говорит: «он мне антипатичен», это обычно означает, что «он» демонстрирует свои отрицательные чувства и эмоции, как поступать с которыми — неизвестно.

Эндогеник изучает людей и ищет, как на них воздействовать. Если другой не проявляет к нему или его близким достаточных симпатий, то старается так повлиять, чтобы симпатии появились. Поэтому рекламу своим близким, как и себе, способен делать только эндогеник . Что такое реклама? Воздействие на эмоции, чувства, симпатии. Достаточно растрезвонить про особые таланты, способности, великое сердце и другие особые свойства партнёра. Потому логический, если действует в одиночку, то может творить чудеса, но про них так никто и не узнает. Кто бы узнал так скоро про подвиг экзогеника Дарвина, если бы ему в подмогу не вызвался эндогеник Гексли? Возможно, Дарвин и вошел бы в историю, но не при собственной жизни. А академик Курчатов без академика Иоффе?

Согласно некоторым наблюдениям, этический при скандалах на рабочем месте не способен работать, а логический способен. Почему? Потому что в эмоциональных бурях окружения логический ничего не понимает и не видит смысла. Для него смысл в работе: она интересна или неинтересна, доходна или недоходна, её результатом кто-то будет или не будет доволен. А скандалы и склоки — что-то наподобие стихийных бедствий. И если ты начальник, то их запретить нельзя и — всё. Этический тоже может не впутываться в скандалы, если это ничего не дает его престижу. Но в этом ещё нужно убедиться. В скандале он может продемонстрировать авторитетность, способность взять верх, прослыть защитником или на самом деле им стать. Эндогенная реальность не менее объективна, чем экзогенная. Эмоциональные бури дают возможность изучить людей, набраться нужного опыта, разобраться в том, что ими движет. Здесь можно учиться и на собственных ошибках. А как логические учатся на собственных ошибках в работе? Как ошибка в работе вдохновляет логического на новые поиски, так этического временные проигрыши в эмоциональных сценах. Противоположное же их обоих морально подавляет, потому что бьет по базисным блокам.

Эмоции проявлять может каждый, но только эндогеник получает обратную информацию. Логический же не понимает ответных реакций людей и поэтому не может ничему научиться. Может нагрубить, накричать, но это всегда срыв, самое большое — средство защиты или запугивания окружающих, «чтобы отстали». «Умно» скандалить он способен лишь под руководством этических.

Экзогеники уверены, что этические между собой вечно дерутся, пристают друг к другу, издеваются, язвят, в общем, что между ними невозможен никакой мир. Эндогеники же в таких своих отношениях не видят ничего из ряда вон выходящего, даже — наоборот. Вот логические, которые между собой молчат, потому что не находят общего разговора, вот это — страшно. Страшна тишина, потому что она не несет никакой информации. Тишина — это безвестность. Тишина кажется напряженным молчанием. Экзогенику же напряженным может казаться лишь молчание, постоянно грозящее эмоциональным прорывом, чего от другого логического ожидать трудно.

Экзогеники боятся не молчания, а бездействия, когда ничто нигде не происходит. Именно это для них безвестность!

Экзогеники и эндогеники по-разному воспринимают людей. Экзогеник на другого человека смотрит как на объективную реальность, с которой приходится считаться, и которую нельзя переделывать, потому что каждый человек имеет право быть самим собой.

Необходимо помнить, что эндогеник старается импонировать своим внутренним миром, благородством чувств и эмоций, а логический экзогеник — внешней жизнью, честными поступками и чистыми отношениями.

Эндогеники обидчивее, потому что обидчивостью пользуются как средством воздействия.

Знание типологии экзогенику дает возможность уйти от неприятного человека на расстояние раньше, до конфликта, то есть дает знание оптимальных расстояний с ним. Эндогеникам же типология дает способ менее конфликтного и более успешного общения. По-видимому, экзогеники типологией пользуются как средством защиты, эндогеники — как средством воздействия.

Дуализация. IV такт. Реализация

Активность инертных контактных блоков дает четвертый такт дуализации, обмен информационной кинетической энергии на потенциальную. Кинетическая энергия одного индивида при этом направляется на инертные блоки другого для превращения его потенциальной энергии в кинетическую. Тяжеловесные инертные мобилизационные блоки вовлекаются в активность, если им импонирует то, как реализуются довольно легковесные реализационные блоки дуала.

Контактные блоки тоже имеют по два признака, поэтому по способам реализации ИКЭ типы ИМ делятся на группы с такими условными названиями:

Контактные блоки проявляют себя по первой и второй сигнальной системе советами, поступками, эмоциями, чувствами и прочими услугами, которых, как надеется индивид, от него ожидают другие люди.

Можно сказать, что все, находящееся в контактных полутактах используется для завязывания контакта с другими людьми. То есть способности и умения человека, как и его личные ресурсы, контролируемые контактными полутактами, используются для проявления инициативной благожелательности к людям.

Инертные же блоки образуют как бы костяк личности. Контролируемое этими блоками используется только в том случае, если есть доказательство благожелательности, доброй воли и даже определённой услужливости окружающих.

С программных полутактов предлагаются программные решения, с базисных — информация к сведению.

Принципиальность каждого индивида проявляется на его мобилизационных инертных блоках, его приспособляемость, пластичность — на контактных.

Все реализационные блоки постоянно стараются кому-то помочь, выслужиться, заработать признательность, любовь, уважение и получить, благодаря этому больше ИПЭ. Удается это обычно только в случае совпадения интересов, в контакте с дуалом, а частично — в отношениях с другими членами той же квадры. Если такой признательности заработать не удается, то доходят до психофизического изнеможения при реализации именно этих блоков.

Контактные п/т реализуются при первом требовании окружения и потому не отличаются запасами. Другое дело — инертные, которые при должной активации со стороны контактных практически — неисчерпаемая кладезь.

Инертные блоки, нежные, как мимоза, требуют постоянной защиты и опеки. Сами на неё не способны. Защита требует расхода энергии, а инертные блоки способны лишь на её воспроизводство.

Контактные полутакты образуют защитное кольцо диады, которое оберегает от неожиданных стрессов и фрустраций. Благодаря ему контакты с окружающими приобретают пружинистый характер, становятся кратковременными, незастревающими, потому что неразрешимый, затяжной характер любые неприятности и конфликты приобретают, когда касаются незащищённых инертных блоков, которые выводит из строя любой удар, требующий ответа.

Примечание: О «защитном кольце» можно говорить потому, что в контактные блоки диады попадают все восемь п/т.

Свободная и подходящая для ответа информационная энергия хранится лишь на контактных блоках. К фрустрациям — «психическому состоянию, возникающему вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели» — ведёт потребность расходовать её с инертных мобилизационных полутактов. Именно поэтому не все типы ИМ в одном и том же видят безысходность. Одним она кажется, как это пишется в «Кратком психологическом словаре» (1985), реальной, а другим — воображаемой помехой.

Чувство безысходности появляется в случае необходимости быстрого ответа с инертных блоков. Что фрустрирует, а что нет, определяется типом ИМ. От фрустрации и чувства безысходности свободен только тот руководитель, у которого ближайшим помощником является работник с дополняющим типом ИМ.

Диада — единица, способная пружинисто, то наступая, то отступая, отстаивать свои жизненные интересы, избегать как фрустраций, так и стрессов, продуктивно работать и реализовать свою продукцию в социуме, выходить сухой из каждой двусмысленной ситуации.

При рассмотрении признаков, вытекающих из реализации контактных (как и любых других) блоков, можно говорить о:

•  свойствах, вытекающих из контактности индивида;

•  свойствах, вытекающих из его инертности.

То есть о свойствах, которые ему дают его контактные и инертные блоки. Определяются эти свойства конкретным содержанием, а именно п/т ЭМ этих блоков.

Хоть полутакт 4/1 — творческий и очень сознательный, ему присуща определённая приспособляемость к окружающему. Недаром К. Г. Юнг называл его спекулятивным. Его идеи в обязательном порядке должны быть понятны тому, кому они предназначаются, иначе они не достигнут цели. Поэтому те же идеи, ради их большей доходчивости, приходится наряжать в другие одеяния, облекать другими словами. Кто при провозглашении новых истин отрывается от уровня субъективной действительности — людей, которые рядом, среди которых он живет и работает,— остается непонятым. Его советы проходят мимо ушей, не признаются. Значит, время, которое он затрачивает на разрабатывание своих идей, не признается общественно необходимым (даже если и является таковым). В лучшем случае его не замечают, в худшем — сжигают на костре.

VII признак. Тактико-стратегическая реализация

Седьмая пара признаков охватывает закономерности расположения рациональных полутактов в контактных реализационных блоках. В группе тактиков контактной является сенсорика, в группе стратегов — интуиция.

Рис. 18

Контактность ментальных колец — это, во-первых, информативность индивида, род информации, которую он легко вбирает в себя и так же легко передает другим. Притом информация с 4/1 — творческая, программирующая, а с 1/1 — обыкновенная, простая информация о реальном мире.

Контактные полутакты постоянно приспосабливаются к реальному окружению, потому они эластичные и изменчивые, незакостенелые. Притом, как уже говорилось, контактность индивида проявляется в склонности делать мелкие услуги другим, инертность — наоборот, сама требует услуг. По реализационным п/т происходит раздача не только советов, но и материального содержания п/т ЭМ. Одни легко отдают время, другие — вещи, деньги.

В инертной части модели А ничего подобного не наблюдается. Там замечаем довольно последовательное накопление. Это не означает, что от индивида ничего нельзя получить, но сделать это гораздо сложнее. Потому, например, каждый, у кого сенсорика в базисном блоке, всегда при деньгах, всегда имеет какие-то запасы, что-то накапливает. Те, у кого сенсорика в контактном, — по своей природе не способны к накоплению, у них все проходит как сквозь пальцы, и потому они с удовольствием помогают первым.

Советы, как и материальная помощь, с контактных блоков — проявление расположения к человеку. А будет он пользоваться получаемым или тут же забудет — не имеет решающего значения. Достаточно, что вежливо слушают. Другое дело — советы с инертных блоков. Они даются только тогда, когда есть уверенность, что не пропадут даром. Так и с материальной помощью.

Контактность тактика-мецената

Тех, у кого в контактном блоке сенсорика, называем тактиками, потому что они способны давать тактические советы и кратковременную материальную помощь.

Их помощь — сиюминутная, советы — о том, как действовать в данной конкретной ситуации. При этом они не требуют отчёта, как эта помощь будет использована и на то ли, на что просят. По-моему, их можно назвать патронами или филантропами. Меценат потому и меценат, что не вникает в чужие проблемы и не дает далеко идущих советов, а лишь опекает и помогает. Вещи и деньги для него не самоцель, а лишь средство контакта.

Контактность стратега-дипломата

Когда в контактном блоке интуиция, то информативность индивида – стратегическая, он склонен и способен делиться информацией, имеющей стратегический смысл, давать стратегические советы. Они раздают собственное время и потенциальную энергию так, как другие — деньги.

Стратегию меняют постоянно, в тактике — ригидность, поэтому они неспособны на быстрые поступки. Такие типы ИМ можно называть стратегами, дипломатами, часто — адвокатами.

К тактикам-меценатам обращаются, когда быстрый совет или помощь нужны сразу, сейчас же. К стратегам-дипломатам — когда нужно без особой подготовки и изучения ситуации, как бы с ходу разобраться в ситуации в целом или получить совет на будущее, прояснить картину того, что из данной ситуации разовьется в скором будущем, каких поступков, эмоций или изменения сил можно ожидать в скором будущем.

Информацию приобретают и реализуют исключительно по обстоятельствам, по сложившимся условиям. Обычно стратег-дипломат чему-то учится, приобретает какие-то знания только после того, как узнает, что это ему будет нужно. Равно как статик ищет заработка или старается вернуть одолженное лишь после появления неизбежных расходов.

Сравнительно легко увлекается в разными новыми идеями. Потому кое-кто склонен называть их авангардистами. Но интерес, проявляемый контактными п/т, обычно поверхностный. Все они обычно легко перепрыгивают с одной проблемы на другую и потому часто отличаются многосторонностью интересов или энциклопедической начитанностью.

Инертность стратега-хозяина

У стратегов сенсорика в инертных блоках. Это рождает склонность к постоянному накоплению реальных материальных ресурсов. И пространства. Любые случайные манипуляции с сенсорикой направлены лишь на накопление. Зато расход всегда плановый, заранее известный. Пустое разбазаривание сенсорика не допускает: идёт постоянное подсчитывание материальных ресурсов, как своих, так и чужих. Нужно ведь знать, кто что имеет.

Настоящую стойкость проявляют при организации сенсорного уюта и комфорта, хорошего самочувствия для себя и других. Мастера по изучению полезных свойств вещей. С усердным постоянством добиваются приличного быта. Именно на их плечах и в их руках благосостояние общества. Только они не сомневаются в своем праве и праве других на сенсорно благополучную жизнь, чего никак не скажешь о тактиках. Это настоящие хозяева, которые всегда знают, что выгодно с материальной точки зрения, что невыгодно, чем следует заниматься, чем нет.

Но, как известно, советы и помощь с инертных блоков выдаются лишь в случаях полного доверия, когда есть уверенность, что будет выполняться заданная программа. Поэтому именно эти типы иногда становятся основателями фондов. Недавно пришлось читать в польской печати о женщине, по типу (ЭИЭ), которая свои трудовые сбережения, предназначенные для устройства жизни сына, после того, как стало известно, что он погиб во время войны, направила на учреждение стипендий.

Известны и другие похожие факты, когда стратеги копят деньги не для себя, а для каких-то великих целей, о которых знают, как им кажется, другие люди, прежде всего — горячо любимые.

Инертность тактика

У тактиков интуиция в инертных блоках. Поэтому их стратегические планы масштабны, а в своих стратегических целях и средствах они инертны. Их стратегия проявляется как общая линия поведения индивида, от которой ни в коем случае не отступают.

Ярко выраженная тенденция к упрямому инертному накоплению потенциальной энергии и экономии времени. И использованная информация, и потерянное время должны дать какой-то обратный результат, какую-то социальную «прибыль»: хоть кто-то должен поумнеть и научиться лучше использовать время. Деньги на глупости тактик может давать, время — нет! Нельзя терять время даже на то, чтобы давать советы тому, кто не способен ими воспользоваться.

Хозяйственность тактиков-меценатов направлена на рациональное использование сырья и других источников потенциальной энергии, в том числе энергии человека. И его времени. Настоящие непреходящие ценности — в инертных блоках. Очень иллюстративно в этом отношении положение К. Маркса (ИЛЭ) ) о ценности свободного времени, как и его склонность все измерять временем.

Приличные и сомнительные источники

По контактным полутактам стараются пользоваться только официальными, принятыми в обществе, приличными источниками информации или дохода. По инертным полутактам каждый человек уверен, что способен сам разобраться в том, что хорошо и что плохо, и уверен, что даже способен облагораживать почерпнутое из сомнительного источника.

Если стратег–дипломат решил чего-то добиться по инертным полутактам, например, какого-то объекта: квартиры, машины, нужного человека,— то обязательно добьется и средства на это найдет.

Тактику неприятно не уметь сводить концы с концами, поэтому свои трудности на этом фронте он склонен скрывать. О такой же зарплате хозяин-адвокат преспокойно во всеуслышание говорит: «разве с этого можно жить?». Поэтому он гораздо более способен на организацию дополнительных официальных и неофициальных доходов.

Ровно так же, как тактик старается не иметь сомнительных доходов, дипломат избегает «нечистой», «посторонней» информации, с которой можно «влипнуть». Иногда лишь по той причине, что она не относится к тому, чем он официально занимается. Такая «стыдливость» совершенно непонятна тактику. Возьмем к примеру соционику. К ней достаточно большой интерес проявляли многие специалисты по типу (ЛИИ), (ЭИЭ), (СЛИ), (СЭЭ). Но пока это неакадемическая наука, использовать её в собственной практике, на деле, в работе они не могут. Типовая психологическая закономерность.

Все они очень осторожны с достоверностью информации, её правдивостью, качеством источников: никогда не спросят у другого, если можно посмотреть в справочник. Тактики — наоборот. В общем, точно так же старательно, как меценат оформляет свои источники доходов, дипломат оформляет информацию: дипломами, справками, разрядами, членством в разных организациях и т. п. Без этого как-то неспокойно, можно прослыть болтуном, обманщиком, потерять доверие.

Когда же стратег – дипломат перепродает спиртное, то он выступает даже как бы в роли благодетеля.

Тактик не чурается никакого источника информации, если только тот способен приблизить его к какой-то истине. И не видит никакой необходимости оформлять или официализировать свои знания. Поэтому формальное, оформленное документами образование они приобретают лишь до тех пор, пока не начали работать. Как только приступают к работе, перестают что-либо оформлять, если только это кто-то не делает за них. От оформления ведь знаний не прибудет. Поэтому среди защищающих диссертации, если только они сразу после получения диплома не попали в аспирантуру, тактиков очень мало.

А вот заявление директора одного института о том, что он не защищал докторскую в основном потому, что при этом трудно избежать присвоения чужих мыслей, с головой выдает стратега – дипломата, который боится попасть в двусмысленное положение при использовании информации.

Если стратег – дипломат говорит, что у него нет денег, это может означать, что их нет на покупку какой-то определённой вещи, что все его капиталы в сберкассе или не хочется разменять большую купюру. Если тактик – меценат говорит то же самое, это обычно означает, что не только рубля в кармане нету, но и одолжить негде.

По отношению к новым идеям стратеги — глашатаи. Но они слишком привязаны к своим доходам и благополучию. Поэтому всерьёз на эти идеи могут клюнуть лишь тактики, которые легко переносят любые материальные потери. Все это прекрасно сбалансировано в дуальной паре: стратег-дипломат приносит только те идеи, которые согласен финансировать. А тактик-меценат ввязывается только в то, что ему интересно, что кажется перспективным. В таких условиях производство новых идей не отрывается от материальных источников.

Тактики менее категоричны к объективности передаваемой информации и особенно собственных суждений. Все, что говорят стратеги, отличается большей категоричностью. Передается больше конкретных фактов и меньше собственных размышлений.

Тактик, рассказывая о чем-то, чаще всего передает не столько сами факты, сколько свое мнение о них. Это его мнение, ему так кажется, он так думает. Даже когда рассказывает конкретный факт, на вопрос «точно ли это», склонен ответить: «мне так кажется», «я так думаю».

Стратег не «думает», а знает, уверен в том, что говорит. Если информация недостаточно точна, нужен спор для её уточнения, принятия или отвержения, но не мнениями других людей, а конкретными фактами. Написанное обычно воспринимается как факт, а не мнение.

Тактик-меценат говорит: «я думаю, моё мнение, мне кажется». Эта мягкость сама по себе — тактическое средство. Стратег-дипломат — «я знаю, я уверен, не сомневаюсь». Признак тактической прямолинейности и неповоротливости.

Человеку свойственна постоянная внутренняя уверенность, что по инертным полутактам он должен иметь достаточно: сил, самочувствия, времени. А по контактным — может иметь, а может и не иметь. Например, (ИЛЭ), который не имеет на что-то достаточно хорошего настроения, способностей, времени, симпатий других людей,— чувствует себя неловко и вообще в глупом положении. Не знает, как это объяснять. Когда для (СЭИ) это в порядке вещей: «Пообещал и не пришел? Так ведь не успел!»

В области новых знаний, новой информации стратег -дипломат часто видит то, что на поверхности, тактик -меценат — то, что в глубине. Но информативность стратега -дипломата, как уже упоминалось, более ранняя, «контактная», и именно она привлекает к проблеме внимание инертного на новое мецената. Стратег-дипломат скорее популяризатор новых проблем, настоящим их разработчиком становится неспешный тактик-меценат.

Например, ещё совсем недавно все, кто занимался молодой у нас социологией семьи, были собирающими сливки с нового стратегами-дипломатами. На последних конференциях уже заметен перевес более тяжеловесных ученых — тактиков- меценатов.

В дуальной паре стратег-дипломат идёт впереди партнёра по собственной инициативе или выталкивается партнёром. Именно он выдвигает и рекламирует какие-то проблемы или потребности, проявляет инициативу от имени диады.

Примечание: в этом случае его очень трудно назвать стратегом, гораздо более убедительно, казалось бы, назвать тактиком.

Кое-кто эту его способность проявлять инициативу называет способностью создавать проблемы. По-видимому, возможна и такая точка зрения. Не вызывающим сомнений фактом является лишь то, что именно они подготавливают почву для дальнейшей активности собственных дуалов, в руки которых на последующем этапе эта инициатива и переходит.

Если дипломат способен где-то «схитрить», то непременно этим воспользуется и обязательно похвастается. Если хвастать некому — неинтересно. Хвастовство своей хитростью или разумностью — приоритет дипломата. Меценатов, наоборот, все, что может быть воспринято как хитрость, почему-то ставит в неудобное положение. Потому в контакте с дуалом они ноют о своей неудачливости, бесталанности, безуспешности и т. п. Ровно таким же образом стратеги -дипломаты не позволяют себе (или не могут) ныть.

VIII признак. Конструктивно-эмотивная реализация.

Восьмая пара признаков охватывает закономерности функционирования рациональных тактов. Вопрос в том, находятся они в контактных реализационных или инертных мобилизационных блоках.

Первые по сравнению со вторыми как бы автоматизированы: по первой собственной потребности в контакте раскрываются и после её исчезновения автоматически закрываются. Быстро закрываются при изменении поведения партнёра, чего никак нельзя сказать об инертных блоках. Если уж инертные начали кого-то одаривать, то это надолго.

Первой восьмерке типов свойственны быстрые поступки и инертные эмоции, второй — наоборот, быстрые эмоции и инертные поступки. Поступки у первых быстрые, как бы даже необдуманные, механические. Назовем их конструктивистами. Вторая восьмерка быстра на эмоциональный контакт — эмотивисты.

Рис. 19

Конструктивисты отличаются внутренним постоянством, внутренней уравновешенностью или даже ригидностью. Эмотивисты, наоборот, — внешним постоянством, т .е. постоянством в делах, во внешних отношениях. Первые сравнительно быстро меняют род занятий, вторые — объекты, вызывающие как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции.

В контакт с людьми конструктивисты входят используя для этого свои поступки, труд, часто даже физический. В общем, всеми проявлениями логики. Эмоционально разогреваются трудно, но если разогрелись, то надолго, и это касается как дел, так и контактов с людьми. Пока не знают, что хорошее для человека сделать, то и в контакт не входят.

Воздействие эмотивистов на людей — эндогенное. Это воздействие эмоциями, сочувствие м, симпатией, эмпатией, мягкостью, вежливостью, окриком и вообще — любыми звуками. В контакт входят эмоционируя или демонстрируя симпатии, расположение. Вдохновляя, мобилизуя внутренний мир партнёра, способны одухотворить любое дело. Эмоционально поддержать, поднять настроение, расхвалить кого-то или что-то, наладить между людьми связь. На собственную внешнюю активность разогреваются медленно. Одним и тем же делом занимаются долго и основательно. Менять род им занятий просто неинтересно. В избранной линии активности отличаются завидной устойчивостью. Одно занятие на другое меняют обычно только при возможности явного улучшения собственной ситуации. То же с людьми — стараются, не изменяя внешних отношений — везде иметь знакомых.

Если эмоции или влюблённость проявляет эмотивист — это самая обыкновенная коммуникабельность и «хорошая воспитанность», «вежливость». Когда у него что-то всерьёз, он становится более сдержанным.

Конструктивисты дорожат не знакомствами, а симпатиями людей, и там, где знакомство переплелось с симпатией, только там оно надолго. Поэтому они без зазрения совести знакомятся с каждым «нужным» человеком. Это люди или с нужной информацией, нужным кругом интересов или способностями, умениями, связями, служебным положением. Но это — для дела… Одни из них знакомятся в поиске интересного — интуитивные (интерес на будущее), другие — полезного (интересна теперь).

У эмотивиста же симпатию может вызывать каждый встречный. А долговременными их знакомства становятся только в том случае, если симпатичный человек ко всему прочему окажется ещё и «нужным».

С контактных тактов делают разные мелкие подарки. Что дарить, когда это логика? Поступки и расстояния, как положительные, так и отрицательные. Например, если (ИЛЭ) куда-то приходит и как бы никого не замечая залезает в угол, это его вежливость — не навязывание себя тем, кому до него нет дела. Он «вежлив», «не требует внимания», «на своем месте». И только получаемые им самим подарки — улыбки, шутки, — позволяют сделать другой подарок — оставить угол и присоединиться к компании. В диаде ИЛЭ–СЭИ принято не напоминать о себе, пока человек не нужен своими эмоциями или поступками.

Эмотивисты более сентиментальны, склонны к сочувствию, сопереживанию, внешней чуткости к другим. Конструктивисты внешне закрыты, больше склонны к реальной помощи, чем к словам соболезнования. Что-то типа организованной добродетели.

Конструктивисты и эмотивисты по-разно м у общаются. Эмотивисты общаются как бы во всех четырёх направлениях сразу, и поэтому незаменимы в компаниях. Конструктивисты же — лишь в одном. Это какое-то «целевое» общение, направленное на одного человека, на одну тему, на одну идею.

Эмотивист легко переключается на новые эмоции, быстро соображает, как освободиться от неожиданного посетителя или завязать недолгую задушевную беседу. Конструктивист на это не способен. В дуальной паре случайными посетителями обычно занимается эмотивист .

Потому там, где нужна не обязывающая вежливость, нужен эмотивист, где требуется быстрая конкретная услуга — конструктивист.

Примеры:

I. Какой ещё тип, если не (ЭСЭ) со своими инертными эмоциями и инертной интуицией, был способен на подвиг Шлимана, который в детские годы загорелся идеей раскопать Трою и остался верен ей всю жизнь. А для этого ведь необходимо было, несмотря на бедность, получить нужное образование, а после того ещё и разбогатеть.

II. Очень интересно наблюдать за разницей, которая проявляется при чтении лекций эмотивистами и конструктивистами . Чтение лекций, как и склонность к разговору, определяется местом этики. Эмотивисты, например (ЛИЭ) и (ИЭЭ), бросаются с места в карьер для того, чтобы постепенно затухать и затихать. А вот конструктивисты – (ЭИЭ) и (ИЛЭ) при чтении лекций, начав более или менее лениво, постепенно воодушевляются, а после этого уже не знают, когда остановиться. Но это только тогда, если с аудиторией образовался контакт. Без контакта они вообще не в состоянии читать. Для эмотивистов такой контакт не является необ ходимостью: это они веселят и разжигают аудиторию, а не она их.

III. Почему плохие отношения между конфликтёрами, например, между (ЭСИ) и (ИЛЭ)? Потому что этика у обоих инертна и некому первому улыбнуться. Особенно, если нет накопленных в общении с дуалом запасов.

IV. М. Горький — (ЛСИ) писал: "если человеку часто будешь говорить, что он добрый, то он и будет таковым". Несомненно, такое говорить собственному партнёру — функция эмотивного п/т (ЛСИ), как и (ЛИИ). Они и заверяют своих партнёров в том, что те добрые и объясняют, почему добрые и когда добрые. Этим программируются инертные п/т дуалов. Но это распространяется лишь на (ЭИЭ) и (ЭСЭ) . Всеобщих рецептов, к сожалению, нет. Если других типов вы будете убеждать в том, что они добрые, они станут не добрыми, а наоборот.

в реализационном блоке. Чтобы разобраться в различиях того, как один п/т ЭМ реализуется при пополнении разных контактных функций, рассмотрим пару примеров функционирования.

1) Эмотивисты (СЭИ) и (ИЭИ), у которых — 4 /1 .

Очень быстрые, сознательные эмоциональные реакции приспособления к окружению и одновременно — реакции, направленные на изменение происходящих в этом окружении внутренних процессов — в сторону их выявления, усиления, замедления или прекращения. Они не отличаются ни устойчивостью, ни «принципиальностью», потому что должны учитывать постоянную изменчивость реальной действительности. При желании добиться того же самого результата в одной ситуации приходится показать одни настроения и эмоции, в другой — другие. А все это в большой степени облечено в слова и потому со стороны может восприниматься как ложь. То же самое и с неодушевленным и предметами. Наверняка только (СЭИ) способен открыть сейф, ключ от которого потерян, потому что только он способен считаться с каждым звуком, который удается извлечь изнутри механизма. Они несут информацию, и эмотивист ею творчески, приспосабливаясь к ситуации, пользуется.

Многие реакции с 4/1 — это лишь реакции, которыми окружающие как бы проверяются, ощупываются. Это причина множества шуток, от которых, если они невпопад, быстренько отказываются.

Происходит постоянное эмоциональное творчество, поиск наиболее действенных вариантов, которые не только активизируют партнёра, но и его самого обеспечат ИПЭ, которую он получает при наблюдении за ними. Самое малое, чем эти люди в повседневной жизни занимаются, это контроль за настроениями окружающих, особенно своих близких, настроение которых выравнивают и улучшают с особым рвением. Это и понятно, ведь 4/1 — самая творческая функция.

2) Эмотивисты (ЛСЭ) и (ЛИЭ), у которых — 1/1.

Эмоциональная реакция тоже очень быстрая, но это не ответ на что-то, не приспособление, это лишь констатация факта внутреннего изменения в объектах окружающей действительности и эмоциональное сообщение об этом. (ЛИЭ) более склонен реагировать на вызывающее положительные эмоции, (ЛСЭ) — на вызывающее отрицательные эмоции. Это как бы отчёт или сигнал об увиденном, сигнал, пропущенный через свой собственный фильтр. Они смеются над чем -то, в окружении подшучивают, проявляют эмоциональное недовольство не столько из-за того, что им самим смешно или грустно, это просто механизм предупреждения дуалов о том, что круго м происходит.

(ЛИЭ) запрограммирован на поднятие настроения своего всегда как бы немного испуганного или рассерженного дуала. (ЛСЭ) — на возвращение в реальность и уменьшение беспечности своего дуала.

Назад (раздел 2)Продолжение (раздел 4)