Дон Жуан, Дона Анна и Командор.

Верников А.

Опубликовано: "16", 1991, № 2 (6), с. 24 – 28.

 

Соционическая теория проливает свет на многие вещи столь же неожиданно и естественно, как проливают какую-нибудь жидкость на бумагу, делая её вдруг прозрачной: с тыльной стороны проступают совершенно ясные знаки – в смысле семиотика наполняется семантикой, то есть попросту ясным смыслом. Информация, передаваемая из века в век практически в неизменном, то есть, по сути, в неизмененном виде, лишь в многочисленных вариантах – чтобы не наскучила и, являясь очень важной, принципиальной для человека, не затерялась – вдруг проясняется, проявляется – употребим несколько другое сравнение – как светочувствительная пленка в проявителе, который сам появился только что и своим появлением и проявляющей способностью показал, что то, что прежде безрезультатно, "бессознательно" окунали в разные прочие жидкости было как раз светочувствительной пленкой и ничем иным. К такого рода "светочувствительным пленкам", проявляющимся от погружения в соционику – если не в первую очередь, то в одном из первых рядов – так называемые "вечные", "бродячие" литературные сюжеты. И один из самых явных, самых проявленных – "Дон Жуан".

Суть и смысл существования именно такого треугольника или, точнее, такой связки, как Дон Жуан, Дона Анна и Командор с применением соционических знаний, анализа и терминов становится полностью оправданным и очевидным. Дон Жуан (синоним соционического псевдонима Гексли) – это интуитивно-этический экстратим, ИЭЭ – один из кольца статиков в квадре "потребителей", иначе: оценщиков, экспертов, эстетов), светский человек, особенность которого, как известно, в том, что он хорошо "видит" по чёрной интуиции возможности, потенции даже малознакомых людей и быстро, легко находит кратчайший путь к ним по этике отношений (белой этике), он творит по ней. Тип, то есть ТИМ определяется по функциям ЭГО. В ЭГО Дон Жуана, повторимся, находятся чёрная (возможностей, сути) интуиция и белая (отношений) этика. Таким образом, для дуализации (то есть полного дополнения и успокоения, прекращения "подвигов", которые по сути есть активный поиск дуала) ему по СУПЕРИДу нужен человек, у которого в ЭГО будет белая (ощущений) сенсорика и чёрная (объективных предметов, причинно-следственная, поступков) логика. Таким человеком (женщиной) является ТИМ сенсорно-логический интроверт, СЛИ, динамик, соционический псевдоним Габен. В женском варианте – это внешне "холодная", "неприступная", расчетливая женщина, "актриса", ценящая свой комфорт и покой, совершающая разумные поступки, лишенная "космичности", "заземленная", ценящая внешнюю форму вещей и явлений, поступков и соблюдающая эту форму. Таким ТИМом как раз и является Дона Анна. Она не проявляет открыто своих эмоций, скрывает их, неуверенна в них – она в них попросту слаба. Зато она очень хорошо видит и ценит форму проявления эмоций у других и может их имитировать, сыграть (вот почему среди "Габенов" очень много хороших, разноплановых актрис и актеров). Эти женщины очень склонны собирать информацию, слухи об эмоциях, эмоциональных проявлениях и любовных похождениях как (форме проявления этих эмоций у других. Именно это прислушивание к слухам, к молве, доносит ей славу и молву о похождениях Дон Жуана – и она начинает тайно, то есть бессознательно о нем мечтать. Внутренне она этим готовится ко встрече с ним, она готовит себя к этой встрече, как засеянная семенами слухов почва; и она притягивает его этими мечтами и этим ожиданием к себе. Дон Жуан со своим ЭГО как раз и нужен ей по СУПЕРИДу. Но женщина-Габен, относясь, как и Дон Жуан к квадре потребителей, эстетов, и будучи интровертом, то есть человеком, ориентированным не на создание отношений – в обществе, где женщины находятся на "вторых ролях", "под замком", являются "собственностью" мужей, мужчин, лишена возможности свободно "вращаться в свете". При такой социальной структуре, при такой общественной практике велика возможность для неё попасть в зависимость от сильного, властного типа мужчины-экстраверта – какого-нибудь военачальника, командора. Он буквально берёт её в плен, заточает, он не терпит возражений, и она изображает из себя для подстройки ему свое СУПЕРЭГО ("Есенин", интуитивно-этический интротим, ИЭИ). Командор (соционический синоним псевдонима "Жуков", сенсорно-логический экстратим, СЛЭ) пленяя её своей волевой сенсорикой, волей к власти и системе, "взывает" этим самым к её совести (СУПЕРЭГО, как известно не только в соционике, но вообще в психологии – это "совесть", требования общества к данному человеку). Он заставляет её выдвигать вперед, в активную и программную позицию её совесть, заставляет её жить по совести относительно требований общества, которое установил и олицетворяет Командор.

Но, живя по совести, то есть, иначе, живя заимствованными, общими, ментальными категориями, исключительно менталитетом, ментальным кольцом, "головой", "рассудком", она подавляет свой ИД и СУПЕРИД, то есть свои собственные потребности и желания, свой виталитет, свою жизнь, зря растрачивает, губит свою жизненную энергию и поэтому ее, Габеншу, Дону Анну "объективно" надо спасать. Это может сделать только её дуал – Дон Жуан.

С другой стороны, Командор, заставляя Лону Анну жить по совести (по СУПЕРЭГО – это есть во внешних проявлениях, жить выполнением обязанностей), сам ведёт себя по отношению к ней "бессовестно" – то есть по СУПЕРИДу (антисовести) он требует от неё быть "по жизни" не тем, что она на самом деле есть, заставляет её играть, что как раз Габенам, как говорилось выше, хорошо удается. Но ему самому, Командору, это непонятно, он этого не замечает, будучи как экстраверт ориентирован на внешний мир и будучи слаб в этике отношений (белой этике). Он увлечен своей волей к власти, к утверждению системы, и все, в том числе люди с их реализованными и нереализованными потребностями, для него лишь материал, "пешки". Подстраивается и страдает именно Дона Анна, ибо она, как интроверт, по природе является хранителем установившихся отношений, их регулятором.

Но собственная совесть Командора – его СУПЕРЭГО – все равно, что называется, в глубине души неспокойна, и эта совесть и есть Дон Жуан.

Командор – сенсорно-логический экстратим СЛЭ и его СУПЕРЭГО – интуитивно-этический экстратим ИЭЭ, Дон Жуан. Совестливость, бессознательная совестливость увлеченного своей волей к власти, не замечающего людей с их желаниями и отношениями Командора проявляется в том, что он идёт на столкновение с Дон Жуаном: он уже этим делает ему уступку, оказывает честь, обращает на него внимание – ибо СУПЕРЭГО – это, иначе, достойный противник. Дон Жуан в этом поединке побеждает – потому что его совесть более чиста, в смысле более незадействована, нетронута, неактивизирована. То есть он вмиг, на время убивает свою совесть (свое СУПЕРЭГО – Командора) за то, что на совести того есть бессовестное отношение к столь необходимой Дон Жуану для дуализации женщине. Фокус здесь в том, что Командор виноват не тем, что он относился к Доне Анне бессовестно, а в том, что он не должен относится к ней так, он должен относится так к другой женщине, а по праву, по натуре бессовестно, то есть по СУПЕРИД к Доне Анне должен относиться как раз Дон Жуан!

Какое-то время Дона Анна хранит верность памяти покойного (в душе, то есть по СУПЕРИДу) постылого мужа, действуя очень по-габеновски: соблюдением формы траура. Она этой формой защищается от возрождающейся в ней жизни, виталитета или, иначе, СУПЕРИДа, то есть анти-совести, требований данного человека к обществу. Она слишком долго играла по совести не свою роль и, кроме того, гасила свой ИД под действием ЭГО своего мужа-Командора. Теперь жизненные силы вырываются наружу, теперь – ничего объективно не мешает их проявлению. Появление Дон Жуана не может не раскрепостить её окончательно, буквально освободить её из "плена", расколдовать. Своим поступком, своей любовью они действительно бросают вызов обществу, учрежденному Командором, подпитываясь по СУПЕРИДу, то есть по анти-совести.

Однако, подавленная на время этого жизненного, можно сказать, СУПЕРИДиллического слияния совесть (СУПЕРЭГО) потом вновь просыпается – вот расшифровка фразы "Честь борется с моей любовью!"

Она воскрешается для Доны Анны в виде угрызений этой самой совести и воспоминаний о том времени, когда она жила по этой совести, а Дону Жуану она приходит буквально, во плоти в виде неумолимой каменной статуи Командора, которая мстит.

Здесь, по идее, должно быть бесконечное продолжение, нескончаемы круговорот превращений, окаменений и оживлений, смертей и возрождений. Командор, отмстив, должен был вновь ожить с тем только, чтобы со временем вновь погибнуть от руки каменного Дон Жуана – своей совести.

Для разового представления на сцене, как и для литературно завершенного произведения такое неприемлемо. Отсюда совершенно точная ремарка у Пушкина: "Оба проваливаются".

Р. S . Для сравнения смотрите статью Анны Ахматовой о "Дон Гуане" Пушкина (Ахматова – Командор, Пушкин – Наполеон).

Р . Р. S . Такие "треугольники" возможны, по моему убеждению, только в квалрах "аристократов". Подобный случай может иметь место при участии Штирлица, женщины-Максима и Гамлета на месте Дон Жуана.

Литература.

  1. А.С.Пушкин. Маленькие трагедии.
  2. А.Аугустинавичюте. Дуальная природа человека.
  3. А.Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений.

Послесловие к статье.

Данная статья красноречиво ставит перед соционикой давний неразрешенный вопрос: действует ли тип "как тип" или эк» он действует сообразно с тем, как хочется его дополняющему и как, например, не хочется конфликтёру? Насколько самостоятельно ядро типа, и насколько тип демонстрирует не свою психологическую индивидуальность, а просто демонстрирует себя, свое поведение для чьих-то типологических глаз?

Соционическая литература пестрит высказываниями, что тип постоянно угождает дополняющему – и "в этом его цель" и досаждает конфликтёру – и в этом тоже его цель? Что же происходит на самом деле? Одни объясняют поведение через отношения, другие – отношения поведением. Вопрос остается открытым, но бесспорно лишь то, что устройство модели типа таково, что он имеет возможность постоянно комфортно общаться с дополняющим и другими подобными ему типами и столь же дискомфортно – с конфликтёром и подобными ему.

Е. Шепетько, редактор журнала "16".