О дуальной природе человека. Часть 1*

А.Аугустинавичюте

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 1-3;
а также в книге: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 103 – 193.

* Работа разбита на части редакцией сайта

Часть 1Часть 2Часть 3

1. Природа эротических чувств

Где причина эротической любви?

В очеловеченном половом инстинкте?

Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, совершен­но независимые друг от друга потребности: потребность снятия сексуального напря­жения и потребность психической связи с другим человеком. Обе зависимы от интел­лекта, культуры, социальных условий, взаимосвязаны между собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа.

Об этом размышляли многие философы.

"Один человек – ещё не человек", — писал Фейербах, "только в паре он обретает гармоничную целостность".

«Истинная сущность любви состоит в том, — читаем у Гегеля, — чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою ( Гегель. Соч., XIII, 1940, стр.108).

Подобным образом рассуждает Эрих Фромм:

«Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и однако остаются двумя».

Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона «Пир». Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело — все пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я.

Похоже звучат строки Ю.Рюрикова:

«Это физическое ощущение своей слитности с другим человеком — ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что в обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, переживать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то странный психологический мираж, когда разные «я» как бы исчезают, сливаются друг с другом, и люди делаются психологическими андрогинами,.. это чуть ли не буквальное «переселение душ» — как будто часть твоей «души» перебралась в тело другого человека, слилась с его нервами, и ты теперь чувствуешь его чувства точно так же, как и свои... почему это бывает только у любящих, только у близких людей, — неясно; психологам и физиологам ещё предстоит разрешить эту загадку».

Если эротическая любовь является следствием психической структуры человека, о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того, чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психическое одиночество в браке, — ненормальные явления, заставляют смотреть на брак более серьёзно.

2. Проблемы психической дополняемости

Если человек ищет психического дополнения, значит, его дополняет не каждый физически приятный партнёр, а лишь индивидуум с определёнными психическими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы утверждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. Но наши исследования показа­ли, что не каждую противоположность можно назвать дополнением. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности одного активностью другого. А есть и дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ лежит за каждой типологией, которыми пользуются психиатры, начиная от П. Б. Ганнушкина, Э. Кречмера, К. Г. Юнга, А. Кемпинского, кончая А. Е. Личко и К. Леонгардом. За каждой! Просто есть совместимые типы людей и несовместимые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это проверить. В общем — как и при всех открытиях — ответ настолько прост, что уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни за границей.

Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей есть типология К. Г. Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определённой структуре, тогда как все другие типологии имеют описательный характер. Мы с неё и начнем. Что касается других типологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу (табл. 3), по которой видно, как те же типы людей называются у других авторов.

Может возникнуть вопрос, почему упоминаемые выше авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное, потому, что все они — психиа­тры, которые, по роду своих занятий, работали с отдельными пациентами, углублялись в познание качеств отдельных типов людей и не могли наблюдать за их взаимодей­ствием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того,достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди — однотипны, что определённые типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди «средние» и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А. Е. Личко недвусмысленно говорит, что определённые акцентуации появляются на базе определённого типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

3. Преимущества типологии К. Г. Юнга

Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это — структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуется не такими неприятными названиями, как другие (см.табл.3). За его названиями не психи­ческие отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции — это способности человека с особым умением разбираться в определённых аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.

К сожалению, названия К. Г. Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то, что он называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он называл эмоциями, — этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего более подходящего, но они более точны, чем юнговские. Например, когда К. Г. Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые «мыслят», а вторые «живут эмоциями». На самом же деле они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы об этих последних говорим «у этих людей преобладает этическое мышление», это не прозвучит такой несурази­цей, как если бы мы сказали «у этих людей преобладает эмоциональное мышление». У людей с «этическим» мышлением склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности — неэтичности отношений и поступков. Людей с «логическим» мышле­нием в основном интересует логичность-алогичность отношений и поступков.

Итак, с одной стороны, мы остались при принципе К. Г. Юнга строить названия, опираясь на наиболее развитые стороны психики человека, а, с другой стороны, эти названия немного изменили, поэтому вместо юнговских: мышление, эмоции, сенсорика, интуиция появились логика, этика, сенсорика, интуиция.

Вторая поправка, которую нам пришлось внести, — сдвоение названий. И сам Юнг утверждал и мы в своей практике убедились, что характер человека определяется на одной, а двумя «функциями». Когда, например, говорим логический тип, то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот, что с интуицией. А они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой — практичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен в теориям, философствованию, строитель­ству того, что называют воздушными замками. Они отличаются во всей повседневно­сти, во всех мелочах. Первый всегда опрятен, знает, что красиво, что нет, всегда собран. Второй — рассеян, и хотя старается, сколько может, быть опрятным и сосредо­точенным, но это ему далеко не всегда удается.

Юнговские термины «экстравертированный» — «интровертированный» мы заменили на ныне распространенные экстраверт — интроверт, хотя считаем, что ещё более подходящими были бы термины экстратим — интротим, сделанные по аналогии с кречме­ровскими терминами шизотим — циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека назы­вать экстравертом, а каждого замкнутого — интровертом, эти термины стали двусмыс­ленными.

4. Чувство юмора и 16 типов ИМ

В связи с тем, что различия в типе личности — это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче — типами ИМ.

Причем здесь информационный метаболизм?

Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на опреде­ленные составные части или аспекты. И каждый тип личности об одном из этих аспек­тов получает очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую информацию, а информацию других аспектов воспринимает недифференцированно, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побывав в одних и тех же ситуациях, помнят и расска­зывают совершенно разное и разными словами. Рассказ сопровождают различной мимикой, акцентируют другие моменты происшествия. Основной причиной того, почему один человек приятен, нравится, а другой — неприятен, утомляет, и является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какой мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает, Когда один человек задевает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одному за одно прощается то, что другому — нет.

Можно напомнить, что термин информационного метаболизма мы заняли у клас­сика польской психиатрии А. Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его информа­ционного метаболизма. Теперь мы знаем, что этим нарушением является не что иное, как только недополучение нужных сигналов-раздражителей от людей с дополняющей психикой и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими от людей, контакт с которыми затруднен потому, что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают малопонятным и неприемлемым способом.

Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замечания­ми или шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раздражают. Любая шутка до нас доходит как шутка лишь в том случае, если она как бы невзначай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чувство юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что его чувство юмора просто отличается от нашего: он склонен шутить другими словами и совершенно о другом.

Всего есть 16 типом ИМ. Одни из них лучше отбирают из окружения одни сигналы, другие — иные. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рассеяны и забыв­чивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-видимому, на долгом пути развития человека психика отдельной личности специализировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары конкурирующих психических свойств: если одно из них у ребёнка развивается интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура каждого индивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек — общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определен­ным образом односторонне развитой психики ему необходимо психическое дополне­ние, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничест­ве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправленно, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

В общении людей и в их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда мы говорим о психи­че­ском дополнении и психической совместимости, самое главное — тип ИМ. Он опреде­ля­ется порядком селекции и обработки информации, получаемой психикой. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способно­сти, инте­ресы, формы активности, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно иное поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще «ах, любовь», а такие формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убедительными, удовлетворяют психику.

5. Что кого интересует и кто в чем разбирается

Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление обо всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируют. Механизм этого явления, по нашим сегодняшним представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражаются в мозгу с разной степенью диффе­ренциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид, отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно, с большой точностью, позволяющей осмысливать эту информацию и передавать её в словесной форме.

Что это за аспекты?

Приспособление организма к окружению — непрекращающаяся цепь актов физиче­ской активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире, тоже не что иное, как цепь актов физической активности. Можно сказать, что все происходя­щее с нами и вокруг нас — это те же цепи актов физической активности. А цепь актов физической активности не что иное, как четыре такта двигателя внутреннего сгора­ния:

1) потенциальная энергия;

2) превращение потенциальной в кинетическую;

3) кинетическая энергия;

4) использование кинетической энергии.

Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые, из-за своей типной природы, человек воспринимает с разной осознанностью: один лучше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способностях (1 такт), другой в его эмоциональной жизни (2 такт), третий — в том, как он работает (4 такт). Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их называть экстравертны­ми элементами информационного метаболизма человека:

I — потенциальная энергия;

E — превращение потенциальной в кинетическую;

F — кинетическая энергия;

P — использование кинетической энергии.

Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

I – потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, его физиче­ских и психических возможностях;

E – возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;

F – мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;

P – активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Составные части этих полей — отношения между объектами и процессами, воспринимаемые людьми как определённые чувства. Так появляются ещё четыре измерения окружающего мира, которые, из-за своей типной природы, человек тоже воспринимает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их называть интровертными элементами информационного метаболизма человека.

S – отношения между процессами, происходящими в одно и то же время — прос­транство;

T – отношения между следующими друг за другом процессами — время;

L – объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами — соотношения объектов или измерение объекта объектом;

R – субъективное отношение между двумя объектами или субъектами — притяжение — отталкивание.

Благодаря этим элементам ИМ, человек получает информацию:

S – о качествах пространства, то есть, о том, что в нем происходит, о само­чувствии находящихся в этом пространстве людей;

T – об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о наличии или отсутствии времени, опасности или безопасности будуще­го;

L – об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценн­ости и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;

R – о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, об их нужности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви или ненависти.

Несколько слов о возникновении графических символов.

Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком F, фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником I, который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому, если логику обозначили квадратом P, как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления — эмоционального накала нужно подобрать символ, помещаю­щийся в квадрате. Так появился квадрат без одного угла E .

Однородным интровертным элементам присвоены те же символы, только — другого цвета: S, T, L и R .

Итак, в процессе информационного метаболизма человек пользуется 8 элемен­тами информационного метаболизма, каждый из которых отражает один из объектив­ных аспектов окружающего мира. Теперь каждому из этих элементов присвоим услов­ное название, которым в будущем и будем пользоваться:

Таблица 1.

Отражаемый аспект

Название качества психики человека или элемента ИМ, благодаря которому человек получает информацию о данном аспекте мира

Символ аспекта мира и соответствующего элемента

Потенциальная энергия

Экстравертная интуиция

I

Превращение потенциальной в кинетическую

Экстравертная этика

E

Кинетическая энергия

Экстравертная сенсорика

F

Использование кинетической энергии

Экстравертная логика

P

Пространство

Интровертная сенсорика

S

Время

Интровертная интуиция

T

Соотношения

Интровертная логика

L

Притяжение-отталкивание

Интровертная этика

R

Все восемь элементов ИМ находятся в психике каждого индивида. Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки информации. Но в сложных ситуациях, требующих интеллектуальных усилий, люди склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному и одному интровертному. Они-то и определяют тип ИМ и дают нам право называть его логическим, этическим и т.п.

Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллектуаль­ными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хочет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами. Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих чувствах.

Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ в тех названиях, которыми мы пользуемся во всех своих работах (см. табл.2).

Интересно было узнать, какие психические свойства и какие психические типы распространены среди населения республики (Литовская ССР). Для этого обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены в той же табл.2. Несомненно, что такая незначительная и совершенно случайная выборка людей (200 человек) не может представлять республику. Но её достаточно для того, чтобы понять: нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди мужчин или только среди женщин.

Отсюда релятивность таких понятий, как женственность и мужественность: каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую женственность видит в интровертированной девушке, интроверт в экстравертной, личность логического типа ИМ — в этическом мышлении, личность этического типа ИМ — в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной мужественности. Есть женщины и мужчины с разными психическими структурами, которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую структуру.

Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради избежания лишней путаницы, не будем учитывать пол. Будем говорить об индивидах с сенсорным, интуитивным, логическим и этическим типом ИМ. В примерах, где ради образности говорится «он», таким же образом можно сказать и «она». В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психических типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп Вильнюсского педагогического института в 1978-79 гг. оказалось 28 студенток с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности — 9.

Таблица 2.

Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР

 

Название типа

Символ типа

Мужчины

Женщины

Ш
И
З
О
Т
И
М
Ы

1. Логико-сенсорный экстраверт

P S

5

2

2. Логико-интуитивный экстраверт

P T

4

2

3. Логико-сенсорный интроверт

L F

6

3

4. Логико-интуитивный интроверт

L I

6

5

5. Этико-сенсорный экстраверт

E S

3

10

6. Этико-интуитивный экстраверт

E T

5

9

7. Этико-сенсорный интроверт

R F

3

4

8. Этико-интуитивный интроверт

R I

3

10

Ц
И
К
Л
О
Т
И
М
Ы

9. Сенсорно-логический экстраверт

F L

9

3

10. Сенсорно-этический экстраверт

F R

4

9

11. Сенсорно-логический интроверт

S P

12

8

12. Сенсорно-этический интроверт

S E

7

15

13. Интуитивно-логический экстраверт

I L

11

4

14. Интуитивно-этический экстраверт

I R

10

6

15. Интуитивно-логический интроверт

T P

8

2

16. Интуитивно-этический интроверт

T E

4

8

 

Всего

 

100

100

Из них:

экстраверты

51

45

 

интроверты

49

55

 

логические

61

29

 

этические

39

71

6. Сознательность любви

Любовь — осознанное явление или неосознанное?

Когда любят того, которого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд, и имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. У кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические интуитивные) любят не потому, что выбрали. Они выбирают того, кого любят. Любовь = не то, что они делают, а то, что с ними происходит.

Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознанно (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические).

Все этические (этический элемент на первом или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они их не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение), если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания — это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и молчат, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорные хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнёра. Интуитивные, в лучшем случае, верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен поверить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным. Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто ещё более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как будто прячется за своей элегантностью. Сенсорный о своем влечении легко признается не только себе. Влечение — обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие — быть любимыми, одни — желать, другие — быть желанными. Одних с полным обоснованием можно назвать субъектами любви, других — объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют её всю партнёру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнёра. Потому что, когда оба одинаково инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдостороннего недоверия чувствам партнёра.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, другому может казаться лишь доказательством отсутствия чувств. Поэтому, если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по-видимому, есть психическое несоответствие, о котором нужно думать заранее. Когда партнёры полностью подходят друг другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для него партнёра. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются.

Продолжение: Часть 2

Rambler's Top100