Сенсорно-логический интротим
глазами сенсорно-логического интротима

Л. В. Пименова,
городской наркологический диспансер, Ленинград (1990).

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 2, с. 63 – 79;
повторно: "Психология и соционика межличностных отношений", 2004, № 6.

От редакции сайта

Устаревшую терминологию (номера полутактов, которые не используются в соционике уже почти двадцать лет) мы позволили себе заменить на нынешние наименования и номера функций Модели А. Такие замены выделены курсивом с подчёркиванием.

Те немногочисленные моменты в статье, которые кажутся спорными с точки зрения современной соционики, выделены красным цветом.

1. Программная функция: сенсорика ощущений

Семантическое содержание символа :

Ты не устал? Ты ничего не чувствуешь?

Сенсорика СЛИ – это собственные ощущения от всего, что окружает; это ощущения, которые дарит пространство. Хотя, опять же, если начать СЛИ задавать вопросы, он не сможет вразумительно отвечать. Человек лучше осознает в себе качества, определяемые продуктивными полутактами.

Не совсем понятно, почему белая сенсорика отражает пространство, а не белая логика . Остается предположить, что существует субъективное () и объективное () пространство. Это тем более правдоподобно, что в настоящее время вышла книжка Н. Брагиной "Функциональные асимметрии человека", в которой, на основе психопатологической симптоматики, доказывается наличие субъективного и объективного пространства и времени. Слияние субъективного и объективного создает реальный психический образ. Выпадение субъективного или объективного пространства или времени приводит к психопатологическим феноменам. Можно предположить, что существуют (и, соответственно, изображаются):

 

пространство

время

энергия

материя

субъективное

объективное

Как воспринимает СЛИ то, что несет в себе субъективное пространство? Он охватывает вниманием все, что видит, и вначале сообщает об общем ощущении: "Какой тёплый вечер!" Затем может проинформировать, что на другой стороне улицы прохладнее, а в подворотне зябко, а на балконе женщине от жары уже плохо. В чужой квартире он, сам того не замечая и мало осознавая, знает, какие углы теплы, уютны и непродуваемы, где больше воздуха. Кроме ощущений в пространстве, он определяет и субъективное состояние людей. Он знает, что Антон будет мёрзнуть на кухне, хотя другим там тепло, а Лена будет кашлять в ванной, потому что там сыро. Одним словом, СЛИ знает, какие ощущения над головой, под ногами, справа, слева, за углом дома, если он там хоть однажды был, и у гражданина, проходящего мимо. На мосту кружится голова, на карусели захватывает дух, а когда идешь к движущемуся поезду, кажется, что мир вертится, и т. д. В любом месте он способен рассказать, что он чувствует.

Как сенсорный тип, он хорошо знает, где больно, как лучше лечь, чтобы уменьшить боль. Считает, если больно – надо, чтобы окружающие знали об этом, поэтому, не скрывая, стонет, жалуется, кричит. Но если другие отреагировали правильно и принимают меры, тогда он может и потерпеть. Маленьким детям этого типа следовало бы разрешать кричать у зубного врача, иначе они будут ёрзать и хватать за руки тем больше, чем сильнее боль. Для сравнения, их дуал ИЭЭ очень плохо видит чужую боль: когда он, например, гладит кошку, очень часто та пищит так, что СЛИ приходится вступаться за бедное животное: "Ей же больно". Чем сильнее крик, тем больше ИЭЭ поверит в чужую боль.

СЛИ хорошо чувствует действие лекарств: какое помогло, а какое нет, и распознает побочные действия лекарства. У него часто пониженное давление, это для него норма. Когда начинаются вегетососудистые нарушения, то чаще всего это перепады давления. Из психосоматических заболеваний для них характерна язва желудка, повышенная кислотность.

Как правило, СЛИ не брезглив: съест немытое грязными руками, ляжет в чужую постель. Но иногда у него появляется какая-то непонятная избирательная брезгливость, которая может быть и длительной. Если он вдруг начнет старательно мыть грязную кружку, то это чаще не брезгливость, а всего лишь эстетическая потребность пить из белой, а не из грязной кружки.

Любви без желания СЛИ не представляет, а желание без любви может представить. Сам он ничего в интимной жизни не придумывает, но все, что прочитает или услышит, может считать приемлемым и возможным, легко раздвигает границы социальных норм на сексуальную жизнь. К близости он стремится мало. Может много говорить, но пока все кончится близостью, он успеет пережить достаточно много и приятного, и неприятного. Важен процесс. Любит пофлиртовать со всеми хоть немножко. Близость для него – просто один из моментов всей происходящей любовной игры. Флирт СЛИ и ИЭЭ – это прежде всего контакт руками, это масса прикосновений, поглаживаний, пожиманий, хождение в обнимку. СЛИ больше в партнёре ценит умение прикоснуться, обнять, чем поцеловать или сказать комплимент. ИЭЭ же вообще любит с восторгом разводить руками в стороны, как будто хочет всех обнять. Достаточно посмотреть на ведущего телепередачи "Кружатся диски" Александрова, чтобы представить этот характерный жест. А вот (СЭИ), не в пример ИЭЭ, чаще всего рубит перед собой воздух ладонями вертикально. И никак нельзя отнести к интуитивно-этическому экстраверту артиста Г.Хазанова, как это делают некоторые соционики, уже за одни его мелкие сконцентрированные движения руками ( (ИЭИ)).

Если СЛИ не хочется потрогать человека, значит, у него нет к этому человеку тёплой привязанности или он очень скован. Но ещё больше СЛИ ждёт, чтобы его коснулись – он тогда узнает об этом человеке больше. Тот, кто касается СЛИ руками, ему доверяет, перед ним раскрывается и просит его доверия. Но стоит в паре СЛИ – ИЭЭ продолжить игру прикосновений свыше какого-то необходимого минимума – и она резко обрывается, этим сразу устанавливается дистанция, сигнал о том, что никакой интимной близости не будет, есть только дружеское расположение. Бывает, что СЛИ очень не любит, чтобы его касались, этим выражается его бессознательное отношение к конкретным людям: он как бы ограничивает приток серьёзной информации, отстраняется. В целом, для СЛИ большую роль играют кожно-тактильные ощущения, через них он получает много информации о мире.

В этой дуальной паре ощупывают руками все предметы. ИЭЭ покупает вещь – СЛИ обязательно должен к вещи прикоснуться, подержать её в руках. Точно так же ИЭЭ, иначе эта вещь для них чужая. И это естественное осязание включает в себя самые различные виды чувствительности, характерные именно для белой сенсорики: температурная, болевая, тактильная, прикосновения. Можно сказать, что осязание – ведущая сенсорная функция у сенсорно-логического интроверта. Каждому символу соответствует определённая сенсорная система:

осязание

(холодно, горячо...) тактильные ощущение

зрение

(красиво, ярко...) цвет

вибрация

(быстро, медленно...) время

обоняние

(ароматный, зловонный...) запах

вестибулярный аппарат

(вверху, справа...) положение в пространстве

кинестезия, мышечная система

(неподвижно, изменчиво, статично...) движение

скелетный аппарат

(легко, тесно, давят...) давление, вес

слух

(громко, тихо...) звук

Информация по этим 8 сенсорным каналам и создает полный психический образ, в котором сливается объективное и субъективное восприятие в одну картинку. Существует взаимозаменяемость и дополняемость систем на психологическом уровне. Одни системы более развиты в культуре, что отражается в языке, другие – менее. Каждый человек старается перевести информацию в ту систему, которая у него лучше развита. Если задать инструкцию "представьте себе дождь", то один "увидит" дождь, другой "услышит" шум дождя, третий "почувствует" сырую погоду, четвертый представит дробный ритм падающих капель и т. д. Полный же реальный образ (не представление) соединит в себе и звук, и цвет, и ритм, и ощущение, и все остальные информационные характеристики.

Взаимодополняемость систем позволяет перепроверять информацию. Один простой и интересный эксперимент показывает это. Даём ребёнку игрушку – тонкий стакан с двойным стеклом. Между стенками налита цветная жидкость, поэтому со стороны кажется, что в стакане сироп. Ребенок с улыбкой тянется к стакану, пьет, но ничего не чувствует: информация со зрительного () и осязательного () канала противоречат обычному опыту. Тогда ребёнок ещё раз пытается пить, а потом суёт руку в стакан: нет, сиропа нет, он не чувствуется ни во рту, ни рукой. Затем малыш начинает осторожно переворачивать стакан в кружку, которая стоит рядом, надеясь, что сироп выльется () – но нет, не льётся. После этого он стучит стаканом по кружке – наверное, извлекает какую-то звуковую информацию (). Конечно, приходится отнять стакан. А когда через минуту возвращаешь игрушку, ребёнок крепко берётся рукой за стакан и долго сидит неподвижно. Наверное, он начнет думать, в чем же здесь дело, почему такое рассогласование зрительной информации со всей остальной, какого звена не хватает, чтобы привести рассогласование в соответствие с прошлым опытом. Иначе, если не объединить прошлый и настоящий опыт, если не найти между ними промежуточное звено, то в памяти будут существовать два противоположных примитивных опыта. Если звено будет найдено, если ребёнок "увидит" или "услышит" двойное стекло, то возникнет один опыт, обогащенный новым знанием.

Так очень часто сознание человека мечется между двумя противоречивыми опытами, потому что не хватает какой-то информации по какому-то каналу, которая объединила бы все в единый цикл, в единый образ. Может быть, мышление и есть соединение отдельных информационных характеристик в единый образ.

СЛИ не любит скучные мероприятия, компании, собрания, конференции – лучше базар, драка, но не скука. У него часто много увлечений, и он переходит от одного к другому без сожаления. Возможна непрерывная смена увлечений – мотоцикл, фото, плавание, парашют – все подряд, чтобы не переживать скуку. СЛИ умеет из всего извлечь удовольствие. Но чаще ворчит как раз об отрицательных ощущениях, о том, что больно, что кровать неудобна, в кресле выпирает деревяшка. Рядом с ним ИЭЭ должен чувствовать, что жизнь – это сплошное страдание. Но это до тех пор, пока у СЛИ все в порядке. Пока он жалуется, что жмёт обувь и компот кислый, можно быть уверенным, что дела его идут неплохо, и можно не доставать сахар, а ворчит он для других, чтобы его дуалу ИЭЭ "жизнь мёдом не казалась". Но вдруг СЛИ начинает рассказывать, как он любит поесть, какую радость он ощущает, когда залезает в ванну, как ему приятно и интересно с ИЭЭ – это значит, что СЛИ устал, значит, что-то не очень хорошо, какое-то хроническое невезение, и СЛИ сам себя утешает, что в жизни есть много прекрасного и приятного; значит, у него началось истощение сил, и он использует свои накопленные резервы. Эта информация попадает на суггестивную функцию дуала () и активизирует его, дает ИЭЭ приток сил и энергии до тех пор, пока СЛИ не начнет снова ворчать, что суп горяч.

Программную функцию можно сравнить с глазами человека. Больше всего информации человек получает зрительно. Когда невозможно смотреть на то, что ужасно, непереносимо, хочется закрыть глаза. Когда у СЛИ совсем нет сил переработать, пережить то, что с ним происходит, он стремится отключить именно программную функцию, как бы закрыть глаза. "Я хочу ничего не чувствовать, ничего не ощущать, чтобы была пустота". Когда слышишь такое от сенсорно-логического интроверта, можно говорить о тяжелом астеническом состоянии и нарушении душевного равновесия.

Если же человек здоров, то по программной функции он структурирует мир согласно своей собственной логике. "Все что есть – хорошо", гласит эта логика. Для СЛИ "всё, что существует (), имеет смысл ()". Для (ЛИИ) "всё действительное () разумно ()". На этой функции легко уживаются и переходят друг в друга противоположности, рождаются компромиссы; чёрное и белое – это нечто единое в разной форме, это звенья одной цепи. С помощью программной функции строятся самые замысловатые теории, самые фантастические проекты.

СЛИ очень любит фантазировать. Когда он начинает какую-то интересную работу, то начинается поток фантазий; если кто-то его обрывает, он злится и закрывается, потому что не мечтать не может. ИЭЭ же способен намечтать ещё больше, и рядом с ним фантазии СЛИ кажутся реальностью, ИЭЭ и принимает их за реальность, которую "хорошо было бы сделать". Это отрезвляет СЛИ, он опускается на землю и начинает высчитывать, что в его фантазиях воплотимо, загорается собственной идеей. Лучший способ зажечь СЛИ – это позволить ему пофантазировать. Когда же СЛИ и ИЭЭ мечтают вместе, они незаметно переходят к обсуждению реальности и получают друг от друга много дополнительной информации. ИЭЭ не стоит начинать с СЛИ совместную работу, пока он не добьется от него фантазирования – самого верного признака того, что СЛИ включился именно в этот вид деятельности.

2. Творческая функция: деловая логика

Семантическое содержание символа :

Как дела? Что у тебя не получается?

По этой функции человек словно говорит: "Мир устроен не так, как надо" и начинает его переделывать. "Сколько можно чистить картошку?" – возмущается СЛИ и изобретает картофелечистку; в крайнем случае, покупает, если уже изобрели.

По данной функции человек способен конкурировать с миром, и важен не процесс, как для программной функции, а результат. Поэтому СЛИ любит не столько делать, сколько сделать (), не столько работать, сколько сработать (). Здесь толкаются локтями, обгоняют, хитрят, стремятся к результату. Так, (СЛЭ) бьется за место () и обязательно за первое. В любом соревновании, где требуется сила (), ему надо быть первым среди сильных (). И (ИЛЭ) тоже стремится на первое место (), но уже среди талантливых (). На математических и физических олимпиадах хорошо видны эти долговязые мальчики и девочки, способные выдерживать такую конкуренцию (), так же как на спортивных соревнованиях выделяются коренастые СЛЭ. А вот СЛИ способен конкурировать там, где надо ничего не делать, но все должно быть сделано. Как и когда он сделал – не важно, но обед сварен, книга написана, огород полит. Его внутреннее убеждение, которое он всегда стремится реализовать: "работа должна делаться сама".

На этом полутакте человек приспосабливает мир для себя, для своего проживания. Что-то делает СЛИ не заранее, а когда есть необходимость. ИЭЭ берёт гвоздь и вбивает в бетонную стену, СЛИ смотрит, получается или нет. Когда видит, что не получается, сначала тащит кучу инструментов, которые могли бы помочь, потом придумывает приспособления. Если же он видит, что дело делается, то он уходит. Просто жаловаться, что работа не получается, бесполезно – СЛИ не двинет пальцем, ему надо видеть ход работы, действия, тогда он может понять, что следует изменить. В лучшем случае он говорит: "Ну пойдем, покажешь, что не получается". Есть один анекдот, который особенно нравится СЛИ:

Бегемот стоит в луже, прибегает бегемотик:

"Папа, папа, сделай мне дудочку!"

"Ну вот, сейчас все брошу и буду делать тебе дудочку".

Когда СЛИ не видит работу, он не включается, не изобретает. А уж если починит для ИЭЭ то, что тот не просил, то никакой благодарной радости СЛИ не дождется, поэтому он быстро научается ремонтировать только тогда, когда ИЭЭ пыхтит, высунув язык. Для себя заранее он тоже редко делает. "Готовь телегу зимой, а сани летом" – это не для него. Сани быстро строит зимой, причем, как сырую болванку, как идею со многими недоделками. Творческая функция придумывает новое, творит эскиз, а доводит до совершенства эталонная функция. Изобретения СЛИ ( ) полностью отшлифовывает (СЛЭ) (эталонная функция).

Творческая функция включается на действительность, когда есть большая необходимость или, другими словами, кризис. Пока кризиса нет, СЛИ занимается тем, что собирает, накапливает информацию (готовится к кризису). Если продолжить аналогию с телегой, то можно сказать так: СЛИ таскает домой колеса, доски, изучает разные способы конструирования, приобретает навыки – авось, пригодятся. Он ещё не знает, что из этого потом нужно будет делать, но старательно собирает "материал" по . Наступает кризис, и необходимость требует: создай сани, ехать не на чем. И из всего, что у СЛИ оказалось под рукой и в голове, он строит сани, но необходимость может потребовать и наоборот: построй телегу – и из того же запаса СЛИ строит телегу. Он очень чуток к эффективным методам, легко схватывает новшества в этой области. Как только видит, что кто-то делает работу более легким способом, у него это чётко запечатлевается в памяти, и если даже он сам не использует новый метод, подскажет его своему дуалу.

По творческой функции строятся глубокие убеждения, касающиеся всей жизни и человечества. Каждый тип убежден: главное, чтобы в жизни было... У СЛИ это "дело, которому ты служишь" (). Каждый тип убежден: соционика будет процветать, если... ; СЛИ: "если будут профессиональные кадры". И сам он может готовить профессионалов, но учит всегда конкретным навыкам, старается реализовать свое убеждение: "человек должен уметь делать всё" (). Он способен обучить чему-то быстро, но эта быстрота оборачивается узкой специализированностью. Сенсорные вообще учат тому, что сейчас, сиюминутно необходимо.

Творческая функция – это всегда самое "главное, нужное, ценное, необходимое". И при случае человек не прочь прихвастнуть и показать, какой он молодец по тому самому принципу: сам себя не похвалишь, никто на похвалит. СЛИ, когда хвастает, часто попадает впросак, но это его мало смущает. Хвастает, как он здорово сделал или как хорошо придумал что-то. Когда никто не может с восторгом оценить или удивленно разочароваться сделанным ИЭЭ, тогда СЛИ и хвастается, получая от этого большое удовольствие.

Любит играть, особенно, когда он сможет представить себе, что игра напоминает жизнь. Иногда саму жизнь превращает в игру.

Когда работает в паре с тождиком, то видит результаты того, что делает, ему обязательно надо видеть результаты труда. Хоть медленно, но должно двигаться, иначе он не может работать, он теряет ориентацию, устает и бросает дело. С тождиком работать интересно: всегда видишь, в какую дверь ломишься. Не открывается – а вот мы её вдвоём! Всегда ясно, что получилось, а что нет и почему. Работа с дуалом – нечто совсем другое. Некоторые проблемы решаются как бы сами собой, открываются двери, в которые и не ломился, но замечаешь это слабо, как бы боковым зрением, на какое-то мгновение, как что-то второстепенное до тех пор, пока в руки не падает плод с дерева, которое ты не тряс, тогда начинаешь понимать, что дуал тоже что-то делал. Сенсорным логикам часто кажется, что их дуалы – интуитивные этики – ужасные бездельники. Это до тех пор, пока интуитивные этики не уходят в отпуск, тогда оказывается, что дела вдруг стопорятся. В паре с дуалом происходит двойной процесс – акцентуация и дуализация типа. СЛИ становится слишком СЛИ для того, чтобы дуал услышал и выполнил, надо не просто просить, надо кричать, плакать, умолять, жаловаться и раздражаться – тогда дуал услышит и выполнит, до того он глух и нем. Мнение о том, что дуалы манипулируют друг другом, очень спорно. Дополняющий всегда готов дать тебе совет и никогда не готов делать то же, что делаешь ты, к этому его надо готовить. Каждый живёт в своем совершенно противоположном мире. Беседа дуалов происходит так:

- Что-то сосед обиделся, хорошо бы зайти к нему.

- Картошку завезли в магазин, надо завтра купить.

Каждый живет своими проблемами, пока хватает сил. Но вот времени на магазин не хватает, и СЛИ начинает ругаться по поводу того, что ИЭЭ ничего не делает и вообще его СЛИ не любит. Тот очень удивляется и какое-то время ходит в магазин за картошкой. Либо наоборот, ИЭЭ начинает стыдить СЛИ за то, что ему никого не жалко и для него, ИЭЭ, он не может ничего сделать, даже проведать соседа. С одной стороны идёт процесс акцентуации: СЛИ должен выжать все возможное из своего типа, чтобы сдвинуть ИЭЭ туда, куда он задумал. С другой стороны, процесс дуализации:

СЛИ у ИЭЭ постоянно бессознательно перенимает стереотипы поведения, мышления. И когда не может разрешить трудную ситуацию, как СЛИ, автоматически повторяет то, что делал в таких случаях ИЭЭ. И акцентуированность, и дуализированность типа приводят к лучшей приспосабливаемости человека к социуму.

3. Ролевая функция: интуиция времени

Семантическое содержание символа :

  • Время (5 минут, 30 лет и т. д.),
  • ритм – темп,
  • вовремя – не вовремя,
  • быстро – медленно,
  • скоро – нескоро,
  • успеем – не успеем,
  • постоянно – временно,
  • будущее – прошлое,
  • перспектива – прогноз,
  • новое – старое,
  • предвидеть – предусмотреть,
  • впереди – перед,
  • случайность – судьба,
  • рок – предназначение,
  • фатальность – везение,
  • удача – риск,
  • опасность – безопасность,
  • страшно – бесстрашно,
  • свой – чужой, враг,
  • осторожность – неосторожность,
  • боится – не боится,
  • история, память, помни – не забудь,
  • шутка, юмор, смех, серьёзный – шуточный,
  • весёлый – грустный,
  • ловкий – гибкий,
  • молодой – старый,
  • ожидание – ждать.

Что новенького? Что такой грустный?

Мир для (СЛИ, ISTP) начинается с "белой интуиции" (). По ролевой функции человек воспринимает всё таким, каким оно есть, не строит никаких логических построений, не имеет своего мнения, он только следит за миром и рассказывает всем о том, что видит. Рассказывать-то рассказывают по ролевой функции очень много, а вот изменить почти ничего не могут.

СЛИ постоянно следит за тем, кто во сколько приходит и во сколько уходит. Смотрит, сколько времени осталось до... электрички, кино, работы... и говорит об этом своему дуалу. Но никогда не решает сам, плохо или хорошо то, что человек опаздывает; вот если кто-то когда-то сказал, что опаздывать, например, в гости нехорошо, то он примет чужую точку зрения. А поскольку здесь у сенсорно-логического интроверта нет своей логики, то можно услышать вот такой странный разговор: пришел на собрание, отметил по часам 10 минут опоздания и изрёк:

- Вечно ты опаздываешь!

- Ну и что, – отвечает, – зато человек хороший.

У СЛИ нет чужой информации и нет своего мнения, хорошо или плохо опаздывать на это собрание, и разговор на этом заканчивается.

Всех людей СЛИ делит на своих и чужих, удачников и неудачников, тех, кого надо опасаться и можно не бояться и т. д. (). Но деление это безразличное, поверхностное. Сегодня он скажет, что с чужими надо быть осторожным, удачник достоин уважения, а завтра, покрутившись в другой компании, он будет утверждать противоположное: бояться надо своих, а удачника уважать не за что, ему просто везет и все. Ролевая функция отражает "общественное мнение" того коллектива, представителем которого является тип. Сам СЛИ ничего не считает по поводу, он только изрекает. Поэтому он говорит : "Осторожно, бревно упадет тебе на ноги", а сам стоит и ничего не делает. Если корабль дает течь, то СЛИ это видит одним из первых, влетает в каюты и кричит: "Тонем!", но если никто не двигается с места, то он может начать сомневаться: "Конечно, опасность есть, но может, так и надо" и будет уже спокоен до тех нор, пока корабль действительно не начнет тонуть. замечает машину, идущую сзади, пол, который может провалиться, мост, который хрупок, вазу, что стоит на краю шкафа и может упасть на голову. Достаточно вам начать совершать действия рядом с опасностью, он нервно и коротко сообщит: "Упадёшь, обожжёшься, поскользнешься!", но может ничего не делать, чтобы устранить опасность. Потому никогда не идёт первым и бесстрашно бросается вперед только в двух случаях: если не увидел опасности или у него нет другого выхода. По мере нарастания опасности, СЛИ все больше нервничает, потому что он видит хорошо, а устраняет плохо. Когда переходят дорогу, СЛИ говорит: "Машина". ИЭЭ не реагирует, но СЛИ уже не может оторвать внимания от машины, которая приближается, он начинает волноваться: "Машина справа!" ИЭЭ как будто не слышит, СЛИ уже не знает, что делать: "LСейчас нас задавит!" Тут ИЭЭ словно замечает, что опасность достигла той степени, когда пора действовать. Он срывается с места, за ним срывается СЛИ.

СЛИ видит прямую, грубую опасность, которую несут объекты, а не субъекты. Если (ИЭИ, INFP) увидит, что опасен и тот, кто вам мило улыбается, то СЛИ этого не увидит.

Ролевая функция – самая оправдательная. Поскольку СЛИ здесь ничего не может сделать, никак не может повлиять на время, опасность, случайность и т. д., а – данность, ему неподвластная, то он склонен и другим прощать это. Если что-то у ИЭЭ не сложилось, СЛИ утешает: "Просто сейчас не везёт". Он многое готов свалить на случайность. Перед ним ИЭЭ легко оправдается, если скажет, что времени не хватило, это опасно делать – СЛИ не спорит, для него это веские причины. А вот СЛИ перед своим дуалом ИЭЭ легко оправдывается, когда говорит: "У меня нет сил... мне не хватило денег".

Со временем СЛИ не в ладах, он или приходит за полчаса или опаздывает и все рассчитывает, как бы вовремя прийти, и все никак не рассчитает. Главное – вовремя прийти и вовремя уйти. Если говорят, что он задержался, – он теряется, чувствует, что совершил бестактность. Всегда знает, когда пора уходить, но уйти ему трудно, если нет сигнала, толчка. Поэтому хорошо, когда рядом есть ИЭЭ, и СЛИ у него над ухом зудит: "Пора уходить, пора уходить". ИЭЭ же легко решит – уйти или остаться, для него это не проблема. Если сказать СЛИ, который пришел в гости, что он отнимает у вас время, он постарается побыстрее уйти и больше не захочет приходить. Намек, что он пришел рано, что из-за него тратят впустую время, его напрягает.

По-моему, когда человек невротизирован, проявляется это прежде всего по ролевой функции. Появляются бесплодные попытки не только рассказывать, но и изменять, контролировать этот аспект действительности. СЛИ лихорадочно следит за временем и слишком боится не вовремя прийти и уйти, бесконечно оправдывается. мучительно стремится выглядеть культурным, интеллигентным человеком, который занят собственным духовным развитием (). уныло пытается вспомнить, у кого какие деньги, книги, вещи он брал и должен, кого ещё не отблагодарил (). (ИЛЭ) старательно высчитывает, что он заслужил, а что нет (). Когда человек напряжен, его надо успокоить по ролевой функции. СЛИ достаточно сказать, что его давно ждут (), что он пришел, когда самое время () пить чай, идти в кино, работать и т. д. Его дуал все время заявляет: "Я тебя жду, жду". Даже если СЛИ не опоздал – это успокаивает, и, чтобы снять неуверенность по ролевой функции у своего дуала ИЭЭ, СЛИ отвечает: "Да, я давно готов". Оба сняли напряжение первого момента.

Опасность фрустрирует сенсорно-логического интраверта. Противоположность опасности – смех, шутки; в такой ситуации он расцветает. Любой, даже беспричинный смех, даже если смеются над ним (конечно, беззлобно) – всё это успокаивает, это хороший сигнал. И сам СЛИ подшучивает, наверное, чтобы вызвать ответную улыбку, ведь улыбка – отсутствие опасности, влиять на которую он не может. Но если напрямую задавать вопросы: "Ты чувствуешь опасность?"¦, "Ты следишь за временем?", "Ты случайности придаёшь значение?" – он не поймёт, о чём разговор: "При чём тут я? Это Антон постоянно смотрит на часы, а Лена говорит, что у неё жизнь не удалась". По ролевой функции видят других, а сам СЛИ мало подозревает, что он стережет чужое время, что он видит опасность, что он высматривает, кто грустнее, а кто больше всех улыбается. По данной функции человек рассказывает о мире, а не о себе.

4. Болевая функция: этика эмоций

Семантическое содержание символа :

Как настроение? Ты что, расстроился?

По болевой функции мир не воспринимается таким, каков он есть, действительность уже должна быть некоторым образом упорядочена согласно логике типа. Появляется первый запрет на спонтанное существование мира, вводится собственный субъективный закон отрицания, середины, равенства. Все, что "слишком" – плохо. Господствует частица "не" (например, "не убий", "не возжелай"...). "Не эмоционируй", – убеждает СЛИ своего дуала. Но эмоции должны быть, без эмоций нельзя, просто их надо сдерживать. Слишком мало эмоций – плохо, слишком много – тоже плохо. От длительного эмоционального контакта СЛИ на заряжается, а устаёт; но когда все логично и сухо, он чувствует эмоциональный голод, беспокойство. Он иррационален, ему надо временами окунаться в атмосферу всеобщего эмоционального возбуждения. Но в ситуации эмоционирующей толпы СЛИ, как логик, бессилен, он не способен ею управлять, он в неё входит, сливается с ней. Это свойство вообще разделяет логических и этических. Когда неорганизованная ополоумевшая от паники толпа несётся от опасности, которой нет, или совершает погромы – остановить, овладеть эмоционирующей массой может только этик. Но если та же толпа организована и стройными рядами упрямо и уверенно движется на митинг, то такую толпу легче остановит логик. Этик не знает, что делать с организованной силой, он сам ей подчиняется так же, как логик подчиняется стихийной. Поэтому логик стремится все заорганизовать, а этик все разорганизовать.

Так как болевая функция требует нормативности, СЛИ волнуется о том, чтобы у всех было ровное настроение, чтобы все были эмоционально уравновешены. Этот полутакт самый "демократичный", он не терпит отклонения от середины, у каждого должно быть как у всех. (ЛИИ), например, только за то, чтобы все функции в модели А типа информационного метаболизма (ИМ) были одинаково сильными (болевая функция). (ИЭЭ) не приемлет неравенства места () и потому, в отличие от СЛИ, легко вхож в кабинеты, умудряется побывать во всех комнатах соседей, куда СЛИ и нос не кажет, а запрещённые зоны может воспринимать как недоразумение. Именно болевая функция требует равенства всех перед всеми.

Сам СЛИ замечает не столько настроение, сколько изменение настроения. В компаниях он постоянно сообщает дуалу об эмоциях окружающих: "Что это у Антона настроение сегодня кислое?", "Во как Лена разошлась – видел?" Он внимателен к звукам, которые передают изменение настроения, но у него это происходит как-то по-другому, чем у этических. В соседней комнате заплакал кто-то – СЛИ сразу сообщает об этом своему дуалу ИЭЭ. Плач не прекращается, и сенсорно-логический интроверт быстро привыкает, перестает замечать. Только все стихает за стеной, СЛИ почти автоматически говорит ИЭЭ: "Перестали плакать".

Самым близким старательно объясняет: "Эмоции надо сдерживать"¦. Его дуала это успокаивает, хотя ИЭЭ уверен в обратном: эмоции сдерживать не надо.

СЛИ не любит быть лишним, и когда собирает компанию, старается подобрать так, чтобы никто, хотя бы формально, не был лишним. Это, пожалуй, одно из тягостных переживаний этого типа, которое легко разрешает ИЭЭ. Любого отверженного он без труда возвращает в коллектив, завязывает отношения, в которых уже нет лишних, все – наши.

С одной стороны, СЛИ боится проявления собственных эмоций, боится испортить другим настроение. С другой стороны, в критические периоды как будто открывается второе дыхание, и СЛИ приспосабливается к миру именно тем. что становится очень эмоциональным, так, что даже демонстрирует свою "логичную" эмоциональность, ничуть не испытывая напряженности и уязвимости. Точно так же (ЛИИ) может начать демонстрировать свою силу (), которой он обычно не обделён. Болевая функция как бы распадается на два режима работы: в одном режиме СЛИ боится проявления собственных эмоций, в другом СЛИ боится, что он недостаточно эмоционален. Это, возможно, имеет место на всех функциях модели А. ИЭЭ, который больше других не любит, если его считают дураком (это "удар" по "белой" логике болевой функции), довольно часто приспосабливается к социуму, разыгрывая дурачка, ваньку, и прямо говорит об этом. В работе А. Аугустинавичюте "Теория интертипных отношений" это объясняется как призыв, сигнал дуалу. На практике это соответствует лучшей адаптированности типа к обстоятельствам и указывает на то, что болевая функция в некоторых случаях оказывается достаточно сильной и оправдывает свое название адаптационной.

5. Суггестивная функция: интуиция возможностей

Семантическое содержание символа :

потенциалы, резервы, способности, таланты, гениальность, истина, интеллигентность, мнение, мотив, искренность, откровение, тайна, загадка, источник, корни, подлинный, фальшивый, традиции, открытия, прятать, скрывать, возникать, проявляться, прогресс, рост, развитие, характер, характеристика, деталь, мелочь, звено, состав, рецепт, смесь.

Каково твое мнение? Ты ничего не скрываешь?

Витальное кольцо консервативно, оно упрощает, утилизирует, приспосабливает, консервирует информацию, идеи, методы. И когда ментальное кольцо не может предложить чего-то нового для решения кризисной ситуации, то витальное кольцо дуала выдает старое, проверенное, примитивное решение и говорит: "Вот так мы делали всегда, глядишь, и сейчас поможет". И если СЛИ не может ничего придумать, чтобы в данный момент вбить гвоздь в бетонную стену, он теряется, но тут ИЭЭ выдает: "Давай долбить шлямбуром, пока не пробьем". Для СЛИ в момент, когда он ничего не придумал, такое простое решение кажется откровением, он удивляется, почему сам не додумался до этого, и чувствует, что дуал его просто спас. То, что СЛИ однажды придумывает и показывает, ИЭЭ запоминает, упрощает и в неразрешимые критические моменты выдает. Наверное, поэтому часто в юности дружат люди, типы которах находятся в отношениях полной противоположности (нейтрализации): думают они об одном, но то, что для одного творчество, для другого – догма. (ИЛЭ, ENTP) соционику представляет как систему со множеством исключений, для его "полной противоположности" – (ИЛИ, INTP) – эта система обязательно чётко разграниченная, все исключения должны найти свое место или должны быть отброшены как неподходящие. Кольцевую модель А можно представить таким образом:

Витальное кольцо (в. к.) на месте ядра, которое несет в себе заряд неосвобожденной закрытой энергии и законсервированной информации. Ключ, запускающий в действие процесс и освобождающий энергию, находится на суггестивной функции ( у СЛИ). Ментальное кольцо (м. к.) – оболочка, чутко реагирующая на изменяющийся окружающий мир.

По суггестивной функции, как мы знаем, нужна информация о себе – СЛИ надо знать свои способности, что он может (), а что не может. Но ему тяжело признать, что он чего-то не может, и поэтому он стремится узнать степень своих возможностей: вот это он может в меньшей степени, а вот это в большей. Информация на этом полутакте быстро устаревает, и как только СЛИ приходит в новый коллектив, где новые ценности, ему надо снова определять степень своих способностей по сравнению с другими. Наверное, из-за своей суггестивной функции СЛИ относится к тем, кто охотнее делает то, что не получается, чем то, что получается. Если, например, сказать, что у него нет слуха, а у всех остальных есть, его начинает тянуть к музыке, и он непременно "долбит" какой-нибудь инструмент, пока не выяснит, что хоть какой-то слух у него есть. Ему надо знать, что он все может, но просто не делает. Правда, когда он знает, что может, он и на самом деле не делает.

СЛИ старается избежать отрицательного знания по этому аспекту, частица "не" здесь приводит к растерянности. Поэтому он боится знания о потенциально неспособных партнёрах, какой бы области жизни это не касалось. Там, где он видит отсутствие возможности у других, он теряется. Там, где видит отсутствие возможности у себя, он мобилизуется. Боится увидеть и ещё больше услышать, когда человек говорит о себе: "Я не способен, я не могу". Это самая сильная и разрушительная причина, по которой СЛИ действительно может оставить человека в покое. Точно так же, достаточно ИЭЭ услышать "я не хочу" (суггестивная функция) – и он сникает.

Логика суггестивной функции звучит так: "всё, что у меня получилось или не получилось, зависит от..." (для СЛИ – от способностей). Логика программной функции: "всё, что у тебя получилось или не получилось, зависит от..." (для СЛИ – от везения).

6. Активационная функция: этика отношений

Семантическое содержание символа :

Кто тебя обижает? Тебе нравится?

СЛИ в коллективе важно быть не лидером, а любимчиком. Когда он становится начальником, в первую очередь, подбирает себе людей, которые хорошо к нему относятся (). Умные это люди или глупые, талантливые или бездарные – не важно. "Пусть это даже мерзавцы, но если они хорошо ко мне относятся, они хорошие люди", – такова логика сенсорно-логического интроверта, хотя он может это не осознавать.

Сам СЛИ, стараясь быть со всеми в хороших отношениях, если ссорится, то "навсегда". Он очень трудно уходит с какого-то места работы, но ещё трудней возвращается в коллектив, который он "бросил". Если он сознательно оставил компанию, возвращаться ему туда уже стыдно, особенно когда его уговаривали вернуться и не уговорили.

Конечно же, ему кажется, что все хотят сохранить хорошие отношения. На этом полутакте он усваивает стереотипы, принятые в обществе, которые хранятся неизменными в течение долгого времени. Здесь не существует оттенков. Для ИЭЭ же в этических отношениях () существует множество переходов, и он старательно объясняет СЛИ, что отношения не могут быть такими жестко заданными. И вполне реальна такая ситуация: ИЭЭ сказал СЛИ, что Антон хорошо относится к Лене. Прошел год, Антон с Леной поссорились, ИЭЭ хочет их помирить и говорит об этом СЛИ. Тот страшно удивлен: "Как, ты же сказал, что они хорошо относятся друг к другу?" Для него раз усвоенное на этом полутакте мало изменяется.

Если СЛИ кого-то обидел, он очень долго это помнит, если обидели его – забывает быстрее. Он из тех, кто не прощает другим собственной бестактности в этических отношениях. Он не любит человека, которого однажды оскорбил, обманул, навредил и не стремится наладить с ним отношения. Человек сам должен его простить и начать с ним общение. Если же обидели СЛИ, он сам решает, когда прощать, и снова идёт с улыбкой устанавливать дружеский контакт.

Плохо переносит, когда его кто-то недолюбливает. ИЭЭ всегда утешает его тем, что говорит: "Да он не только тебя, он всех не любит", – и СЛИ это успокаивает: он не хуже других.

СЛИ часто представляется беспомощным, ищет, кто бы его пожалел. [Возможно, это качество (свойство поведенческой реакции) наблюдается в дуальном контакте, в большинстве же случаев, т. е. вне дуальной диады, подобное поведение для СЛИ нехарактерно] Интуитивно-этическим нужны слабые, ищущие помощи партнёры. Независимые и самостоятельные, какими чаще всего и выглядят сенсорно-логические, им не интересны, и можно только удивляться, как жалостливые интуитивные этики и самостоятельные сенсорные логики сходятся. Если СЛИ демонстрирует слабость и беспомощность, значит, он расслабился и доверился партнёру. Когда же выступает рассчетливость и самостоятельность, то доверительный контакт с любым интуитивно-этическим установить просто невозможно, потому что, в отличие от сенсорных логиков, те считают, что главная сила человека – в его слабости, в его открытости миру.

Клуб технократов – сенсорных логиков – представляют, как правило, мужеподобные типы. Если попытаться выстроить шкалу маскулинности – феминности, то первыми будут сенсорные логики, за ними – интуитивные логики (клуб теоретиков), потом – сенсорные этики (клуб деловых людей) и самые феминные – интуитивные этики (клуб богемы). Мне пришлось наблюдать ситуацию, когда пара следовала социальным нормам, игнорируя соционные. Женщина-СЛИ поручала все ремонтировать в доме мужчине-ИЭЭ, как это у нас в обществе принято. ИЭЭ отличаются странной особенностью: вещь у них в руках либо сразу начинает работать, либо ломается до основания от их починки. Женщина часто удивлялась тому, как он неловко выполняет самые простые, с её точки зрения, ремонтные работы, пока не узнала, что ремонтировать – это функция СЛИ. Теперь они поменялись ролями: СЛИ ремонтирует, а ИЭЭ помогает. Женщина немного переживает, как это выглядит в глазах окружающих, а ИЭЭ просто счастлив, что за сломанное отвечает не он, а СЛИ.

Как СЛИ определяет, что вы хорошо к нему относитесь? По улыбке, которая должна быть в глазах и на губах. СЛИ можно наговорить много неприятного, но если в конце тепло улыбнуться, он воспримет беседу скорее как полезную, чем зловредную. Если он ищет чьей-то улыбки, значит, нуждается в помощи именно этого человека. ИЭЭ всегда отвечает на улыбку СЛИ.

Во время интимной близости в этой паре принят даже откровенный смех. [Следует указать, справедливости ради, что подобный феномен характерен не только для диады СЛИ – ИЭЭ]. Так выражается степень раскованности и удовольствия. Когда СЛИ живет с соционно-неподходящим партнёром, то либо он перестает смеяться, либо партнёр страдает от его смеха, потому что не понимает, что может быть смешного в таком моменте. СЛИ же не смешно, а весело от того, что ему хорошо, и ИЭЭ именно так это и воспринимает.

7. Контролирующая функция: силовая сенсорика

Семантическое содержание символа :

Ты готов? Ты доволен?

СЛИ любит и замечает цвета, краски, не любит серые комнаты общежитии за их унылость; в крайнем случае, лучше аляповатая, яркая безвкусица, чем сплошная серая стена. Он часто старается хоть чем-то ярким украсить место, в котором живет. Глазу должно быть приятно. Он замечает яркие платья, красивые костюмы, стройные фигуры. Хорошо чувствует пропорции живого здорового тела. Получает удовольствие, наблюдая за движением человека, собаки, лошади, всего живого (). Линии, формы, краски, изгибы живых стройных тел, игра мускулов – всё это не ускользает от его внимания.

Любит красивые вещи. Комфорт, с его точки зрения, создают мелочи. Если ему нужна вещь, а ИЭЭ не хочет дарить, он её просто отбирает, но это, конечно, при доверительных, дружеских отношениях. Так, видимо, чаще поступают все сенсорные логики; так же как интуитивные этики выпрашивают, а сенсорные этики выменивают.

Когда у СЛИ больше двух вещей в руках, он теряется. Поэтому у касс нервно путаются в кошельках, деньгах, чеках. ИЭЭ же, наоборот, может увешаться сумками и не замечать этого. Для СЛИ лучше иметь одну большую сумку, чем две маленьких. Если вы со СЛИ хорошие друзья, то он обязательно залезет к вам в сумку. ИЭЭ часто таскает с собой неделями ненужные вещи, которые он забыл выложить. СЛИ с любопытством просматривает содержимое его сумок: "Ой, а это у тебя что такое? А это ты зачем таскаешь?" и получает таким образом очень много информации о том, что есть в магазинах, что люди читают, какие продукты едят и т. д., одновременно помогая ИЭЭ освободить сумки, а то и карманы от лишних вещей. Содержимое сумок ИЭЭ каким-то незаметным образом меняется. Если СЛИ любит сладкое, то он вполне может найти в сумке ИЭЭ конфету, которая там лежит много дней. Заинтересовался чтением – и уже выгребает из вороха предметов какой-нибудь интересный журнал. Собирается в турпоход, стоит заглянуть в сумку ИЭЭ – что-нибудь нужное СЛИ там непременно завалялось. Мне иногда даже кажется, что ИЭЭ без своего дуала СЛИ месяцами таскает в своей сумке одни и те же вещи, и они лежат там никому не нужные.

В деньгах если экономит, то на мелочах. Обычно либо весь в долгах, либо имеет денежный запас; в долг не берёт и потратить не решается. Тратить ему трудно, поэтому либо покупает дешёвое, так что и выбросить не жалко, либо покупает дорогое. Для других ему купить легче, чем для себя.

Не любит, когда крадут его вещи, берут без спроса – это ещё куда ни шло. Возмущается, считает для себя позором, если его обокрали, – настолько, что даже может скрыть это от других.

Не любит слово "должен". Достаточно сказать ему "ты должен то-то", и он возмутится: "Я никому ничего не должен!" По его убеждению, никто вообще никому ничего не должен, а если кто-то не может получить назад деньги, которые дал какому-то человеку в долг, так сам виноват: надо смотреть, кому даешь. Он не любит брать у чужих подарки, так как считает, что надо отблагодарить; у своих же берёт спокойно и не отдает.

Если сам дарит, то лишнее, – то, что ему не жаль, и только для своего удовольствия. Для сравнения, в паре (ЛИИ) – (ЭСЭ) считается наоборот, если дарить то, что не жалко, так это и не подарок.

Если СЛИ что-то делает бесплатно, нельзя предлагать ему деньги, пока он сам не начнет жаловаться. Раз работает бесплатно – значит, что-то "на этом имеет". Выгоду он узрит в любом деле. Посадите СЛИ ни за что в тюрьму, и первое, что он сделает, это подсчитает, в чем он выиграл от такого поворота судьбы. Но если ему приходится работать бесплатно там, где он рассчитывает заработать, он чувствует себя обиженным судьбой.

Бывает агрессивным и злым; в паре с ИЭЭ это не так заметно, потому что СЛИ безжалостно ругается, отстаивая свои интересы, а ИЭЭ потом сглаживает напряженные отношения. Хотя СЛИ и стремится к хорошим отношениям, но в кризисных ситуациях он, как правило, не выдерживает и умудряется со многими перессориться и испортить отношения (), так же как ИЭЭ умудряется все вокруг себя ломать (). Если СЛИ уходит, хлопнув дверью, то за ним остаются ненавистные взгляды (), но если уходит ИЭЭ, то после него остаются сломанные замки и сорванные петли (). Так что оставшемуся дуалу есть чем утешиться: приходится чинить замки, если это СЛИ, и восстанавливать мир, если это ИЭЭ. Надо сказать, что если СЛИ и ИЭЭ расстаются, то СЛИ "оставляет", а ИЭЭ "отпускает" партнёра.

СЛИ считает, что детей надо наказывать. В семье и в коллективе, где он начальник, СЛИ – карающая сила, а ИЭЭ – прощающая, поощряющая. СЛИ всегда сам выбирает, кому подчиняться, и очень не любит, когда командует тот, кому он не намерен подчиняться.

Зрительно СЛИ охватывает вниманием три метра перед собой, а все, что дальше, и все, что сбоку, им воспринимается очень слабо. Внимание его схватывает одну-две вещи, все остальное – слабо воспринимаемый фон. Такое восприятие характерно, видимо, для всех сенсорных. У интуитивных более широкий обзор. (ЛИИ, INTJ) все пространство видит как панораму: то, что находится на периферии и на самом дальнем плане, одинаково фиксируется. Он все замечает больше как фон, а сенсорный видит объект на фоне. Если по улице идут интуитивный и сенсорный, то первый скорее заметит то, что в конце улицы, а второй – то, что рядом с ним. Поэтому СЛИ часто находит мелкие монеты, старые проездные билеты.

Одно-единственное наблюдение: левым глазом СЛИ лучше видит предметы вдали, правым – вблизи; ИЭЭ – наоборот.

Праворукость, леворукость, макушка справа или слева, по часовой или против часовой стрелки завиток волос на макушке – все это признаки малоизученные. Встречаются СЛИ, которые носят значки только на левой стороне груди, и те, кто, наоборот, – только на правой. Встречаются праворукие и леворукие СЛИ, согласно традиционным для психологии методам определения. Есть сенсорно-логические интроверты с двумя макушками. Попадаются СЛИ, для которых чувствительными являются внутренние поверхности тела (инь), у других чувствительность внешних (ян) поверхностей преобладает над внутренними.

8. Эталонная функция: структурная логика

Семантическое содержание символа :

Все в порядке? Ты понял?

Когда человек только пришел в коллектив, первое, что ему нужно – сориентироваться по эталонной функции. СЛИ всегда надо знать иерархию: кто главный, кто второстепенный, и на какое место он может рассчитывать в этом коллективе. Он постоянно собирает эту информацию. ИЭЭ же ему об этом сообщает со своей болевой функции. Пока СЛИ не знает, кто главный, кто руководит всем, что происходит, и где его место, он чувствует себя очень неуютно и потерянно, не знает, как себя вести. Ведь он всегда старается соблюдать внешние правила, существующие в коллективе, а также пытается разобраться в негласных правилах. Так же, как (ИЛЭ) надо знать, кто что делает, кто чем занимается ().

СЛИ демонстрирует внешнюю вежливость и учтивость, с чужими он официален и предупредителен. У него бывают трудности, когда одному и тому же человеку надо говорить то "ты", то "Вы". "Вы" для него означает дистанцию и отрицание дружеского отношения (). Либо служба (), либо дружба (). и – антагонисты, так же, как и, и, и (см. подробнее о взаимодействии функций). ИЭЭ считает: "Чем наводить порядок (), лучше человека тепло встретить ()". Поэтому риск () и удовольствие (), на самом деле, несовместимы: чем больше риск, тем меньше удовольствие; аналогично: чем больше красоты (), тем меньше содержания (). У соционики в настоящее время глубокое содержание (), но недостает оформления (). Пройдет цикл, содержание перельется в форму.

СЛИ любит наводить порядок (): расставить вещи по местам, разложить бумаги, составить классификацию, рассортировать. Но так же, как и работа, это происходит у него приступами. Постоянно он этим не занимается, только по мере нарастания беспорядка. Он как бы ждёт сигнала со стороны, что пора наводить порядок. "Гости придут, надо убраться. Выходные наступили – дай-ка разберу этот завал".

Когда он работает, то ему надо знать, что это кому-то нужно. И он часто спрашивает: "Я не знаю, это нужно или нет?" ИЭЭ отвечает, как правило, одно и то же: "Ты представляешь, ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО" и таким трагичным тоном, что СЛИ понимает (если хочет понять), что ЭТО никто не делает, и можно смело браться за работу. Потому что он любит делать то, что никто не делает. Фразу ИЭЭ он переводит по-своему: "Ты представляешь, это ни один, ни один человек не делает, это просто ужасно". СЛИ же близко утверждение: если все, то не я, ну а если никто, то я.

В гостях СЛИ всегда выбирает место, где он будет сидеть, и желательно такое, чтобы было видно все пространство. Если место выбрано удачно, он его не меняет, каждый раз норовит сесть туда же. Если он меняет привычное место, значит, очень изменилось субъективное пространство. Ему легче что-то вспомнить, если скажут: "Помнишь человека, того, который сидел у окна? Помнишь вазочку, которая на третьей полке стояла?" Наверное, пространственная память у него развита лучше.

СЛИ способен хорошо оформлять бумаги, документацию, отчёты. Составить отчёт СЛИ не сложно, поэтому, видимо, часто встречаются СЛИ в должности главных бухгалтеров.

Он способен компоновать, размещать самые различные объекты, начиная от вещей и кончая цитатами. Если надо на двух квадратных метрах уместить вещь размером в три квадратных метра, попросите СЛИ.

В конспектах у него может быть все достаточно чётко разграничено. Есть отступления для полей, хорошо выделено главное, второстепенное. Он любит из общего объёма знаний сделать выжимку – убрать то, что повторяется, выделить основную идею, упростить её и, отбросив всякую лирику, представить на суд экзаменатора или людей упрощенный вариант сложных теоретических построений. Только таким образом он сам способен разобраться в чужих идеях. Можно сказать так: (СЛЭ) создает новые теории (), новые законы (), новые территории (), а СЛИ все это приспосабливает к реально существующей жизни: теории он упрощает (популяризирует), законы он утилизирует применительно к мелким нуждам (искажает), территории он обживает (захламляет).
Rambler's Top100