В работе приводятся результаты, полученные при математической обработке факторным анализом фактического материала после массового опроса людей по опроснику Шмишека, предназначенному для определений акцентуаций К. Леонгарда. В работе также приводится сопоставительный анализ выявленных психических параметров и факторов с подобными параметрами, известными в современной психологии. В результате анализа установлено четыре фактора — дихотомии и восемь психологических параметров, которые соответствуют восьми типам, или функциям психики человека, описанным К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы», а также в работах литовского социолога А. Аугустинавичюте. Основная ценность проделанной работы заключается в том, что практически подтверждена типология К. Г. Юнга — А. Аугустинавичюте.
Ключевые слова: соционика, психология, тестирование, опросник Шмишека, акцентуация, типология, факторный анализ.
Мной было проведено обследование семидесяти человек по опроснику Шмишека, предназначенному для установления акцентуаций по К. Леонгарду. Затем была отобрана сорок одна анкета с наиболее надёжными и стабильными ответами на вопросы. Анкеты отбирались так, чтобы в выборке было примерно равное количество всех известных и наиболее выраженных акцентуаций.
На основании отобранных анкет составлена матрица и был трижды проведён факторный анализ. По результатам анализа установлено четыре наиболее значимых фактора. Факторные вклады соответственно номерам факторов имеют следующие значения в процентах:
Вклады остальных двенадцати факторов составляют три-шесть процентов, и установить, с какими акцентуациями они связаны, сложно. Основные четыре фактора удалось увязать по вопросам с другими, изучавшимися такими психологами, как Хейманс, Вирсма, Берже, Ле Сенн, Гросс, Айзенк, Кеттел, Уэбб. Также проведён сопоставительный анализ установленных факторов с фундаментальными психическими качествами в типологиях И. П. Павлова, К. Г. Юнга-А. Аугустинавичюте.
Первый, наиболее проявляющийся уже при длительном визуальном наблюдении фактор, связан с такими акцентуациями К. Леонгарда, как педантичность и дистимия: противоположными по корреляции являются циклотимность и экзальтация (резкие перепады настроения, часто без видимых причин), а также демонстративность и гипертимность.
В типологии К. Юнга эту шкалу можно сопоставить с дихотомией мышление — эмоции, причём крайними со стороны мышления будут рациональные интровертные мыслительные типы, а крайними со стороны эмоциональности — иррациональные экстравертные сенсорные и интуитивные типы. По типологии А. Аугустинавичюте, рациональному интровертному мыслительному типу К. Г. Юнга соответствуют два таких типа, как LF (ЛСИ) логико-сенсорный — более застревающий и LI (ЛИИ) логико-интуитивный интроверты. Противоположны этим типам — FR (СЭЭ) сенсорно-этический — более застревающий и IR (ИЭЭ) интуитивно-этический экстраверты.
В типологии И. П. Павлова первый фактор можно сопоставить с уравновешенностью нервной системы, когда процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, тип нервной системы, соответственно, инертный, а по темпераменту это в основном флегматики. Противоположным является тип с преобладанием в нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Это подвижный тип нервной системы чаще с холерическим темпераментом.
Установленная шкала соответствует дихотомии эмоциональность-неэмоциональность, которая изучалась такими психологами, как Хейманс, Вирсма, Берже, Ле Сенн [3].
Психологическое качество — циклотимность и экзальтация, которое противоположно первому фактору — педантичность и дистимия, было установлено также Айзенком и названо «невротизмом». В [3] приводится мнение Айзенка по поводу этого психологического качества: фактор «Невротизм», который является противоположностью фактора «W», предложенного Уэббом (1915), представляет собой параметр, в соответствии с которым индивидуумов можно расположить в ряд, «на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Нормальные люди располагаются в интервале между этими типами».
Второй фактор, который был установлен в результате анализа, — психическое качество, связанное с такими акцентуациями К. Леонгарда, как демонстративность, или хорошее вытеснение, и гипертимность, то есть завышенная потребность в какой-либо деятельности, особенно связанной с общением. Такое психическое качество наиболее свойственно иррациональным типам в типологии К. Г. Юнга и подвижному типу нервной системы по И. П. Павлову. Люди, у которых это психическое качество наиболее выражено, — в основном сангвиники. Они очень хорошо приспосабливаются к различным новым ситуациям, а также обладают повышенной физической подвижностью тела, в отличие от противоположного инертного типа. У них также завышена потребность в движении.
По типологии К. Г. Юнга, второй фактор наиболее выражен у иррационально-сенсорных и интуитивно-экстравертных типов, причём особенно у тех, у кого мышление преобладает над эмоциональностью.
По А. Аугустинавичюте, к этим типам относится FL (СЛЭ) сенсорно-логический — более застревающий и IL (ИЛЭ) интуитивно-логический экстраверты.
Психическое качество, которое противоположно второму фактору, связано с такими акцентуациями, как тревожность и дистимия, и его лучше, видимо, называть депрессивностью. Оно имеет также сильную корреляционную связь с педантичностью.
У людей с преобладанием этого психического качества практически всегда подавленное настроение, у них часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, им нередко тяжело уснуть, жизнь кажется очень трудной. Такие люди стремятся, чтобы всегда и во всём был порядок.
По типологии И. П. Павлова, у таких людей неуравновешенный инертный тип нервной системы и они чаще имеют меланхолический темперамент. По шкале сила — слабость нервной системы они наиболее тяготеют к слабому типу нервной системы. По К. Г. Юнгу, их следует относить к рациональному интровертному эмоциональному типу. По А. Аугустинавичюте, к этим типам относятся RI (ЭИИ) этико-интуитивный и RF (ЭСИ) этико-сенсорный — более застревающий интроверты. Причём к первому типу относятся люди, у которых преобладает интуитивное мышление, а ко второму — люди с преобладанием практического мышления. Но ведущим у тех и других является эмоциональное мышление (К. Г. Юнг).
Установленная по второму фактору шкала соответствует дихотомии «первичность-вторичность», которая также изучалась Хеймансом, Вирсмой, Берже, Ле Сенном. Понятие «вторичность» было введено в психологию психиатром Отто Гроссом в 1902 году и обозначает процесс перестройки состояния нервной клетки после первичного процесса — возбуждения. «У «вторичника» этот процесс имеет большую продолжительность, что с психологической точки зрения влечёт за собой ограниченное, но глубокое переживание по сравнению с широким, но поверхностным переживанием у «первичника». Гросс предложил типологию, построенную на этих двух процессах, которые лежат также в основе типологии Юнга [3].
Такое фундаментальное психическое качество, как первичность, наиболее соответствует второму фактору, открытому Айзенком и названному им «экстраверсией».
Третий из установленных факторов — психическое качество, которое наиболее связано с такими акцентуациями К. Леонгарда, как застревание, педантичность, гипертимность. Вероятнее всего, оно соответствует силе и инертности нервной системы в типологии И. П. Павлова. Люди, у которых наиболее выражено это качество, очень выносливы, практичны и настойчивы в достижении цели. Они чаще прямолинейны, энергичны, любят организационную деятельность, проявляют тщательность и скрупулёзность в любой работе. К. Г. Юнг назвал этот тип людей практическим интеллектом, а модификацию этого типа с преобладанием интуитивно-теоретического мышления — спекулятивным интеллектом. По К. Г. Юнгу, эти два типа относятся к рациональному экстравертному мыслительному типу. А. Аугустинавичюте относит к ним соответственно PS (ЛСЭ) логико-сенсорного и PT (ЛИЭ) логико-интуитивного экстравертов.
Противоположным третьему фактору является психическое качество, которое наиболее связано с такими акцентуациями К. Леонгарда, как возбудимость и тревожность. Люди имеют чаще слабый, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы [2]. У них холерический или меланхолический темперамент.
По К. Г. Юнгу, к таким типам относятся эмоциональные иррациональные интровертные сенсорные и интуитивные типы. Это обычно люди с очень развитыми художественными способностями, тонко чувствующие поэтические и артистические натуры. А. Аугустинавичюте относит к ним такие типы, как SE (СЭИ) и TE (ИЭИ).
Установленная на основе третьего фактора шкала практически совпадает с дихотомией активность-неактивность, которая также исследовалась Хеймансом, Вирсмой, Берже, Ле Сенном. Активность наиболее соответствует застревающим сильным типам нервной системы с экстравертной установкой, а неактивность — слабым, с интровертной установкой.
Четвёртый из установленных факторов связан с такими акцентуациями К. Леонгарда, как застревание и дистимия. Более точно следует, видимо, называть это психическое качество эпилептоидностью, но иррационального характера. У таких людей подвижный тип нервной системы, торможение нервных импульсов преобладает над возбуждением. Им свойственны также недоверчивость к людям, осторожность.
По К. Г. Юнгу, к таким типам относятся иррациональныеинтровертные сенсорные и интуитивные типы с преобладанием неэмоционального мышления над эмоциональным. По А. Аугустинавичюте, к ним относятся SP (СЛИ) и TP (ИЛИ). У второго интуитивное мышление преобладает над практическим.
Противоположным четвёртому фактору является психическое качество, которое наиболее связано с такими акцентуациями К. Леонгарда, как гипертимность и педантичность. Люди с подобными акцентуациями имеют инертный тип нервной системы, но в то же время общительны и активны. Видимо, у них сильная потребность в общении из-за повышенной эмоциональности. Их мышление, по К. Г. Юнгу, — эмоциональное, рациональное и экстравертное. Эти люди обладают хорошими актерскими способностями, общительны, демонстративны в своих чувствах и эмоциях, но в то же время могут быть вспыльчивыми и агрессивными, так как у них неуравновешенный тип нервной системы.
А. Аугустинавичюте к ним относит ET (ЭИЭ) этико-интуитивного и ES (ЭСЭ) этико-сенсорного экстравертов. Отличаются эти два типа между собой тем, что у первого преобладает интуитивное мышление, а у второго — практическое, но эти типы мышления менее развиты, чем эмоциональное. У ES (ЭСЭ) этико-сенсорного экстраверта более развито психологическое качество, которое соответствует третьему фактору, связанному с застреванием, а у ET (ЭИЭ) этико-интуитивного экстраверта преобладает такое психическое качество, как депрессивность, которое противоположно второму фактору, и он поэтому более похож на RI (ЭИИ) этико-интуитивного интроверта, но отличается экстравертной установкой и повышенной общительностью и словоохотливостью.
Проведенный анализ показал, можно сказать, что установленные факторы — проявление особенностей нервной системы, что говорит об их генетическом происхождении. На основании этих факторов можно выделить восемь типов нервной системы, которые также влияют на возникновение в процессе воспитания того или иного типа мышления. Различие между типами мышления помогает обществу познавать мир комплексно с разных сторон. Наиболее детальная классификация типов мышления разработана литовским социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе типологии К. Г. Юнга и идей польского психиатра А. Кемпинского. Ею также детально разработана теория информационной совместимости между разными типами мышления, которые, как показали результаты проведённого факторного анализа, генетически обусловлены, а совместимость между ними соответственно является также биолого-физиологической. В основе теории совместимости лежит принцип дуализации. Например, уравновешенные типы более совместимы с неуравновешенными, сильный тип нервной системы — со слабым, экстравертные типы — с интровертными. Правда, подвижный тип нервной системы плохо совместим с инертным из-за различной скорости процессов, происходящих в нейронах. Возникновение интровертности или экстравертности, видимо, зависит от энергетики всего организма и особенно от направления её движения и распределения в организме: экстравертность коррелирует с избытком энергии, а интровертность — с её нехваткой. Недостаток энергии вызывает увеличение депрессивности и ослабление силы нервной системы, а также снижает её подвижность, поэтому наиболее интровертны люди со слабым типом нервной системы.
Самые экстравертные — это типы, у которых наиболее выражены второй и третий факторы, связанные с повышенной подвижностью нервной системы и её силой. Но у людей с сильным подвижным и уравновешенным типом нервной системы и одновременно с повышенной дистимичностью обычно возникает интровертная установка. В то же время у людей с инертным типом нервной системы при повышенной эмоциональности и неуравновешенности возникает экстравертная установка.
Каждый из восьми типов нервной системы по преобладанию интуитивного мышления или практического делится на два подтипа, что приводит к возникновению на основе восьми типов нервной системы шестнадцати психофизиологических типов, которые совпадают с шестнадцатью типами мышления в типологии Аушры Аугустинавичюте.
В таблице 1 показано сопоставление четырёх установленных факторов и психических качеств, противоположных этим факторам, с психическими качествами из известных типологий. Восемь типов нервной системы образуются при наложении друг на друга таких её особенностей, как сила-слабость, инертность-мобильность, уравновешенность-неуравновешенность. Определённые сочетания этих особенностей по величине создают условия для возникновения экстравертной или интровертной установки.
Экстравертности способствуют повышенные подвижность, сила и неуравновешенность нервной системы, а интровертности — пониженная сила и повышенные инертность и уравновешенность нервной системы.
В процессе развития и воспитания у человека с тем или иным типом нервной системы из восьми выявленных образуется определённый тип мышления, что приводит к образованию определённых социально-психологических установок и помогает человеку занять в социуме такое место, которое соответствует его типу мышления. Подвижность нервной системы — первичность, создаёт в человеке иррациональный тип мышления, а инертность — вторичность, — рациональный. И тот, и другой типы мышления имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.
Таблица 1. Сопоставление четырёх установленных факторов и психических качеств, противоположных этим факторам, с психическими качествами из известных типологий.
Инертный тип нервной системы (И. П. Павлов) | Подвижный тип нервной системы (И. П. Павлов) | ||||||||||||||
вторичность | первичность | ||||||||||||||
рациональность (К. Г. Юнг) | иррациональность (К. Г. Юнг) | ||||||||||||||
уравновешенность | неуравновешенность | уравновешенность | неуравновешенность | ||||||||||||
неэмоциональность | эмоциональность | неэмоциональность | эмоциональность | ||||||||||||
мыслительные типы (К. Г. Юнг) | эмоциональные типы (К. Г. Юнг) | мыслительные типы (К. Г. Юнг) | эмоциональные типы (К. Г. Юнг) | ||||||||||||
сильный тип нервной системы | слабый тип нервной системы | сильный тип нервной системы | слабый тип нервной системы | ||||||||||||
активность | неактивность | активность | неактивность | активность | неактивность | активность | неактивность | ||||||||
застревание, гипертимность, педантичность | дистимия, педантичность, застревание | гипертимность, педантичность, депрессивность | депрессивность, педантичность, застревание | гипертимность, демонстративность, застревание | эпилептоидность: застревание и дистимия | циклотимность, экзальтация, гипертимность и демонстративность |
возбудимость, тревожность | ||||||||
фактор III | фактор I | противоположность фактору IV | противоположность фактору II | фактор II | фактор IV |
противоположность фактору I | противоположность фактору III | ||||||||
экстраверсия | интроверсия | экстраверсия | интроверсия | экстраверсия | интроверсия | экстраверсия | интроверсия | ||||||||
застре- вание |
гипер- тимность |
застре- вание |
педан- тичность |
застре- вание |
депрес- сивность |
застре- вание |
педан- тичность |
застре- вание |
демонстра- тивность |
застре- вание |
дис- тимия |
гипер- тимность |
демонстра- тивность |
возбуди- мость |
тревож- ность |
PS (ЛСЭ) | PT (ЛИЭ) | LF (ЛСИ) | LI (ЛИИ) | ES (ЭСЭ) | ET (ЭИЭ) | RF (ЭСИ) | RI (ЭИИ) | FL (СЛЭ) | IL (ИЛЭ) | SP (СЛИ) | TP (ИЛИ) | FR (СЭЭ) | IR (ИЭЭ) | SE (СЭИ) | TE (ИЭИ) |
Объективное познание природы и человека возможно только при разносторонних подходах и способах анализа информации. В свою очередь, каждый из двух основных типов мышления имеет определённую направленность или акцентуированность. Если мышление направлено на объекты, их структуру или взаимодействие между ними, то это экстравертное мышление. Когда мышление направлено на субъекты больше, чем на объекты и взаимодействие между субъектами, чему способствует неуравновешенность нервной системы — эмоциональность, тогда это экстравертное эмоциональное мышление. Если мышление направлено на установление причинно-следственных взаимоотношений и связей между объектами, а также на процессы и причины, их вызывающие внутри объектов или систем взаимосвязанных объектов, чему способствует уравновешенность с наложением депрессивности, то это интровертное мышление. В том случае, когда мышление направлено на взаимосвязи между субъектами, на установление причин изменения внутренних состояний субъектов, чему способствует слабый неуравновешенный тип нервной системы мы говорим об интровертном эмоциональном мышлении.
Причины преобладания интуитивного или практического — сенсорного мышления, видимо, тоже имеют физиологическую первооснову.