Учителям средних школ хорошо известно, что среди учебных классов обычно есть несколько гармоничных, по-настоящему дружных ученических коллективов, гораздо больше их антиподов – классов неуправляемых, дисгармоничных и больше всего классов посредственных, то есть частично управляемых, но всё же не попадающих в разряд гармоничных.
Под гармоничностью коллектива я понимаю его слаженность на основе психологической многофункциональности. Чем же определяется степень гармоничности класса как целого? – Правильным соединением учеников с различными социотипами.
Как свидетельствует опыт прикладных соционических работ, дети группируются внутри класса по принципу схожести. Бурные, непослушные ученики объединяются с себе подобными, а прилежные, но не обладающие активным темпераментом создают свои внутриклассные группировки.
Соционическая методика гармонизации предлагает связать деструктивную энергию через принцип дополнения по контрасту и уравновешивание крайностей. Как этого добиться? Для этого есть два основных пути. Во-первых, сразу набирать заведомо слаженный класс, и, во-вторых, производить внутреннюю перегруппировку.
На первый путь мало кто решится, так как он требует от школьной администрации определённой смелости, а также значительных затрат сил и времени на отбор. Основные пропорции при типологическом отборе таковы: на трёх экстравертов должны приходится два интроверта и каждые три процессуальных типа должны дополнятся двумя результатными.
Второй путь не столь радикален, но требует систематической работы с классом посредством тренинга перегруппировок. Дело в том, что негативная неформальная структура класса имеет стойкую тенденцию к самовосстановлению. Поэтому психолог совместно с классным руководителем регулярно, с периодичностью один раз в неделю, проводит целенаправленные уроки гармоничной коммуникации, во время которых тренинговым или игровым методом шаг за шагом производит намеченную трансформацию.