Гендерные роли и соционика

А.М.Ельяшевич.

Впервые опубликовано на сайте www.socionics.ru

 

Гендерные роли – закрепленные в морали, правилах, положениях закона функции и формы поведения женщин и мужчин [1]. Термин "гендер" появился сравнительно недавно. Основное значение английского слова gender – грамматический род, а в относительно старом издании англо-русского словаря употребление этого слова в значении "пол" определяется как шутливое [2]. Но в последнее время этот термин стали употреблять именно в этом значении и уже совсем не в шутку. Сейчас это слово обозначает социальный пол, в отличие от биологического пола – "sex". Интересно, что в толковом словаре "Random House" [3] в качестве одного из значений слова gender приводится слово sex, а в списке значений слова sex слово gender отсутствует.

Все возрастающий интерес к гендерным проблемам имеет очень глубокие корни. С одной стороны, различие мужчин и женщин является самым фундаментальным различием между индивидумами, принадлежащими к виду homo sapiens (как показали исследования, именно это отличие прежде всего фиксируется и запоминается человеком [4]), с другой стороны, сейчас идёт процесс изменения и сближения гендерных ролей. Обычно большее внимание обращают на изменение гендерных ролей женщин, все больше проявляющих себя в традиционно мужских сферах социальной активности (политика, бизнес, армия, "мужские" виды спорта), хотя одновременно идёт не менее, по моему мнению, важный процесс изменения гендерных ролей мужчин, принимающих все большее участие в традиционно женских сферах социальной активности (воспитание детей, домашнее хозяйство). Кроме того наблюдается тенденция андрогинии – проявления у женщин "мужских" черт характера, а у мужчин – "женских". Причем если раньше эта тенденция вызывала и у психологов, и в обществе в целом беспокойство, то в последние годы эта тенденция рассматривается как нормальная и положительная [4].

Недавно М. А. Бендюков, выступая на заседании Санкт-Петербургского психологического клуба, в качестве первой из существующих в психологии "табуированных проблем", исследованию которых уделяется слишком мало внимания, назвал проблему гендерных особенностей. Действительно, в большинстве книг по психологии, не посвященных специально сексуальным проблемам, общие вопросы или рассматриваются безотносительно к полу, или делается акцент на психологических различиях мужчин и женщин. Эти различия носят статистический характер и проявляются не в различии в поведении женщин и мужчин, а в относительной вероятности того, что случайно выбранные женщина или мужчина поведут себя тем или иным образом.

Рассмотрение гендерных ролей я начну не с анализа ролей мужчин и женщин в современном мире, а с представлений о женском и мужском начале в человеке, восходящих к даосизму, в котором полярные категории инь и ян являются фундаментальными. Еще Лао-цзы сетовал на то, люди больше ценят ян (мужское, доминирующее, твёрдое) и пренебрегают инь (женским, податливым, мягким), и связывал инь с жизнью, а ян со смертью. До XX века проблема жизни и смерти касалась только отдельных людей или их групп, но уже во второй половине XX века вопрос жизни и смерти обрел глобальный характер – ядерная зима, которая неизбежно наступила бы после масштабной ядерной войны, с большой долей вероятности привела бы к вымиранию человека как биологического вида. Поскольку ядерным оружием обладало только несколько государств, а реальное противостояние сводилось к противостоянию двух ядерных сверхдержав, переход от характерного для мужского начала противоборства к характерному для женского начала партнёрству был осуществлен сравнительно легко и быстро.

Сейчас же ситуация изменилась, так как ликвидация угрозы ядерной войны вывела на первое место другую угрозу – угрозу глобальной экологической катастрофы. Издевательство над природой достигло таких масштабов, что природа начала принимать ответные меры, как на макроуровне (изменения климата, стихийные бедствия), так и на микроуровне (опасные мутации микроорганизмов). Наибольшую угрозу представляют последние – появление СПИД-а можно рассматривать как предупредительный звонок человеку. И чтобы адекватно отрегировать на этот вызов природы, недостаточно договоренности двух или даже нескольких десятков государств – необходим принципиальный переход от "мужской" политики агрессии, конкуренции, противостояния – к "женской" политике сотрудничества в рамках всего человечества. Необходимо, чтобы в человеке на первый план выступило именно "женское начало".

Почему до сих пор торжествовало "мужское начало"? Ответ на этот вопрос следует искать в истории эволюции homo sapiens. С точки зрения эволюции, историю человечества можно разделить на два периода: первый, когда дарвиновский естественный отбор обеспечивал приспособление человека к изменяющимся условиям и социальным формам образа жизни, и второй, когда естественный отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. По-видимому, второй период наступил примерно 20 тысяч лет тому назад, в результате чего человек как биологическое существо оказался "законсервированным" на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Соответственно, биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям:

Вместо медленной биологической эволюции человека стала действовать стремительная социальная эволюция, которая поддерживала доминирование у человека уже как социального существа именно мужских качеств. Поэтому не удивительно, что до сих пор мир жил и продолжает жить по "мужским законам" – законам военного времени, правилам соревновательных командных игр. Основные особенности игры: игра имеет начало и конец, игра протекает по жестким правилам, не меняющимся во время игры, в игре есть победители и побежденные. И именно к таким играм, в которых главное: действие, соревнование – с детства привыкают мальчики. Семейная жизнь, в которой женщины играют доминирующую роль, имеет совершенно противоположные особенности: она продолжается непрерывно, правила являются гибкими и изменяются в соответствии с меняющимися условиями, в ней нет победителей и побежденных. Именно таковы игры девочек, в которых, главный объект игры – человек, которого имитирует кукла.

В настоящее время в мужском мире женщинам, чтобы достичь успеха в сферах, в наибольшей степени определяющих современное развитие общества (политика, бизнес, управление в гражданской и военной сфере), приходится отказываться от своего биологического женского начала и играть по мужским правилам.

Однако, согласно Карлу Густаву Юнгу, у мужчины имеется анима – бессознательная женская стороны личности мужчины, а у женщины анимус – бессознательнря мужская сторона личности женщины. Юнг пишет: "Молодые люди могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии главное – быть мужчиной. ... После середины жизни потеря анимы ведёт к снижению жизненности, гибкости, подвижности, доброты – появляется ригидность, сварливость, стереотипность, фанатизм, упрямство, педантичность и в то же время безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность и, в конечном итоге, детская раздражительность со склонностью к алкоголю" [5].

Надо отметить, что такая разница в соотношении мужского и женского начала в человеке в разные периоды жизни определяется и эволюционными причинами – ведь естественный отбор, содействовавший закреплению гендерных ролей первобытного племени, "работал" только по отношению к молодым особям – даже до 30 лет первобытный человек, как правило, не доживал. Поэтому жизнь в зрелом возрасте, если не после 30, то после 40-50, лет является в какой-то степени для современного человека жизнью после срока, отведенного ему существовавшими тогда условиями, и в гораздо большей степени зависит от социальных условий и поддается целенаправленному изменению.

Думается, что вывод Юнга можно распространить и на человечество в целом. Если считать предыдущий период его развития молодостью, то доминирование мужского начала было естественным. Вступая же в период зрелости, человечество, должно в полной мере задействовать свое женское начало.

С этой точки зрения, происходящий в наиболее промышленно развитых странах мира процесс изменения традиционных гендерных ролей, основной вектор которого направлен в сторону андрогинии (конвергенции гендерных ролей) и возрастания в мировой и национальной политике подходов, ассоциируемых с чертами не мужского, а женского характера, следует считать закономерным, так как следование традиционным мужским ценностям в современном постиндустриальном информационном обществе, стоящем перед лицом реальных глобальных угроз (перенаселение, нарушение природного равновесия, усиление терроризма) приводит не к уменьшению, а к увеличению этих угроз. В то же время естественное изменение гендерных ролей не может проходить безболезненно, так как оно наталкивается на подсознательное сопротивление, связанное с биологическими механизмами, которые содействуют принятию гендерных ролей, отвечающих условиям жизни первобытного племени. Кроме того, система воспитания также содействует закреплению традиционных гендерных ролей. Столкнувшись с реалиями современного мира, в котором гендерные роли изменились, подростки испытывают дополнительный психологический дискомфорт.

Какова же роль соционики в разрешении перечисленных проблем? Процесс конвергенции гендерных ролей повышает значимость индивидуальных качеств мужчин и женщин.

Место человека в обществе, его социальная роль все в большей степени определяется не полом человека, а его личными качествами.

На формирование же этих качеств и на особенности их проявления существенное влияние оказывает соционический тип человека (тип информационного метаболизма). Подавляющее же число исследований в области гендерных отношений носят статистический характер и не учитывают существования значительных типологических и индивидуальных различий, во многих отношениях более существенных, чем гендерные различия.

Для выявления тенденций в развитии представлений о гендерных ролях, складывающихся в современной России были проведено исследование, в процессе которого респондентам предлагалось указать, какие качества из представленного списка 118 качеств, в большей степени присущи представителям определённого пола, а какие являются нейтральными по отношению к полу. Исследование показало существование устойчивых представлений о качествах, присущих мужчинам и женщинам (коэффициент корреляции между различными группами имел значения от 0,8 до 0,9), а коэффициенты корреляции личного представления о гендерных качествах со средним по группе имели, как правило, значения от 0,4 до 0,6.

На втором этапе исследования респондентам сначала предлагалось указать, какие качества из представленного списка присущи им лично, и только потом, какие в большей степени присущи представителям определённого пола, а какие являются нейтральными по отношению к полу. Проведенный корреляционный анализ показал четкую тенденцию у мужчин и женщин зрелого возраста по сравнению с молодежью, к более охотному признанию наличия у себя и мужских, и женских качеств.

В Таблице 1 представлены результаты опроса двух групп: студентов Санкт-Петербургского государственного технического университета и участников IV конференции по соционике в Москве. Жирным шрифтом выделены качества, которые в большей степени рассматриваются как в большей степени мужские, а выделенные курсивом – как в большей степени женские. Качества расположены в порядке убывания их выраженности.

Таблица 1

Группа 1

(студенты)

Группа 2

(участники конференции)

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Доверчивость Дух соревнования Наличие собственной позиции Аналитичность
Доброта Быстрота в принятии решений Демократичность Развитое воображение
Восприимчивость Агрессивность Восприимчивость Широта взглядов
Упрямство Мужественность Способность защищать свои взгляды Искренность
Надежность Готовность к действию Лень Наличие собственной позиции
Импульсивность Амбициозность Склонность к переменам Способность защищать свои взгляды
Чувство ответственности Активность Широта взглядов Чувство ответственности
Великодушие Вера в себя Развитая интуиция Вера в себя
Лень Развитое воображение Доброта Демократичность
Демократичность Склонность к риску Умение понимать других Готовность к действию
Жизнерадостность Лень Независимость Импульсивность
Тактичность Надежность Аналитичность Прямота
Умение сочувствовать Склонность к обладанию Умение полагаться только на свои силы Активность
Забота о людях Демократичность Упорство Независимость
Беззаботность Жизнерадостность Надежность Серьёзность
Привлекательность Упорство Искренность Лень
Прямота Независимость Чувство ответственности Склонность к переменам
Развитая интуиция Неорганизованность Общительность Развитая интуиция
Терпеливость Самоуверенность Терпеливость Доброта
Умение уступить Аналитичность Верность Умение полагаться только на свои силы
Терпимость Забота о людях Готовность к действию Упорство
Развитое воображение Тактичность Упрямство Быстрота в принятии решений
Склонность к риску Восприимчивость Умеренность Верность
Склонность к переменам Доброта Жизнерадостность Жизнерадостность
Умение понимать других Склонность к доминированию Тактичность Мягкость
Общительность Беспечность Неорганизованность Терпимость
Верность Импульсивность Великодушие Умение понимать других
Мягкость Чувство ответственности Умение сочувствовать Общительность
Хитрость Способность защищать свои взгляды Доверчивость Восприимчивость
Женственность Застенчивость Умение уступить Упрямство
Амбициозность Напористость Мягкость Тактичность
Наличие собственной позиции Способность к лидерству Импульсивность Самоуверенность
Пунктуальность Падкость на лесть Терпимость Надежность
Готовность к действию Серьёзность Забота о людях Неорганизованность
Вера в себя Наличие собственной позиции Вера в себя Великодушие
Склонность к обладанию Пунктуальность Серьёзность Доверчивость
Аналитичность Склонность к переменам Мужественность Мужественность
Падкость на лесть Умение понимать других Дух соревнования Склонность к обладанию
Серьёзность Беззаботность Склонность к обладанию Способность к лидерству
Искренность Упрямство Развитое воображение Пунктуальность
Скромность Общительность Женственность Дух соревнования
Независимость Привлекательность Прямота Напористость
Неорганизованность Прямота Быстрота в принятии решений Агрессивность
Самоуверенность Умение сочувствовать Склонность к риску Терпеливость
Застенчивость Великодушие Застенчивость Умеренность
Напористость Умение полагаться только на свои силы Беспечность Умение уступить
Способность к лидерству Широта взглядов Привлекательность Забота о людях
Консерватизм Консерватизм Способность к лидерству Застенчивость
Активность Верность Напористость Привлекательность
Упорство Развитая интуиция Самоуверенность Консерватизм
Беспечность Искренность Активность Склонность к риску
Агрессивность Скромность Пунктуальность Скромность
Способность защищать свои взгляды Мягкость Беззаботность Амбициозность
Широта взглядов Терпеливость Агрессивность Умение сочувствовать
Дух соревнования Умение уступить Скромность Склонность к доминированию
Быстрота в принятии решений Доверчивость Хитрость Беззаботность
Мужественность Умеренность Склонность к доминированию Хитрость
Склонность к доминированию Хитрость Консерватизм Женственность
Умение полагаться только на свои силы Терпимость Амбициозность Беспечность
Умеренность Женственность Падкость на лесть Падкость на лесть

Из таблицы видно, что студенты чаще отмечают у себя качества, свойственные, по сложившимся представлениям, именно их полу, а участники конференции распределили "мужские", "женские" и "нейтральные" качества гораздо равномернее.

Литература

  1. Дальбум-Халл Б. Женщины и руководство. СПб.:Сова, 1996.
  2. Англо-русский словарь.Составил В.К.Миллер. М. ОГИЗ, 1948.
  3. The Random House Dictionary of the English Language. N.-Y.: Random House, 1968.
  4. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-Еврознак, 2001.
  5. В.В.Зеленский. Аналитическая психология. Словарь. СПб.: ЮСК, 1996.
Rambler's Top100