Два в одном: соционика для коучингаЮлия Сербина, сентябрь 2005.
Возможно, неспециалистам в области управления персоналом эти два термина – соционика и коучинг – представляются не более, чем модными словечками из рекламной серии «мы решим ваши проблемы». В то же время, тот невероятный потенциал, который в них кроется, способен перевернуть все представления человека об окружающей действительности и его собственном месте в жизни. Не станем повторять азы теории, отсылаем за этим к многочисленным книгам и публикациям как о соционике, так и о коучинге. Основная задача этой статьи – создать у читателя представление о том, как способны взаимодействовать эти два, на первый взгляд, разные подхода к раскрытию творческого потенциала человека и становления его как личности. «Широко известные в узком кругу» всего несколько лет назад, соционика и коучинг сегодня стали конкурентоспособными методами работы с персоналом, находят широкое признание и своих новых последователей. Соционика возникла на территории бывшего Советского Союза на основе учения Юнга о психологических типах личности как теория о различии в переработке информации психикой человека. Одна из задач соционики в повседневной жизни – раскрыть врожденный потенциал конкретного человека как представителя того или иного типа на основе работы его сильных каналов получения информации (функций психики). В последние годы она привлекает все большее внимание практикующих психологов и тренеров как эффективный способ гармонизации отношений человека с окружающим миром и самим собой как полноценной личностью. Коучинг (от англ. сoach – транспортное средство для перевозки людей, позднее в Англии так называли частных репетиторов и спортивных тренеров) – это американское изобретение. Суть его состоит в равноправном взаимодействии двух партнёров (профессионального коуча-«тренера» и клиента), направленном на раскрытие безусловных способностей человека (клиента) для достижения конкретной цели. Похожие задачи, не правда ли? Имея полноценное соционическое образование и опыт в проведении коучинговых сессий, оказалось очень эффективно совмещать эти два метода. Раскрывая социотип клиента, становится легче установить причину возникновения проблемных вопросов и появления конкретных целей. Наблюдения выявили, что чаще всего проблемы кроются в зоне действия 4-й (болевой) функции, а желания из серии «хочу» возникают в «детском» блоке желаний, под действием 5-й (суггестивной, т.е. внушаемой) и, частично, 6-й (активационной) функций. Зная об этом, удается избегать давления на болевую функцию и ускорить достижение цели без ущерба для психики клиента. Вот примеры проведения конкретных коучинговых сессий с применением методов соционики. Елена, по типу этико-сенсорный интроверт (Драйзер), до 40 лет занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием ребёнка, все вопросы финансового обеспечения решал супруг-бизнесмен, сенсорно-логический экстраверт (Жуков). Складывающиеся интертипные отношения контроля по этике отношений со стороны жены привели к разводу. Елене, после 20 лет исполнения роли домохозяйки и матери, пришлось получать новую специальность и искать работу. При этом действие болевой функции (интуиции возможностей) выразилось в полном незнании современного рынка труда, консервативном взгляде на выбор профессии и боязни быть невостребованной по полученной в юности специальности педагога. Суггестивная функция (деловая логика) проявилась в сопутствующем желании иметь при всех прочих условиях престижную высокооплачиваемую работу. Сильная духовно и физически женщина потеряла веру в собственные силы. Целенаправленные вопросы коуча по переводу цели в область базовой функции (этики отношений) и творческой функции (волевой сенсорики) в буквальном смысле открыли человеку «второе дыхание»: Елена обратилась за помощью к своим знакомым, владеющим собственным бизнесом. И те, зная её на протяжении длительного времени как ответственного человека с высокими моральными принципами, доверили ей должность сотрудника службы персонала в своей компании, оплатив курсы по повышению квалификации. Наталья, сенсорно-логический экстраверт (Жуков), работала несколько лет старшим продавцом в небольшом книжном магазине и постоянно испытывала желание сменить род занятий. Основной мотивацией при этом были «несовременность» профессии (суггестивная интуиция времени) и монотонность, «скучность» работы (активационная этика эмоций). При проведении коучинговых сессий выяснились более глубокие, скрытые причины недовольства Натальи: при том, что ей удавалось отлично справляться с организацией работы продавцов и вести отчётность, у неё периодически возникали напряженные ситуации при непосредственном общении с покупателями книг (болевая этика отношений). После перевода вопросов в область действия базовой (волевая сенсорика) и творческой (структурная логика) функций, Наталья приняла решение пройти обучение по профессии бухгалтер. Впоследствии она достаточно быстро нашла работу и уже через полгода перешла на должность ведущего бухгалтера. Катя, интуитивно-этический экстраверт (Гексли), после окончания института пришла работать в качестве менеджера по персоналу на фирму, руководимую логико-сенсорным интровертом (Максим). Девушка привыкла носить яркие наряды и делать необычные прически (суггестивная сенсорика ощущений), не соблюдая под действием своей болевой функции (структурной логики) негласные правила формы одежды, чем и вызвала недовольство руководителя. После проведения коучинговых сессий и решении вопроса привлечением базовой (интуиция возможностей) и творческой (этика отношений) функций, Катя выступила с инициативой проводить корпоративные праздники, красочно и необычно поздравлять с днем рождения и другими торжественными датами, организовать воскресный отдых сотрудников. В результате сложившихся хороших отношений в коллективе и одобрения руководителя (которому праздники пришлись по вкусу как воздействие на его собственную внушаемую функцию, этику эмоций), Катя успешно прошла испытательный срок и осталась работать на фирме. Как видно из приведенных примеров, знание социотипа позволяет иметь более чёткое представление о проблемных зонах и истинных желаниях клиента. Это дает возможность искать решение и прорабатывать цели не вопросами из области слабых функций (болевой и суггестивной), которые неизбежно привели бы к психологическому дискомфорту при общении с коучем и непродуктивной работе, а переводить решение в зону действия сильных функций клиента (базовой и творческой). Что, по имеющимся наблюдениям, не только приносит удовлетворение человеку от осознания своих способностей, но и значительно повышает отдачу от проведения каждой коучинговой сессии. Второй вопрос, возникающий при рассмотрении взаимодействия коуча и клиента – насколько их социотипы подходят друг другу в каждом конкретном случае, иными словами, какие интертипные отношения складываются между ними. Принцип коучинга состоит в установлении равноправных партнёрских отношений коуча и клиента (я бы добавила – основанных на взаимном уважении и безоценочном принятии чужой точки зрения) и возникновении при этом своеобразной «синергии» в общении, основанной на активном слушании и создании так называемого «раппорта» (вхождении в эмоциональное состояние клиента). Становится ясно, что наилучший результат для этих целей может быть достигнут при общении представителей одной квадры, имеющих похожее мировоззрение, общие жизненные ценности и понятные друг другу желания. Кроме того, в дуальных отношениях и отношениях активации, желания и потребности клиента, приходящиеся на область его «детского» блока, совпадают с сильными функциями коуча и соответствуют наполненному и вполне работоспособному «взрослому» блоку партнёра. То есть, вопросы коуча в этом случае будут иметь экспертный вид, продуманную и точную формулировку. Если основываться на том, что большинство проблем клиента исходят из действия болевой функции, давление на которую приводит только к отрицательному результату, становится очевидным, почему дуальные отношения и отношения активации подходят оптимально. У коуча дуального (дополняющего) типа «болевая» клиента является «бессловесной» 8й (фоновой) функцией. У коуча-«активатора» болевая функция клиента находится в 7й позиции (ограничительная функция), также не предназначенной для ведения задушевных бесед. Такой подход может также оказать подспорье начинающему коучу, поскольку сам коучинговый метод не подразумевает прямого консультирования и психотерапии, а заключается в «искусстве задавать вопросы». Это означает, что профессиональный коуч не ведёт монолог от своего лица, консультируя клиента или проводя сеанс психотерапии, а задает целенаправленные вопросы, активизируя при этом мыслительную деятельность клиента и раскрывая его собственные скрытые способности. Фоновая и ограничительная функции – бессознательные, поэтому коучу сложно размышлять и вести сознательное обсуждение вопросов из их области, при этом не происходит давления на болевую функцию и не напрягается психика клиента. Это дает возможность ускорить процесс «срастания» партнёров переводом вопросов в область сильных функций коуча, параллельно являющихся «зоной желаний» (слабыми подсознательными) клиента, без затрагивания болевой. В данном контексте эффективным оказалось использование гипотезы Т. Н. Прокофьевой и Е. А. Удаловой об актуальной жизненной задаче, которую человек решает, окружая себя представителями определённого социотипа (преобладающие интертипные отношения). Можно предположить, что, намеренно выбирая коуча того или иного типа и при этом искусственно усиливая взаимодействие определённых функций в моделях, клиент ускорит достижение конкретной поставленной цели и увеличит продуктивность коучинговых сессий. Действие интертипных отношений в большинстве симметрично и сказывается на обоих партнёрах, то есть, при этом подходе у коуча также увеличивается жизненный опыт и достигаются сопутствующие цели, соответственно, повышается квалификация. Вот два ярких примера из практики, подтверждающие эту теорию. Между коучем типа этико-интуитивный экстраверт (Гамлет) и клиентом типа этико-сенсорный интроверт (Драйзер) возникли «миражные» интертипные отношения, характеризующиеся взаимодействием базовой и ограничительной функций (сочетание этики эмоций и этики отношений). В теории Прокофьевой и Удаловой окружение «миражными» партнёрами говорит об актуальности проблемы внутренней свободы личности. При достижении поставленной цели (получение современной профессии) клиент параллельно избавился от страха «раскрыться» навстречу новым чувствам и положительным эмоциям (любовь) и обрел нового спутника жизни. Коуч типа этико-интуитивный экстраверт (Гамлет), клиент типа логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц). Возникающие довольно напряженные для психики обоих интертипные отношения «супер-эго» характеризуются постоянным давлением на болевую точку обоих партнёров (сенсорика ощущений и интуиция времени). Кроме того, взаимодействуют базовая и ролевая функции (этика эмоций и логика действий), что приводит к осознанию недостаточности собственных действий и постоянной социальной оценкой себя и партнёра. По приведенной теории, отношения «супер-эго» в рамках актуальной жизненной задачи говорят о возникшей проблеме выживания в обществе и нежелании признавать собственную несостоятельность в этом вопросе. Поставленная при этом клиентом цель – создание общественной организации – относится к аспектам логики действий, то есть, области сильных функций клиента и слабых функций коуча. Но в то же время, сама специфика организации, и её главная цель (объединить единомышленников), имеют обратную картину – отражают сильные функции коуча и слабые клиента. Поэтому коучинговые сессии дали ощутимый результат для обоих: клиент привлек людей, а коуч приобрел новые знания и опыт в организации собственного дела. Известно, что в США, на родине коучинга, опытные коучи давно и полноценно используют так называемую «типологию личности» ( Type Watching ), которая имеет одни корни с соционикой (теорию о различии психологических типов К. Г. Юнга), но развивалась в другом направлении. Типологию начала применять ученица Юнга Катарина Бриггс, пропагандировавшая её в США вместе с дочерью Изабель Майерс-Бриггс на протяжении 40 лет. Для практического применения типологии был разработан тест, который получил название "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" ( The Myers – Briggs Type Indicator ), сокращенно MBTI . Под этим названием он пришел в нашу страну и получил широкую известность в 90х годах прошлого века, в целом же версии MBTI были созданы на 26 языках мира. Структура коучинговой сессии и тест MBTI имеют рациональную логическую основу (последовательная серия вопросов), что закономерно проистекает из интегрального типа самого государства (США, по мнению специалистов в области этносоционики, имеет интегральный тип логико-интуитивный экстраверт). В то же время, по мнению этносоциоников, Россия принадлежит к типу интуитивно-этический интроверт, поэтому многие западные методики здесь не приживаются или обретают более «очеловеченный» вид, соответствующий нашему менталитету. Соционика, как отечественное изобретение, развивающееся последние 30 лет в этической культуре, более естественно вписывается в структуру сессий, проводимых российскими коучами и находит больший отклик у клиентов. Практика проведения коучинговых сессий с применением соционики только начинается, но уже сейчас чётко виден положительный результат объединения этих двух методов работы. Что ещё можно почитать о коучинге? Иен Флеминг, Аллан Дж.-Д. Тейлор, "Коучинг", Москва, изд-во "HIPPO", 2004. ("The Coaching" of Ian Fleming & Allan J.D. Taylor). Джон Уитмор "Коучинг высокой эффективности", Москва, Международная Академия Корпоративного Управления и Бизнеса, 2005, серия "Коучинг из первых рук". ("Coaching for Performance" of John Whitmore). Лаура Уитворт, Генри Кимси-Хаус, Фил Сэндал "Коактивный коучинг", Москва, Международная Академия Корпоративного Управления и Бизнеса, 2005, серия "Коучинг из первых рук". ("Co-active coaching" of John Whitworth, Henry Kimsey-House, Phil Sandahl) Марша Рейнолдс "Коучинг: эмоциональная компетентность", Москва, Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. ("How to outsmart your brain" of Marcia Reynolds). Алан Даунз, «Секреты коучинга для руководителя», готовится к изданию. |