© Дмитрий Лытов, 2002.
Сразу должны заметить – соционика описывает только одну сторону отношений – обмен информационными сигналами между типами (а также связанное с этим взаимодействие). Все остальное, а именно – возраст, пол, социальный статус – может накладывать на них свой отпечаток, и даже отчасти искажать, но даже при таком искажении отчётливо видно, что одна и та же информация по-разному доходит до разных людей и по-разному ими воспринимается.
Читая описания типов, Вы заметили, что в Модели А каждого типа присутствуют все восемь следующих функций информационного обмена:
причём две из них являются наиболее сильными (присутствуют в блоке "Эго" Модели А).
Между этими функциями существует определённое взаимодействие. Это связано с тем, что некоторые психические способности человека не могут быть одновременно сильными – развитие одной функции идёт за счёт другой из них. Точно так же и сигналы, поступающие со стороны на собственную "сильную" функцию, воспринимаются несколько иначе, чем сигналы, поступающие на "слабую" функцию.
Между функциями существует четыре вида взаимодействия. На их основе и строятся отношения между типами. Кроме данных четырёх видов, имеет значение и порядок следования функций: к примеру:
и –
это два разных типа, и соответственно у Вашего типа с ними будут разные, хотя и похожие по содержанию, отношения. Давайте рассмотрим 4 способа взаимодействия, а также порядок функций (впервые такой метод анализа отношений – без всем известной и пока ещё довольно запутанной Модели А – предложил в 1990 г. Е.Шепетько, затем его усовершенствовали М.Гут и С.Богомаз).
и |
и |
и |
и |
Это как бы дополнение слабых сторон одного из партнёров сильными сторонами другого. Нередко посторонние удивляются: «Что соединяет этих людей, ведь они такие разные!». Однако взаимопонимание в этих отношениях не всегда хорошо работает: если для одного «все уже понятно», то другого приходится долго убеждать. Скорее партнёры доверяют друг другу на слово: «все равно он в этом понимает лучше меня».
Взаимодействие такого рода обусловлено тем, что сильная функция одного из партнёров всегда попадает в блок "Суперид" второго.
и |
и |
и |
и |
Если мы видим, что два человека связаны отношениями такого типа – то, как минимум, один из них испытывает серьёзный личностный кризис (например, неспособность справляться с определёнными жизненными проблемами). Обмен информацией при таких отношениях малоэффективен – что говорит один, другому не всегда приятно слушать, и он игнорирует сказанное. В преподавании этот вид отношений тоже создаёт немало проблем.
С чем связано это свойство? С тем, что одна из функций развивается за счёт другой. Издалека носитель «противодействующей» функции даже привлекает, вызывает интерес – он умеет то, что мне не под силу.
Взаимодействие такого рода обусловлено тем, что сильная функция одного из партнёров всегда попадает в блок "Суперэго" второго.
и |
и |
и |
и |
Здесь присутствует стремление обратить внимание партнёра на «мелочь», которую тот упустил; не столько понять, сколько «исправить и дополнить» услышанную информацию. Дискуссии иногда бывают очень бурными, но чаще всего ничем не заканчиваются – партнёры от них устают. В этих отношениях партнёры чаще всего занимают неравноправные позиции, или же просто относятся к разным компаниям. В преподавании эти отношения хороши, когда ученик «в общем» уже усвоил много информации – надо лишь откорректировать ее. В противном случае ученик просто игнорирует то, что слышит от преподавателя.
Взаимодействие такого рода обусловлено тем, что сильная функция одного из партнёров всегда попадает в блок "Ид" второго.
Это взаимодействие идентичных функций (например, и ). В таких отношениях очень хорошо получается обучение одного другим, особенно если уровень одного превышает уровень другого. В общих делах партнёры понимают друг друга «с полуслова». Но в этих отношениях возможны как минимум две неприятности. Во-первых, оба одинаково слабы перед одинаковыми проблемами, т.е. если оба партнёра достаточно неопытны, то их взаимопомощь может быть малоэффективной. Во-вторых, общая область деятельности может привести к конкуренции.
Взаимодействие такого рода обусловлено тем, что сильная функция одного из партнёров всегда попадает в блок "Эго" второго.
Кроме указанных свойств, важное значение имеет порядок следования функций. Пример:
Ваш тип: | |
По первой функции – понимание, по второй – противодействие, порядок прямой | |
По первой функции – понимание, по второй – противодействие, порядок обратный |
Если порядок следования функций – не прямой, а обратный, то скорее всего, не совпадают «жизненные ритмы» партнёров. То, что один делает быстро, другой делает медленно; где один уделяет много внимания деталям, другой понимает все «в общем». Это создает проблемы в общении.
Васильев Вл.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других – найди себя. – Томск: 1996.
Гут М.М. Психологическое содержание простых качеств интертипных отношений // СМиПЛ, 2001, № 5; повторная публикация: СПиМО, 2000, № 2 (февраль).