Жизнь человека – вот его характер.
Гёте
Во все времена и эпохи художественная литература являлась искусством, наиболее полно и точно отражающим действительность. Живопись, скульптура, музыка и другие виды искусства в большинстве случаев передают лишь короткие моменты жизни или настроения людей. В художественной прозе и поэзии больше возможностей передать не только динамику настроения и поведения, но и отразить мировоззрение человека, его духовный мир и характер. Талант писателей и поэтов дал им ту проницательность и понимание человеческой природы, которая позволила достаточно точно описывать поведение людей, прототипы которых существовали в жизни или были созданы творческим воображением автора. Поэтому такими реалистичными нам кажутся вымышленные герои, которые поступают порой непредсказуемо, но достаточно характерно, чтобы вызывать у нас определённую эмоциональную реакцию. Это объясняется тем, что писатель, сам того не подозревая, описывает конкретные типы личности, подобные которым ему встречались раньше. Следуя за характером своего героя, писатель порой сам не знает заранее, как он себя поведет. Если пытается навязать ему свой сценарий поведения, то чувствует, что получается фальшиво и неправдоподобно.
Мастерство и интуиция писателя делают из него тонкого психолога, ощущающего неуловимые связи между материальным и духовным в человеке, способного видеть эволюцию развития личности от рождения до смерти и закономерности проявления различных черт характера. Иными словами, талантливые писатели способны создавать и описывать психологические типы людей, не зная принципы самой типологии.
Профессионалы, изучающие людей, знают, что описывать так называемые "цельные личности" значительно легче, чем сложные и противоречивые. Этим можно объяснить многие споры, ведущиеся знатоками типологии, по-разному определяющими тип одного и того же героя.
Л.Н. Толстой в своих произведениях и во всей своей общественной деятельности выступал не только как художник, но и как воспитатель и наставник человечества, подтверждая тем самым удачность названия своего типа.
Остановимся немного подробнее на знаменитом романе "Война и мир". Попытаемся проследить за характерами его героев и, возможно, вам захочется перечитать этот роман заново, чтобы лучше понять характерные особенности тех или иных типов личности и их общения с другими. Правда, вы узнаете в этом романе только общие черты каждого типа, проследить вариативность типов здесь сложно. Кроме того, вы убедитесь, что тип личности не предопределяет, будет человек хорошим или нет. Гении и дураки, благородные люди и подлецы, имея один и тот же тип личности, по разному проявляют похожие свойства характера. Если сравнить таких идейных наставников масс, как Толстой и Гитлер, станет ясно, что любой тип личности может служить как добру, так и злу.
Л.Н. Толстому, не знакомому с типологией, все же в большинстве случаев удалось довольно точно изобразить типы личности своих героев и даже смоделировать присущие им интертипные отношения. Правда, некоторые образы получились несколько противоречивыми.
Например, Николай Ростов в пору юности, как и его сестра Наташа, изображены более романтичными и восторженными, чем это возможно для таких реалистов, какими автор показал их в зрелости. Конечно, все люди меняются с годами, и юности присуща некоторая оторванность от реальности, но контраст здесь слишком велик. Тип личности "Управляющий", ярко переданный автором в образе Николая Ростова, даже в пору юности обладает способностью к трезвой оценке ситуации и не склонен подвергать жизнь опасности без достаточных оснований. Вряд ли он мог скакать целый день под пулями, чтобы передать царю донесение, уже давно потерявшее актуальность, так как сражение уже было проиграно. Трудность своевременного выполнения приказа в той ситуации была очевидной и наказание Николаю не угрожало. Такая бесшабашная удаль, чтобы доказать свою верность государю, больше свойственна людям интуитивным, таким как "Экспериментатор" (логико-интуитивный экстраверт).
Так и нервное заболевание Наташи Ростовой в юности, вызванное её любовным разочарованием, не носило бы у реалистически мыслящего человека типа " Политик" (сенсорно-этический экстраверт), ( каким автор показал Наташу в зрелости), настолько затяжного характера, чтобы угрожать здоровью и жизни. Здоровый телесный инстинкт, присущий Наташе, должен был бы победить душевный недуг значительно раньше.
Но, возможно, такие маленькие несоответствия делают сюжет даже более интересным и контрастным. Ведь все равно реализм в Наташе возобладал, когда она, в отличии от неменяющегося в своей интуитивной оторванности от реальности Пьера Безухова, оказалась семейным лидером, спокойно взявшим на себя весь груз практических проблем. А Николай с его неутомимостью в работе, строгостью и хозяйственностью, такой консервативный во взглядах на жизнь, даже отдаленно не напоминает романтичного и экзальтированного юношу.
Итак, мы в семье графа Ростова. Глава семейства – Илья Андреевич, добродушный эпикуреец, миротворец, хороший семьянин с плохо выраженными деловыми качествами. Его лень и беззаботность привели семью к разорению. Похоже, он имеет тип "Посредник" (сенсорно-этический интроверт). Правда, его жизнь сложилась так, что не удалось выполнить свою социальную миссию вне семьи, как это смог сделать другой представитель этого социотипа – дипломат Билибин, тоже очень удачно изображенный автором. Этот же социотип, возможно, имели командиры отрядов русской армии, шутники Телянин и Тимохин.
К типу " Посредник" относится и брат князя Ростова, Илья Андреевич, наслаждающийся простой деревенской жизнью. Его отношения с женой, Анисьей Федоровной. представляют собой ещё один вариант тождественного брака. В нем, для полного счастья не хватает только разнообразия и постоянного духовного развития, которое существует в более гармоничном, хотя и менее безмятежном дуальном браке.
Мать семейства Ростовых – графиня Наталья – пассивная, болезненная женщина, усталая и часто печальная, добрая и великодушная, но порой ворчливая и придирчивая. Она довольно любознательна, охотно размышляет на отвлеченные темы, но недостаточно практична. Несмотря на рассудительность и здравый смысл, она не принимает никаких мер для предупреждения разорения семьи из-за недостатка реализма и способности активно действовать. Она не приучена заниматься делами имущественного плана с молодости и не стремится проявлять инициативу даже в кризисной ситуации, предпочитая плыть по течению. Такой характер и поведение типичны для большинства представителей типа "Критик" (интуитивно-логический интроверт).
Ее дочь Наташа Ростова – полная противоположность матери: страстная и подвижная в юности, но практичная и имело управляющая своим хозяйством в зрелые годы. Это – ласковая и активная в отношениях, с лидерскими задатками в характере, сентиментальная, но вполне заземленная женщина, которая размышлениям предпочитает действия и повседневные заботы. Таков образ женщины типа "Политик" (сенсорно-этический экстраверт). В юности Наташа кажется очень идеалистичной. Конкретное мышление, свойственное её типу, проявляется только после замужества. Романтичность Наташи несколько преувеличена, но зато в сочетании с эмоциональной экспрессией (например, с которой она целует каждый пальчик своей матери, её дуала) делает её образ ещё более привлекательным. Иногда образ Наташи Ростовой напоминает "Посредника", если бы не её импульсивность и страстность характера, более свойственные экстраверту, каким является человек типа " Политик."
Трудно сказать, как бы пережила все свалившиеся на неё несчастья графиня Ростова, если бы не постоянная поддержка дуальной ей дочери. Ведь старый граф, несмотря на свою доброту, не может оказать ей эффективной поддержки, что вполне отвечает их отношениям типа "Суперэго", когда разница мировоззрения вызывает непонимание и только некоторая дистанция в отношениях спасает от конфликта. Когда жена попросила у него крупную сумму денег, граф не поинтересовался даже зачем – настолько далёк он был от жизненных интересов своей жены.
Соционическим подревизным своей матери выступает её сын Николай Ростов, имеющий тип "Управляющий" (логико-сенсорный экстраверт). Николая возмущала глухота матери к его проблемам. Она предпочитала жить как прежде, не желая понять, что денег для этого уже нет. Мать постоянно раздражает его тем, что навязывает ему то, чего он не хочет (богатую невесту вместо любимой и т.д.). Натянутыми были также и отношения с отцом, подревизным своего сына. Граф Ростов часто робел в присутствии сына, старался ему угодить. Он не сделал сыну выговор даже тогда, когда Николай проиграл крупную сумму денег. Попытка сына заняться денежными делами и разоблачить вора – приказчика потерпела неудачу именно потому, что отец, которого смутила такая ревизия его слабых деловых качеств, начал защищать приказчика, бессознательно пытаясь оправдать перед сыном свою халатность. Такое поведение типично для ревизуемого.
Зато встреча с Марьей Болконской ("Гуманистом", этико-интуитивным интровертом), дуальной для Николая, стала той счастливой случайностью, которая перевернула его жизнь. Николай обрел душевное равновесие и уверенность в себе. Ради Марьи Болконской ему пришлось оставить прежде любимую кузину Соню (тип "Хранитель"), полудуальные отношения с которой вызывали много недоразумений, тягостных для человеку его типа.
Соня – кузина Николая, по-видимому имеет тип "Хранитель" (этико-сенсорный интроверт) . В ней, несмотря на множество добродетелей, (доброта, мужество, реализм, порядочность, верность долгу), не хватало той утонченной духовности, которая так сильно привлекала Николая в Марье Болконской. Полюбив раз и навсегда, зная, что для её брака с Николаем существует много препятствий, она терпеливо ждала его. Ее высокие морально-этические нормы требования к себе не позволили отдать руку и сердце богатому, но не любимому человеку. Даже когда поняла, что её чувства безответны, сумела подавить в себе любовь и никому не причинить зла. Скромная и порядочная, она стала членом новой семьи Ростовых. Конечно, ей непросто было видеть изо дня в день, как счастлив любимый ею человек с другой женщиной, но она сумела сохранить самообладание и верность семье, которая приютила её в детстве. Со временем Соня стала незаменимой помощницей в воспитании детей и ведении хозяйства Ростовых.
Младший сын Ростовых – Петя ("Вдохновитель", интуитивно-этический экстраверт), любознательный и нетерпеливый мальчик, не смог дождался своей зрелости. Он, против воли родителей, убежал из дому на войну в 16-летнем возрасте и был убит. Добрый и отзывчивый юноша стремился поделиться с окружающими всем, что у него было: изюмом, кофейником, кремнями... Восторженный идеалист, он не умел заботиться о себе, но стремился быть полезными людям и всегда верил в лучшее. Рассеянный и неосторожный, отчаянно, безоглядно смелый, Петя стал жертвой своей неопытности. Всего несколькими штрихами великий писатель правдиво и точно нарисовал портрет этого типа.
Много страниц своей эпопеи Толстой посвящает описанию семьи Болконских. Отец семейства – Николай Андреевич Болконский ("Аналитик", логико-интуитивный интроверт ). Это – человек с развитым логическим мышлением, имеет склонность к наукам, которым также настойчиво обучет свою дочь (особенно алгебре и геометрии). Он не задумывается о том, что молодой девушке эти познания будут совершенно бесполезны в жизни. Подчеркивая, что он не хочет навязывать свои убеждения, он все же делает это, так как его уверенность в своей собственной правоте требует, чтобы все делалось так, как он считает правильным. Пунктуальный, с высокой самодисциплиной, он любит чётко распределять мероприятия во времени и ничто не может заставить его изменить свои планы. Как и наш современник, представитель этого типа, знаменитый хирург Амосов, он сух, строг и бескомпромиссен. Князь не любит гостей, умело отсекает все лишнее, что не входит в круг его интересов. Ему трудно признавать свою неправоту.
В глубине души он добр и любит своих детей, но не умеет (или не хочет) этого показать. Князь Болконский в ущерб чуткости и отзывчивости, часто совершает серьёзные этические промахи. Он больно ранит своих детей излишней категоричностью и отсутствием душевного тепла. Например, отдалив в воспитательных целях любимую дочь, князь делает первым человеком в доме дуальную ему гувернантку – француженку, мадам Бурьен. Его поекоряет та лёгкость и жизнерадостность француженки, с которой она переносит тяжелый характер своего хозяина.
Гувернантка Амелия Бурьен тип ("Коммуникатор", этико-сенсорный экстраверт), весёлая, кокетливая и сексуальная женщина. Она не умеет долго сердиться и принимать что-либо близко к сердцу. Только её одну не ранила резкость князя Болконского. Она сама создает себе и другим оптимистичное настроение. Ее веселая болтовня всегда отвлекала и смягчала князя Болконского в то время как печальная, всегда подавленная дочь, вызывала у него раздражение. Марья Болконская, имеющая тип – "Гуманист" (этико-интуитивный интроверт), отзывчивый, добрый, но несмелый и очень ранимый человек. Она готова на многие жертвы ради блага близких. Всегда последовательна в своих убеждениях и в выполнении своего долга. Она очень страдала из-за душевной черствости и резкости отца, с которым находилась в "деловых" отношениях, которые не предполагают большого взаимопонимания. Ее дуал, муж Николай, тоже бывал резок, но он сразу смягчался, видя слезы на глазах у своей жены, и старался вести себя так, чтобы не заставлять её страдать. Очевидно, дело в том, что тип "Управляющий" (логико-сенсорный экстраверт) более отзывчив к изменению отношений, в отличии от "Аналитика", сильнее реагирующего на яркие эмоциональные стимулы. Гуманизм Марьи, не находивший отклика у отца, который считал его слабостью и глупостью, восхищал Николая. С ним княжна Марья почувствовала себя защищённой и могла блестяще выполнять свою социальную миссию – воспитывать и утешать мужа, детей и всех, кто в этом нуждался. Их взаимопонимание было полным, несмотря на некоторую разницу во взглядах и занятиях. Толстой блестяще изобразил дуальные отношения в этой паре: это были две противоположности, хорошо дополнявшие друг друга.
Андрей Болконский – "Наставник" (этико-интуитивный экстраверт), постоянно ищущий смысл в жизни и по горькой иронии судьбы приблизившийся к его пониманию, только будучи смертельно раненным. Его социальная миссия – передать свои убеждения людям – не была выполнена. Он не мог понять, почему так томился в светских салонах и скучал со своей женой, такой простой, легковесной и безмятежной. Его не удовлетворяла обыденность. Он хотел сделать что-то такое, чтобы его любили все. Неосознанно жажду славы князь Андрей любил больше жизни. Он часто бывал угрюм, ироничен, неприступен и высокомерен. Имел склонность драматично воспринимать все происходящее. Смысл своей жизни он видел в жертвенности ради высоких идеалов. Толстой, тождественный этому типу личности, вложил в уста Андрея свои главные убеждения, свою веру в то, что смысл жизни человека – в в любви ко всем и в служении другим.
Жена Андрея Болконского, Лиза, имеет тип "Лирик" (интуитивно-этический интроверт) – это нежная, воздушная, кокетливая, очаровательная женщина. Она могла легко заплакать и быстро утешиться. Пассивная и безмятежная, она хотела только одного – чтобы её любили и огорчалась только тогда, когда ей не отвечали взаимностью. Лиза обладала незаурядной интуицией: она предчувствовала, что погибнет при родах, панически боялась их, и её предчувствие оправдалось. С мужем Лиза не была счастлива. Разные интеллектуальные уровни и отсутствие взаимности порождали отчуждение и разочарование. Их "зеркальные" отношения – довольно мирные, но могут наскучить при отсутствии новой информации или общего дела. К тому же они не дополняли друг друга и не могли оказать эффективной поддержки.
Пьер Безухов – один из центральных персонажей, человек философского склада ума, любознательный, постоянно размышляющий над законами мироздания и устройства общества. В конце романа он находит себя в масонстве, с интересом отдается интеллектуальной деятельности. Имеет характер инертный, миролюбивый, но бывает упрям. Он плохо разбирается в отношениях и это приводит к таким серьёзным ошибкам, как его первая женитьба на расчетливой и эгоистичной женщине, Элен Курагиной, не испытывавшей к нему никаких чувств. Пьер позволил навязать себе этот брак, сдавшись под уговорами своего будущего тестя, дуального ему князя Василия Курагина. Он не сознавал, что Элен не любит его, и не мог понять, любит ли он сам.
Первая жена Пьера Безухова, дочь князя Василия Курагина, Элен (тип "Лидер", сенсорно-логический экстраверт), представлена в романе как один из отрицательных персонажей. Это – самовлюблённая, властная и надменная женщина. Она не могла оценить лучшие качества своего мужа и относилась к нему с презрением и насмешкой, нисколько не считаясь с его чувствами. Их "полудуальные" отношения" имели сравнительно хорошее начало, но впоследствии привели к взаимному разочарованию. Тем не менее, они могли бы ещё долго существовать, если бы не преждевременная смерть княгини Элен. Такие отношения часто сопровождаются большими кризисами, но их бывает трудно разорвать.
Вторая жена Пьера – Наташа Ростова с благоговением относилась к его научным и общественным делам, считая мужа авторитетом в неведомой ей области. Но в семье, в вопросах быта она полностью подчинила его своей воле и тем самым избавила Пьера от непосильных для него проблем. Такое распределение занятий устроило обоих. Они ощущали себя единым целым при всей своей непохожести. В этом заключается феномен дуализации.
Оторванность Пьера от реальности доведена автором до гротеска, и это не случайно. Ведь Толстой является соционическим ревизором представителей типа "Критик" (интуитивно-логический интроверт) . Заметная симпатия автора к Пьеру Безухову не помешала Толстому изобразить его смешным человеком, наивным и неприспособленным к жизни (такими обычно кажутся подревизные). Порой создается впечатление, что автор наделяет Пьера Безухова одновременно и качествами "Новатора" (интуитивно-логического экстраверта), более оторванного от реальности, чем "Критик". Но для экстраверта "Новатора" он недостаточно решителен.
В более реалистическом варианте этот социотип представлен в образе главнокомандующего армией – Кутузова. Ревизия Толстого здесь была смягчена уважением к личности героя Отечественной войны 1812 года и выразилась только в тонкой иронии над сонливостью и безэмоциональностью Кутузова, сменяющейся неожиданными вспышками гнева.
Князь Василий Курагин – один из вариантов типа " Политик" (сенсорно-этический экстраверт) . Его нельзя назвать положительным героем, но он прекрасный семьянин. Князь Василий умеет ориентироваться в любой конкретной ситуации и управляет ею так, как ему выгодно.
Обладая решительностью, гибкостью, настойчивостью, пробивными качествами и дипломатичностью, такие люди способны добиться многого на государственном поприще, даже если для этого нужно прибегнуть к тонким интригам и маневрам. Наташа Ростова стала умелым домашним главнокомандующим, ласковым и властным, гибким семейным политиком. У князя Василия масштаб деятельности и влияния гораздо шире. Он принимает активное участие в общественной жизни, хотя преследует при этом своекорыстные интересы.
Влиянием на людей пользуются и другие "Политики", довольно реалистично изображенные в романе – Анна Михайловна Друбецкая и её сын Борис Друбецкой, Анна Павловна Шерер, фрейлина императрицы, хозяйка петербургского светского салона, да и сын князя Василия – Анатолий Курагин, дипломатические качества которого выражены слабее из-за его интеллектуальной ограниченности. Правда хитрости и самоуверенности у него более чем достаточно для этого типа личности. Жюли Курагина и князь Долгоруков, похоже, тоже относятся к типу "Политик".
Люди этого типа активны и стремятся быть в центре внимания, они играют заметную роль в любой ситуации. Жюли Курагина становится хозяйкой своего салона; осторожно и уверенно делает карьеру Борис Друбецкой; пользуется огромным влиянием князь Долгоруков. Несмотря на индивидуальные различия, все эти герои отличаются сочетанием властности и смягчающей её дипломатичности, они умеют добиваться поставленных целей, гибко лавируя в любой ситуации.
В "Великой книге жизни" значительное место отведено изображению выдающихся исторических личностей – фельдмаршала Кутузова и Наполеона. Не обойден вниманием и Александр Первый. Правда, характеры полководцев русской и французской армии описаны более детально, чем характер русского царя.
Кутузов – типичный представитель типа " Критик" (интуитивно-логический интроверт), изображен человеком миролюбивым, скептичным, насмешливым, с критическим складом ума. Во время смотра полка в Австрийском эрцгерцогстве он, ласково разговаривая с офицерами, покачивает головой и вздыхает, поглядывая на их обувь. Передвигался он медленно и вяло, тяжело ступая. После бравого ответа Долохова, как и после доклада капитана Тимохина, Кутузов отворачивается со скептическим выражением лица, выражающим одно: все, что ему сказали и ещё скажут – давно известно, прискучило и совсем не то, что нужно. Он красиво и с удовольствием говорит, глядя на людей ласково и внимательно, но улыбаясь слегка насмешливо. Когда фельдмаршал благословлял Багратиона перед боем, лицо его смягчилось и на глазах показались слезы. После того, как Болконский обратился с просьбой оставить его в отряде Багратиона, Кутузов, жалея его, запретил это, сказав: "Ещё впереди много всего будет, если из его отряда придет завтра десятая часть, я буду Бога благодарить". Это подтверждает способность человека типа "Критик" моделировать события и предвидеть их исход.
Толстой отметил, что Кутузов победил не потому, что был таким хорошим стратегом и тактиком, а потому, что умел уводить свою армию от напрасных сражений и человеческих потерь. Уход от бесполезных действий – вторая яркая особенность этого социотипа. Демонстрирующий простоту и приятность в обхождении, Кутузов не всегда был дипломатичен и плохо владел своими эмоциями, что тоже очень характерно для "Критика". Он мог уснуть на совещании или вдруг нагрубить царю своему социальному ревизору, в присутствии свиты или неожиданно прослезиться. Царь недолюбливал его, но назначил главнокомандующим, уважая за мудрость и рассудительность. И не ошибся. Многие великие дела совершались ревизными и соцзаказными парами, как наиболее эффективными для совместной общественной деятельности.
Князь Багратион и Наполеон – достаточно яркие (хоть и далеко не положительные) герои романа – являются представителями типа "Лидер" (сенсорно-логический экстраверт) . Это – жестокие и властные люди, умеющие добиваться своего любой ценой. Они обладают хорошим логическим мышлением и умением владеть ситуацией. Подобные люди просто созданы, чтобы руководить другими. Между собой у таких тождественных типов могут сложиться отношения уважения или сильной конкуренции.
К этому типу относится и сорвиголова, кутила и позер князь Долохов, порой жестокий к друзьям и врагам, но нежно любящий свою мать, имеющую дуальный ему тип " Лирик".
Марья Дмитриевна Ахросимова, принимавшая такое горячее участие в жизни семьи Ростовых, полнокровная, сильная и властная женщина, грубоватая, но великодушная, также относится к этому типу личности.
Люди, принадлежащие к этому типу, далеко не всегда стремятся занимать руководящие посты. Они могут самоутверждаться и другими способами, как, например, Владимир Высоцкий или Людмила Гурченко (?), а также многие другие звезды кино и эстрады. Много людей этого типа в бизнесе, где они, как и в политике, часто занимают ключевые позиции. Только в сфере искусства и науки они побеждают с помощью упорства и таланта, а не лидерских качеств. В других сферах жизни, включая семейную, они обычно играют главенствующую роль. Им необходимо признание. Иначе жизнь теряет для них смысл, и они ищут утешения в вине или совершают антиобщественные поступки от избытка сил, не нашедших лучшего применения. Часто люди этого типа становятся главарями неформальных молодежных группировок. В военное время многие из них демонстрируют героизм на поле боя. Таким людям необходима яркая жизнь и борьба.
Наполеон, как и полудуальный ему тип – Кутузов, относится к иррациональным типам личности. Толстой отметил, что "давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон действовали непроизвольно и бессмысленно", то есть достаточно импульсивно. Конечно, со стороны Наполеона это было неосторожно, ведь он понимал, как мало у него шансов и все же надеялся на случай. Но тип "Лидер", к которому он относится, не отличается осторожностью и дальновидностью, в отличие от "Критика".
Толстой описывает Наполеона как человека властолюбивого и агрессивного: "Он был оскорблён требованием отступить за Вислу и велел наступать войскам". Поскольку он не был этиком, приветственные крики армии порой тяготили и отвлекали его от забот. Но он нуждался в искреннем восхищении и признании. Был настолько тщеславен, что даже велел повесить портрет своего сына на обозрение всего войска. Нетерпеливый экстраверт, он часто перебивал собеседника. Будучи импульсивным и непоследователнным, он мог переходить, например, в разговоре с русским послом, от преувеличений к угрозам, а затем пригласить его на ужин, не чувствуя вины. Он всегда был уверен в своей правоте.
Наполеон не любил делиться своими соображениями и размышлениями, предпочитая обьявлять окончательные выводы в форме приказаний. Последнее слово всегда оставлял за собой. Он всегда был уверен в себе настолько, что даже шутил в экстремальных ситуациях, удивляя всех своим самообладанием. Однако, вспылив, мог сказать: "Убирайтесь к ...", как это произошло в случае с господином Боссе. Он совершенно не умел манипулировать отношениями между людьми и достигал своих целей более напористо и прямолинейно. На его совести были тысячи убитых. " Он любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу". Конечно, не все люди этого типа отличаются жестокостью, но все они способны чувства принести в жертву интересам, продиктованным разумом или желаниями. При этом этические соображения отступают на второй план.
Образ царя Александра Первого в романе едва намечен, но по нескольким описаниям, данным автором, это скорее этик, чем логик. Во время произнесения речи перед купцами царь прослезился. Свое письмо к Наполеону, войска которого перешли русскую границу, он начинает словами: "Государь, брат мой!". Вместе с тем, в разговоре с Балашевым царь Александр говорит, что не простит Наполеону вступления в пределы России без обьявления войны и помирится с ним только тогда, когда ни одного воина неприятеля не останется на русской земле. Как видно из романа, этому русскому царю было присуще сочетание чувствительности, импульсивности и твёрдости, последовательности и дальновидности. Поэтому можно высказать предположение, что он относился к типу "Наставник".
Социотип "Инспектор" (логико-сенсорный интроверт) представляет в романе государственный секретарь Сперанский с его хладнокровным, четким логическим мышлением и невозмутимостью. Он отличается силой и выдержкой, реализмом и практичностью. Всегда оприрается на законы и инструкции. Другой представитель этого типа личности – старшая дочь Ростовых Вера, кажущаяся хладнокровной, расчётливой и педантичной. Ее возмущает, когда что-то делается не по правилам.
Любезные и приветливые в обществе, эти герои не отличаются сентиментальностью и чувствительностью, предпочитая конкретную деятельность для достижения стабильного положения и уважения окружающих. Для этого княжна Вера соединила свою жизнь с тождественным ей по типу личности поручиком – Бергом. Вместе они выглядят как одно целое, но не из двух половинок, а как бы единым монолитом. Их образ действий и мыслей одинаков, и по этой причине у них нет разногласий. Так же однородной выглядит и другая тождественная пара в романе, "Политики – " Борис Друбецкой и Жюли Курагина.
Остальные герои романа появляются на его страницах довольно эпизодически. Из таких эпизодических героев можно упомянуть ещё встретившегося Пьеру Безухову во время пребывания в плену Платона Каратаева, запомнившегося ему на всю жизнь своей простой жизненной философией. Каратаев изображен добродушным, оптимистически настроенным человеком, по всей видимости, имеющим тип "Посредник" (сенсорно-этический интроверт) . Между ним и Пьером Безуховым складываются отношения "Суперэго", контрастные и обогащающие друг друга. Они развиваются у этих двух миролюбивых людей без обострений. Такие отношения бывают очень притягательными. Образ мыслей партнёра, не всегда понятный, может вызывать у другого большой интерес. Это иногда приводит к тому, что партнёр воспринимается как недостижимый идеал. Таким и стал для Пьера Безухова этот простой, незатейливый и хорошо приспособленный к жизни – какой бы она ни была, человек.
"Новатор" (интуитивно-логический экстраверт), изображен в образе капитана Тушина, размышляющего о законах мироздания. Это рассеянный и не приспособленный к военной службе человек, демократичный и отзывчивый, добродушный и доверчивый, плохо разбирающийся в людях (во всех видит братьев), мечтатель – он изображен автором очень бегло. Несмотря на отрованность от реальности и наивность, он может доказывать свою правоту достаточно решительно. Но этот образ эпизодичен. Других "Новаторов" в романе нет, так как сюжет явно не научного плана и потребности в изображении такого социотипа просто не было.
Заканчивая этот, довольно беглый из-за большого количества типажей, соционический анализ романа Л.Н. Толстого, остается лишь отдать дань уважения автору, гениально изобразившему почти все типы личности. В романе нет только описания самого скромного и недемонстративного человеческого характера ("Мастера", сенсорно-логического интроверта ).