Стадии развития мышления детей
на разных этапах социализации личности

А.А.Овчаров, В.В.Мегедь

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 2003, № 1

Процессы развития ребёнка как в физическом, так и в умственном отношении протекают неравномерно. Швейцарский психолог и ученый Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, которая укладывается в 4 стадии. Развитие психологических признаков у детей также происходит не одновременно. Доминирование стадий формирования личности, выделенных Ж. Пиаже, на наш взгляд, совпадает с процессами формирование отдельных психологических качеств, описанных другим швейцарским ученым и психологом К.Г.Юнгом.

Мы сделали попытку скоррелировать четыре стадии Ж. Пиаже (сенсомоторную, дооперациионную, стадию конкретных операций и концептуального мышления) с четырьмя основными юнговскими психологическими признаками: интуиция (склонность к отвлеченно-образному мышлению), ощущение (конкретное мировосприятие), мышление (объективизм оценок), чувство (субъективизм оценок).

Эта корреляция разрешила нам сделать следующий вывод. На ранних стадиях развития преобладают типы мышления, больше связанные со сферой ощущений и чувств. Начиная с 10-12 лет, подключаются типы мышления, связанные со сферой логического мышления и мышления ассоциативного, то есть интуитивного. Проанализируем это положение более детально.

1. Сенсомоторная стадия – от рождения до двух лет – ответственна за формирование ощущений физического плана: тактильной чувствительности, осознания своих физических потребностей (преобладает юнговский психологический признак «ощущение» или, в соционической интерпретации – сенсорика);

Эта стадия охватывает период, когда в основном формируются и обнаруживаются в поведении ребёнка физические аспекты личности. Эти аспекты связаны с сенсорными ощущениями: голодом, болью, удовлетворением, реакциями на шумовые, световые и другие раздражители. У ребёнка на этой стадии развития доминирует биологическое начало, вытесняя пока все остальные. В этот период также формируется представление о постоянстве объектов.

2. Дооперационное мышление – от двух до семи лет – связано с развитием эмоционального восприятия действительности, это стадия формирования психологического юнговского признака “чувство” (этика);

В этот период ребёнок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих людей, в особенности тех, кто находится на близкой физической психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих ровесников на улице, в детсаде, школе, на воспитателей и учителей.

Собственная самооценка ребёнка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей ребёнка на этом этапе формирования психики предрасполагает к более гармоничному развитию его способностей и естественных склонностей, а также создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и приводит к занижению своей будущей своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии очень важную роль.

3. Стадия конкретных операций – от семы до одиннадцати – тринадцати лет соответствует доминирующему юнговскому психологическому признаку «мышление» (логика), который включает: сопоставление фактов, умение строить объективные умозаключения и т.д.;

Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Подросток в настоящее время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода он старается завоевать признания в окружающих и избавиться от детского эгоцентризма благодаря развитию своей социализации, то есть путем принятия норм и правил, которые существуют в конкретном социуме, в данном случае – в школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).

4. Стадия концептуального мышления – от 13-14 лет и старше. Это стадия развития юнговского психологического признака «интуиция» (изобретательность в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям и т.д.).

Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой жизненных ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.

В это время психология подростка обогащается такими категориями, как собственные убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Стремление к знаниям приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой концентрируется все внимание и интерес. Идет интенсивное накапливание информации, часто без разбора, иногда выборочно.

На первой стадии дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребёнка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, её физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребёнком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.

Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности – умение строить отношения с окружающими, быть чутким, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция ребёнка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, а также – от недопустимости физических наказаний и унижений ребёнка. Формирование высокой самооценки у ребёнка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках и других самостоятельных проявлениях.

На третьей стадии решающую роль в формировании личности играют социальные факторы. Успехи в обучении, положение среди ровесников, материальное благосостояние семьи, социальный статус родителей – все это влияет на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил социума, в котором формируется ребёнок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается. В этом возрасте формируются кумиры и авторитеты, возникают определённые профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Поэтому на данном этапе очень важно уберечь ребёнка от участия в личных конфликтах родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.

Четвертая стадия – период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, существует опасность размывания ощущения своего «Я».

Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развития структуры личности, и от того, насколько окружающие – учителя, родители, друзья – влияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к ранним проявлениям симпатий и влюблённости подростков, чтобы не ранить «самое утреннее из чувств».

Можно заметить, что существует связь каждого уровня формирования и проявления личности в социуме с определённым психологическим признаком, который отражает свой особый способ переработки информации:

1. Физический уровень связан с психологическим признаком – ощущение, то есть умением хорошо владеть конкретными вещами – своим телом, окружающим пространством, предметами, людьми и собственными ощущениями, данными нам от природы.

2. Психологический уровень связан с психологическим признаком – чувство, то есть умение творчески строить отношения с другими, выражать свои чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, глубоко сочувствовать им.

3. Социальный уровень связан с логикой мышления, понятием, которое определяет соотношения между явлениями и вещами объективного мира и установления определённых норм этих соотношений, а также – с возможностью объективно, логически мыслить и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.

4. Информационный уровень связан с интуицией – умением предусматривать события, улавливать скрытые возможности процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или с помощью собственного опыта, а через догадку, озарение, используя подсознательный, архетипический опыт человека, то есть – этот уровень связан с формированием концептуального и абстрактного мышления.

Можно установить следующую коррелятивную связь между четверыми стадиями развития детей, выделенными Ж.Пиаже, и формированием соответствующих им юнговских психологических признаков личности:

Сенсомоторная стадия отвечает физическому уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является ощущение.

Дооперациональная стадия отвечает психологическому уровню. На этом уровне развития ребёнка главным признаком является чувство.

Стадия конкретных операций отвечает социальному уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является мышление.

Стадия концептуального мышления отвечает информационному уровню. ЇНа этом этапе развития ребёнка главным признаком является интуиция.

Таким образом, эволюция личности ребёнка и его социализация идёт поэтапным путем – от наиболее низкого, физически-чувственного уровня к высшему, логически-концептуальному, то есть от индивидуального, физического и психологического уровня – к социально-информационному уровню. Это происходит вследствие поэтапного развития у ребёнка соответствующих юнговских признаков, которые предопределяют соответствующие стадии развития детской психике, описанные Ж.Пиаже.

Литература:

  1. Воробьёв Г.Г. Молодежь в информационном обществе. Г., 1990.
  2. Мегедь В. В., Овчаров А. А. «Учитесь эффективно управлять людьми», Киев, «Карвали», Ровно, ППФ «Волынские обереги», 2000 г., с. 126.
  3. Овчаров А.А. «Соционика – путь к личности» ТОО «Юнона», 1993 г.
  4. Сборник работ зарубежных авторов "Одаренные дети", М., 1991.
  5. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. Г., 1991.
  6. Юнг Г.К. Психологические типы. Г., 1992.
  7. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ "Ювента", М.,"Прогресс-Универс", 1995.