Гендерные роли – закрепленные в морали, правилах, положениях закона функции и формы поведения женщин и мужчин [1]. Термин "гендер" появился сравнительно недавно. Основное значение английского слова gender – грамматический род, а в относительно старом издании англо-русского словаря употребление этого слова в значении "пол" определяется как шутливое [2]. Но в последнее время этот термин стали употреблять именно в этом значении и уже совсем не в шутку. Сейчас это слово обозначает социальный пол, в отличие от биологического пола – "sex". Интересно, что в толковом словаре "Random House" [3] в качестве одного из значений слова gender приводится слово sex, а в списке значений слова sex слово gender отсутствует.
Все возрастающий интерес к гендерным проблемам имеет очень глубокие корни. С одной стороны, различие мужчин и женщин является самым фундаментальным различием между индивидумами, принадлежащими к виду homo sapiens (как показали исследования, именно это отличие прежде всего фиксируется и запоминается человеком [4]), с другой стороны, сейчас идёт процесс изменения и сближения гендерных ролей. Обычно большее внимание обращают на изменение гендерных ролей женщин, все больше проявляющих себя в традиционно мужских сферах социальной активности (политика, бизнес, армия, "мужские" виды спорта), хотя одновременно идёт не менее, по моему мнению, важный процесс изменения гендерных ролей мужчин, принимающих все большее участие в традиционно женских сферах социальной активности (воспитание детей, домашнее хозяйство). Кроме того наблюдается тенденция андрогинии – проявления у женщин "мужских" черт характера, а у мужчин – "женских". Причем если раньше эта тенденция вызывала и у психологов, и в обществе в целом беспокойство, то в последние годы эта тенденция рассматривается как нормальная и положительная [4].
Недавно М. А. Бендюков, выступая на заседании Санкт-Петербургского психологического клуба, в качестве первой из существующих в психологии "табуированных проблем", исследованию которых уделяется слишком мало внимания, назвал проблему гендерных особенностей. Действительно, в большинстве книг по психологии, не посвященных специально сексуальным проблемам, общие вопросы или рассматриваются безотносительно к полу, или делается акцент на психологических различиях мужчин и женщин. Эти различия носят статистический характер и проявляются не в различии в поведении женщин и мужчин, а в относительной вероятности того, что случайно выбранные женщина или мужчина поведут себя тем или иным образом.
Рассмотрение гендерных ролей я начну не с анализа ролей мужчин и женщин в современном мире, а с представлений о женском и мужском начале в человеке, восходящих к даосизму, в котором полярные категории инь и ян являются фундаментальными. Еще Лао-цзы сетовал на то, люди больше ценят ян (мужское, доминирующее, твёрдое) и пренебрегают инь (женским, податливым, мягким), и связывал инь с жизнью, а ян со смертью. До XX века проблема жизни и смерти касалась только отдельных людей или их групп, но уже во второй половине XX века вопрос жизни и смерти обрел глобальный характер – ядерная зима, которая неизбежно наступила бы после масштабной ядерной войны, с большой долей вероятности привела бы к вымиранию человека как биологического вида. Поскольку ядерным оружием обладало только несколько государств, а реальное противостояние сводилось к противостоянию двух ядерных сверхдержав, переход от характерного для мужского начала противоборства к характерному для женского начала партнёрству был осуществлен сравнительно легко и быстро.
Сейчас же ситуация изменилась, так как ликвидация угрозы ядерной войны вывела на первое место другую угрозу – угрозу глобальной экологической катастрофы. Издевательство над природой достигло таких масштабов, что природа начала принимать ответные меры, как на макроуровне (изменения климата, стихийные бедствия), так и на микроуровне (опасные мутации микроорганизмов). Наибольшую угрозу представляют последние – появление СПИД-а можно рассматривать как предупредительный звонок человеку. И чтобы адекватно отрегировать на этот вызов природы, недостаточно договоренности двух или даже нескольких десятков государств – необходим принципиальный переход от "мужской" политики агрессии, конкуренции, противостояния – к "женской" политике сотрудничества в рамках всего человечества. Необходимо, чтобы в человеке на первый план выступило именно "женское начало".
Почему до сих пор торжествовало "мужское начало"? Ответ на этот вопрос следует искать в истории эволюции homo sapiens. С точки зрения эволюции, историю человечества можно разделить на два периода: первый, когда дарвиновский естественный отбор обеспечивал приспособление человека к изменяющимся условиям и социальным формам образа жизни, и второй, когда естественный отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. По-видимому, второй период наступил примерно 20 тысяч лет тому назад, в результате чего человек как биологическое существо оказался "законсервированным" на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Соответственно, биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям:
Вместо медленной биологической эволюции человека стала действовать стремительная социальная эволюция, которая поддерживала доминирование у человека уже как социального существа именно мужских качеств. Поэтому не удивительно, что до сих пор мир жил и продолжает жить по "мужским законам" – законам военного времени, правилам соревновательных командных игр. Основные особенности игры: игра имеет начало и конец, игра протекает по жестким правилам, не меняющимся во время игры, в игре есть победители и побежденные. И именно к таким играм, в которых главное: действие, соревнование – с детства привыкают мальчики. Семейная жизнь, в которой женщины играют доминирующую роль, имеет совершенно противоположные особенности: она продолжается непрерывно, правила являются гибкими и изменяются в соответствии с меняющимися условиями, в ней нет победителей и побежденных. Именно таковы игры девочек, в которых, главный объект игры – человек, которого имитирует кукла.
В настоящее время в мужском мире женщинам, чтобы достичь успеха в сферах, в наибольшей степени определяющих современное развитие общества (политика, бизнес, управление в гражданской и военной сфере), приходится отказываться от своего биологического женского начала и играть по мужским правилам.
Однако, согласно Карлу Густаву Юнгу, у мужчины имеется анима – бессознательная женская стороны личности мужчины, а у женщины анимус – бессознательнря мужская сторона личности женщины. Юнг пишет: "Молодые люди могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии главное – быть мужчиной. ... После середины жизни потеря анимы ведёт к снижению жизненности, гибкости, подвижности, доброты – появляется ригидность, сварливость, стереотипность, фанатизм, упрямство, педантичность и в то же время безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность и, в конечном итоге, детская раздражительность со склонностью к алкоголю" [5].
Надо отметить, что такая разница в соотношении мужского и женского начала в человеке в разные периоды жизни определяется и эволюционными причинами – ведь естественный отбор, содействовавший закреплению гендерных ролей первобытного племени, "работал" только по отношению к молодым особям – даже до 30 лет первобытный человек, как правило, не доживал. Поэтому жизнь в зрелом возрасте, если не после 30, то после 40-50, лет является в какой-то степени для современного человека жизнью после срока, отведенного ему существовавшими тогда условиями, и в гораздо большей степени зависит от социальных условий и поддается целенаправленному изменению.
Думается, что вывод Юнга можно распространить и на человечество в целом. Если считать предыдущий период его развития молодостью, то доминирование мужского начала было естественным. Вступая же в период зрелости, человечество, должно в полной мере задействовать свое женское начало.
С этой точки зрения, происходящий в наиболее промышленно развитых странах мира процесс изменения традиционных гендерных ролей, основной вектор которого направлен в сторону андрогинии (конвергенции гендерных ролей) и возрастания в мировой и национальной политике подходов, ассоциируемых с чертами не мужского, а женского характера, следует считать закономерным, так как следование традиционным мужским ценностям в современном постиндустриальном информационном обществе, стоящем перед лицом реальных глобальных угроз (перенаселение, нарушение природного равновесия, усиление терроризма) приводит не к уменьшению, а к увеличению этих угроз. В то же время естественное изменение гендерных ролей не может проходить безболезненно, так как оно наталкивается на подсознательное сопротивление, связанное с биологическими механизмами, которые содействуют принятию гендерных ролей, отвечающих условиям жизни первобытного племени. Кроме того, система воспитания также содействует закреплению традиционных гендерных ролей. Столкнувшись с реалиями современного мира, в котором гендерные роли изменились, подростки испытывают дополнительный психологический дискомфорт.
Какова же роль соционики в разрешении перечисленных проблем? Процесс конвергенции гендерных ролей повышает значимость индивидуальных качеств мужчин и женщин.
Место человека в обществе, его социальная роль все в большей степени определяется не полом человека, а его личными качествами.
На формирование же этих качеств и на особенности их проявления существенное влияние оказывает соционический тип человека (тип информационного метаболизма). Подавляющее же число исследований в области гендерных отношений носят статистический характер и не учитывают существования значительных типологических и индивидуальных различий, во многих отношениях более существенных, чем гендерные различия.
Для выявления тенденций в развитии представлений о гендерных ролях, складывающихся в современной России были проведено исследование, в процессе которого респондентам предлагалось указать, какие качества из представленного списка 118 качеств, в большей степени присущи представителям определённого пола, а какие являются нейтральными по отношению к полу. Исследование показало существование устойчивых представлений о качествах, присущих мужчинам и женщинам (коэффициент корреляции между различными группами имел значения от 0,8 до 0,9), а коэффициенты корреляции личного представления о гендерных качествах со средним по группе имели, как правило, значения от 0,4 до 0,6.
На втором этапе исследования респондентам сначала предлагалось указать, какие качества из представленного списка присущи им лично, и только потом, какие в большей степени присущи представителям определённого пола, а какие являются нейтральными по отношению к полу. Проведенный корреляционный анализ показал четкую тенденцию у мужчин и женщин зрелого возраста по сравнению с молодежью, к более охотному признанию наличия у себя и мужских, и женских качеств.
В Таблице 1 представлены результаты опроса двух групп: студентов Санкт-Петербургского государственного технического университета и участников IV конференции по соционике в Москве. Жирным шрифтом выделены качества, которые в большей степени рассматриваются как в большей степени мужские, а выделенные курсивом – как в большей степени женские. Качества расположены в порядке убывания их выраженности.
Таблица 1
Группа 1 (студенты) |
Группа 2 (участники конференции) |
||
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Доверчивость | Дух соревнования | Наличие собственной позиции | Аналитичность |
Доброта | Быстрота в принятии решений | Демократичность | Развитое воображение |
Восприимчивость | Агрессивность | Восприимчивость | Широта взглядов |
Упрямство | Мужественность | Способность защищать свои взгляды | Искренность |
Надежность | Готовность к действию | Лень | Наличие собственной позиции |
Импульсивность | Амбициозность | Склонность к переменам | Способность защищать свои взгляды |
Чувство ответственности | Активность | Широта взглядов | Чувство ответственности |
Великодушие | Вера в себя | Развитая интуиция | Вера в себя |
Лень | Развитое воображение | Доброта | Демократичность |
Демократичность | Склонность к риску | Умение понимать других | Готовность к действию |
Жизнерадостность | Лень | Независимость | Импульсивность |
Тактичность | Надежность | Аналитичность | Прямота |
Умение сочувствовать | Склонность к обладанию | Умение полагаться только на свои силы | Активность |
Забота о людях | Демократичность | Упорство | Независимость |
Беззаботность | Жизнерадостность | Надежность | Серьёзность |
Привлекательность | Упорство | Искренность | Лень |
Прямота | Независимость | Чувство ответственности | Склонность к переменам |
Развитая интуиция | Неорганизованность | Общительность | Развитая интуиция |
Терпеливость | Самоуверенность | Терпеливость | Доброта |
Умение уступить | Аналитичность | Верность | Умение полагаться только на свои силы |
Терпимость | Забота о людях | Готовность к действию | Упорство |
Развитое воображение | Тактичность | Упрямство | Быстрота в принятии решений |
Склонность к риску | Восприимчивость | Умеренность | Верность |
Склонность к переменам | Доброта | Жизнерадостность | Жизнерадостность |
Умение понимать других | Склонность к доминированию | Тактичность | Мягкость |
Общительность | Беспечность | Неорганизованность | Терпимость |
Верность | Импульсивность | Великодушие | Умение понимать других |
Мягкость | Чувство ответственности | Умение сочувствовать | Общительность |
Хитрость | Способность защищать свои взгляды | Доверчивость | Восприимчивость |
Женственность | Застенчивость | Умение уступить | Упрямство |
Амбициозность | Напористость | Мягкость | Тактичность |
Наличие собственной позиции | Способность к лидерству | Импульсивность | Самоуверенность |
Пунктуальность | Падкость на лесть | Терпимость | Надежность |
Готовность к действию | Серьёзность | Забота о людях | Неорганизованность |
Вера в себя | Наличие собственной позиции | Вера в себя | Великодушие |
Склонность к обладанию | Пунктуальность | Серьёзность | Доверчивость |
Аналитичность | Склонность к переменам | Мужественность | Мужественность |
Падкость на лесть | Умение понимать других | Дух соревнования | Склонность к обладанию |
Серьёзность | Беззаботность | Склонность к обладанию | Способность к лидерству |
Искренность | Упрямство | Развитое воображение | Пунктуальность |
Скромность | Общительность | Женственность | Дух соревнования |
Независимость | Привлекательность | Прямота | Напористость |
Неорганизованность | Прямота | Быстрота в принятии решений | Агрессивность |
Самоуверенность | Умение сочувствовать | Склонность к риску | Терпеливость |
Застенчивость | Великодушие | Застенчивость | Умеренность |
Напористость | Умение полагаться только на свои силы | Беспечность | Умение уступить |
Способность к лидерству | Широта взглядов | Привлекательность | Забота о людях |
Консерватизм | Консерватизм | Способность к лидерству | Застенчивость |
Активность | Верность | Напористость | Привлекательность |
Упорство | Развитая интуиция | Самоуверенность | Консерватизм |
Беспечность | Искренность | Активность | Склонность к риску |
Агрессивность | Скромность | Пунктуальность | Скромность |
Способность защищать свои взгляды | Мягкость | Беззаботность | Амбициозность |
Широта взглядов | Терпеливость | Агрессивность | Умение сочувствовать |
Дух соревнования | Умение уступить | Скромность | Склонность к доминированию |
Быстрота в принятии решений | Доверчивость | Хитрость | Беззаботность |
Мужественность | Умеренность | Склонность к доминированию | Хитрость |
Склонность к доминированию | Хитрость | Консерватизм | Женственность |
Умение полагаться только на свои силы | Терпимость | Амбициозность | Беспечность |
Умеренность | Женственность | Падкость на лесть | Падкость на лесть |
Из таблицы видно, что студенты чаще отмечают у себя качества, свойственные, по сложившимся представлениям, именно их полу, а участники конференции распределили "мужские", "женские" и "нейтральные" качества гораздо равномернее.