Данная работа является соглашением, установившимся в результате сопоставления позиций четырёх социоников, собравшихся в середине 1988 года. Возможно, что в ней отсутствует то, что каждый из нас дополнительно понимает по-своему, но зато вошло всё то, с чем все мы согласились.
Это не вводный труд. В нем показывается не единство и не происхождение аспектов, а их объем. Описание аспектов имеет два уровня. Первый уровень содержит описание проявлений неодушевленных предметов или объектов и их взаимодействий. На втором уровне вовлекаются более сложные понятия, связанные с психологическими чертами человека и социальной жизнью.
1. Форма, цвет, масса, соотношение возможностей объектов, степень их реализации (старый-новый, стоит-лежит и т.д.)
2. Внешность человека, его физическая сила, мобилизованность, активность, материальное благосостояние, воля, власть, инициатива, чувство эстетичности-неэстетичности объекта.
1. Содержание объекта, его внутренняя структура, внутреннее устройство, внутренний потенциал объекта, его качественная перспектива.
2. Способности человек, его внутренние качества (характер), назначение объекта, смысловое содержание (содержание текста), понимание чего-либо, как единого целого, умение объединять разнообразные явления и объекты в единое целое, абстрагирование, оценка происходящей ситуации и её целостное восприятие (оценка уровня ситуации).
1. Внешнее проявление процесса: внешнее движение, перемещение в пространстве, форма процесса, событие, факт.
2. Действия: поступок, выбор способа действия, принятие решения, программа действий, методика. Знание возможности противостоять происходящему, тем или иным действиям, оценка их целесообразности, определение и ограничение действий, прагматичность. Чувство логичности-алогичности поступка.
1. Содержание процесса, его интенсивность, динамика процесса (изменение внутренней структуры), внутренняя динамика объекта, его возбужденность.
2. Эмоциональное состояние, настроение.: возбужденность- подавленность, грусть-радость, гнев, печаль, переживания, соответствие настроений, адекватность эмоционального состояния ситуации. Целостное восприятие чувств человека (настрой на те или иные проблемы). Восприятие этических норм морали, нравственности, чувство этичности-неэтичности поведения.
2. Ощущения, возникающие при соприкосновением с окружающей реальностью: тепло-холодно, сухо-сыро, мягко-жестко, комфортно-дискомфортно (уют), физическое удовлетворение, вкусно-невкусно, приятно-неприятно и т.д.
Здоровье: чистоплотность, самочувствие, усталость, голод, жажда, боль.
Пространство: ориентация в пространстве, ощущение своего места в пространстве (территории).
Эстетическое удовлетворение.
2. Восприятие ситуации: ощущение динамики ситуации, ощущение законченности-незаконченности ситуации, представление перспектив ситуации.
Способность воображения: представление, фантазия, мечта, предчувствие.
Ощущение времени, планирование действий во времени, чувство заполненности своего и чужого времени, своевременности.
Состояния: ожидания, страха, тревоги, увлеченности, внутренняя гармония (душевное состояние), воображение своего места в ситуации, направленность человека.
1. Расположение объектов друг относительно друга: расстояние между объектами, место среди других объектов.
Приоритет объектов, соизмеримые параметры объектов, объективные отношения между ними, система, как целостная сумма расстояний между объектами.
2. Дистанция между людьми: иерархия, субординация, социальная территория.
Авторитет, уважение, признание, власть (как иерархическое положение).
Принадлежность: чего-либо чему-либо (к организации, право собственности, авторство и т.д.)
Система объективно-закономерных взаимоотношений в обществе, законы общественных отношений: права, обязанности, дисциплина.
Мышление: суждение (как отношение к чему-либо), установление логических связей, рассуждение, логичность-алогичность суждения.
1. Информация о притягательной или отталкивающей силе объектов, субъектов, о их нужности и ненужности друг другу.
2. Отношения между людьми: любовь-ненависть, неприязнь, презрение, дружба и т.д.
Мое отношение: к чему-либо или кому-либо, чувствование, нравится-не нравится, симпатичен-несимпатичен, желания (хочу-не хочу).
Чувство этичности-неэтичности отношений.
1. А.Аугустинавичюте. Смысловое содержание ... символов. 1985.
2. К.Г. Юнг. Психологические типы. М., 1924.
3. А.Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений. 1980.