Исследование соционического типа
Кристины Орбакайте
|
Автор: Юлия
СМЕРЕЧУК
Закончила Санкт-Петербургский Государственный Институт Точной Механики
и Оптики (ТУ), на предпоследнем курсе познакомилась с соционикой,
к которой сначала отнеслась критически, но затем, по её словам,
в пользу соционики появился довольно весомый аргумент. Вообще активно
интересуется психологией ещё со школьной скамьи.
Эл. адрес:
|
Статья начинающего соционика Ю.Смеречук вызвала дискуссию
между автором и редакцией, посвящённую закрепившимся в соционике стереотипам
и шаблонам. Ниже, под статьёй, мы помещаем некоторые результаты нашей
переписки с автором – к каким выводам нам вместе удалось прийти.
«Я наивный романтик. Я плыву по течению, по ветру,
в эмоциях».
Из интервью программе "Ночные музы".
Изучение соционических типов популярных личностей представляет
огромный интерес. Во первых, это позволяет расширить список примеров,
на которых можно проиллюстрировать те или иные особенности поведения и
мышления типа. Во-вторых, это предоставляет возможность более полно овладеть
аналитическим аппаратом соционики, проверить на практике свои собственные
знания. И в-третьих, удовлетворить своё собственное любопытство.
К сожалению, до сих пор среди социоников существуют многочисленные
расхождения по поводу типирования ряда знаменитостей, что является для
широкой публики лишним доказательством "ненаучности", "несостоятельности"
соционики.
Всё это, конечно, связано со сложностью типирования публичных
людей. Первая трудность заключается том, что, строго говоря, публичные
люди недоступны для непосредственного тестирования. Оно происходит заочно
по интервью, обработанным журналистами, по телевизионным выступлениям.
Тут необходимо учитывать «человеческий фактор». Вторая трудность, как
уже отметил Савелий
Кашницкий, – типовые ограничения самого исследователя. Каждый человек
обладает вполне конкретным набором признаков, определяющим его восприятие.
Соответственно, ему тяжело оценивать проявление противоположных признаков
у другого человека. Следовательно, и здесь не исключена вероятность искажения
в умозаключениях.
Идея обратиться к личности Кристины Орбакайте возникла
по причине отсутствия единого мнения при оценке принадлежности певицы
к тому или иному социотипу. Р.Степанов
и Е.Кривошеев
видят в ней интуитивно-логического интроверта (Бальзака) [15], С.Кашницкий
– этико-сенсорного интроверта (Драйзера) [5], В.Стратиевская
в своей работе [21] причисляет Орбакайте к социотипу этико-интуитивный
экстраверт (Гамлет).
В своей работе я высказываю предположение о принадлежности
Орбакайте к типу интуитивно-этического интроверта (Есенин). Учитывая всё
вышесказанное, я постараюсь обосновать свою точку зрения на основе анализа
по соционическим дихотомиям и проведу подтверждение результата, используя
анализ по функциям модели А.
Анализ по внешним признакам.
Аушра
Аугустинавичюте в своем первом описании социотипов [1] большое место
уделяла внешним различиям, особенностям строения тела и поведенческим
особенностям. Однако, в настоящее время соционики пришли к выводу, что
этот постулат о соответствии социотипа и внешности, работает далеко не
на 100 процентов, а лишь постольку, поскольку внешность (в первую очередь
мимика) отражает структуру психики данного человека [3]. Любой соционик
встречал и Дон Кихотов с фокусированным взглядом, и осанистых Робеспьеров.
Как бы то ни было, я не буду абстрагироваться от внешних признаков, но
отведу им вспомогательную роль.
Самая романтичная, самая экстравагантная певица российской
эстрады. Ей удалось создать свой образ, который соткан не только из одежды
и прически, а ещё из её неповторимой пластики, манеры поведения, образа
жизни. В этом образе смешались её артистичная натура, изящная женственность
и элегантность. Стиль её одежды несколько экстравагантен, несмотря на
преобладание черного цвета. Множество разрезов, ленточек, при движении
все это взлетает, переплетается, придавая особую привлекательность их
«легкокрылой» обладательнице.
Е.Филатова
даёт такое описание типа ИЭИ (Есенин):
«Наиболее характерным внешним признаком Есенина, что отличает
его от других психотипов, является врожденная элегантность. Она может
проявляться и в одежде, изысканной по цветовой гамме, и в грациозных движениях,
независимо от комплекции. Он выглядит уравновешенным и подтянутым». [22]
В описании внешних признаков социотипа ИЭИ [2, 22] читаем
следующее:
«Самая характерная особенность, позволяющая с уверенностью
предположить, что человек относится к данному социотипу (имеется в виду
социотип интуитивно-этического интроверта), — элегантный внешний вид.
ИЭИ очень тонко чувствует гармонию. Чувство композиции позволяет ему одеваться
порой весьма изысканно. Вторая особенность касается походки и фигуры.
Фигуры у ИЭИ встречаются как худые, так и полные, причем чем более развит
интуитивный компонент, тем сильнее выражена склонность к полноте. Но не
зависимо от фигуры очень хорошо владеет своим телом, походка часто бывает
грациозная, порой даже вычурная, с вышагиванием».
Этический подтип (Дипломат) в описании [7]
«производит впечатление мягкого, обаятельного и эмоционального
человека. Обычно выглядит воодушевленным и оптимистичным. Обладает хорошим
чувством юмора. Артистичен, обаятелен, непринужден в общении. Временами
он просто очарователен, настолько велико его искусство нравиться и располагать
к себе людей. Движения изящны, даже театральны. Походка грациозная, быстрая.
Речь эмоциональная, богатая оттенками, иногда певучая».
Далее я перейду к анализу по соционическим дихотомиям.
Логика – этика
«Логиком»
в соционике или «мыслительным типом» по типологии Юнга принято считать
человека, для которого
«определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка,
закономерных связей и чётко выстроенных конструкций... В людях такой человек
прежде всего ценит деловые качества; надёжность, предсказуемость, верность
взятым на себя обязательствам. Аргументами доказательства могут быть только
проверенные факты.
Этик, наоборот, ориентирован на отношения с другими людьми.
Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше – вопросы добра
и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы. Такой человек,
как правило, очень раним и остро реагирует на чужую грубость или несправедливость.
Этический тип легко внушаем, мнения окружающих могут для него быть вескими
аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо,
если аргументы построены на логических доводах. В проявлениях своих эмоций
он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной
выразительности – от бурных сцен, до многозначительного молчания». [22]
У того, кто хоть раз присутствовал на концерте Кристины
Орбакайте её этическая яркость не может вызывать сомнений. Она великолепно
умеет общаться со зрителем, легко и непринужденно настраивая его на определённую
«волну», создавая нужное настроение.
«Публика чувствует моё искреннее к ней отношение. Я работаю
живьём. Зрители это видят и слышат. Песни, я надеюсь, хорошие, поэтому
все вместе со мной и переживают, и веселятся, и поют. На концертах у меня
с публикой полное единодушие»,
– признается певица [18].
На вопрос Ольги Рябининой из газеты «Аргументы и факты»:
«Скажите, а слава в наше время возможна без скандала или
пикантной газетной «утки»?»
Кристина отвечает следующим образом:
«Я даже об этом не задумывалась. Артист ведь может быть
скандальным в каких-то ситуациях, вымещая свои эмоции. Но очень часто
это лишь маска. И я, если что-то не так, могу взорваться, накричать. Правда,
быстро остываю. Многие, кстати, сильно удивляются моим «взрывам», потому
что не ожидают их от меня».
Действительно, при встрече с Есениным никогда нельзя предположить,
что такой «воздушный человек» может выйти из себя.
«Наблюдая ИЭИ в течении некоторого времени, легко заметить
такую его особенность, как контраст между поведением на людях, в незнакомой
компании и среди своих близких, в том числе дома. На людях ИЭИ ведёт себя
всега мягко, воспитанно, не позволяя себе никакой грубости или даже неучтивости.
Но в своем кругу, среди близких людей может себя вести порой даже развязно.
Любит подурачиться, создавать необычные ситуации. Тормошит людей, чтобы
вызвать у них положительные эмоции. Дома бывает очень капризен, упрямо
добивается своего, устраивая рыдания, слёзы, даже скандалы. Эти эмоциональные
всплески быстро проходят, не задевая его глубоко. Эмоции очень гибкие,
включаются и выключаются сознательно» [2, 21, 22].
Ещё одно подтверждение выбранной дихотомии находим в следующем
интервью [16]:
- На вас, Кристина, наверное, Алла Борисовна успокаивающе
действует...
– Иногда мы с ней тоже спорим. Мама, например, меня называет
"спичкой". Она мне дала это прозвище, потому что я моментально
вспыхиваю, но быстро остываю.
Действительно, этика эмоций у Есенина находится на второй
позиции, т.е. является творческой функцией в модели А, и он очень умело
ей пользуется. Эмоциями Есенин и награждает, и наказывает, и дарит, и
требует. Отсюда, кстати, и умение Орбакайте плакать «на заказ».
- Журналисты однажды назвали вас "Мисс аристократичность"
нашей эстрады...
- Не знаю, я иногда могу быть резкой и вспыльчивой.
- Это как?
- Случаются минуты бешенства. Если что-то не получается,
если кто-то виноват, а ты не можешь ничего исправить, то, конечно, эмоции
переполняют и приходится стучать ногами по полу, кулаками по столу. Чаще
всего попадает близким людям. Но они знают меня, поэтому чуть-чуть подуются,
а потом говорят: "Мы тебя любим". [4]
Поразительно, с какой легкостью певица делает это признание.
Для неё подобное поведение является вполне естественным, иначе, слово
«конечно» тут бы не присутствовало. Действительно, именно этик с пеленок
усваивает, что быть всегда хорошим со всеми невозможно. Поэтому, легко
может позволить себе вспылить, вылить свои отрицательные эмоции на окружающих
и, кстати говоря, особенно переживать по этому поводу не будет. Тогда
как логик, наоборот, если сделал кому-то больно, ему будет стыдно и непонятно,
как эту ошибку исправить. [19] Быстрое «остывание» также свойственно именно
этикам, т.к. они всегда стараются быть со всеми в хороших отношениях,
и хорошо знают как эти отношения исправить, найти пути к примирению, о
чем читаем далее.
- Кристина, в последнее время ты обнаружила в себе ещё и
такое редкостное качество, как умение не просто ладить, но и дружить со
своими бывшими мужьями – Володей Пресняковым и Русланом Байсаровым...
- Может быть, просто судьба действительно мне дарит таких
людей хороших, отзывчивых. В общем, просто так не становятся отцами моих
детей. Плохие люди в нашей семье как-то не приживаются. Поэтому бывшие
мужья, несмотря ни на что, остаются моими друзьями, помощниками. Да, мы
расходимся в интересах или каких-то бытовых ситуациях, но как люди все
равно очень хорошо друг к другу относимся, уважаем, любим. [6]
Здесь необходимо указать на этику отношений – восьмую
функцию Есенина. Она выражена в неосознанном «автоматическом» налаживании
(улучшении) отношений, умении сглаживать острые углы и гасить конфликты.
Также в стремлении вызывать хорошие чувства, симпатию к себе, творить
добро по отношению к другим людям.
- А другие экс-жены тебя поддерживают?
- Почему нет? Стоит ли все время твердить бывшему мужу,
какой он плохой: «Забудь, что у тебя есть сын! Ты не имеешь никакого права
его видеть»? А я, наоборот, только за, чтобы дети как можно больше времени
проводили с отцом, с родственниками. Мы действительно дарим друг другу
подарки на дни рождения, на все праздники, обо всех помним. У меня прекрасные
отношения с Леной Пресняковой, бабушкой Никиты. [16, 18]
Белая этика (у Есенина это сильная функция в блоке ИД
находится на 8 позиции – демонстративная функция) также наблюдается и
в следующем диалоге.
- Восемь лет в коллективе – это достаточно большой срок,
я думаю, что всякое бывало, но через восемь лет как решаются проблемы,
если они конечно возникают?
- Всякое бывает, и ссоры, но я на самом деле не истеричка,
а ребята знают, что меня нельзя злить. Я всегда всем помогу, мы всегда
все праздники вместе отмечаем. Два года подряд в Новый год мы работаем
и, соответственно, отмечаем его. В этом году в Питере вместе были, дни
рождения, новоселья, все это коллектив обязательно отмечает. [14]
- Не жалеете, что отказались от участия в мамином проекте
– мюзикле "Чикаго"?
- Иногда приходится быть решительной и рискованной. (Действительно
«приходится», волевая сенсорика – слабая функция) Мне жаль, потому что
в "Чикаго" я должна была играть роль, о которой как актриса
могла бы только мечтать. Но у меня есть коллектив, и я не могу его бросить
на полгода, сказав: "Живите как хотите, зарабатывайте как хотите".
[4]
Вполне закономерное поведение руководителя-этика. Он всегда
остро ощущает психологическую атмосферу в группе, ищет неформальные подступы
к человеку. Инициатива проведения совместных праздников также исходит
именно от него.
Теперь, посмотрим, что Кристина говорит о себе:
«Я не похожа на других, я интересный человек. Вообще могу
много комплиментов наговорить в свой адрес. (Этик очень любит, чтобы его
хвалили, тогда как логик более нуждается в справедливом поощрении) Но
если серьёзно, то мне можно доверять. Я искренний человек, если ругаюсь,
то уж до первой крови, если я добра – тоже во всех отношениях». [18]
А вот и признание слабости логики:
- Когда вы в первый раз познакомились с компьютером?
- Наверное, в школе, появился такой предмет как информатика.
Я им особо не владела. Второй раз познакомил меня с ним Никита, мой сын.
Он безумно любит играть в компьютерные игры. А вообще компьютер целыми
днями живет у нас в квартире (логик вряд ли бы употребил глагол «живет»
применительно к неодушевленному предмету), а если честно, я не очень часто
подхожу к нему.
- А в работе ты как-нибудь используешь компьютер? В своем
творчестве непосредственно применяешь ли современные технологии?
- Ну, что я могу сказать. Если только в записи песен, в
аранжировке. И то это делаю не я, я не аранжировщик. Я лишь могу советовать:
нравится, не нравится. А музыканты конечно же работают с компьютерами.
[24]
- А вы просматриваете свою почту в Интернете?
- Да, конечно. Я сама не очень хорошо владею компьютером.
Дома мне помогает Никита, а в офисе люди, которые занимаются моим сайтом
и почтой. Я с удовольствием читаю то, что мне пишут. [4]
Думаю, что продолжать дальше не имеет смысла. Признанием
этики мы опровергли принадлежность Кристины к социотипу Бальзак, который
является логиком. Кроме того, этика эмоций Бальзака является четвертой
функцией в модели А, т.е. находится в «зоне страха», ему вряд ли можно
было бы дать прозвище «спички».
«Категорическое неприятие эмоционального прессинга. Страх
перед проявлением эмоциональной несдержанности окружающих. Стремится избегать
ситуаций, где проявляется повышенная эмоциональность»,
– из описания социотипа ИЛИ [2]. Этика отношений Бальзака
также является слабым каналом, т.к. лежит в блоке суперид. Перейдем к
следующей дихотомии.
Сенсорика – интуиция.
Кратко
опишем эту дихотомию.
«Сенсорным типам присуще активное взаимодействие с пространством,
ясное ощущение себя в этом пространстве и внимание к деталям. Такой человек
живет «здесь и сейчас», легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке,
на улице, в одежде окружающих его людей.
Интуит, напротив, скорее охватывает ситуацию и события
"в целом", придавая деталям существенно меньшее значение, он
менее "привязан" к пространству, легче отвлекается от реальности
и уходит в свои фантазии. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять
рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия
его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего».
[1, 19, 22]
Когда Кристине Орбакайте говорят, что она очень стильная
девушка, та обычно удивляется. Ведь она никогда не делала культа из одежды,
не пала жертвой моды, скупая все вновь появляющиеся коллекции, хотя имеет
для этого все возможности. Тем не менее Кристине удалось создать свой
образ, который соткан не только из одежды и прически, а ещё из её неповторимой
пластики, манеры поведения, образа жизни. В этом образе смешались её артистичная
натура, поразительная работоспособность, изящная женственность и позитивный
взгляд на жизнь. Это заслуга третьей функции – сенсорики ощущений. Вернее,
работы над ней. Не секрет, что Орбакайте «работает» над собой. Она должна
выглядеть на все 100 в любой ситуации. У любого Есенина ярко выражено
стремление выглядеть элегантно. Он всегда заботится о своем внешнем виде,
стремится к изысканности. Сенсорика ощущений находится в модели А на третьей
позиции – это контактная, нормативная функция, над которой он много работает.
Уделяя ей много сил и внимания, он стремится также продемонстрировать
результаты своих усилий, что особенно часто происходит, когда он попадает
в новый круг общения. Именно здесь ему важнее всего произвести благоприятное
впечатление (пока его ещё мало знают), поэтому он и преподносит себя именно
с позиций нормативного аспекта, т. е. показывает, что здесь он тоже "не
лыком шит":
- Кто шьет ваши сценические костюмы?
- Я очень редко шью себе вещи. Предпочитаю покупать готовые
наряды. Меня изматывают примерки.
- Правда ли, что вы иногда отрываете рукава от костюмов
«Дольче Габбана»?
- Да, у меня был такой случай на сцене: во время выступления
у меня оторвался рукав, пришлось оторвать второй и в таком виде выступать
дальше. Также был интересный случай. Я выступала в брючном костюме от
Валентина Юдашкина. Во время танца наступила на штанину. Пришлось продолжать
петь с оборванным куском ткани на ноге. Зрители подумали, что это своего
рода задуманный трюк.
- Считаете ли вы, что рукоделие – лучший способ от депрессии?
- Ой, вы что, я никогда не любила этим заниматься! У меня
не хватает терпения».[9]
Конечно, ведь рутина – это не для интуитов, только сенсорик
может спокойно и без раздражения заниматься такой работой. [21]
В этом диалоге можно ярко обнаружить интуитивность Кристины.
Действительно, для того, чтобы шить себе сценические костюмы нужно знать
конкретно, что ты хочешь получить в итоге. Для интуита это крайне сложно.
Совершая покупки, интуит обычно не представляет как должна выглядеть желаемая
вещь, и очень часто может купить первое попавшееся, для него более характерен
порыв, настроение. [1, 19]
Кроме признания отсутствия терпения, интуитивность героини
характеризует следующий диалог:
- Зачем вы нарушили свой романтический образ клипом "Убирайся
вон"? Он получился как продолжение киркоровской "Мышки"
или пугачевской "Зоны отчуждения".
- Нельзя же быть все время одинаковой, ажурной. [4]
Для интуита очень важен творческий подход, он любит решать
новые задачи оригинально, нежели использовать стандартный способ решения
[21].
- Скажите, есть ли у музыканта грань, где заканчивается
творчество и начинается рутина?
- Да, конечно, бывает, когда очень много работы, переездов,
но я всё-таки против рутины, и поэтому у меня нет такого, что мы “чешем”
на любых площадках, в любых условиях, лишь бы были концерты. [14]
- Кристина, в одном из интервью я прочла, что практически
каждое ваше предприятие поначалу сопровождается трудностями. Если не ошибаюсь,
вы даже загадываете: есть проблемы – значит, стоящее дело...
- Вы клоните к тому, что я получаю удовольствие от преодоления
проблем? Вовсе нет! Как любой нормальный человек, я была бы рада вообще
с ними не сталкиваться. А трудности в начале проекта – это закономерно...
Такова жизнь. Но характер мой не меняется: чем больше дел – тем спокойней
я себя ощущаю. [16]
«В сложных ситуациях интуит, действительно, ощущает себя
спокойнее, чем в застойных и рутинных», – читаем у Стратиевской
[21], это активизирует его к деятельности.
- Достигнута ли ваша мечта?
- Моя мечта не реализована. Я её представляю в виде летающего
и постоянно отдаляющегося объекта. Если она будет достигнута, то будет
неинтересно жить дальше. [16]
Творческий подход к работе, вдохновение, поиск оригинальности
все это сопровождает Орбакайте на протяжении всей жизни, и всё это указывает
на интуитивный склад мышления.
Необходимо пояснить моё многословие по поводу теоретически
слабой (на 3-й позиции) сенсорики. Как известно, третья функция – контактная,
об этом я уже писала выше. Т.е. человек при новом знакомстве пытается
показать именно её. А каждое новое интервью, по сути является новым контактом,
в котором и проявляется необходимость подобной «демонстрации».
С признанием интуиции становится очевидным невозможность
принадлежности певицы к социотипу Драйзер. Но ещё не опровергнута принадлежность
к социотипу Гамлет. Поэтому, следует перейти к следующей дихотомии.
Рациональность-иррациональность
Рациональные
(программная функция – логика или этика)
«отстранены от непосредственного восприятия мира, между
ними и миром существует некая психологическая дистанция, позволяющая обдумывать,
давать оценки, заранее принимать решения, ставить цели, планировать действия...
Всё задуманное они стараются последовательно довести до конца. Если какие-то
обстоятельства помешают рациональному индивиду осуществить свои планы,
он ощутит дискомфорт, состояние беспокойства и неудовлетворённости».
Иррациональные (программная функция – интуиция или сенсорика)
«как бы непосредственно включены в течение событий, они
– вечно «внутри потока», их действия зависят не столько от заранее взятых
намерений, сколько от случайностей ситуации. В своём внешнем поведении
они бывают непредсказуемы и изменчивы, причем эта изменчивость напрямую
зависит от изменчивости мира. Человек этого типа, в частности может, не
докончив, бросить одно дело и увлечься другим».
Таким образом, для рационального характерны такие понятия,
как закономерное или предсказуемое, для иррационального – случайное, спонтанное.
[1, 19, 21, 22]
Итак, исходя из этого определения, рассмотрим эту дихотомию.
Сама Кристина признается в отсутствии режима. Планировать
ей не свойственно, гораздо удобнее приспособиться к ситуации и действовать
по обстоятельствам. Подтверждение этому читаем в нижеследующем интервью.
- Кристина, с чего начинается ваш обычный день?
- Дети будят меня или я их бужу. Провожаю в школу и садик.
Потом либо ленюсь дома, либо быстро собираюсь и ухожу по делам. Нет у
меня никакого режима. Либо гастроли, либо дом. Живу в бешеном темпе. Даже
телевизор практически не смотрю. [18]
- Вы говорили, что снимались во время своего отпуска. Когда
же вы отдыхаете?
- Все зависит от того, сколько дней мне дали на отдых. В
прошлом году было 10 дней, и я поехала с младшим сыном в Сочи. В этом
году пока не знаю, больше половины отпуска уйдет на съемки. Оставшиеся
дни проведу, наверное, в Москве, у мамы на даче. Поэтому я человек, который
никогда не загадывает. У меня в один час может все поменяться. [18]
Далее в интервью [24] читаем: "Кристина по знаку
зодиака – Близнец. Отличительная черта этого знака – желание делать несколько
дел одновременно". В соционике, как считает Стратиевская,
это свойственно иррационалам [21]:
- У меня это с детства было уже – чтобы два дела одновременно.
Мне кажется, что-то мимо меня пройдет или что-то я не замечу, если буду
заниматься чем-то одним. Мне вечно мало.
- Кто-то поёт для известности, кто-то из-за денег, кто-то
для души. А для чего поешь ты?
- Ну вот так получилось! Я сама не ожидала, что выберу пение.
Думала, буду сниматься в кино – мне это нравилось. Для чего пою? Не знаю.
Никогда не ставлю себе целей: добиться звания, премии, выпустить альбом.
Что получится, то получится, чего добьюсь – всё моё. [12]
- А никогда не возникало желание что-нибудь изменить в жизни?
- Знаете, как ни странно, я ничего не хотела бы изменить.
Чаще всего, все, что я загадываю и к чему стремлюсь – сбывается. Может
быть, сбывается не сразу, порой долго и тяжело, но в конце концов исполняется.
[16]
Действительно,
«рационалы и иррационалы в достижении цели действуют по-разному.
Первые добиваются её простейшим и кратчайшим путем. Эти люди намечают
себе цель и начинают двигаться к ней, невзирая на привходящие обстоятельства.
Вторые поступают совсем по-другому, они движутся словно бы по спирали.
Они, впрочем, тоже достигают поставленной цели, но, скажем так, не самым
коротким и эффективным путем».
«Рационалы в жизни обычно редко меняют свои взгляды, довольствуются
раз вынесенным суждением, тогда как иррационалы часто бывают очень непоследовательны,
им легко поменять свое мнение». [21]
Это ярко выражено у Есенина. Он знает, что время всё меняет.
Любовь может стать ненавистью, ненависть – любовью. Поэтому на вопрос
журналиста [16]: «А вы способны войти в одну реку дважды? Я имею в виду
"реанимацию" отношений с мужчиной?», – Кристина отвечает: «Почему
нет? Никогда ни в чем нельзя зарекаться».
- И в заключение последний, традиционный вопрос – о планах
на будущее.
- Я уже отметила, что не люблю загадывать, тем более я суеверна.
Пусть будет, как будет. [11]
Таким образом ставится под сомнение принадлежность Орбакайте
к социотипу Гамлет, который, как известно, рационален.
Осталось рассмотреть последнюю дихотомию вертности.
Экстраверсия – интроверсия.
«Основное различие экстравертов и интровертов – в установке
восприятия информации. Экстраверта больше интересует окружающий мир вне
его, интроверт же ориентируется на свои ощущения, мысли, впечатления от
этого мира. Иногда экстравертами считают людей общительных, а интровертами
– людей малообщительных. Это неверно. Интроверт может быть совершенно
открытым, компанейским, веселым... – но только в хорошо знакомой обстановке,
где все отношения он уже прояснил благоприятным для себя образом. Тогда
он с удовольствием «вылезает из своей раковины» не опасаясь неожиданных
для себя неприятных воздействий» [1, 19, 22]
- Кристина, а правда, что в детстве у вас не было друзей
и фильм "Чучело" практически про вас?
- Ну да, если так можно сказать... Я раньше почему-то думала,
что у меня никогда не было детства. Да, я не гуляла во дворе вместе с
остальными детьми. Ну и что? Может, это к лучшему. Мне нравится быть взрослой.
Сейчас, когда я наблюдаю за собственными детьми, то понимаю, как им сложно.
[4]
Если это утвеждение не является таким однозначным и, в
принципе, по поводу детства многие могут поспорить, то следующее следующий
диалог говорит именно об интроверсии.
- У Вас есть задушевная подруга или при Вашем образе жизни
это невозможно?
– Круг общения у меня очень узок из-за моей профессии.
Со своими школьными подругами я давно рассталась: у них своя жизнь, свои
семьи и им тоже не до меня, так что моей самой близкой подругой была и
остается моя мама. [10]
«Круг общения узок из-за моей профессии» – из уст артиста
это звучит довольно странно. Но если это говорит интроверт, то всё становится
вполне объяснимо. Интроверт очень избирателен в общении и в основном заботится
о качестве своего окружения. Именно поэтому лучшей подругой Кристины всегда
остается мама. Кроме того, в пользу Есенина выступают теплые отношения
с Аллой Борисовной. Кристина признается в этом неоднократно. Пугачева,
по общепринятому мнению социоников, Наполеон. Есенина и Наполеона связывают
полудуальные отношения, вторые по комфортности после дуальных.
«После гастролей мне нравится бывать в компании, на тусовках,
презентациях, но сидеть тихо в уголочке и наблюдать за людьми. Я так отдыхаю»
[8], – в этом признании Кристины ярко читается есенинская интровертность.
Как заметили многие известные соционики интровертного Есенина часто тянет
в большие компании, но попадая туда, он очень быстро устает и предпочитает
«сидеть в уголочке». «Я ощущаю себя не то чтобы белой вороной... Не люблю
сильно выделяться, и в толпе не люблю быть» [8]
О театре Орбакайте говорит следующее:
- Театр был такой отдельной нишей, в которую я и мизинцем
боялась залезть... но в театр я уходить не собираюсь. Заходя в театр,
я меняюсь, начинаю жить в другом ритме: отключаю телефон, репетирую...
[23]
Как и любой интроверт, Кристина любит сосредоточенность
и тишину [21].
Аушра
Аугустинавичюте в своей работе [1], пишет, что у экстраверта отношения
между людьми и к самим людям вторичны, т .е. он считает, что отношения
должны быть такими, какими они нужны людям. Тогда как интроверты считают,
что не отношения следует приспосабливать к людям, а людей – к отношениям.
Т.е. при наличии несоответствия должны изменяться сами люди или их поведение,
но не отношения.
А вот что по этому поводу говорит Кристина:
- Когда отношения только зарождаются, то их надо холить
и лелеять, поэтому все начинаешь забывать, бросать, чем-то жертвовать.
Необходимо идти на уступки, в чем-то себя поменять. [12]
Таким образом интровертность Орбакайте становится очевидной.
Далее, суммируем наши выводы: этик, интуит, интроверт
и иррационал, мы приходим к типу интуитивно-этического интроверта, Есенина.
Дополнительная проверка ТИМа по функциям модели А.
В ходе исследования была показана работа некоторых функций
модели А. Творческая функция Есенина этика эмоций легко читается в интервью
с Ольгой Рябининой. Показана работа ролевой функции сенсорики ощущений,
демонстративной восьмой функции блока ИД – этики отношений.
Стоит отметить слабость деловой логики – четвертой функции
Есенина. Это самая слабая функция блока Суперэго. Человек всеми силами
старается избегать работать по этой функции, тем более, что она потребляет
очень много энергии. Деловая логика в зоне страха у Есенина говорит о
том, что он старается избегать ситуаций, когда нужно много работать, работает
по настроению. Рабочий график Кристины Орбакайте – напряженный и стремительный.
Концерты, гастроли, главные роли в спектаклях, телезаписи... Выносимо
ли это для хрупкой барышни-ИЭИ?
- Кристина, тяжко вам?
- Последние полгода прошли тяжело, с самолета нужно было
сразу успеть на репетицию в театр. Ведь когда есть дело, это – ответственность,
нервы, бессонные ночи. Думаешь: быстрее бы закончилось или: ну, это уж
точно в последний раз. А потом – опять все сначала. [18]
- Кристина, вы долго ещё готовы жить в таком темпе, в каком
живете?
- Кто знает... Я постараюсь. Пока я этот темп выдерживаю.
[18]
Необходимо также сказать и об интуиции времени – программной
функции Есенина. Информация по этому аспекту касается изменений в окружающем
мире, течения времени и умения предвидеть развитие событий или возможные
последствия действий.
«Время для Есенина – это пластичный творческий материал,
который можно "сжать" или "растянуть" по своему усмотрению.
Есенин может остановить мгновение, потому что оно "прекрасно",
и любоваться им столько, сколько ему захочется. Есенин очень ценит свое
время...
Не верит в стабильность неприятностей – знает, что они преходящи.
Поэтому даже о самых, казалось бы, мрачных событиях Есенин сообщает с
улыбкой. Всегда надеется и очень много ожидает от перемен, наступающих
после кризиса». [21]
«...Артисты, они, обычно, капризный народ, всегда опаздывают...
Но вот о Кристине во всех интервью я читала, что она достаточно пунктуальна
и в этом убедилась на собственном опыте», – говорит Елена Метелева. [13]
«Я оптимист по жизни и стараюсь радоваться жизни, своим
удачам, что мне удается что-то превозмочь, сделать что интересное, прожить
просто этот день интересно» – говорит Кристина о себе в интервью программе
"Ночные музы".
- Не собираетесь ли вы в будущем в чем-то ещё себя реализовать?
- Время покажет. [4]
На мой взгляд, эта фраза вполне характерна для программной
типа
ИЭИ.
Резюме.
В статье были представлены доказательства принадлежности
Кристины Орбакайте к типу интуитивно-этический интроверт, для чего проводился
анализ по соционическим дихотомиям, и также дополнительная проверка по
функциям модели А. Как уже отмечалось ранее [20], подобное рассмотрение
не противоречит идеологии модели А, поскольку базируется на тех же самых
функциях Юнга. По ходу работы проведено опровержение принадлежности певицы
к социотипам Драйзера, Бальзака и Гамлета.
Следует, однако, сказать, что до написания этой статьи
я сама склонялась к принадлежности Орбакайте к ЭИЭ. Потому как твёрдой
уверенности в рациональности-иррациональности певицы в данных интервью
не удавалось обнаружить. Чашу весов в пользу версии Есенина перевесило
несколько признаний. Одно из них – безграничный оптимизм певицы. Гамлет,
как известно, видит мир в драматических и даже трагических красках. Ждет
всяческих неприятностей... Кроме того, я сомневалась в однозначном признании
интроверсии. Но, нелюбовь, к так называемым «тусовкам», вернее, ярко выраженное
интравертное поведение на подобных мероприятиях, нелюбовь к толпе, и стремление
не выделяться, склоняет моё мнение к принадлежности Есенину. Кроме того,
я уже отмечала теплые отношения с Пугачёвой, полудуалом Есенина. А также
разрыв с Пресняковым, который по мнению большинства социоников принадлежит
к социотипу Максим, можно объяснить интертипными отношениями. Возможно,
«непрекращающийся праздник» активаторных отношений утомил обоих партнёров.
Литература.
1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека // «Соционика, ментология и психология личности»,
Киев, 1996, №№ 1-3; см. также: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение
/ Сост. Л. Филиппов. – СПб: Terra Fantastica, 1998. – 444 с.
2. Горенко Е.А., Толстиков В.А. Природа собственного
«Я». – М.: Армада-пресс, 2002. – 288 с.
3. Кашницкий С.Е. Руководство по практической соционике.
– М.. Астрель, 2003 – 410 с.
4. Лобков Д., Кристина Орбакайте: "Я – немецкая
баронесса. А вы не знали?" // журнал «Самиздат», 2003.
5. Лытов Д., Стовпюк М., Знаменитости
и их типы.
6. «Мегаполис-Экспресс»,
07.07.2003 г.
7. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Внешние
поведенческие признаки представителей 32-х подтипов, рукопись, Киев,
1990 // "Соционическая газета", 2002, вып. 1 (1).
8. Муратова В., "Мало того, что зовут меня не как
всех – Кристина Орбакайте...", «Сегодня», 29.07.99, № 394
9. Орбакайте К. Интервью газете «Слово», Одесса, № 27
(500) 02.08.2002
10. Орбакайте К. Интервью
журналу Shape.
11. Орбакайте К. Интервью
латышскому журналу.
12. Орбакайте К. Интервью
программе "Ночные музы". //
13. Орбакайте К. – Метелева Е. Интервью
радиостанции «Европа +», 1999 г.
14. Орбакайте К. Интервью
радиостанции «Хит-FM» 103,6 в Калуге.
15. Ориентация по звёздам // http://ru.laser.ru
16. Рябинина О., Кристина Орбакайте. Девушка мегаполиса
// «Аргументы и факты – Суббота-Воскресенье», выпуск 09 (174) от 28 февраля
2002 г.
17. Cадчиков М., Отцами моих детей просто так не становятся
// «Мегаполис», 07.2003, № 665.
18. Сафонова С., Кристина
Орбакайте: Живу в бешеном темпе.
19. Седых Р.К. Ещё
один взгляд на соционические пары признаков.
20. Стовпюк М.Ф. Попытка
определения соционического типа Энрико Ферми. // «Соционика, ментология
и психология личности», Киев, 2001, № 3.
21. Стратиевская В.И. Как сделать, чтобы мы не расставались.
Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Издательский Дом
МСП, 1997. – 496 с.
22. Филатова Е.С. Соционика для всех. – СПб.: Б&К,
1999. – 276 с.
23. Шигарева Ю., Кристина
Орбакайте: «Я не мамина дочка».
24. www.bsgraphics.ru/g_kristina.htm
Что выяснил "коллективный разум"?
Сразу после поступления статьи состоялась довольно интенсивная
переписка между автором и редакцией (Д.Лытов,
И.Морозовская, М.Стовпюк).
Как обычно и бывает, часть аргументов показалась убедительными, часть
– не совсем. Но в данном случае нам с автором удалось прийти к общему
мнению по целому ряду вопросов, что и считаем наиболее ценным результатом
дискуссии.
Прежде всего, опасно полагаться на списки знаменитостей,
опубликованные в соционической литературе, как бы громко ни звучали имена
авторов этих книг. Хотя бы по той причине, что авторы не всегда ответственно
относятся к определению их типов. До сих пор, к сожалению, случается,
когда автор, просто «взглянув», сразу «определяет» типы десятков и даже
сотен персонажей. Подробных же статей, посвящённых определению типов конкретных
лиц, пока – единицы.
Нам не удалось понять, по каким критериям В.Стратиевская
зачислила В.Преснякова-младшего в ЛСИ (Инспектор, Максим Горький). Не
исключено, по той причине, что она отнесла К.Орбакайте к типу ЭИЭ (Наставник,
Гамлет), а поскольку в год публикации книги вопрос о разводе между ними
ещё не стоял, то и появилось желание эту пару «дуализовать».
Д.Лытов
признал свою ошибку, когда он, положившись на аргументы из книги С.Кашницкого
«Среди людей», поместил Кристину в своём списке знаменитостей в тип ЭСИ
(Хранитель, Драйзер). Поскольку Кристина ему была не особо интересна,
он предпочёл не углубляться в детали, а поверить мнению журналиста. Однако
при рассмотрении фактов, которые представила автор статьи, редакция пришла
к мнению, что версия ЭСИ опровергнута достаточно убедительно. В то же
время версия ЭИЭ, предложенная В.Стратиевской,
представляется не такой уж невероятной.
Самое главное, что статья вскрыла несколько распространённых
стереотипов, кочующих из одной соционической книги в другую без должного
обоснования. И мы вместе с автором в течение почти месяца занимались увлекательным
процессом разоблачения этих стереотипов. Вот что мы, в результате, обнаружили
совместными усилиями.
1. Логик или этик?
Довольно удачно в статье подобраны аргументы в пользу
этики – причём не просто этики, но функции .
И всё-таки, именно при чтении этого раздела стали появляться
сомнения по поводу интроверсии певицы (о которой было написано далее).
Поскольку так активно выплёскивать свои эмоции на окружающих способен
скорее этик-экстраверт (особенно носитель программной ).
ИЭИ же, наоборот, нередко стремится сглаживать конфликты, эмоции же проявляет
скорее в виде мелких «капризов», чем той бури, о которой рассказывает
сама Кристина.
2. Интуит или сенсорик?
Аргументы в пользу интуиции нам показались довольно удачными.
За исключением, быть может, аргумента о «ролевой функции». Из статьи получается,
что эта ролевая функция – намного сильнее и ярче выражена, чем программная.
Мы попробовали разобраться.
Итак, исходный момент – из одной характеристики в другую
кочует фраза о врождённой элегантности типа ИЭИ. Это не особенно противоречит
практике (хотя мужчинам этого типа бывает гораздо чаще свойственна «творческая
небрежность», да и вообще у мужчин не принято чрезмерно прихорашиваться).
Наличие такого качества объясняется ролевой «сенсорикой ощущений» .
Однако, если мы почитаем любое из описаний «родственного»
типа ИЛИ, у которого тоже ролевая,
то ничего подобного не обнаружим. Получается, у одного типа ролевая функция
работает, а у другого – либо не работает, либо работает каким-то принципиально
иным образом…
А при чём здесь вообще сенсорика? Не связано ли это качество
вовсе не с сенсорикой, а с этикой? В самом деле, именно этика во многом
отвечает за то, как то или иное качество воспринимается людьми. Поэтому
именно интуитивные и логические типы наиболее неприхотливы в одежде –
с одной стороны, из-за не совсем чётко выраженных ощущений, с другой стороны
– из-за относительного равнодушия к тому, как это воспримут окружающие.
У сенсорных-логических типов сенсорика направлена не столько на яркость
одежды, сколько на её функциональность, поэтому и стиль одежды у них нередко
довольно строгий. И наоборот, представители типа ЭИЭ, несмотря на болевую
, нередко
также одеваются ярко и элегантно, хотя, возможно, и в ущерб функциональности
такой одежды. Да и ЭИИ одеваются вовсе не безвкусно.
Мы согласились о том, что человеческие качества гораздо
чаще образуются на пересечении нескольких соционических признаков, чем
определяются только одним признаком. Поэтому элегантность Кристины говорит
о том, что для её типа является сильной хотя бы одна из двух функций –
сенсорика и/или этика (хотя не обязательно обе сразу). В то же время,
«элегантность» не является исключительной характеристикой типа ИЭИ, т.е.
в равной (или даже большей) мере свойственна ряду других типов.
Вот и ещё пример: если для девушек-«исследователей» (интуитов-логиков)
поход по магазинам ради выбора одежды нередко напрягает, то «гуманитарии»
(интуиты-этики) вовсе не относятся к этому как к обременительному занятию,
а наоборот, даже способны получить от этого удовольствие.
Иными словами – то, что автор статьи считает проявлением
«ролевой функции» Кристины, скорее всего, имеет иное происхождение.
3. Рациональность или иррациональность.
В этом разделе мы «поймали» ряд гуляющих по соционической
литературе стереотипов. Например, о том, что именно иррационалам свойственно
бросить одно дело и увлечься другим, или, тем более – делать несколько
дел одновременно.
А так ли это? Логически такие свойства никак не вытекают
из прочих свойств «иррациональности». Но что самое главное – в американской
литературе сторонников типологии Майерс-Бриггс данное свойство относится
к другому признаку – экстраверсия!
Кто же прав? В поисках ответа на вопрос мы вместе с автором статьи совершили
экскурсию по описаниям соционических типов от И.Вайсбанда
(которые, напомним, легли в основу большинства последующих описаний).
И вот что обнаружили:
ЛИЭ (тип рациональный):
«начать одно за другим десять дел, чтобы хотя бы одно увенчалось успехом
– вполне в его духе».
ЭСЭ (тип рациональный):
«работает очень старательно, легко переключается, может делать несколько
дел одновременно, но всё доводит до конца».
В описаниях типов ЛСЭ и ЭИЭ мы не нашли никаких свидетельств
об «однозадачности» или «многозадачности» данных типов. Однако здесь можно
сделать косвенные выводы. В частности, многие представители типа ЭИЭ –
от одиозного Гитлера до гения киноэкрана Чарли Чаплина – имели склонность
занимать одновременно множество должностей, отвечать за целый ряд направлений
(при этом сами они проявляли инициативу, а до конца эти дела доводил уже
кто-то другой). В своих фильмах Чаплин был и режиссёром, и актёром, и
даже писал к ним музыку – это ли не «многозадачность»?
Похоже, правы были всё-таки американцы. А это значит,
что аргументы, приведенные в пользу иррациональности Кристины, могут на
самом деле свидетельствовать в пользу её экстраверсии.
4. Экстраверсия или интроверсия.
В этом разделе основным аргументом в пользу интроверсии
является то, что актриса время от времени любит сосредоточенность и тишину.
Однако против – говорят аргументы, уже рассмотренные нами выше.
5. Заключение.
Таким образом, версия ЭИЭ, предложенная В.Стратиевской,
остаётся вполне вероятной. В то же время, основываясь на описаниях признаков
и функций, предложенных той же Стратиевской, автор вполне добросовестно
обосновала иную версию – ИЭИ.
Налицо противоречие. А причина противоречия – в том,
что соционические авторы не всегда аккуратно пишут книги. Следует признать,
что соционика ещё далека от физики и химии, где каждое утверждение можно
проверить. Соционика ещё только вырабатывает свои определения, можно сказать,
что она находится на той же стадии развития, на которой находится математика
в эпоху Ньютона. То есть надо ещё работать и работать.
Поэтому мы обращаемся с вопросом к читателям газеты: всё же, ИЭИ (Есенин,
Лирик) или ЭИЭ (Наставник, Гамлет)? Редакция не хочет навязывать своё
мнение, а предоставляет возможность высказать его самим читателям. Статью
можно обсудить в форуме «Соционические оргии».
|