Каждый конкретный человек, на первый взгляд, представляет собой органичную смесь типных, социальных, идеологических, профессиональных и прочих качеств и свойств. Многообразное переплетение первоначально несвязанных между собой присущих ему особенностей, переплавляясь в горниле «Я» превращается в цельность неповторимой личности.
Авторы благодарны соционике за то, что она показала ключи в удивительно интересные миры субъективных представлений об объективном мире, открывающемся в самом обычном человеческом общении. Ощущение разности и неконгруэнтности глубинных ценностных основ, иных мировоззрений, не только не совмещающихся с собственными, но иногда и противоречащих им, и, тем не менее, законами мироздания, имеющими место быть, дает ранее невозможный шанс выйти за пределы собственных объективно ограниченных типных установок.
Многолетние наблюдения над поведенческими реакциями и личностными установками, проводимые на основе общих соционических закономерностей, позволили авторам прийти к интересным выводам. Особенно много информации они приобрели за последний год, когда полученный практический опыт позволил им пересмотреть общепринятые теоретические положения и отказаться от многих из них.
Мы представляем вам сконцентрированный, обобщенный соционический опыт живого общения различных степеней открытости и длительности с разными людьми, а также опосредованного изучения известных исторических личностей.
Первый источник этого опыта — друзья, родственники, сослуживцы, коллеги-соционики, случайные попутчики и т.д. и т.п. — богат на мелкие детали, на «типную» полноту; позволяет наблюдать развитие типности, её проявления в разнообразных житейских ситуациях. Причем лучшие результаты в исследовании этого контингента получаются, если отказываешься от активной исследовательской позиции (от использования тестов, от проведения экспериментов, от провокационных вопросов и т.п.) и отдаешься на волю случая и естественного хода вещей. Наиболее серьёзные недостатки этого источника соционического опыта — во-первых, ограниченность выборки, вытекающая из ограниченности собственных социальных контактов, и, во-вторых, излишняя близость к объекту исследования («лицом к лицу лица не увидать»).
Этих недостатков лишен второй источник — зафиксированная третьими лицами информация о выдающихся людях и их собственные воспоминания и размышления. Самое главное, пожалуй, что все настоящие знаменитости реализовали так полно свой исторический потенциал из-за большей самореализации в своем типе (либо «благодаря» сильным функциям, либо «вопреки» слабым). Иногда ТИМ известного человека виден сразу — из сферы его деятельности. И в этом случае информация о его личностных качествах служит уже для изучения особенностей данного ТИМа.
Добавим, что исследования литературных персонажей и киногероев дают менее достоверный источник знаний о ТИМе из-за неизбежной субъективности создавших их людей. Этот подход позволяет узнать много лишь о типных взглядах самого автора и об интертипных (с его колокольни) отношениях.
Далее, авторы старались избегать аспектно-функционального подхода. Образно модель можно сравнить с музыкальным инструментом, способным давать звуки восьми тонов. Аналитическое исследование позволяет выделять в его живой игре «ноты», их чистоту и силу, отслеживать связь между «механикой» и «музыкой». Иной способ — больше внимания уделять не деталям, а цельности самой «мелодии», выбору «репертуара» (попробуйте представить себе военный марш на жалейке или колыбельную на барабане).
Общеизвестно, что у людей, принадлежащих к одному типу, удается разглядеть нечто общее, присущее им всем, независимо от половых, социальных, возрастных и иных различий. Это общее находится в области ценностных установок и предпочтений личности.
Иерархическая структура жизненных целей и задач любого человека в общем представляет собой восходящую лестницу «физическое выживание — продолжение рода — самореализация». И хотя типные особенности заметны и на нижних ступеньках, наибольшую полноту, устремленность и цельность их выражение приобретает в области самореализации. Внешне это напоминает своего рода «соционическую профориентацию». Разделения деятельности ведёт к различию свойств её субъектов.
Исследование структуры типных ценностных установок позволяет выделить определённую сферу так называемой сверхценности ТИМа. Независимо от конкретного типного наполнения она воспринимается каждым человеком как высшая часть его личности. Речь идёт не столько о его силе и умении решать ставящиеся жизнью задачи из области сверхценности, сколько о том месте, которое занимает последняя в его представлении о цели и смысле его собственной жизни.
В нарушение всех традиций путешествие в соционику сверхценностей начинается не с ИЛЭ, а с СЭИ.
Сверхценность СЭИ — это чувственная гармония, полное взаиморастворение себя в мире и мира в себе, это совершенное проявление всё-радости, переходящее во всё-безразличие (буддистские термины).
Я — словно сгусток чувств. Мое тело соткано только из ощущений и эмоций. Этот “сгусток” — сверхтонкое творение природы. Поэтому я нахожусь в особом и неповторимом мире — в мире девственной гармонии. “Черные” порывы, зло, ненависть, разрушительная стихия — категории, чуждые моему миру гармонии. И это не просто слова — это состояние души.
Специфика ТИМа СЭИ такова, что полное достижение гармонии (как сверхцели) воспринимается им подобно состоянию нирваны: абсолютное ощущение гармонии ведёт как к полному отстранению от внешнего мира, так и к отказу от внутреннего мыслительного процесса (Интересно, зафиксировала ли история хоть одно научное открытие, рожденное на курорте?). Выход из нирваны в реальный мир происходит после того, как из него пробьется сильное дисгармоничное раздражение. Если СЭИ будет под силу (что бывает довольно редко) избавиться от дискомфорта, он тут же сделает это, чтобы вернуться в переживание гармонии. Но гораздо чаще это ему не удается и он живет с постоянным ощущением внешнего неприятного раздражения (или раздражений). Временное разрешение этой проблемы приносит приятная чувственно-эмоциональная подпитка извне. Говоря по-проще — получение удовольствия. Под рукой всегда есть такие маленькие радости, как вкусная еда, теплое солнышко, секс, красивые пейзажи и стройные ножки, музыка и т.д.
СЭИ — крупнейший специалист по удовольствиям не только для себя, но и для окружающих. Он знает всё о том, чего на самом деле хочется любому человеку (естественно всё в одной области — в области материально-эмоциональной телесности; душевная и духовная жизнь как своя собственная, так и других людей ему видна послабее, конечно).
…Меня невозможно увидеть, “пощупать”. Меня можно только почувствовать — я невидимый, я — гармония. В общении предстаю этаким “рубахой-парнем”. Но это лишь внешняя оболочка. Даже за откровениями почти невозможно ощутить истинное состояние моей души.
Сверхценность ИЛЭ — сотворение. Его отнюдь непростое выражение лучше всего передают такие понятийные формы, как «акт божественного творения», «демиург», «зарождение», «рождение мира». Сверхценность ИЛЭ обязательно предполагает создание абсолютно нового, того, чего раньше никогда не было. Размеры этого нового — дело второе. Главное, лишь бы не так, как раньше; причем вовсе необязательно, чтобы было и ещё лучше, чем раньше.
Для любого человека типа ИЛЭ не совсем приятна мысль о том, что есть другие люди, похожие на него. Неоднократно замечалось некоторое нежелание социоников типа ИЛЭ идентифицировать людей как своих тождиков. Да и тождественные отношения «ИЛЭ—ИЛЭ», наверное, самые конфликтные: сам факт «он одного со мной типа» подсознательно заводит ИЛЭ на противостояние в стремлении отстоять свою самобытность.
Акт творчества ИЛЭ крайне быстротечен; для людей этого типа просто вообразить, придумать что-либо уже вполне достаточно. Они разбрасывают свои идеи и придумки подобно тому, как размножаются многие растения: разбрасывая семена миллионами, не заботясь о том, чтобы помочь им прорасти. Почва же для идей-зародышей — СЭИ-гармония. Люди типа СЭИ очень бережно и трепетно относятся к любым проявлениям творчества у любых людей; талантливых генераторов идей они готовы молча кормить, одевать и обстирывать, лишь бы тех ничего не отвлекало от творчества.
Всё в этом мире взаимосвязано, и наполнение гармонией сверхценности СЭИ является идеальной поддержкой, основой и дополнением для деятельности ИЛЭ. У СЭИ-гармонии есть опасность закукливания в себе самой, а у ИЛЭ-сотворения — пустое творчество на пустом месте. Если эти два процесса происходят вместе, получается реальное сотворение материального мира, созидание новой жизни (не обязательно в ограниченном белковом смысле). Все живое, деятельное, обособленное должно обладать достаточным запасом жизненных сил, активностью жизнедеятельности. Лучший положительный стимул для этого — стремление к счастью (сверхценность ЭСЭ – «Счастливые часов не наблюдают»).
Отличительная черта людей этого типа — жизнерадостность и оптимизм выше среднестатистического уровня (Эмоции — довольно простое выражение аспекта первой функции ЭСЭ "этика эмоций"; более всеобъемлющим является понятийный ряд «жизненность» (это понятие вместе с наследственностью «ввел» в научный обиход один известный академик этого типа), «жизнелюбие», «жизнерадостность»). Они умеют найти хорошее во всем; их жизненное кредо «Всё, что происходит — к лучшему!», доходящее в крайних случаях до «Всё будет хорошо, а, может, даже лучше!». Замечено, что люди типа ЭСЭ почти не комплексуют, например, по поводу своих физических недостатков или интеллектуального несовершенства. Выражением ЭСЭ-сверхценности является их умение создавать вокруг себя праздничную, веселую обстановку. Они не боятся быть смешными (могут даже намеренно ляпнуть глупость), лишь бы рассмешить других. А для их дуалов, постоянно впадающих в депрессию (обязательный побочный продукт поиска истины – «Горе от ума», «Знания умножают скорбь») это просто жизненно необходимо.
Можно сказать, что люди типа ЛИИ не столько живут, сколько познают жизнь. Их отстраненность, отдаленность от мира, постоянный самоанализ и даже заметная «заторможенность» — гарантия того, что внешний информационный поток пойдет у них не в действие, а в познание. Поиск истины ведётся ими не только с помощью науки, хотя она больше всего отвечает установленным им для себя требованиям объективности полученных знаний. ЛИИ как бы всем своим естеством ощущают незримое присутствие истины где-то совсем рядом — или далеко. Ее можно достичь, планомерно идя к ней. А можно — открыв самого себя для нее.
В первом случае ЛИИ становятся учеными, во втором — поэтами.
Дорога к истине заказана
Не понимающим того,
Что суть не только выше разума,
Но вне возможностей его.
Так завершается первый этап жизни-становления. Так косная, пассивная материя оплодотворяется звездопадом идей; почти все они бесследно растворятся в ней, но кому-то из них повезет больше — и из крохотного семени вырвется к яркому свету стебелек новой жизни как неповторимая и неотъемлемая часть всего Мироздания.
А дальше взрывом начинается бурное и неостановимое взростание; всплеск живучести позволяет пройти через любые испытания и преодолеть любые препятствия на пути к ещё неведомой, но обязательно существующей великой (и единственной) Цели. И путь к ней укажет только судьба (сверхценность ЭИЭ).
Все люди этого типа в большей или меньшей мере уверены в своем высшем предназначении как в праве определять и направлять чужие судьбы. Людей типа ЭИЭ как магнитом тянет ко всему мистическому и роковому. Покой — не для них; если волею судеб их жизнь попала в тихую заводь, то это — затишье перед бурей, когда они копят силы и ждут свое «время Ч».
Но разбушевавшаяся стихия сама не способна ни на что созидательное, только установление для неё несокрушимых рамок порядка (сверхценности ЛСИ) может направить её колоссальную энергию в «мирное русло» (В относительно мирное, конечно). Сверхценность ЛСИ подразумевает однозначное толкование всего сущего — никаких двусмысленностей, ибо они вносят неопределённость и непредсказуемость. Там, где деятельность предполагает использование большого количества энергии или взрывоопасных веществ, иначе и невозможно. Многократная система защиты от неожиданностей, неукоснительное следование закону («Пусть рухнет мир, но закон должен восторжествовать»), перестраховка и, одновременно, ненавязчивость (чем меньше возможностей для столкновений — тем больше безопасность), самоотдача для материального (бытового) осуществления общей миссии, высокое чувство долга.
Система уверенно набирает обороты, приток энергии извне превышает затраты на осуществление движения — «нам нет преград ни в суше, ни на море»! Динамика развития ситуации такова, что будущее видится ещё более прекрасным (и светлым). Когда жизнь бьет ключом, можно надеяться на любое чудо (сверхценность ИЭИ). Поток событий сам вынесет тебя в страну мечты — нужно лишь удержаться на волне (в произведениях А. Грина (ИЭИ) многоголосым победным гимном звучит ожидание неизбежного чуда). В душе «теплым котенком» живет мечта и надежда (а попробуйте сбросить котенка, удобно устроившегося на ваших коленях, — и вы сразу узнаете, для чего у него есть коготки).
А что такое чудо? Это когда то, чего ты страстно хочешь, делается само собой, без усилий с твоей стороны — просто необходимые усилия прикладывает кто-то другой. А этот другой — настоящий специалист по преодолению препятствий на пути к достижению цели (поставленной, в общей случае, не им самим). И это — всемогущество (сверхценность СЛЭ). Люди этого типа уверенно добиваются своего. Цель — одна, средств её достижения — много. Нужно действовать. «Из пятидесяти способов добиться цели хоть один, но получится (при условии, что способы будут разными)» — не совсем точная цитата В.И. Ленина.
Всемогущество, конечно, не может смириться с любыми внешними рамками, не приемлет никакого ограничения возможностей применять свою силу. Вместе с тем оно подразумевает как полную власть над материальным миром, так и невозможность разобраться по-настоящему в своих желаниях и игнорирование чужих.
И именно это включает механизм перелома развития. Сильный, динамичный процесс захлебывается на своем пике — наступает время трезво и спокойно оценить всё то, что уже успели наворотить в пароксизме энтузиазма, время критичной и объективной мудрости (сверхценность ИЛИ).
Никаких эмоций — трезвость мысли плюс умение во всем найти что-нибудь негативное. Объективность, доходящая до утверждения «Это моё объективное мнение». Медлительность, не позволяющая ситуации взять верх над собой. Пророчества потеряли свой мистический дух и приобретают вид реалистичного просчёта ситуации, а основным критерием правильности высказываний становятся объективные факты. Ч. Дарвин (ИЛИ) не «выдумал» теорию естественного отбора; ему пришлось принять её под громадным давлением огромного количества обработанных им фактов.
Люди типа ИЛИ обладают врожденным иммунитетом к любой «фанатично-заразной» идеологии, почти не признают авторитетов, основанных на надчеловечной (божественной или иной) основе. Они самые большие реалисты и прагматики из всех интуитов.
Мудрости, предполагающей отстраненную созерцательность и пассивность, для своей реализации остро не достает дуальной активности и власти. Содержание сверхценности СЭЭ можно выразить с помощью понятий «величие», «всевластие», «абсолютизм», «царственность». Деятельность людей типа СЭЭ во многом руководствуется желанием иметь в своем полном распоряжении всё самое лучшее — всё то, что им хочется. Речь не идёт о завоевании — люди этого типа внутренне уверенны в том, что желанный объект уже в силу их желания принадлежит им. Можно сказать, что основная их цель — доказать всем вокруг правомочность своих притязаний, а способ, которым эта цель достигается — утверждение для окружающих самого себя как человека, вполне достойного своих притязаний. СЭЭ высоко ценят себя и идут по жизни с гордо поднятой головой. От них сложно услышать жалобы — как бы туго им не приходилось в жизни, они будут убеждать всех окружающих в великолепии своего положения.
И хотя рост общего процесса становления уже замедляется, он всё-таки ещё заметен. Это видно по тому, что СЭЭ не способны остановиться, пока не добьются своего (или пока не разобьются сами). Но на этом этапе важна не столько экспансия, сколько удержание приобретенного ранее. Тем не менее, количественный рост уже заметно уступает качественному изменению. Своего апогея оно достигает в содержании сверхценности ЛИЭ.
Теперь пришло время первых плодов, приобретенных от пройденного пути. Правда, они ещё не совсем закономерны — чтобы их получить, нужна благосклонность удачи (сверхценность ЛИЭ): результативность ("деловая логика") основана не на материальной реальности ("волевая сенсорика"), а на возможности ("интуиция возможностей"). Авантюристы, первопроходимцы, джентльмены удачи, игроки, все баловни фортуны — но никогда халявщики: для людей этого типа обязательным условием настоящего успеха служат собственные затраченные усилия. И никакой риск не является слишком большим, пока в глубине души живет уверенность в собственной удачливости. Тасуй колоду, тасуй, пока на руках не будет королевский флеш. Учись манипулировать картами. Если сможешь, позаботься о тузе в рукаве.
Или стань джокером (англ. шутник).
Заканчивается третий этап развития. Как и предыдущие, он заканчивается последним, самым всеобъемлющим (в пределах квадры) действием, сводящим в единое целое все квадральные усилия и наработки. Новая система зародилась, мощно поднялась вверх, успела дать первые плоды. Теперь нужно судить, чего на самом деле все это стоит.
Строгий и несгибаемый судья сурово смотрит на мир. Откуда у него, с его-то одномерной ), умение с одного взгляда почти всегда точно дать настоящую оценку людям, их поступкам и желаниям? Авторы неоднократно убеждались, в том числе и на собственном опыте, что суждениям людей типа ЭСИ об этом можно почти стопроцентно доверять. И ещё один факт: принадлежность к ТИМу ЭСИ почти наверняка дает гарантию, что его обладатель — порядочный человек.
Потому что содержание его сверхценности — добро. А «добро должно быть с кулаками».
И все «зверское» впечатление от ЭСИ легко рассыпается от близкого соприкосновения с ними, и как бы строго они не судили, их приговор будет мягче и человечнее. И даже этот, мягкий приговор, лично сами они вряд ли приведут в исполнение.
Ничто не может запретить ЭСИ выполнять свой долг — служить добру (в их собственном понимании, разумеется). Это служение не абстрактно-вселенское, а вполне конкретное, рассчитанное на конкретных, близких людей, на обычные, житейские ситуации. И бывает, что в своем стремлении делать добро для «своих» людей они выходят за границы справедливости, а в самоотдаче — за все рамки благоразумия.
После этого наступает окончательная «доводка» объекта, после исчерпывающей проверки всех режимов его работы (ЛИЭ) и оценки всех возможных результатов (ЭСИ) делается выбор самого надёжного, эффективного, устойчиво-продуктивного. Сверхценностью становится стабильность (ЛСЭ). Не надо ничего выдумывать — все что нужно, уже есть. Остается только покопаться в кладовищах памяти и опыта и найти искомое решение, которое, максимум, нуждается в незначительной подгонке. И целью становится работа, ориентированная на обязательный, максимальный и постоянный результат. Немудрено, что все мало-мальски неожиданные изменения ситуации снижают эффективность деятельности системы — любая дорога с вершины горы ведёт вниз.
А на своей вершине ЛСЭ знает все, что только можно об этом знать из существующей выверенной практическим опытом информации. Все реальные способы получения результата проверяются на собственном опыте и на основании собственного внутреннего, глубинного понимания надёжности выбирается одна всеобъемлющая Методика на все случаи жизни.
Все же полученный результат, как и способ его достижения, обладает одним недостатком — он слишком механистичен, что ли. И начинается удивительное чудо одухотворения, вдохновения в глину души (сверхценность ЭИИ).
И слова здесь просто излишни.
Следующая ступень — совершенство (сверхценность СЛИ). В совершенный во всем мир органично вписывается его новая, уже тоже совершенная грань. Совершенство подразумевает не столько механистичную функциональность системы, сколько эстетическую. Никаких лишних (бесполезных) движений, максимальная простота самовыражения, красота естественности, полное отсутствие любых нагромождений. В физическом плане системой достигается максимально возможный КПД (кроме того, это ещё и отсутствие любых ненужных затрат энергии).
Но само по себе совершенство с его максимализмом и абсолютностью обладает важным недостатком: внутренне оно не свободно. И все же именно свобода (сверхценность ИЭЭ) является последним, заключительным аккордом в акте творения. Так, у людей этого типа крайне редкое в их лексиконе слово «нельзя» на самом деле означает «лучше не надо» («Если нельзя, но очень хочется, то можно»). Свобода самовыражения ведёт к неповторимости и оригинальности, свобода поведения — к умению выпутаться практически из любого, казалось бы безвыходного, положения.
Рождение нового завершается его освобождением.
Итак, сверхценность — проявляющаяся в сознании носителя ТИМа и максимально доступная ему часть общей цельности мира, обособляющаяся благодаря факту ТИМной специализации в общем процессе жизнедеятельности.
Небольшой анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что в понятии сверхценности можно выделить как минимум два уровня: содержание и воплощение.
Содержание сверхценности лучше всего осознается носителями её ТИМа. Именно для них она и является неоспоримой ценностью, возможно даже — смыслом собственной жизни. Ради её реализации люди тратят свои силы, время, могут посвятить ей всю свою жизнь (или даже пожертвовать ею). Чем более концентрирована и сильна в носителе ТИМа возможность действовать, иметь свободную волю и осознавать себя, тем больше и активнее его погруженность в содержание своей сверхценности. Все пассионарии обладали высокой степенью сопричастности к ней.
Тем не менее, каждый человек соприкасается с содержанием своей сверхценности в различной мере. На одном крайнем полюсе — осознание своего несоответствия ей, неизбежно ведущее к отторжению от жизни вообще. В принципе, даже небольшое сомнение в сопричастности к содержанию своей сверхценности ведёт к острому личностному кризису, которое может принимать суицидальные формы.
На противоположном полюсе — осознание полного отождествления с ней. Это случай может граничить с манией величия, однако наибольшая опасность здесь в том, что подобной уверенностью обладает не только сам человек; ею легко заражаются окружающие, воспринимая его подобно сверхчеловеку или мессии.
И если любой человек в полной мере погружен только в содержание своей сверхценности, то реальное воплощение содержания любой сверхценности открыто для всех.
Воплощение сверхценности — форма и степень реального изменения окружающего мира, являющаяся следствием деятельности человека в содержании своей типной сверхценности. Более того, настоящую ценность для любого человека представляет уже не содержание, а воплощение пятнадцати чужих сверхценностей. Чужие содержания выглядят как нечто хорошее, но слишком абстрактное и вряд ли существующее реально, а значит, и не особенно нужное в обычной жизни. И действительно, разве существуют гармония, совершенство, истина, разве есть душа, да и счастья не бывает, а всемогущ один лишь аллах. А удовольствие, польза, знание, радость, сила — вещи хорошие и каждому хотелось их иметь побольше в своей жизни.
С помощью модели А можно сформулировать так называемую формулу сверхценности. Для её схематичного выражения достаточно первой и восьмой функции: невзирая ни на какие конкретные условия по аспекту восьмой функции, первая функция должна давать максимально качественный и количественный результат.
К этой формуле есть дополнение, гласящее, что результатом этой деятельности первой функции должно быть изменение (улучшение) условий по аспекту восьмой функции (Д. Галкин).
В таблице приведены примерная семантика шестнадцати сверхценностей и их формулы. Авторы хотят заранее предостеречь от упрощенного, конкретно-словесного восприятия этих качественно сложных понятий. Любые слова всегда служат лишь чем-то вроде ярлычков.
Таблица 1. Содержание, воплощение и семантика сверхценностей.
ТИМ |
Содержание |
Воплощение и семантика сверхценности |
Формула сверхценности
|
СЭИ |
Гармония |
Удовольствие, приятность, чувственная гармония, секс, радость от удовлетворения физических потребностей, наслаждение, расслабленность. |
Никакие этические мансы не должны мешать получению удовольствия. |
ИЛЭ |
Сотворение |
Творчество, постоянное созидание нового, генерация идей, талант, «да, но…», рождение мира. |
В любом деле всегда есть место творчеству (заниматься не тем, что выгодно, а тем, что интересно) |
ЭСЭ |
Счастье |
Радость жизни, праздник, оптимизм, жизнелюбие, «всё к лучшему», веселье, «жизнь прекрасна и удивительна» |
Как бы туго не приходилось, жизнь стоит того, чтобы жить! |
ЛИИ |
Истина |
Знание, порядок и справедливость, разум, законы природы, наука, познание нового, просвещение. |
Существуют законы мироздания, инвариантные ко времени. |
ЭИЭ |
Судьба |
Великое служение, рок, фатум, триумф, слава, предопределение. |
Право на жизнь имеет только моя цель (мои ценности). |
ЛСИ |
Порядок |
Система, неукоснительное следование закону, сила, верность долгу, устойчивость, цельность, однозначность. |
Пусть рухнет мир, но закон должен восторжествовать! |
ИЭИ |
Чудо |
Мечта, надежда, «светлое будущее», «ожидание чуда», фантазия, поэзия, искусство, волшебство. |
Всё, что мне хочется — обязательно случится… |
СЛЭ |
Всемогущество |
Сила, уверенность, власть, завоевание, действие, покорение недоступных вершин, преодоление. |
Я добиваюсь даже невозможного. |
ИЛИ |
Мудрость |
Благоразумие, философский склад ума, объективность, вечность, спокойствие.
|
Нет ничего, что не могло бы произойти, если только подождать. |
СЭЭ |
Величие |
Власть, великолепие, собственность, неукоснительное исполнение своих желаний. |
Неважно, чего мне это будет стоить, но это будет моим. |
ЛИЭ |
Удача |
Успех, выигрыш, фортуна, прибыль, «риск — благородное дело», приключение. |
Любые плохие условия (правила игры) можно повернуть в свою пользу. |
ЭСИ |
Добро |
Долг, верность, правосудие, защита интересов близких, порядочность. |
Не важно, чего мне хочется, главное — что надо!
|
ЛСЭ |
Стабильность |
Надежность, компетентность, профессионализм. |
Система должна продуктивно работать, невзирая ни на какие трудности. |
ЭИИ |
Душа |
Совесть, любовь, человечность, гуманизм, милосердие. |
Что бы плохого не случилось, всё равно нужно любить друг друга… |
СЛИ |
Совершенство |
Польза, удобство, здоровье, нужность, мастерство, красота, эстетичность. |
При любом порядке вещей можно устроиться удобно. |
ИЭЭ |
Свобода |
Оригинальность, неповторимость, эксцентричность, фантазия, воображение. |
Жизнь может быть любой — лишь бы не скучной. |
Можно сказать, что на самом деле интертипные отношения существуют не между людьми определённых ТИМов, а между их сверхценностями. И действительно, как могут уживаться вместе свобода и порядок, мудрость и радость, истина и власть? Зато дуальные пары часто даже в языке соединены в устойчивые словосочетания: волшебная (чудесная) сила, истинное счастье, бонавентура (лат.) — добрая удача.
Воплощение дуальной сверхценности вообще занимает важное (хотя и неявное) место в жизни любого человека. Это то, чего он сам никакими усилиями добиться не может, но что ему крайне необходимо для полноценной жизни. На каком-то подсознательном уровне человек воспринимает её воплощение как вполне заслуженную награду за собственную успешную деятельность в содержании своей сверхценности.