|
Знакомство с финской психологиейНесмотря на то, что Финляндию от нашего города отделяют всего несколько десятков километров, редкий российский психолог знаком с достижениями финских коллег – гораздо больше мы представляем себе, что происходит в психологической науке Германии или Соединённых Штатов. Между тем, в последние годы, скромно и без шума, финны вышли на передовые позиции, оставив Россию далеко позади. По данным профессора Ю.Аллика из Университета Тарту (Эстония), в рейтинге цитируемости психологических авторов в прошлом году Финляндия занимала 7-е место (для сравнения, американцы, по чьим книгам мы в основном и представляем современную психологию, были на 5-м месте, на 1-м – Израиль, а Россия – на 33-м). Наиболее заметны достижения финских учёных в психофизиологии. От своих российских коллег финны отличаются преимущественным упором на биологические проблемы психики, на измерение реакций нервной системы и, в частности, мозга. Фактически психология в Финляндии давно уже является не гуманитарной, а естественнонаучной дисциплиной, и в этом сыграли свою роль особенности возникновения и развития психологии в Финляндии. Датой её рождения можно считать начало 1920-х гг. (основание профессором Э.Кайла лаборатории психологических исследований в г. Турку). Однако вплоть до войны существовала лишь небольшая группа энтузиастов, находившихся под влиянием немецкой традиции. После войны и вплоть до наших дней финская психология ориентируется на англо-американскую традицию. В то же время, усилиями нескольких финских учёных была очти с нуля создана собственная психологическая школа. В Турку К.Лагерспетц (K. Lagerspetz) создала школу, исследовавшую проблемы агрессии как среди людей, так и среди животных. Как знаменитые собаки Павлова, в Финляндии известны две породы мышей из Турку – «агрессивные» и «неагрессивные». В настоящее время эта школа известна также исследованиями воздействия на психику наркотических веществ и алкоголя. Другой психолог, Й. фон Райт (J. von Wright) создал направление, исследующее когнитивные процессы. Однако наиболее заметную роль, по независимым отзывам многих моих собеседников в Финляндии, сыграл ныне здравствующий профессор Р.Няятянен (R. Näätanen), специализирующийся в проблемах психофизиологии. Его заслугой является ввод в нейропсихологию понятия негативная реакция несовпадения (mismatch negativity), описывающего специфическую реакцию мозга на противоположный смысл различных раздражителей, а также ряд других открытий. Влияние его исследований на последующее развитие финской психологии было столь велико, что и сегодня за рубежом понятие «финская психология» ассоциируется прежде всего с исследованиями мозга. ИсследованияТрадиция, которую заложил Р.Няятянен, требовала сопровождать по возможности любые наблюдения внешних человеческих реакций исследованием их нейропсихологической природы. При этом, благодаря государственному финансированию, финские психологи располагали самыми передовыми средствами для подобных исследований. В Университете г. Турку был создан одна из крупнейших в Европе Центр когнитивной нейропсихологии, подобный центр существует и в Хельсинки. К примеру, от привычной для российских нейропсихологов электроэнцефалографии финны постепенно отказываются, т.к. магнитоэнцефалография оказалась гораздо более надёжным методом, позволяющим точнее локализовать очаги активности в коре головного мозга, а также проследить их перемещения за доли миллисекунд. И эти методы позволяют получить порой весьма неожиданные результаты. Рассказывает один из учеников Няятянена, профессор К.Алхо (K. Alho), Университет Хельсинки: - Психологи часто не умеют различать понятия «память» и «внимание». Известны некорректно поставленные эксперименты, когда «внимание» замерялось по количеству предметов или слов, которые испытуемым удалось запомнить. Для меня же проблема «внимания» имела практический смысл. Представим, что человек попал в автокатастрофу. Страховая компания выплачивает ему компенсацию за травмы: перелом ноги, перелом руки, и т.д. Но если в результате сотрясения мозга у него ухудшилось внимание – человек фактически теряет способность к целому ряду профессий, однако как это доказать? Перед нами встала проблема – как замерить то, что называется вниманием? Начиная с 1980-х гг., под руководством К.Алхо была поставлена серия экспериментов, где на испытуемых то попеременно, то одновременно воздействовали различные раздражители, звуковые и зрительные. При этом оказалось, что хотя левое полушарие традиционно считается «речевым» – и действительно, при воздействии речевых раздражителей любого рода наблюдался маленький пульсирующий очаг активности в височной доле левого полушария – однако внимание к этому раздражителю было приковано лишь в те моменты, когда параллельно фиксировался гораздо более крупный очаг активности в височной доле правого полушария. Профессор Л.Келтикангас-Ярвинен (L. Keltikangas – Järvinen), также из Университета Хельсинки, провела уникальное в своём роде исследование. В течение более 20 лет она наблюдала группу из 3600 человек (из них порядка 70% наблюдаются с самого начала и до сих пор), исследуя их, начиная с детского возраста, с точки зрения множества как биологических параметров, так и социальных факторов (семья, окружение и т.д.). В результате было выявлено влияние на отклонения в поведении и психические проблемы ряда, казалось бы, чисто биологических факторов – например, коронарной болезни сердца. Среди моих собеседников также были руководители отделений психологии в различных вузах Финляндии. М.Оянен (университет Тампере) ведёт исследования в области психологической реабилитации бывших клинических пациентов, П.Ниеми (Университет Турку) исследует проблемы дислексии (затруднений с овладением грамотой), М.Лайне (Шведская академия Турку) – проблемы агрессии. К сожалению, объём статьи не позволяет подробно рассказать всё то, чем поделились со мной собеседники. От них же я узнал о том, что уже несколько лет предпринимаются целенаправленные усилия по повышению психологической грамотности школьников. Известные психологи Финляндии пишут популярные пособия по психологии для детей и читателей студенческого возраста. И какие плоды приносят эти усилия, мы узнаем, поговорив о психологическом образовании в Финляндии. ОбразованиеПо российским меркам, финские вузы невелики, а потому психологических факультетов не существует – есть отделения психологии при факультетах гуманитарных или социальных наук. В то же время, параллельно в университетах Хельсинки и Тампере существуют отделения социальной психологии, которая считается отдельной дисциплиной. По словам профессора М.Лайне (Шведская академия г. Турку), во многом психологическое образование в Финляндии сродни медицинскому, так что не все даже понимают разницу между «неврологом» и «нейропсихологом»; которая состоит в первую очередь в том, что психолог не имеет права выписывать рецепты. И действительно, получив психологическое образование, многие идут работать в медицинские учреждения в качестве клинических психологов. Часть психологов уходит на государственную службу. Наконец, многие впоследствии занимаются частной практикой. Конкурс среди абитуриентов – весьма высок (к примеру, в университете г. Тампере он составляет 20-25 человек на место). Однако высок и спрос на психологические услуги, безработный психолог – явление почти исключительное. Более того, по количеству психологов на душу населения Финляндия и сейчас занимает в Европе одно из первых мест. Это отчасти связано с особенностями финского менталитета – русские любят шутить, финны многое воспринимают серьёзно. В суровых природных условиях «несерьёзные» попросту не выживали – в этом и ключ, с одной стороны, к финскому благополучию и врождённому трудолюбию, а с другой – к тому, что даже изменение международной обстановки может стать для финна стрессовым фактором. Финская система научных степеней и званий имеет свою особенность: кроме магистров и докторов, существует также степень лиценциата, примерно соответствующая «магистру, закончившему курсы повышения квалификации». Но в последние годы она практически утратила своё значение, тем более, что для получения степени доктора вовсе не требуется получить прежде степень лиценциата. ОрганизацииПсихологи объединяются в две организации – Психологический союз (www.psyli.fi) и Финское психологическое общество (последнее представляет собой что-то вроде профсоюза психологов). Однако в 1989 г. была создана организация совершенно нового типа – Psykonet (www.psykonet.fi). Это – сеть психологических отделений финских вузов, объединившихся на уровне заведующих этими отделениями. Psykonet устанавливает учебные стандарты, через него происходит обмен студентами и преподавателями. Но главное – была решена проблема специализации психологов по различным направлениям (нейропсихология, психология развития и др.), ранее не решаемая из-за небольшого размера психологических отделений. Сейчас у каждого из финских вузов есть своя специализация: так, психологи в Шведской академии г. Турку (www.abo.fi) специализируются по вопросам агрессии, преступного поведения, наркотического воздействия; в Университете Турку (www.utu.fi) – в нейропсихологии, когнитивной психологии, в Университете Тампере (www.uta.fi) – в проблемах, близких к психиатрии, психологии эмоций, развития и т.д. Наиболее широкопрофильным, безусловно, является университет Хельсинки (www.helsinki.fi). Всё это, конечно, не исключает специализации студентов в конкретном вузе в направлениях психологии, традиционно считающихся «вотчинами» других вузов, тем более, что научные исследования в Финляндии всегда получали от государства значительную финансовую поддержку, а благодаря Psykonet психологические исследования нередко происходят во взаимодействии специалистов нескольких вузов, среди которых могут быть и зарубежные. В последние годы в деятельность Psykonet вовлечены и психологи Эстонии, прежде всего из Университета Тарту. Собственных печатных изданий у финских психологов немного – это ежемесячный журнал Psykologia, бюллетень Psykologilehti, а также нерегулярно выходящий альманах Acta Psycologica Fennica. Поэтому публикуются они в основном за рубежом, в международных англоязычных изданиях, таких, как International Journal of Psychology, Cognitive Brain Research и др. Кстати, подобная же ситуация существует и в других направлениях финской науки, в силу того, что по европейским меркам финские вузы и организации относительно невелики. По этой причине знание английского языка – стандарт de facto для образованного финна, и общение с множеством приезжающих в Финляндию иностранных специалистов не составляет для них проблемы. Сотрудничество с российскими коллегамиВ 1968 – 1970 гг. по всей Европе проходили студенческие волнения под лозунгами борьбы с «буржуазным обществом». Это вызвало всплеск интереса к происходящему в Советском Союзе, и под давлением студентов в финских вузах на несколько лет появился курс «марксистской психологии». Положительным результатом стало знакомство с работами А.Лурия – даже несмотря на то, что в СССР в те годы на щит поднимали совсем иных авторов. В то же время, негативную реакцию вызвал насаждавшийся в советской психологии постулат о преобладании социальных факторов над биологическими, вступавший в явное противоречие с достижениями финнов в исследовании именно биологических механизмов психики. Всплеск интереса к советской науке привел к налаживанию контактов с коллегами в Москве и Ленинграде, прежде всего в области нейропсихологии и психофизиологии. Ряд исследований финские учёные выполнили в соавторстве с такими специалистами, как В.Воробьёв, С.Медведев, С.Пахомов (Институт мозга им. Бехтерева), В.Соколов (МГУ). Со времён того сотрудничества на стене кабинета К.Алхо остался советский плакат, где суровый рабочий вопрошает: «А как ты работал сегодня?». Происходит сотрудничество и сегодня, правда, в меньшем объёме. Так, в прошлом году в Университете Турку под руководством Х.Хямяляйнена (H. Hämäläinen) защитила докторскую диссертацию О.Мартынова из Санкт-Петербурга [1]. Диссертация была посвящена обучению во сне, и в основе её лежало уже упомянутое явление, открытое финскими психологами – негативная реакция несовпадения . Новорожденным детям, к головам которых были прикреплены электроды, в течение нескольких недель во время сна проигрывались определённые звуки. Исследование показало, что дети в возрасте нескольких месяцев способны различать звуки даже во сне, хотя, с другой стороны, не способны отличать звуки естественного происхождения от синтетических. Однако в более позднем возрасте характер сна совершенно меняется, так что изучение языков путём прослушивания во сне кассеты можно считать досужей выдумкой фантастов. Немаловажная деталь: О.Мартынова является биологом по образованию. И действительно, проблемы в налаживании контактов между финскими и российскими психологами сегодня во многом обусловлены различием в специфике исследований. Российская психология, с точки зрения финнов, ещё очень гуманитарна во всех смыслах этого слова, ещё не до конца порвала пуповину, связывающую её с философией. Финским психологам, в силу их естественнонаучного подхода гораздо проще находить общий язык с нашими биологами, или, по крайней мере, с нейропсихологами. Характерная деталь: профессор П.Хаккарайнен из Университета г. Оулу, редактор международного «Журнала российской и восточно-европейской психологии» (Journal of Russian and East European Psychology), и по специальности, и по направлению своих исследований является не психологом, а лингвистом. ПерспективыХотя за финскими психологами и закрепилась репутация исследователей мозга, уже сегодня ясно, что даже в этой, традиционной для них, области исследований назревают перемены. По словам К.Алхо, количество (измерения реакций, активности различных участков мозга) ещё не перешло в качество, в понимание мозга как единой системы – так же, как принципы функционирования двигателя вовсе не становятся очевидными при взгляде на него в разобранном виде. По мнению П.Ниеми, приоритетными направлениями для финской психологии сегодня являются организационная психология, психология языка, и психология социального развития. Под комплекс знаний о человеческом поведении, языке и общении финны подвели мощную базу, изучив психическую природу этих явлений. Потому нет сомнения, что и в ближайшие годы Финляндия будет занимать одно из первых мест в психологической науке. Литература:1. Heino P. Babies Learn As They Sleep // Aurora. University of Turku. English Issue 2004, p. 31. |