|
|||
Лев Толстой: глазами этической соционикиВступление По поводу социотипов известных людей всегда существовало несколько версий, но их ценность напрямую зависит от того, что и каким образом определял исследователь. Однако именно это чаще всего и остается "за кадром", например, в кочующих из рук в руки "списках знаменитостей" от очередного составителя. Поэтому главной целью этой статьи является демонстрация того, как проводится конгруэнтная диагностика в рамках школы этической соционики В.Гуленко [8 – 10], хотя, без сомнения, вывод, сделанный относительно соционического типа Льва Толстого, тоже интересен как с теоретической, так и с практической точки зрения. До сих пор в соционических публикациях предлагались только две версии о его социотипе: СЭЭ (А.Аугустинавичюте [7]), ЭСИ (В.Стратиевская [11]). Жизненный путь Для начала давайте рассмотрим основные вехи в жизни Толстого. Так как нас не интересуют конкретные даты, я просто дам приблизительный возраст писателя в тот или другой период. ~0-16 года: детство, юность. Этот период нас не очень интересует, поскольку неинформативен для наших целей. ~16-22 года: молодость. В это время Толстой достаточно "бестолково" проводит время, то поступает в университеты, то бросает их, то ведёт светскую жизнь, то отказывается от нее, то отрицает религию, то возвращается к ней. Примечательно, что именно в этот период составил так называемые "Правила для развития воли" (для себя), куда входили императивы преимущественно этического характера (например "будь хорош, но чтобы никто не знал, что ты хорош", "ищи в людях хорошую сторону", "говори правду"), которые сам же он успешно и не выполнял [3, стр. 24]. ~22-27 года: участие в Крымской войне. ~27-31 года: вхождение в круг писателей. В это время проявился весь его характер, так как он успел познакомится и поругаться с несколькими писателями, из-за резкости своих суждений. ~31-34 года: временное прекращение писательской деятельности из-за неприятия критикой его последних произведений, занятия хозяйством, школой, педагогические изыскания. ~34-51 года: женитьба, достаточно спокойная жизнь во время создания "Войны и мира" и "Анны Карениной" ~51-58 года: духовный перелом. Именно в этот период Толстой пришел к своим идеям "непротивления". ~58-82 года: "новые" произведения: "Крейцерова соната", "Отец Сергий", "Дьявол", "Воскресение". В это время особенно замечается его разлад с семьей. ~82 года: уход из Ясной Поляны и смерть. Анализ: дихотомийно-комбинаторный подход Я считаю, что наиболее определённо видно три дихотомических признака: этика, экстраверсия и правость. Для начала посмотрим, как характеризовали молодого Толстого его современники: "Сам по себе он был прост, чрезвычайно скромен и так игрив, что присутствие его воодушевляло всех. Про самого себя он говорил весьма редко, но всматривался в каждое новое лицо с особенным вниманием и презабавно передавал потом свои впечатления, почти всегда несколько крайние (absolus). Прозвище тонкокожего, данное ему впоследствии его женой, как раз подходило к нему: так сильно действовал на него в выгодную или невыгодную сторону малейший, подмеченный им оттенок…" [6, т.1, стр.91]. Здесь подмечена способность этика подмечать тончайшие нюансы поведения других людей и его способность к эмпатии. Толстой всегда умел найти с любым человеком общие интересы, тему для беседы [4, стр.133]. Да и вся жизнь Толстого показывает, что в центре его внимания всегда был именно человек, его радости и беды, морально-этические вопросы. Наука и само научное знание вообще никогда не входили в его систему приоритетов. Более того, науку он считал даже вредной, сравнивал её со "слитком золота, приготовленным шарлатаном-алхимиком", а её распространять – значит "начеканить множество фальшивых монет"! [6, т.2, стр.469]. Без сомнения, такие свойства характерны именно для этика. Именно этикой объясняется непоследовательность, алогичность поступков и теорий Л. Толстого. По социальному статусу Толстой определённо был лидером, а не ведомым, умел быть в центре внимания компании, развлекать присутствующих гостей. За экстраверсию говорят также непреодолимая тяга Толстого к новым, разнообразным знаниям и впечатлениям [3, т.2, стр.360]. Живя в Ясной Поляне, Толстой не мог прожить ни дня без верховой поездки, причем выбирал всегда неизведанные, новые дороги [3, т.1, стр.211]. По свидетельствам современников, "проекты рождались в его голове, как грибы" [6, т.1, стр.102]. Кроме того, Толстой, особенно в молодости, отличался редкостным "духом противоречия": "Какое бы мнение не высказывалось и чем авторитетнее казался ему собеседник, тем настойчивее подзадоривало его высказать противоположное и начать резаться на словах" [6, т.1, стр.77]. Так, до конца жизни он очень неприязненно относился к творчеству Шекспира, время от времени критически высказывался о Гёте, Бетховене, Бахе, Чайковском, Бальзаке (хотя, иногда те же самые люди получают от него и весьма лестные отзывы). И напоследок приведу высказывание самого писателя: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость" [3, стр. стр.8]. Остается только добавить, что Толстой так и поступал. Все это убедительно показывает, что Толстой был экстравертом. Давайте теперь рассмотрим поведение Толстого на разных коммуникативных дистанциях. На социальном уровне он был очень приятен в общении. Об этом неоднократно упоминают многочисленные гости. Просто поражаешься, когда читаешь о том огромном количестве посторонних людей, которые приходили по разным поводам и без повода в его дом, а также жили там: "С просьбами о помощи обращались к Л. Н. местные и дальние крестьяне и крестьянки, попавшие так или иначе в беду: приговоренные в тюрьму или к другому наказанию, отыскивающие свои права, кем-либо нарушенные, мелкие служащие, потерявшие почему-либо место, родственники приговоренных судом, всего чаще административно к высылке или тюрьме за деяния, квалифицированные «политическими»; в том числе и за хранение или распространение недозволенных к печати сочинений Л. Н.; приходили молодые люди обоего пола, исключенные из гимназии, семинарии или высшего учебного заведения. Решительно обо всех, если только рассказ их не был явно вымышлен, Л. Н. принимался хлопотать: ехал, если нужно, в Тулу и там лично обращался к нужному в данном случае человеку или писал, прося разъяснения или помощи, многочисленным знакомым своим в Москве и Петербурге..." [6, т.2, стр.202]. Жизнь Толстого в его собственном доме проходила под "стеклянным колпаком". А что же на психологическом уровне? Совсем другая картина. Характерны упреки близких в чрезмерной отстраненности, невнимательности. "Но жаль, что своих детей ты мало полюбил, если б они были крестьянкины дети, тогда было бы другое" – из письма жены [3, стр.194]. "За всю мою жизнь отец меня ни разу ни приласкал" – вторит ей его сын Илья [1, стр.319]. Подводя итоги, можно сказать, что для Толстого характерны преимущественно положительные личностные проявления на далекой коммуникативной дистанции, и негативные – на близкой. Это характерно именно для правых типов. Констатируя это, хочу отметить, что к теме "писатель – его близкие" мы ещё вернемся, рассматривая вопрос о функции этики отношения в типе Л. Толстого. Три эти дихотомии позволяют сделать уверенный вывод, что Толстой принадлежал к социотипам ЭИЭ или СЭЭ. Однако, они недостаточны для окончательного вывода. Другие же дихотомии видны менее явно. За сенсорику свидетельствует декларируемая самим писателям любовь к простому физическому труду, упражнениям. С другой стороны, за интуицию – его тонкое "угадывание" людей, а также интуитивные "отключения" от реальности [6, т.2, стр.357], обилие идей, которые явно были предназначены для будущего социума. Весомым плюсом к интуитивности является также явная гуманитарная (этико-интуитивная) установка на вид деятельности Толстого, ведь именно в литературе он нашел свое призвание и дело всей жизни. Аналогично, за иррациональность могут свидетельствовать как импульсивность поступков Толстого (которую можно объяснить и признаком динамика), особенно в молодости, за рациональность же – сравнительно мало менявшийся каждодневный распорядок на протяжении его жизни на протяжении длительных периодов времени (десятилетия) [3, т.1, стр.210], и также мало менявшаяся работоспособность [6, т.1, стр.175], недостижимая иррационалу. В организации школы Толстого, основанной им для обучения сельских детей, на первый взгляд видна иррациональность: в школе не было строгого распорядка, ученики приходили и уходили когда хотели, а в классе занимались только теми, предметами, которые были интересны. Однако, сам же Толстой отмечает, что наиболее удобная учителю методика наименее удобна ученику, и применял удобную именно ученику методику [6, т.1, стр.108-113]. (Интересно отметить, что в школе образовался класс "гуляющих". Это были ученики, которые не хотели или могли учится в классах, и имели право ходить по любым классам, слушать что хотят, с одним только условием не мешать другим. И такие "гуляющие" часто оказывались обученными не хуже "классных" учеников. С точки зрения соционики, "гуляющие" ученики, вероятно, были иррационалами, именно поэтому их не устраивала строгая структурированность, и они предпочитали "вольное" обучение). В принципе, на этом типирование можно было и закончить, т.к. уже анализ этих дихотомий позволяет с высокой вероятностью утверждать, что Толстой принадлежал к типу ЭИЭ, так как, с моей точки зрения у Толстого интуитивность перевешивает сенсорность, а рациональность – иррациональность. Однако, в связи с тем, что последние две дихотомии могут быть истолкованы неоднозначно, предлагаю вопрос о этих дихотомиях оставить открытым, и взглянуть на жизнь Толстого с другой стороны – с точки зрения функционального подхода. Анализ: функциональный подход Начнем с логических функций – Противоположное можно сказать о функциях интуиции – Несмотря на то, что поздний Толстой декларировал идею
непротивления, по функции силовой сенсорики,
как и в случае с деловой логикой,
ничего определённого сказать нельзя, т.к. проявлений её не видно (для
нас это только слова ;-)). Положение функций сенсорики "Самое ходячее мнение, что талантливые люди любят поэтический беспорядок, как нельзя больше подходит и к Льву Николаевичу. Он как будто не любит аккуратности в вещах, обстановке и вообще во внешней жизни. Хотя в большинстве случаев он признавал необходимость быть аккуратным, но часто высказывал, что черта эта свойственна преимущественно неглубоким натурам. Сам Лев Николаевич просто не умел, а потому и никогда не пытался приводить свои вещи в порядок. Раздеваясь, он оставлял платье и обувь на том месте, где снимал их, и если он в то время переходил с места на место, платье его оставалось раскиданным по всей комнате, а иногда и на полу. Мне казалось, что уложить вещи в дороге для него стоило больших усилий. Сопровождая его, я всегда и охотно делал это за него и доставлял ему этим удовольствие. Помню, однажды мне почему-то очень не хотелось укладывать его вещи, а он заметил это и, по свойственной ему деликатности, не просил меня и сам уложил свой чемодан. Я положительно утверждаю, что умышленно нельзя привести вещи в такой ужасный беспорядок, в каком они были уложены в чемодан Львом Николаевичем." [6, т.1, стр.185]. Из всего этого следует, что сенсорика ощущений относилась к разряду слабейших функций в модели, и находилась в 4-й (что более вероятно, учитывая невнимание к этой функции), или в 7-й позиции. Прояснить ситуацию поможет дальнейший анализ. Как уже упоминалось, этика эмоций Особенно интересно место этики отношений А что же было в семье? При первом взгляде вроде все замечательно: примерный семьянин, которого нельзя представить вне семьи. Однако первое впечатление безоблачности семейных отношений Толстого может поколебать его уход из дома: разве оттуда, где хорошо, уходят? При дальнейшем анализе выясняется, что на самом деле положение таково, что не пожелаешь и врагу (это очень подробно описано в [5])! Жена его пишет, что по его собственному признанию "живя с нами (т.е. с семьей), он чувствует себя ещё более врозь с семьей, чем когда он в отлучке" [1, стр. 313]. Она также упрекает его в неучастии в делах семьи ("не лучше ли было, вместо того, чтобы шить сапоги, месить лепешки, возить воду и рубить дрова – разделить труд семейной и деловой жизни с женой и дать ей досуг для материнской жизни?" [1, стр. 313]), невнимании к детям ("Но сделал он для детей, особенно после 3-х старших, – очень мало, а для меньших ничего" [1, стр. 317]). И более того, "мне подобное юродство и такое равнодушное отношение к семье до того противно, что я ему и писать не буду. Народив кучу детей, он не умеет найти в семье ни дела, ни радости, ни просто обязанностей, и у меня все больше и больше к нему чувствуется презрения и холодности. Мы совсем не ссоримся, ты не думай, я даже не скажу ему этого. Но мне стало так трудно с большими мальчиками, с огромной семьей, и с беременностью, что я с какой-то жадностью жду, не разобьют ли меня лошади – только бы как-нибудь отдохнуть и выскочить из этой жизни." [1, стр. 317-318]. В [1, стр.311-323], где очень обстоятельно анализируется
семейное положение Толстого, итог подводится следующим образом: физически
почти всегда находясь в семье, духовно (читай: психологически) он находится
вне ее, над ней, принадлежит всему миру, но не семье. И, что самое интересное,
именно идеи Л.Н., которые должны были принести счастье не только ему самому
и его близким, но и всему миру, привели к тому состоянию в семье, которой
было далеко от мира и согласия, и результатом именно семейных разногласий
стал уход писателя из дома, приведших к его смерти. Такое уникальное расхождение
в убеждениях писателя и реальным положением вещей может обеспечить только
этики отношений Резюмируя вышесказанное, определяем, что социотипом Толстого может быть только ЭИЭ. Только он обеспечивает такое расположение функций. Итак, рассмотрение с другой стороны привело к тому же результату. Предлагаю ещё раз взглянуть на жизнь писателя, но уже с позиций цельного типа, и попытаться определить характерные особенности. Анализ: особенности типа Без сомнения, мелкие признаки абсолютно и полностью подтверждают социотип ЭИЭ: это и дар перевоплощения (например, современник описывает, как на протяжении пятнадцати минут менялся взгляд, голос, манеры и сам внешний облик писателя [6, т.2, стр.280-283]), и легкость, с которой он осваивал иностранные языки, и обидчивость, восприимчивость к намекам, и резкость суждений, и непримиримая позиция к идейным противникам, и стремление к "мученичеству" (Толстой неоднократно высказывал глубокое желание «пострадать» за свои убеждения, вплоть до тюрьмы и каторги, см. напр.[6, т.2, стр.242]), и "наставнический" характер второй половины жизни. Однако основной признак этой группы – противоречивость натуры – представлен просто невообразимым количеством примеров. Это и двойственное отношение к талантливым людям (см. выше), и любовь к народу при одновременной гордости за себя как за аристократа и непризнания фамильярности [6, т. 1, стр.209], и просто вопиющие несоответствия теорий Толстого (непротивление злу, необходимость жизни сегодняшним днем) его же высказываниям и реальности, за которое его неоднократно критиковали. Достаточно сказать, что его сын Лев, с которым у него были напряженные отношения, хотел даже написать книгу "Слова и дела", в которой "бичевал бы" отца за то, что "его слова часто расходятся с делами" [6, т. 2, стр.374]. Далее, такие признаки позволяют сделать вывод о подтипе писателя: несомненно, это был этический подтип, который отличается меньшей логичностью и большей эмоциональностью, контактностью с людьми, в отличие от своего более замкнутого интуитивного собрата. Заключение Таким образом, все три позиции убедительно свидетельствуют о принадлежности Л.Н.Толстого к социотипу ЭИЭ (Наставник) этического подтипа. Более того, Толстой в своем обществе играл очень характерную для этого социотипа роль "рупора времени", показав его в своих произведениях. Это было особенно отмечено Лениным в статье [2]. Однако, в отличие от В.Ленина, я считаю, что в жизни и противоречиях писателя отразились не только общественные, но и типные особенности. Литература: Биографический материал о Л.Н. Толстом: 1. Волгин И. "Последний год Достоевского".- М.: "Советский писатель", 1991. 2. Ленин В.И. "Лев Толстой как зеркало русской революции",
в книге В. Ленин. ПСС.- М: "Издательство политической литературы",
1980, т.17, стр.131-134. 4. Сухотина-Толстая Т.Л. "Воспоминания".- М.: "Художественная литература", 1981. 5. Сухотина-Толстая Т.Л. "О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода" // в книге [4], стр. 357-414. 6. Толстой в воспоминаниях современников, в 2-х томах, под редакцией В.Э. Вацуро.- М.: "Художественная литература", 1981. Дополнительная литература по соционике: 7. Аугустинавичюте А. Соционика. Введение. — СПб.: Terra Fantastica, 1998. – 444 с. 8. Гуленко В.В. "Наставники" философствуют: Об особой судьбе этико-интуитивного экстраверта. К., 26. 12. 1994. 9. Гуленко В.В. Обуздавший эмоции. Конгруэнтная диагностика на примере. К., 30. 06. 1996. 10. Гуленко В.В. Облик русского реформатора. Социоанализ кризисных явлений в обществе. К., 03. 06. 1996. 11. Стратиевская В.И. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Издательский Дом МСП, 1997. – 496 с. |