Как реализовать ваши сильнейшие психические функции

И. Д. Онуфриенко (Вайсбанд),
03.05.1989, г. Киев.

Опубликовано: "Соционика" (информационный бюллетень), Киев – Новосибирск, 1990, № 1, с. 35 – 42.

 

Часто люди разбазаривают свою энергию, напяливая маски чужих, более "прибыльных" в данных условиях типов. Нет ничего порочнее такой тактики. Самореализоваться можно, только будучи самим собой. Нельзя реализовать маску. Прочувствуйте состояние, когда вам по настоящему интересно заниматься тем, чем вы занимаетесь. Это и будет ваше "родное" состояние Вы узнаете его по тому, что в нем вы не будете уставать, будете чувствовать себя легко и свободно, сбросив все 'мускульные зажимы". Будете спокойно и непоколебимо говорить и делать то, что вам придет в голову, и о вас будут говорить так, как Дизраэли, первый министр королевы Виктории, сказал о Бисмарке. "Берегитесь его! Он говорит то, что думает".

Рассмотрим, как восемь психических функций проявляются на месте 1-й функции в модели А – сильнейшей, ценностной функции типа

1. Интуиция.

Термин "интуиция" принят в соционике за неимением лучшего обозначения в нашем языке для этого аппарата обработки информации о реальном мире. Он не имеет ничего общего с видением на три метра под землю или угадыванием предстоящих случайностей. Однако интуитивный действительно склонен умышленно скрывать дымкой неопределённости четкую грань между сознательным и бессознательным. Часть работы его мозга проходит в области бессознательного.

"Если я не буду иногда молчать, то откуда же я узнаю, чего хочет и ждёт от меня жизнь?". Главное искусство человека интуитивного типа – уметь загружать и охранять потом свое подсознание. Загрузка подсознания требует каторжной работы. Представьте себе, что вы накидали лопатой в домну триста тонн руды. Заняться после этого ноши серьёзной и эмоционально значимой задачей – это все равно, что выбросить эти триста тонн, не дожидаясь переплавки и начать загружать новую. Так можно провести всю жизнь в тяжком труде и не получить ни грамма металла.

Интуитивному свойственно некоторое интеллектуальное высокомерие, презрение к авторитетам. Это не только нормальное, но и необходимое качество для той роли, которую он играет в обществе: потерять самоуважение для него все равно, что для сторожевой собаки – потерять нюх. Замылив глаза авторитетами, вы прошлёпаете важнейшие вещи.

Вопрёки распространенному предрассудку, интуитивное мышление требует весьма большого времени. Линкольн (ИЛЭ) не относился к числу тех, кто обладает способностью на лету схватывать услышанное или прочитанное. Во всем его облике, в поведении, манере говорить и мыслить была какая-то неторопливость и мудрая основательность. Линкольн очень долго мог тянуть с принятием решения, но приняв его, уже больше не колебался и выполнял решительно и быстра А.Ф.Иоффе (СЭИ) так описывал свою встречу с Эйнштейном (ИЛЭ), которому он привез свои новые результаты:

"Часа в 3 дня пришел к нему. Два часа я рассказывал ему все существенное и тогда начался исключительный по глубине и настойчивости процесс освоения нового для Эйнштейна материала / Процесс этот можно охарактеризовать как органическое введение новых фактов в сложившуюся ранее единую картину природы. За ужином продолжала усваиваться духовная пища, а усвоение материальной пищи происходило по указанием жены – что взять на вилку и когда направить в рот. Приближалась полночь. Я предложил продолжить беседу завтра или в любой другой день, но увидел, что смысл моих слов не доходил до Эйнштейна и не стал настаивать. Наконец, в 2 часа ночи процесс закончился – все стало на свои места, сомнения выяснены; прибавился ещё один участок в лишенной внутренних противоречий картине окружающего мира, которую создал себе Эйнштейн".

1.1. Интуиция возможностей (I).

Обмолотив огромное количество информации, найти грандиозное по своей перспективности, но ещё очень слабое, беззащитное начинание и со всей энтузиазмом броситься на него. "Да, но я часто бросаю начатое, увлекшись .чем-нибудь другим", – скажете вы. Конечно, а вы что же, собирались найти главное дело своей жизни с пеленок? А если бы даже и натолкнулись на него случайно – вы бы его завалили, скомпрометировали. Это ведь тоже искусство – принести людям что-то новое. У человека вашего типа полжизни уходит на то, чтобы сформировать себя. Зрелость предполагает смирение. А разве мир вокруг вас хорош? Каждое новое увлечение, при всей своей видимой бесполезности имеет важные последствия – оно формирует вас. Ваша сильная черта: умение понять суть вещей, выдвинуть или поддержать перспективную идею. Не суетитесь – это вам не идёт. Не пытайтесь все планировать – это у вас не получится. Мыслите и действуйте неторопливо, уверенно.

Эйнштейну было 5 лет, когда ему подарили компас. Игрушка его заворожила. Он сделал свое первое научное открытие: "За вещами должно быть что-то ещё, глубоко скрытое". "Быть радикальным – это значит понять вещь в её корне" – говорил Карл Маркс. Задача, стоящая перед этой функцией – построить пусть упрощенную ("все гениальное – просто"), но отражающую самые существенные, глубинные, устойчивые и неслучайные черты объекта. Математика отпугивала Эйнштейна тем, что имела множество специальных областей, каждая из которых способна взять на себя всю отпущенную нам короткую жизнь. В физике же он "скоро научился выискивать то, что может повести в глубину и отбрасывать все остальное – все то, перегружает ум и отвлекает от существенного". Высшие достижения рассматриваемой функции – идеи, не теряющие своего значения со временем. "В.Вернадский – выдающийся ученый. Чем больше проходит времени, тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей, притом не в историческом только аспекте, но и поиске путей решения новых проблем" (РШикульский).

Когда I является первой функцией, главное в жизни человека такого склада в том/что он думает и как он думает а не в том, что он делает или испытывает. Эйнштейн поразил Макса Планка, когда заявил, что не помнит, чему равна скорость звука в воздухе. Он говорил: "Подлинной ценностью является только интуиция. Я верю в интуицию и вдохновение". Среди объектов, глубинные, потенциальные возможности которых умеют определять интуитивные экстраверты, можно назвать и людей. Так, если не было подходящего специалиста, Курчатов давал поручение разобраться в проблеме, казалось бы, постороннему человеку, но, как правило, не ошибался.

Однако особенно хорошо разбирается в способностях и талантах людей ИЭЭ. Современники вспоминают, какую атмосферу доброжелательности и преданности создавал вокруг себя Рузвельт (ИЭЭ). Но это вовсе не было для него самоцелью. Будучи четырежды избранным на самую высокую должность своей страны, он великолепно разбирался в сложнейших политических ситуациях, в хитросплетениях большого бизнеса, безошибочно рассчитывал "параллелограмм сил" – как в своей стране, так и на международной арене. Несомненно, что Рузвельт вывел США из пучины тяжелейшего кризиса 30-х годов к положению невиданного дотоле могущества самой богатой и процветающей страны мира того времени. Как и Петр Первый, он провел преобразования, касающиеся не внешней, а самой глубинной сути, стороны структуры жизни общества

Привычка обращаться к сути дела определяет своеобразное отношение интуитивных экстравертов – ИЛЭ и ИЭЭ – к авторитетам. "Тот, кто пытается прослыть незыблемым авторитетом в сфере истины и познания", – говорил Эйнштейн, – "терпит крушение под хохот богов". Черчилль (ИЛЭ) долго не мог попасть в правительство из за чрезвычайно самоуверенной манеры поучать всех, включая премьер-министра. Он обладал великолепной памятью, но усваивал очень легко и быстро лишь то, что его интересовало. Учителям так и не удалось заставить его приобрести хотя бы скромные знания в области математики и классических языков. ИЭЭ, будучи этиком, более тактичен, но в конечном счёте, – столь же интеллектуально самоуверен и упрям.

1.2. Интуиция времени (T) .

Сильная черта интуитивных интровертов (ИЛИ, ИЭИ): умение чувствовать себя в потоке времени, предвидеть и реально оценить дух событий.

Интровертные функции являются рефлексией – отражением – экстравертных. Но ориентированы они на субъект. Например, идеи представляют собой главную ценность для интуитивного экстраверта. Для интуитивного интроверта – тоже. Но если для первого важнее всего – насколько ИСТИННА идея, насколько она позволяет правильно и полно понять суть изучаемого объекта – будь то природа физических полей или сущность того или иного общественного строя, то для второго – насколько эта идея значима для самосознания субъекта. А ведь субъект – это не только и не столько "Я"' (интроверты по своей природе – коллективисты), сколько какое-то "МЫ". Большинству людей, для того, чтобы эффективно действовать, необходимо во что-то верить. Особенно это свойственно сильным, волевым СЛЭ и ЛСИ. Поэтому ИЭИ и ЭИЭ стараются не допустить периода безверия. С этой точки зрения чрезвычайно интересно наше время, время крушения идеологии. В.Конецкий (ИЭИ) пишет, что он больше не желает верить в марксистские классовые догмы И делает сногсшибательный вывод – главной "оказалась" национальная идея. Должно быть какое-то "МЫ": мы – рабочие, мы – русские, мы – христиане. Кстати, в интервью представителей типа ИЭИ нередко возмущение тем, что сделано за последние 70 лет с религией.

Интуитивному интроверту близок девиз Сократа: "Познай самого себя". Не отношение человека к другим людям, а именно отношение к самому себе чаще становится темой его размышлений. Считает, что человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Оноре де Бальзак (ИЛИ) описал в "Человеческой комедии"' 2000 человек, представляющихся более живыми, чем настоящие. "Его можно сравнить разве что с городской управой", – писал о нем Моруа. Поражает точностью деталей и фантасмагорический мир Габриэля Г. Маркеса.

ИЛИ – противник всяческих концепций, теорий, объясняющих объективную жизнь. Жизнь сложна, в ней все время возникают непредвиденные ситуации. Человек должен быть готов ко всему. В жизни, как на войне может произойти что угодно. Ни в чем нельзя быть уверенным. Кроме самого себя.

Сильнейшее все же свойство типа ИЛИ – умение предвидеть грядущее, особенно опасности и неприятности, которые оно готовит. Внешне он все время притормаживает партнёра, особенно своего увлекающегося дуала СЭЭ, своим карканьем. Но и в самом деле, он как бы все время отвечает на вопрос – что произойдет, если ничего не делать. То есть – дает оправдание активности партнёра.

Представляется, что именно проникновение представителей этого типа в высшие круги государства привело к перестройке. Иначе, ничего не менялось бы до самого момента страшного краха, по сравнению с которым ужасы Гражданской войны в России покатались бы детской забавой.

2. Сенсорика.

Сенсорику близка философия стоиков: благородная простота жизни и спокойное принятие ее, долг перед близкими, щедрость к соотечественникам, неизменное мужество и непоколебимая честность. Стоик не бежит от жизни, а встречает её лицом к лицу. Он не избегает ответственности, а берёт её на себя. Высший долг – благородными делами заслужить уважение соотечественников. Есть определённое очарование в образе гуманиста, интеллектуала, мыслителя. Но бывают времена, когда на первый план выступает фигура деятеля, борца. Собственно, такие времена никогда не проходят. Жизнь – довольно зримая и реальная штука. Она требует реализма и терпения, упорства и силы воли, внимания и силы.

2.1. Волевая сенсорика (F) .

Когда у человека, хорошо знавшего Жукова (СЛЭ), спросили, какие его черты характера он считает главными, он ответил: "Твердость, железная воля, целеустремлённость". Верно определив цель, Жуков всегда её достигал. Этот человек не знал чувства растерянности. СЛЭ убежден, что не следует избегать трудностей. Нужно уметь их преодолевать. Он нацелен на конечный результат. Готов использовать все средства для достижения этого конечного результата. Знает, чего он хочет и умеет преодолевать препятствия на пути к своим целям. Им, обычно, движет "одна, но пламенная страсть". Все, что делает такой человек, он делает увлеченно, страстно. Соответственно, слабость развития F проявляется в нерешительности.

"Кто никуда не плывет, для тех не бывает попутного ветра" (Монтень). Волевые свойства характера – это решительность и настойчивость. Человек должен знать, чего он хочет. "Сначала избрать направление и наметить себе конечную цель, а затем все, вплоть до мелочей, подчинить этому направлению – вот в чем заключается характер разумного человека"' (Лихтенберг) Выбрать цель часто не менее трудно, чем достичь ее. Выбор делается на каждом шагу, даже воздержание от выбора – тоже выбор; и мужчина тем отличается от мальчика, что он все решает сам, а мальчик предоставляет решение обстоятельствам. Если человек принял решение, дальше он должен только действовать, "Мне приходилось принимать плохие решения, но хорошее вот: если уж хотите поймать летящую пулю зубами, так хватайте её изо всех сил. Играйте по-крупному" – говорил Ричард Никсон (ЭСИ).

Функция F определяет стремление к власти, славе. Но крайней мере, это были главные стремления Наполеона, причем власть даже больше, чем Слава. Объективно же, его роль в истории заключалась в том, что "ураган, в центре которого стоял Наполеон, разрушил и снес много этих гнилых сооружений – феодальных государств, которые упали бы и так, но гораздо позже".

Военный гений Наполеона заключался в умении использовать, мобилизовать все средства при осуществлении цели. Потому, что успех всегда способствует дальнейшему успеху, крушение ведёт к дальнейшим неудачам.

Император писал, что на свете много хороших полководцев, но они пытаются смотреть на много вещей сразу. Он же, Наполеон, всегда смотрит на одно – на массу неприятеля и стремится эту массу уничтожить. Сила, масса, энергия – вот что в первую очередь интересует сенсорного экстраверта (СЛЭ и СЭЭ) в любом объекте . А именно объекты составляют основу их ориентации в этом мире (как и у любых экстравертов) . F определяет тактическое мышление, распределение сил, влияний, интересов, реальных возможностей. М. Ульянов (СЛЭ), отвечая на вопрос о том, какие качества наиболее существенны были для него при создании образа Ленина сказал. "Ленин был антидогматик. Он был чрезвычайно реалистичным политиком. Он всегда шел от жизни, а не от догм, от реалий и обстоятельств, а не от концепций и инструкций. Если ты не сумеешь измениться, овладеть новой ситуацией, если ты не расположен при необходимости идти ползком на брюхе, грести, чтобы выстоять и снова подняться, – тогда ты не революционер. Вот его установка". Мы не будем здесь говорить о сути, перспективах того, что сделал Ленин (это другая функция), но как сенсорик, он был великолепен. СЛЭ и СЭЭ мгновенно оценивают ситуацию, хорошо в ней разбираются. ЛСИ умеет найти выход из казалось бы безвыходного положения, то есть относится к ситуации творчески.

Родная стихия сенсорного экстраверта – борьба. Например, шахматы – любимая игра для СЛЭ – она лучше всего соответствует его характеру неугомонного борца.

Сенсорика исследует также внешность, форму, красоту предметов, людей, объектов. "Яркие платья, красивые костюмы, стройные фигуры. Чувство пропорций живого здорового тела Удовольствие от наблюдения за движениями человека, собаки, лошади. Линии, формы, краски, изгибы живых стройных тел, игра мускулов" (По Л. Пименовой).

Анна Сергеевна, "Дама с собачкой" у Чехова (ЛИИ) во время первого тайного свидания с соблазнителем произносит, не пряча слез: "Пусть бог меня простит. Это ужасно. Простые люди говорят "Нечистый попутал"". В сходной ситуации лирическая героиня Ахматовой (СЛЭ) слышит сквозь пение скрипок: "Благослови же небеса – ты первый раз одна с любимым". Столь же откровенное и любующееся собой нарушение христианского закона включается ею потом без колебаний и сомнений в систему координат православного быта и образа поведения. Вот типичное различие между "волевой сенсорикой" в месте наименьшего сопротивления (4-я функция Модели А) у Чехова и сильнейшей, уверенной в себе 1-й функцией у Ахматовой. В полном соответствии с отношением контроля, связывающим их, Ахматова не любила Чехова. Аналогично она относилась к Достоевскому (ЭИИ – сенсорика тоже на 4-и месте). Со скрытым торжеством рассказывала она, как поймала его на ошибке, когда подросток говорит Ламберту: "Если бы она вышла за него, он бы на утро, после первой ночи выгнал бы её пинками. Потому что этакая насильственная, дикая любовь действует как припадок, чуть достиг удовлетворения ? тотчас же упадет пелена и появится противоположное чувство-отвращение и ненависть. Знаешь ты историю Ависаги? (Ахматова считала, что Достоевский имел в виду совсем другую историю из библии – Амнона и Фамари) Очевидно, такая разница в подходах может послужить причиной конфликта между СЛЭ и ЭИИ.

2.2. Сенсорика ощущений ( S ).

Среди великих сенсорных интровертов особенно много художников и политиков / Что позволяет им добиваться успеха в столь несхожих профессиях? Очень тонкое – пронзительное, трезвое – честное перед самим собой, и в то же время эмоциональное понимание жизни Ещё помогают скромность, терпение . Умение разбираться в людях

Отличная образная память и умение воспроизвести виденное (Айвазовский писал свои морские пейзажи в комнате с голыми темно-красными стенами, выходящей окнами на противоположную от моря сторону) исходят из тонкого умения улавливать ощущения, среду, её комфортность, воздействие на человека.

Отсюда же та большая роль, которую они придают понятию человеческих интересов Лидер партии "кадетов" (конституционных демократов) Милюков (СЭИ) – один из самых разумных политических деятелей России того времени – вошел в историю как мастер компромисса. Он стремился достичь компромисса в стремлениях всех сословий того времени, отлично понимая интересы каждого из них.

Сенсорный интроверт, как правило, не стремится стать лидером. В конкуренцию за захват чего либо – от лидерства до лучшего места под солнцем не вступает. Совсем другое дело, когда чувствует себя на своей территория / Спокойно вступает в бой, не уступая ни пяди. Любит ещё и "утереть нос". Он блюдет интересы – свои и своих близких.

Интересы для сенсорного интроверта – не область увлечений, не субъективные желания и цели, которые ставит перед собой человек, а объективно существующая реальность. "Я не знаю, имеем ли мы вообще намерения и сознательные цели нашей политики; но о том, что у нас есть интересы, нам напомнят другие" (Бисмарк). СЭИ даже несколько переоценивает роль интересов. Так, Бисмарк говорил, что все серьёзные исторические проблемы решаются только железом и кровью / Легко себе представить, во что превратилось бы современное политическое мышление, если бы оно придерживалось этого принципа.

Другой пример – Никита Сергеевич Хрущев. Арест Берия требовал отчаянного мужества Он пошел на этот риск потому, что уж слишком противна природе СЭИ, с его приматом человеческой жизни, благоденствия, счастья, жестокость и ложь сталинизма. К отрицательным последствиям этой установки относятся волюнтаризм, серия нелогичных, можно даже сказать – вздорных поступков, совершенных им позже

Сознательный вывод, который СЭИ делает из своего внутренне трагического восприятия мира, лучше всего сформулировать цитатой из Омара Хайяма:

Стрелам, что мечет смерть, нам не найти щита –
И с нищим и с царем она равно крута,
Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслажденья
Все прочее, поверь, одна лишь суета.

СЭИ свойственно состояние стремления к радости, довольству, счастью. Когда хочется эти крупицы счастья собрать, сохранить, передать окружающим. Когда он готов бороться за эту радость для себя и своих близких, прекрасно понимая, сколь многое в этом мире препятствует ей.

Считает, что уверенность в завтрашнем дне – иллюзия. А раз так – не стоит откладывать жизнь на завтра. Сегодняшняя радость, комфорт, удовольствие – для себя и своих близких – предмет его забот.

Он умеет жить и давать жить другим. Он, обычно, не стремится стать "властелином" жизни, предпочитая роль её художника. Личное социальное преуспевание само по себе таит для него куда меньше соблазнов, чем те душевные радости, бескорыстные и чистые, какие может подарить ему сама жизнь, Есть в этом даже известная наивность. Но классический, реализовавшийся СЭИ и есть человек простосердечный. Его любят за покладистый нрав, умение создать лёгкий, шутливый тоя

Жизнеощущение СЛИ также опирается на ощущение интересов, условий, в которых он находится. Но упор здесь больше на условия для работы. В немалой степени – это условия оплаты труда. Умнейшая писательница Т.Толстая с неподражаемым юмором подробнейше осветила в своем интервью грабительские порядки ВААПа (агентства по авторским правам). СЛИ не стесняется говорить на эти темы. Всякий труд должен быть оплачен – элемент его жизненных убеждений.

СЛИ очень внимателен к прикосновениям. Это важный элемент общения. Он не позволит прикасаться к себе человеку, которого считает неприятным. Сам может непринужденно обнять партнёра за плечи и это значит, что он хорошо к нему относится.

Поскольку комфортность атмосферы общения также входит в компетенцию функции "сенсорики ощущений", как СЭИ, так и СЛИ умеют создать ее. Первый при этом опирается на свое умение регулировать эмоциональный фон общения, второй – оперирует своей тактичностью, умением вовремя сказать, вовремя промолчать, вовремя улыбнуться.

(Была опубликована только первая часть статьи. Окончание утрачено).

 

Rambler's Top100