Опубликовано в книге: Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной
педагогике. – Новосибирск: изд-во
Новосиб. ун-та, 1997.
Многих исследователей – любителей соционики, равно как и
профессионалов волнует вопрос о том, является ли соционика частью
психологии или же это самостоятельная дисциплина. В самом деле, где
можно провести разграничительную черту между ними?
Соционика имеет своим предметом исследования типы человеческой
психики, отдельные психические функции, группы типов, отношения внутри
и между ними. Но этим же предметом занимается и психология.
Нельзя также утверждать, что у соционики есть какие-либо
принципиально отличные от психологии методы исследования. Это всё те
же наблюдения, систематизация фактов, анализ тестовых данных,
эксперимент и т.д.
Разграничение даст о себе знать тогда, когда мы коснёмся системы
базовых понятий этих наук. Некоторые понятия психологии совпадают по
содержанию и объёму с соционическими. Но гораздо больше таких понятий,
которые перекрываются лишь частично. Например,
экстраверсия-интроверсия, психологический тип, темперамент и др.
Есть немалое количество понятий, отсутствующих в психологии
полностью. Пример таких понятий – квадра, прогрессная ориентация,
социон. Однако самое главное в том, что базовые понятия различным
образом соотносятся внутри собственных систем. Соционическая сетка
понятий никак не накладывается на психологическую без грубых искажений
и потерь информации. Налицо структурная несовместимость между
психологией и соционикой.
Нельзя игнорировать имеющуюся на данный момент конкуренцию этих
понятийных систем, порождающую неприятную напряжённость в общении
между социониками и психологами. Психологи однозначно требуют
перевести теорию соционики на понятный им язык, что, как мы уже знаем,
без грубой редукции смысла невозможно.
В то же время большинство психологических понятий довольно легко
перекодируются в соционическую форму с соответствующими поправками.
Соционика демонстрирует нам пример открытой системы, не боящейся
вторжения чужеродных элементов. Чего никак не скажешь о психологии. Не
думаю, что теоретическая закрытость способствует прогрессу в этой
науке.
В данном глоссарии я как социоаналитик с многолетней практикой хочу
продемонстрировать структурную полноту и отчётливость основных понятий
моей науки. Социоанализ не боится чётких формулировок. Осознавая не
только свои сильные, но и слабые стороны, он с готовностью примет
любую критику, лишь бы она была конструктивной.
СОЦИОНИКА – научное направление, изучающее составляющие
коммуникации, типы энерго-информационного обмена, сложные группы типов
и интертипные отношения, опираясь на комбинаторно-дихотомический
метод. В узком смысле – социально-психологическая типология людей и
межличностных отношений.
СОЦИОТИП – устойчивая (гомеостатическая) структура личности
человека, задающая пропорции между основными частями его психики – сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием.
Социотип человека на протяжении всей его жизни остаётся неизменным,
хотя отдельные его функции и «наполняются» в разной степени в
зависимости от фактора времени и среды.
СОЦИОМОДЕЛЬ – схема из восьми ячеек, которая показывает, как
отдельные психические функции, заполняющие эти ячейки, взаимодействуют
в рамках целостного типа. Ещё называют моделью А в честь её создателя – Аушры Аугустинавичюте.
Состоит из четырёх основных блоков: Эго – наиболее развитые
ментальные функции (блок «знаю»), Ид – функции ментальной компенсации
(блок «могу»), Суперэго – функции, служащие для адаптации в социуме
(блок «надо») и Суперид – функции, создающие благоприятную
коммуникативную среду типу (блок «хочу»).
СОЦИОН – совокупность 16-ти социотипов, отражающая полную и
завершённую композицию самоорганизующихся систем в микро- и
макросоциуме. Является эквифинальной структурой типологии, то есть
представляет собой конечное состояние развития системы при любых её
начальных условиях.
Имеет четыре важнейшие подструктуры. Деление социона по логическому
критерию даёт группы установок на род деятельности, деление по
эмоциональному критерию даёт темпераментные группы, деление по
интуитивному критерию приводит к выделению квадр и, наконец, деление
по сенсорному критерию вычленяет из социона кольца заказа и ревизии.
ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – объективно складывающиеся
коммуникативные связи между социотипами людей. Проявляются тем
сильнее, чем интенсивнее протекает коммуникация и ближе дистанция в
общении.
Различают, с одной стороны, симметричные отношения, при которых
энерго-информационный обмен протекает равноправно, и, с другой
стороны, асимметричные отношения – неравноправные, неизбежно
приводящие к выделению лидера и ведомого.
КОЛЬЦА – векторные соционические группы, в которых энергия или
информация передаются по фиксированному направлению от одного типа к
другому, образуя замкнутый контур. В случае энергетического переноса
говорят о кольцах заказа, а в случае информационного переноса – о
кольцах ревизии.
Как заказные, так и ревизные кольца различаются между собой по
направлению переноса. Правые (эволюционные) кольца движутся с
отрицательным ускорением, то есть замедляют своё движение с течением
времени, а левые (инволюционные), наоборот, с положительным
ускорением, то есть разгоняют социально-психологические процессы.
КВАДРЫ – объединение из четырёх социотипов с высокой степенью
внутренней комфортности, в котором поддерживается темпераментный
баланс и царит согласие относительно коммуникативных приоритетов.
Квадры выполняют исторически различные миссии в обществе. Первая
квадра (альфа) отличается наибольшим комфортом и познавательным
потенциалом, её миссия – зарождение и распространение принципиально
новых знаний. Вторая квадра (бета) наиболее организованая и идейно
убеждённая, она осуществляет внедрение и организационное обеспечение
новых проектов.
Третья квадра (гамма) – индивидуалистичная, но динимичная и
деловая, её миссия заключается в критике и реорганизации общественной
системы на прагматических началах. Четвёртая квадра (дельта) – наиболее трудолюбивая и отзывчивая к морально-этическим сторонам жизни
человека. Она завершает квадральный цикл доведением реформированной
системы до совершенства и стабильности.
ЭВОЛЮЦИЯ – постепенное детерминированное развитие по сходящейся
спирали, пресекающее отставания или забегания вперёд. Эволюционные
типы ещё называют типами правого прогресса. Их основная характеристика – преобладание процесса над результатом. Более характерна для больших
групп, чем для малых.
ИНВОЛЮЦИЯ – скачкообразное вероятностное развитие с резкими
изменениями направления за счёт мутаций – труднопредсказуемых выбросов
энергии. Другое название инволюционных социотипов – типы левого
прогресса. Результат у инволюторов преобладает над процессом.
Инволюция более характерна для малых групп, чем для больших.
СТАТИКА – равновесное состояние коммуникативной системы,
способность типа или отношения долго пребывать в одном состоянии.
Статические типы более «тяжёлые», чем динамические, решают задачи
основательнее, но менее отзывчивы к воздействиям внешней среды.
ДИНАМИКА – неравновесное состояние коммуникативной системы,
ведущее к непрерывным изменениям в состоянии типа или отношения.
Динамические типы намного «легче» статических, решают задачи быстрее,
но испытывают трудности там, где нужна опора, основательность.
ЛИНЕЙНО-НАПОРИСТЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – четвёрка динамических
экстравертных типов (Энтузиаст, Предприниматель, Наставник,
Администратор), которые отличаются в соционе самой большой
энергичностью, направляемой линейно.
ГИБКО-РАЗВОРОТЛИВЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – четвёрка экстравертных, но
статичных социотипов (Маршал, Политик, Советчик, Искатель), у которых
энергичность сочетается с умением быстро менять направление
воздействие.
ВОСПРИИМЧИВО-АДАПТИВНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – четвёрка динамичных, но
интровертных социотипов (Посредник, Мастер, Лирик, Критик), которые
умеют приспособиться под окружающие условия существования с
минимальными энергозатратами.
УРАВНОВЕШЕННО-СТАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – четвёрка статичных
интровертных социотипов (Аналитик, Гуманист, Хранитель, Инспектор),
наименее энергичных в соционе, но зато работающих размеренно и надёжно.
УПРАВЛЕНЦЫ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная
в материально-производственной сфере. В формуле управленческого
социотипа обязательно содержатся развитые функции сенсорики и логики.
К тяжёлым управленцам – тем, которые ведут себя устойчиво в
экстремальных ситуациях и проявляют склонность к силовым методам,
относятся Маршал и Инспектор. Лёгкие управленцы – Администратор и
Мастер – гораздо менее стрессоустойчивы и хуже себя чувствуют в
командно-иерархических системах.
САЙЕНТИСТЫ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная
в научно-исследовательской деятельности. В формулу сайентистского
социотипа обязательно входят функции интуиции и логики.
Тяжёлые сайентисты – Искатель и Аналитик – сильны в решении
фундаментальных, трудноподъёмных научных проблем. Лёгкие сайентисты – Предприниматель и Критик – лучше себя проявляют в мобильных подходах,
характерных для решения кратковременных задач.
ГУМАНИТАРИИ – группа из четырёх социотипов, наиболее
эффективная в сфере культуры, искусства, религии, психологии и других
гуманитарных дисциплинах. Формула гуманитарного социотипа в
обязательном порядке включает функции этики и интуиции.
Тяжёлые гуманитарии – Советчик и Гуманист – сильны там, где нужно
докапываться до глубинных проблем отдельного человека. Лёгкии
гуманитарии – Наставник и Лирик – хорошо отражают поверхностные,
текущие проблемы массовой психики.
СОЦИАЛЫ – группа из четырёх социотипов, наиболее эффективная в
социальной сфере (торговля, снабжение, услуги, досуг, здравоохранение
и т.п.) В социальную формулу обязательно входят функции этики и
сенсорики.
Тяжёлые социалы – Политик и Хранитель – лучше подходят для
организации жизнедеятельности в трудных, неблагоприятных условиях
социума. Лёгкие социалы – Энтузиаст и Посредник – отлаживают
коммуникацию в благоприятном, комфортном социуме.
ЛОГИКА – мыслительная функция психики человека, обрабатывающая
информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно. В
социоанализе общую функцию логики делят на логику деловую (Р),
означающую предприимчивость, трудозатраты, рассчёт выгоды, и на логику
структурную (L), символизирующую классификацию, схематичность,
организацию.
ЭТИКА – психическая функция субъективного суждения или оценки,
основанная на вовлечённости во внутренний, душевный мир людей. В
социоанализе общая этика делится на этику эмоций (Е), т.е. чувства,
переживания, волнения, и на этику отношений (R) – привязанности,
привычки, тяготения.
СЕНСОРИКА – функция конкретного восприятия мира через органы
чувств. Социоанализ работает с двумя видами сенсорики – силовой
сенсорикой (F), означающей силовой нажим, умение подчинить своей воле,
заставить, и с сенсорикой ощущений (S), улавливающей комфорт, вкусовые
и телесные ощущения, состояние здоровья.
ИНТУИЦИЯ – отвлечённое восприятие мира в целостных образах и
картинах фантазии. В социоанализе выделяют две разновидности общей
интуитивной функции – интуицию возможностей (I), то есть догадки,
открытия, способности, и интуицию времени (Т) – изменчивость,
противоречивость, мистические фантазии.
ЭКСТРАВЕРСИЯ – активная, но энергозатратная установка психики,
ведущая к расширению, экспансии. В большинстве случаев как
коммуникативным, так и интеллектуальным лидером в социуме оказывается
экстраверт.
ИНТРОВЕРСИЯ – пассивная, но энергоэкономная и защитная
установка психики, ведущая к освоению и углублению уже имеющегося. В
силу своей большей сдержанности по сравнению с экстравертами
интроверты редко оказываются в роли лидеров, особенно когда речь идёт
о больших группах.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – расчленённость и упорядоченность в организации
психических функций, их дискретный, последовательный характер.
Линейность в построении суждений, когда последующая мысль вытекает из
предыдущей по закону причины и следствия. Рациональными функциями
считаются логика и этика.
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ – целостность и неразрывность в восприятии
мира, континуальный, волновой, диффузный характер психических функций.
Ассоциативность в построении суждений, когда соседствующие понятия
соединяются вероятностной, беспричинной связью. Иррациональными
функциями считаются сенсорика и интуиция.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОЦИУМ – общество, в котором большинство составляют
типы бета- и гамма-квадр. Основными его характеристиками являются
борьба за власть, культ силы (функция F как ценность),
идеологизированность и миссионерство, страх и жертвенность (функция Т
как ценность).
ПЕРИФЕРИЙНЫЙ СОЦИУМ – общество, в котором большинство
составляют типа альфа- и дельта-квадр. Его коммуникативными
приоритетами являются комфорт, ненасильственность, забота ( функция S
как ценность), любознательность, предпочтение науки перед религией,
культ знаний (функция I как ценность).