Оказание информационных услуг по объяснению труднопостижимых социально-психологических процессов или ситуаций с позиций соционики и разработка рекомендаций по их изменению в желаемую сторону. В практике утвердились следующие виды соционического консультирования: терапевтическое, педагогическое, профессиональное и кадровое.
Полная программа соционического консультирования состоит из четырёх этапов:
Соционическое консультирование не всегда охватывает все четыре этапа. Часто оно ограничивается тремя этапами, останавливаясь на социосинтезе, так как запуск измененного режима типа требует особых условий места и времени. В этом случае социоаналитик приводит несколько убедительных примеров из своей практики или жизни хорошо известных личностей, иллюстрирующие те формы восприятия, мышления и поведения, которые предстоит освоить консультируемому.
Ключевой момент терапевтического консультирования – это социосинтез. От правильности его проведения зависит результативность всей консультации. Социосинтез, в свою очередь, имеет две стороны: 1) внутреннее согласование функциональных частей психики человека и 2) включение консультируемого в благоприятную для него коммуникативную среду.
Причем эффект первого приема, основывающегося на внутреннем вторжении консультанта в психический мир индивида, часто оказывается непродолжительным, так как влияние внешней среды может быть гораздо более сильным. В этом случае поможет коррекция социотипа через помещение его в такую коммуникативную среду, в которой его подавленные психические функции получат восстанавливающую подпитку. Типологический состав искусственного окружения зависит от характера психологических деформаций в структуре социотипа самого человека.
Главная цель консультирования по педагогическим вопросам заключается в профилактике перекосов в формировании естественного типа личности ребёнка. Наиболее часто встречаются следующие диспропорции в воспитании:
Педагогические рекомендации соционики состоят в создании необходимых условий для социализации формирующейся личности, т.е. свободного владения своими природными психологическими ресурсами, а также приобретения опыта общения со всеми типами поведения людей. Социализированная личность – это человек с гармоничной психикой, осознающий свою специфику и вытекающую из нее необходимость кооперации с другими типами людей, уверенно принимающий решения в сложных социально-психологических ситуациях на основе умения прогнозировать их последствия.
Очень важным для отдельного человека и общества в целом является консультирование молодежи по выбору профессии. Благодаря раннему выбору сферы деятельности, способствующей раскрытию соционического типа личности, создается динамический баланс основных профессиональных групп в обществе, что снижает социальную напряженность и снимает резкое противопоставление престижных и непрестижных профессий.
Речь идёт не о предписании одной единственной профессии для человека, а о выборе в рамках целой их группы, являющихся родственными в рамках крупных сфер общественной жизни. Данные области соответствуют четырем важнейшим типным установкам на тот или иной род деятельности. Они образуются путем крестообразного пересечения двух юнговских дихотомических шкал – «сенсорность-интуитивность» и «логика-этика»:
сенсорность | СОЦИАЛЫ | УПРАВЛЕНЦЫ | этика – – – – – ------ | – – – – – ------ логика | ГУМАНИТАРИИ | САЙЕНТИСТЫ | интуитивность
Кадровое соционическое консультирование эффективно зарекомендовало себя в работе по совершенствованию управления фирмами, учреждениями и предприятиями. Его девиз – человек на своем месте и в своей команде. В основе его методики лежат те же четыре этапа, только внимание социоаналитиков переносится с внутреннего мира личности на внешнее коммуникативное пространство.
На основе результатов социодиагностики для руководства фирмы составляется аналитический отчёт, предполагающий оценку сложившихся типологических пропорций и рекомендации по их изменению в лучшую сторону, исходя из стоящих перед фирмой задач. Определяется также интегральный тип организации, что дает возможность хорошо описать господствующие внутри коллектива межличностные отношения. Формальная и неформальная стороны групповой коммуникации рассматриваются в неразрывном единстве.
В завершение соционической работы разрабатывается конкретный план изменений в расстановке кадров, который содержит в себе аргументированные рекомендации по приему новых работников с требуемыми социотипами, либо перемещению уже имеющихся сотрудников, а также перераспределению их функциональных обязанностей с целью оптимизации рабочей обстановки в коллективе.
Соционика не рекомендует осуществлять кадровые перестановки рывком, авральными методами. Перемены в коллективе должны вызреть, быть понятными всем его участникам. Для ускорения этих поцессов в социоанализе разработан тренинг устойчивости рабочих коллективов.
В ходе такого тренинга создаются и «обкатываются» различные малые типологические группы. Они проверяются на выполнении разнообразных специализированных заданий. Некоторые группировки слаженно действуют в процессе их решения, другие же вязнут в рассогласованности, самим своим поведением демонстрируя несовместимость в тех или иных видах деятельности. По соотношению первых и вторых и определяется общая эффективность коллектива.
Пройдя подобный тренинг-проверку, сотрудники начинают
осознавать выигрышные и тупиковые стратегии своего
поведения с точки зрения целостности всего коллектива,
деструктивные коалиции теряют шансы и распадаются. Таким
образом, соционическое консультирование оправдывает себя,
так как экономит руководству фирмы финансовые затраты и
потери нервной энергии на создание слаженных команд.