© Сайт www.socioniko.net (с 2005 г., ранее – под адресами socioniko.narod.ru и socioniko.hotbox.ru, 2001 – 2005)
ВЫБРАТЬ ДРУГОЙ ЯЗЫК | SELECT A DIFFERENT LANGUAGE
Главная | Книги | Cоционики по городам и странам | Полезные ссылки | Редакция сайта
Диагностика типа | Типы и подтипы | Фототека | Почерк | Малые группы | Отношения | Типы знаменитостей
Типоведы (MBTI) | Психологи | Золотая коллекция | Архив газеты | Рассылка

Записки клинического психолога-соционика

Николай Diagnostic, Ростов-на-Дону
Сайт http://psycity.org.ru/ – виртуально-психологический проект
о психологической жизни Ростова
Старый сайт автора: http://socionika-rost.narod.ru/

 

От редакции. Одним из критериев профессионализма психолога является умение распознать «не свой» случай, т.е. выходящий за пределы собственной компетенции. Иногда речь идёт о случае, когда знания данного психолога человеку не помогут – ему в принципе было нужно что-то другое, просто он искал «психолога вообще» (клиенты ведь не обязаны разбираться во всех тонкостях психологических методик и технологий).

Но бывает и так, что случай психологу вообще неподвластен, психика клиента (или, точнее, уже пациента) сломана настолько, что перед нами – клинический случай. Даже если мы определим в данном случае соционический тип клиента, это ему вряд ли поможет. В таких случаях клиент должен быть передан профессиональному врачу-психиатру, который вправе не только давать советы, но и применять методы лечения, например, медикаментозные. Психолог же (в том числе соционик), если переоценит свою квалификацию и попробует «излечить» такого клиента сам, может лишь навредить. Давать советы человеку, который неадекватно оценивает реальность – как минимум безответственно. Прописывать же медикаменты вправе только врач.

 

Все эти истории произошли, когда я работал психологом в маленькой психиатрической клинике…

История 1.

Ко мне на приём записалась гражданка Ф. На мой вопрос к Ф., почему именно ко мне, ведь наблюдается у психоневролога, звучит незамедлительный ответ: меня там не слушают и не уделяют достаточно внимания и тактичности.

В поведенческом статусе отмечается детскость в поведении (при возрасте 30 лет). Больная начинает говорить детским голосом, подпрыгивает, хлопает в ладоши, просит поиграть с ней в куклы или в доктора, просит взять на ручки, выпрашивает конфеты, окружающих называет дядями и тётями. При невыполнении просьб демонстративно обижается, надувает губы, топает ногами, громко плачет. Клиническая беседа с больной позволила выявить психологическую травму, пережитую в возрасте 10 лет, после которой «поменяла отношение к людям»: развод родителей, отец наркоман, но очень любимый ею. На мою просьбу дать оценку собственному поведению, отвечает сразу, не задумываясь, что «она Гексли (интуитивно-этический экстраверт), а её поведение полностью совпадает с описанием этого типа людей и вполне устраивает её».

Заключение психолого-психиатрической комиссии констатирует истерический психоз в виде пуэрилизма. Больной Ф. назначить курс поведенческой психотерапии.

История 2

Гражданка К. 28 лет. В ходе клинической беседы выяснилось, что клиентка является вторым ребёнком в семье. С детства привыкла командовать (поначалу это была игра в капитаны, где капитаном была К., а матросами родители или друзья и подруги), все её требования обязательно исполнялись, ни в чём не видела отказа. У неё были лучшие игрушки, самые красивые и дорогие куклы. В 6-летнем возрасте после бурной ссоры с подругой появились суицидальные мысли. В школе училась хорошо, проявляла активность, была «надеждой школы». Предпочитала мужские компании, где была «верховодом». В 21 год узнала об измене любимого человека, и с этого периода отмечает ухудшение зрения «на нервной почве». При воспоминании случившегося появляется мигрень и агрессия в виде эмоциональных атак. Вскоре, через 1.5 года, К. выходит замуж за нелюбимого человека, при виде его клиентку начинает тошнить, появляются невралгии, боли в области сердца, избегает близости с ним. Постепенно тошноты усилились, появились сильные головные боли и головокружения, ничего не могла есть в присутствии мужа, объясняла это избытком веса и появлением целлюлита при внешней худощавости телосложения.

На приёме: ведёт себя приветливо, но срывается, пытается диктовать свою волю, грубо ругается и кричит на младший персонал, со слов клиентки, увлекается чтением Мураками. Увлекается соционикой, относя себя к типу Гамлет (этико-интуитивный экстраверт) и приглашает всех «пройти соционическое типирование», «постоянно ищет дуала, потому что только с ним будет счастлива». При диагностике по Шмишеку-Леонгарду выявляет Истерический (Демонстративный) тип.

Заключение психолого-психиатрической комиссии констатирует у К. психопатию возбудимого круга. Назначен курс психотерапии, рекомендованы консультации психиатра.

История 3.

Гражданин В. в возрасте 55 лет с проблемой «разобраться в отношениях в семье». После просьбы рассказать о себе, после некоторого сопротивления, выясняется, что В. болен сахарным диабетом, стаж болезни неизвестен, но обнаружился 3 года назад. Отец В. так же был болен сахарным диабетом, развившемся на почве алкоголизма, и отмечает схожие симптомы с В.: нарушение сна, приступы тревоги, беспричинный страх, беспричинная раздражительность. В. признаётся, что периодически теряет контроль над собой и ему кажется, что находится в производственной обстановке. Отмечается двигательное (моторное) возбуждение в виде воспроизведения привычных профессиональных действий. Просьбы В. осуществляет в виде требований. По образованию В. – электромонтёр 6 разряда, всю жизнь работал по одной специальности, имеет награды, дипломы благодарности завода.

На приёме: ведёт себя спокойно, немногословен. Соционическая экспертиза, проведённая мною, выявляет тип Жуков (сенсорно-логический экстраверт), выявлен СХУ, рекомендован психотерапевтический курс, консультации психолога, дальнейшая психодиагностика состояния.

Заключение психолого-психиатрической комиссии констатирует у В. профессиональное безумие (делирий). Рекомендована консультация психиатра. Назначены успокоительные препараты.

История 4

Гражданин Д. 20 лет. Из раннего общения с Д. вспоминаются эпизоды, приводимые мною ниже:

Однажды, едва заметив родную компанию, устремляется к ней, моментально со всеми здоровается, шутит, смеётся, предлагает спеть, обучить танцам, в шутливой форме представляет всех окружающих больными: «это гигант мысли – дважды два не знает сколько, а этот – барон Мюнхгаузен, враль необыкновенный». Быстро отвлекается, чтобы дать указания «нянькам», которые не так, по его мнению, делают уборку помещения, затем, прыгая на одной ноге и пританцовывая, возвращается в компанию, предлагая «проверить их уровень интеллекта, протестировать на IQ, и проверить знания по всем наукам». Говорит очень быстро, хриплым голосом от перенапряжения голосовых связок, часто не договаривая мысль до конца, перескакивает на другую, часто рифмует слова, повторяет одну и ту же фразу «для убедительности».

На приёме: внимание рассеяно, настроение приподнятое, на вопросы психолога отвечает односложно, пытается развернуть дискуссию на отвлечённую тему. Интересуется, какие книги я читаю, что думаю по той или иной проблеме, отмечается нигилизм в суждениях, «меня мало чем удивишь, не помню, когда последний раз удивлялся». В клинической беседе выясняется, что испытывает комплекс интеллектуальной неполноценности, боится «показаться глупым».

Соционическая экспертиза выявила тип Дон Кихот (интуитивно-логический экстраверт).

Заключение психолого-психиатрической комиссии констатирует у Д. маниакальный синдром в виде гневливой мании и бреда величия. Рекомендован курс СПТ. Повторная консультация после окончания терапевтического курса.

История 5

Клиентка Е. 29 лет, образование средне-специальное медицинское. Первичный запрос Е. звучал, как «отсутствие серьёзных мыслей, хочу взяться за голову, посоветуйте как».

На приёме: ведёт себя беспокойно, то и дело роняет предметы (сумку, ручку, карандаши).

Просит повторять задание, часто забывает инструкции. Оживлена, иногда бормочет что-то про себя. На лице всегда улыбка. С радостью рассказывает, как и когда она подшучивает, какие любит анекдоты, что любит из еды. При просьбе рассказать последний смешной анекдот, резко оживляется, задействует мимику, пантомимику, мяукает, играет голосом, кудахтает, хрюкает, ходит вычурной походкой. По окончании анекдота вспоминает, что может ещё ползать по-пластунски, падает на пол и ползает, одновременно мяукая по-кошачьи.

Соционическая экспертиза выявляет тип Гюго (этико-сенсорный экстраверт). Когда предлагаю ознакомиться с описанием типа, быстро читает, хохочет, возвращает текст, со словами «я в этом всё равно не соображаю, но это не я».

Тест по Шмишеку-Леонгарду выявляет Демонстративную акцентуацию.

В группе ведёт себя демонстративно, притягивает к себе внимание противоположного пола, охотно поддерживает идеи участников группы, предлагает себя в качестве дизайнера, оформителя праздников и мероприятий. На терапевтические группы является нерегулярно, ссылаясь на чрезмерную занятость. Терапевтический курс ею не пройден полностью.

Заключение психолого-психиатрической комиссии констатирует у Е. гебефренический синдром с кататоническим возбуждением. Направлена на психотерапевтический курс и обязательную консультацию у психиатра с предварительным диагнозом «олигофрения в стадии лёгкой дебильности с фабулой кошачьего визга».

Послесловие от редакции

Для обсуждения данной статьи автор открыл тему в форуме «Психология и соционика»:

http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?t=5135

Другие статьи на тему соционических проблем в психиатрии можно прочесть здесь:

http://www.socioniko.net/ru/1.begin/psychiatry.html

Клинические истории пациентов, с анализом их соционических типов, также описывал врач-психиатр из г. Иркутска, д.м.н., профессор Владислав Иванович Окладников. Вы можете заказать его книги, написав ему письмо.