Зададимся вопросом: для чего родители приходят на консультацию к психологу? Главным образом, с двумя целями:
1) чтобы выговориться, получить эмоциональную «отдушину»,
2) чтобы получить убедительный анализ ситуации, сложившейся с их ребёнком, либо подтвердить или опровергнуть собственные выводы по ней.
Психотерапевтические проблемы повышенной сложности (акцентуации, патологии, попытки суицида и т. д.) в работе консультанта не рассматриваются, так как требуют длительной и систематической работы с одним и тем же клиентом. Речь пойдет о массовой работе с родителями, которые в силу их реальной загруженности могут прийти на консультацию один-два раза в месяц.
Для практики массовых консультаций нужна простая и технологичная система, чтобы проводить анализ, опираясь на типичные факты и закономерности. Этим критериям отвечает адаптированная типология личности К. Юнга.
Одной из особенностей интерпретации юнговской системы, которой я пользуюсь в повседневной практике, является рассмотрение психологического типа как сочетания темперамента и установки на род деятельности. Различаются четыре разновидности темперамента (линейнонапористый, гибко-разворотливый, восприимчиво-адаптивный и уравновешенно-стабильный) и четыре установки в деятельности (управленческая, социальная, гуманитарная и исследовательская).
По темпераменту даются советы, касающиеся в основном воспитания, а по установке – выбора профессии. Ниже приведены некоторые из типичных рекомендаций по воспитанию с учётом темпераментных особенностей ребёнка.
Детям с таким темпераментом рекомендуется поручать ответственные задания, активно обсуждать происшедшие события, чаще интересоваться их оценками. Их следует постепенно приучать к усидчивости, вырабатывать лояльное отношение к чужому мнению. Словесная похвала для них будет полезна лишь в малой степени. Особенно эффективна для них тренировка по методу «активного слушания».
Таким детям необходимо обеспечить разнообразие внешних впечатлений. Скука от однообразия убивает их инициативу, заставляет отвлекаться на посторонние занятия. Необходимо поощрять их стремление к неформальному лидерству. Большая проблема этого темперамента в недисциплинированности. Поэтому рекомендуется постоянно держать их в некотором напряжении, переключая с одного занятия на другое.
Дети подобного склада внутренне чувствительны, часто жалуются, все им не так. Но было бы неправильным во что бы то ни стало оберегать их от «ударов судьбы», чрезмерно опекать. Они нуждаются в большем словесном поощрении, чем другие темпераменты. Долго что-либо объяснять, «разжевывать» не имеет смысла, так как они быстро отключаются. Им нужно больше демонстрировать, слегка прикасаясь при этом.
Преимущество этих детей в послушности и исполнительности, а проблема – в недостатке инициативы и неразворотливости. В первую очередь надо развивать их самостоятельность, расширять кругозор, тренировать словарный запас и беглость речи. Особенно полезно учить их решать задачи на смекалку, а также действовать в условиях экстремальной ситуации.
Определить тип быстро бывает трудно. Соционическая диагностика, как правило, ведётся через собеседование, наблюдение, проективный рисунок. Заполнение диагностических анкет-опросников практикуется редко. Имеются стандартные описания социотипов, которые помогают проверить диагностическую гипотезу.
Часто задают вопросы, связанные с типологическим методом как с таковым. Может ли тип личности меняться со временем? – Нет, это врожденная бессознательная психическая структура. Но корректировать тип, подсказывая оптимальную для него программу развития, можно и нужно. Если взять людей одного типа и живущих в одно время и в одной местности, будет ли у них похожая судьба? – Нет, не будет, так как 1) они общаются с разными людьми и приобретают различный коммуникативный опыт, 2) кроме собственно типа действуют и другие факторы, а именно пол, возраст, состояние здоровья, социальный статус, и, наконец, 3) их типы могут быть поразному ориентированы. На консультации даются рекомендации по изменению ориентации, но не типа.
Типологический подход считает, что для социализации личности важнее стабилизация, чем опережающее развитие. Нельзя начинать возводить стены, если ещё не заложен фундамент. Стабилизация (гомеостаз) вырабатывает кооперативные навыки, а развитие (гетеростаз) приучает к конкуренции.
В этой связи остро стоит проблема «центральных» типов. Из-за повышенной конкуренции в среде данной типологической группы (Игрок – ЭИЭ, Хозяин – СЛЭ, Политик – СЭЭ, Инспектор – ЛСИ) возникают предпосылки девиантного поведения. Важная часть рекомендаций в этом случае касается ближайшего круга общения – 3-4-х человек, которые оказывают влияние, воспитывают одним своим присутствием. Сбалансированная коммуникация в малой группе – лучшее средство профилактики девиантного поведения.