Архитектуру научного здания «соционика» как совокупности знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я представляю себе в виде СИСТЕМЫ многих СИСТЕМ. Что это значит?
Во-первых, соционика рассекает весь объем психики человека множеством плоскостей. С каждым новым рассечением выстраивается и новая система дифференциальных признаков личности. Удовлетворительно изучен пока только один срез, а именно тот, который мы называем базисом Юнга.
Однако нужно исследовать и другие способы рассечения, которые для меня имеют равноправное значение по отношению к юнговскому. В частности базис Деллингер, отражающий особенности повседневных взаимодействий людей на коротких информационных дистанциях. Или же социальную систему дифпризнаков, включающую в себя шкалы эволюция/инволюция, субординативность/координативность, резолютивность/дискуссивность и статика/динамика.
Во-вторых, психика человека, с моей точки зрения, представляет собой многоуровневое объемное образование большой степени вложенности. Взаимодействие её отдельных оболочек между собой также подчиняется каким-то объективным законам динамического характера. Нам надлежит построить вторую, динамическую часть соционики, которая даст прогноз развития типа по информационому аспекту «Т» – времени.
Таким образом, социально-психологическая жизнь человека выглядит с учётом вышеприведенных соображений как сложнейшее наложение множества отдельных статических картинок-слайдов, которые приводятся в движение подобно параллельно прокручиваемым кинолентам. В итоге и возникает неповторимая симфония личностной эволюции.
Соционика с точки зрения социальной практики – это попытка разумных сил общества отреагировать на его социальный заказ, вытекающий из самой логики смены исторических эпох. Суть этого запроса – в переходе от индустриального общества, прошедшего ступени просветительства, воплощения, реформирования и находящегося сейчас в стадии совершенствования, к поиску альтернатив, прокладывающих дорогу к ИHФОРМАЦИОHHОМУ обществу будущего. Соционика – это одна из таких альтернатив.
Поэтому соционика – это в первую очередь наука для молодых. Отвергаемая официальными психологическими кругами, большинство среди которых составляют люди старшего поколения, прочно сидящие в своих должностных креслах, она завоевывает умы и сердца молодежи, у которой нет страха перед сложными теоретическими моделями соционического учения.
Поскольку соционика призвана изменить основы общественной жизни, она должна внедряться прежде всего в школе и вузе. И в этой области я вижу такие задачи:
С другой стороны, соционика как прикладная дисциплина должна развиваться как управленческое консультирование фирм, предприятий и организаций любой отрасли. Она найдёт применение как в кадровой службе, так и непосредственно в менеджменте.
Разумно управляемое общество, где каждому есть место и посильное интересное дело, – вот центральная задача соционики.
У многих социоников, стоящих у истоков развития этой науки, есть искренняя боль за отсутствие единства в соционическом движении. Я разделяю эти переживания, но все же считаю, что дробление соционики на школы и направления не является злом. Это объективная закономерность в развитии любого сколько-нибудь широкого движения.
Главную же проблему, сдерживающую успех соционики в настоящее время, я усматриваю в отсутствии надёжной социодиагностики и по-детски наивной системе названий социотипов. У меня нет сомнений, что эти проблемы будут решены за счёт интенсивной практической работы и преодоления узкого, ограниченного 16 статическими типами подхода к сложному психическому миру человека.
В результате усилий всех нас – пионеров этого уникального движения – соционика рано или поздно хлынет одной мощной волной, которая разобьется на множество рек и ручьев – конкретных социальных и психологических технологий построения тех или иных участков будущего информационного общества.