|
|||
Влияние процесса рождения человека
|
Автор: Евгения
Константиновна ЛОМОНОСОВА |
Статья впервые опубликована в киевском журнале "Соционика, ментология и психология личности", 2003, № 3. Кроме того, с докладом на данную тему автор выступала на одной из соционических конференций в Москве.
Введение.
Вашему вниманию предлагаются результаты исследования относительно воздействия процесса рождения человека (БПМ) на формирование типа информационного метаболизма.
В настоящий момент исследование находится на своем начальном этапе, поэтому я прошу отнестись благосклонно к представленным материалам, так как безусловно возникают вопросы, ответы на которые ещё предстоит найти.
Рождение гипотезы.
Как практический психолог, я знала, что в сказке человек проецирует очень много бессознательного, сказка – это источник огромного количества материала о его психике, суждениях, поведенческих стереотипах и т.д. Это явилось основой метода определения ТИМа по сказке, разработанного на базе практической школы соционики.
Когда собралось довольно много материала, стало очевидно, что в сказках одного ТИМа проявляются похожие мотивы, одинаковые символы и архетипы, и, в частности, в сказках были заметны образы, идентичные базовым перенатальным матрицам С. Грофа. В некоторых сказках это проявлялось очень ярко. Возник резонный вопрос: есть ли какая-либо связь между процессом рождения (БПМ Грофа) и ТИМом, и следовательно, является ли ТИМ врождённым?
Собственно, до сих пор никаких достоверных данных на эту тему не было. Были всего лишь предположения, в частности, Александра Букалова. В своей работе "О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума" он показывает соответствие квадральных ценностей бессознательному содержанию базовых перинатальных матриц Грофа, т. е. что ТИМ связан с БПМ, но они чисто теоретические.
Есть свидетельства Сергея Ганина (соционика из Лондона) о наблюдаемом им во время холотропных сеансов соответствия переживаемых ощущений БПМ и социотипа. Он наблюдал пять человек, но подробных описаний переживаний теперь предоставить не является возможным.
По всей видимости, достоверно доказать связь ТИМа и БПМ было бы можно, если бы мы имели воспоминания о рождении и знали ТИМ человека – тогда мы бы имели основание утверждать факт врожденности ТИМа.
БПМ С.Грофа.
Многие слышали о БПМ, но не многие знают их достаточно хорошо, по видимому, следует рассказать подробнее о базовых перинатальных матрицах Грофа. Станислав Гроф (доктор медицины) всю жизнь занимался тем, что исследовал возможности различных состояний сознания человека и составлял карту человеческого сознания. Сознание по Грофу содержит три уровня.
Первый – обычное сознание, которому доступны биографические воспоминания.
Второй – связанный с рождением уровень, в котором человек может вспомнить собственное биологическое рождение и его временные окрестности.
Третий – трансперсональный, то есть внеличностный уровень, на котором человек способен переживать состояния, которые уже когда-то переживались, переживаются или будут переживаться другими живыми существами или им самим.
Гроф ввел термин СКО, определяя тем самым важность работы с воспоминанием рождения.
"СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека под общим знаменателем сильного эмоционального заряда одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа или же каких-то других общих для этих воспоминаний важных элементов. СКО представляют общий принцип, действующий на всех уровнях психики, а не ограничивающийся только биографической сферой. Большинство биографических СКО динамически связаны с конкретными аспектами процесса рождения."
В самом процессе биологического рождения Гроф выделил четыре стадии, которые он назвал базовыми перинатальными матрицами. Понятие "перинатальный" состоит из приставки "пери" (греч.) – близко, около и корнеобразующего слова "наталис", т.е. связанный с рождением (лат.).
БПМ-1 – "амниатическая вселенная" . Биологическая основа этой матрицы – опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования, то есть это период до начала родов.
БПМ-2 – "космическая поглощённость и отсутствие выхода". Этот эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного состояния нарушается – вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами; шейка матки закрыта и выхода ещё нет. То есть, схватки уже начались, но шейка матки ещё не раскрылась.
БПМ-3 – "борьба смерти и возрождения". Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по её отношению ко второй клинической стадии биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. То есть, это стадия непосредственного прохождения по родовому каналу.
БПМ-4 – "смерть и возрождение" Стадия непосредственно рождения, когда появляется на свет голова (или ноги в случае тазового предлежания), плечи, а затем все тело. А также некоторый период после рождения.
С.Гроф проводил опыты с измененным состоянием сознания вначале с помощью ЛСД(психоделиком), потом с помощью холотропного дыхания. Эти эксперименты привели к тому, что люди проживали заново опыт рождения.
Что лично меня смущает в холотропных сеансах, не говоря уже о ЛСД-сеансах: это всё-таки сильно измененное сознание, выходя из которого, человек теряет часть своих воспоминаний и образов, и поэтому, строго говоря, для моего исследования оно сложно применимо. К тому же, как психолог я придерживаюсь в работе принципа осознания бессознательного . В связи с этим в процессе большого опыта работы и в симбиозе многих психологических техник и их переработки, родился авторский метод разархивации психо-энергетической памяти ("родители" метода – Загорская Ольга и Ломоносова Евгения).
Сам метод базируется на холистическом подходе (Холос – целостный) – единство разума, чувств и тела.
С человеком в жизни происходит огромное множество событий, и человеческая память не в состоянии удержать все это. Кроме того, события часто эмоционально наполнены и не всегда приятными и приемлемыми для человека чувствами, поэтому срабатывает психологическая защита – вытеснение. Таким образом, человек что-либо может не помнить сознательно, но все эти события как бы заархивированы.
Поскольку человек воспринимает мир через сознание, чувственную сферу, а эмоция обязательно отражается в теле, то если сознание отказывается или не может принять это чувство, то чувство как бы прописывается в теле, в определённых мышцах, ощущениях, телесных зажимах, телесном дискомфорте. Метод позволяет через "память тела" активизировать воспоминание через сопутствующие ему телесные ощущения, эмоции и поднять его на уровень сознания и таким образом вспомнить его. Чтобы это произошло, требуется выполнение только одного условия: достаточно высокая эмоциональная значимость переживания.
Поскольку процесс рождения это тоже событие, происходящее с каждым человеком, эмоционально окрашено и часто психологически и физически травматично, то рождение тоже прописано в теле и поддается воспоминанию. Надо заметить, что это звучит достаточно фантастично, поскольку в классической фрейдовской психотерапии закрепилось понятие о новорожденном как о tabula rasa (пустой, чистой доске), а о его развитии как полностью определяемом последовательностью детских переживаний, а нейрофизиологи отрицают возможность вспомнить рождение, поскольку кора головного мозга у новорожденного ещё не развита и нейроны не имеют миелиновой оболочки. Но мы имеем эмпирические доказательства, что это совсем не так и надо заметить, что и в современной психологии эти старые взгляды сильно пересмотрены и появилось новое направление перинатальная психология.
У методики РПЭП есть целый ряд преимуществ перед техникой холотропного дыхания.
- Для методики РПЭП не требуется состояния глубокого транса, глубокого изменения сознания. Практически человек находится на грани сознания. Таким образом, то, что всплывает из его подсознательного, тут же переходит в сознательную память и осознается. И, следовательно, может интегрироваться.
- При использовании методики человек сам комментирует и описывает свои телесные ощущения, чувства, возникающие образы. Вследствие этого процесс может достоверно протоколироваться.
- Эта методика безопасна для человека, поскольку процесс проходит на грани сознания (а ведущий удерживает эту грань), и процесс контролируется с двух сторон: и ведущим, и самим человеком. У клиента нет ощущения, что с ним происходит что-то без его ведома.
- Очень высокий терапевтический эффект. Воспоминание, осознание и интеграция "заархивированного" опыта происходит практически одномоментно, в рамках одного сеанса.
Согласно Грофу, перинатальные явления имеют два компонента: биологический и духовный.
Биологический аспект перинатальных переживаний состоит из конкретных реалистических переживаний, характеризуемых особыми эмоциями и физическими ощущениями, обусловленных стадиями его биологического рождения.
Во всех стадиях рождения прослеживается и особая связь с символическими образами – духовная составляющая.
Логично предположить, что в сказках будет проявляться духовная составляющая БПМ, а во время РПЭП будет проявляться биологическая составляющая.
Практика показала, что во время РПЭП человек может вспоминать свое рождение вполне реалистически, конкретно, а может символически, в виде образов, т.е. практически реализуя духовную составляющую БПМ. Как будут проходить воспоминания – реалистически, или символически – зависит от того, насколько человек знаком со своим внутренним пространством, какой у него опыт работы со своей психикой. Чем глубже знаком человек со своей психикой, тем подробнее и конкретнее он вспоминает биологическое рождение.
Сравним содержание переживаний, символов и образов соответствующих базовым перенатальным матрицам, сказкам и разархивации психо-энергетической памяти.
БПМ- I и 1-ая квадра
Образы БПМ-1
Биологическая основа этой матрицы – единство плода с матерью во время внутриматочного существования. В период безмятежной жизни в матке условия для ребёнка почти идеальные. Картина жизни в утробе матери может показаться весьма безоблачной. Но это не всегда так. Некоторые факторы способны серьёзно их осложнить.
- физические: сдавливание, шумное окружение матери, тряска в транспорте;
- химические: лекарственные, пищевые отравления;
- физиологические: недостаточное кровоснабжение, изменение гормонального уровня, угроза выкидыша;
- психологические: сильное беспокойство, напряжение, вспышки гнева, страх родов, стресс, тяжелое психо-эмоциональное состояние матери.
Это могут быть кратковременные неудобства для плода, а могут быть длительные. Например, хронические заболевания матери, вредные привычки, жестокое обращение с будущей матерью. И тогда речь может идти о том, что Гроф назвал "плохой маткой".
Духовная составляющая этой матрицы включает в себя образы различных водных жизнеформ, чувство единства с космосом, ощущения высокого полета, отождествления себя с межзвездным пространством, различными космическими телами или же со всей Вселенной во всей её полноте. Нескончаемые дары матери-природы, выражающиеся в красивой безопасной сытой жизни. Зло в этом мире эфемерное, неуместное и даже несуществующее.
В случае же "плохой матки", поскольку внутриутробные беспокойства имеют в своей основе химические изменения, преобладающими темами здесь являются загрязненная или опасная окружающая среда, отравления, а также различные негативные влияния.
Переживания БПМ-1 часто ощущаются как священные или относящиеся к высшему порядку. Это глубокое чувство космического единства и блаженства, ощущение обладания прямым, непосредственным и немедленным доступом к знанию и мудрости вселенской значимости. Экстаз, связанный с БПМ-1 Гроф называет "океаническим блаженством" . Он пишет, что передать это состояние словами невозможно. Можно лишь сказать, что оно "неописуемо или невыразимо". Вселенная становится "не загадкой, которую надо разгадывать, а переживаемой мистерией".
Абрахам Маслоу назвал это " пиковыми переживаниями". Он охарактеризовал из следующим образом: "Ощущение целостности, единения и слияния, отсутствие усилий и легкость, полное использование своих возможностей, свобода от блоков, заторможенности и страхов, спонтанность и выразительность, бытие здесь и сейчас, бытие с чистой душой и духом, отсутствие желаний и нужд, одновременное проявление инфантильности и зрелости и неописуемая красота.
Образы в сказках.
В сказках ТИМов из первой квадры всегда все очень мирно, спокойно и очень гармонично. Автор занимает философскую наблюдательную позицию. Чаще всего он пытается решить вопрос на философском уровне и редко производит какие-либо конкретные действия. Зло в сказках первой квадры отсутствует. Герои сказок первой квадры часто летают или сремятся летать. И никогда не встречается образов подземелья.
Сказка!
Итак, возможно, дорогие друзья, дело было на самом деле, а может быть, и вовсе ничего не было.
Жил-был один человек, который хотел летать. Понятно, что люди не летают и все говорили об этом. И он сам вроде бы понимал это. Но… Что-то внутри не давало ему покоя. Несколько раз он прыгал с крыши и ломал себе то ногу, то руку. Хорошо, что шею себе не сломал, а то бы сказка быстро закончилась. Да и ума у него хватило с крыши прыгать, а не с колокольни.
Сначала он сделал крылья из ткани, но сорвался вниз, потом из перьев кур и петухов (все куры в деревне ходили общипанные!) Ничего не получалось! Приуныл он. Хотел оставить свою мечту. Но…она приходила к нему во сне. И он увидел однажды, что он летит и ему легко и радостно. Проснулся он. Взглянул на небо, улыбнулся и полетел!
Я вот к чему: кто верит и действует, тот сделает!
Вперед, ребята!
М.Д. – интуитивно-логический экстраверт (отрывки)
Пошёл Иванушка искать счастья, пошёл, куда глаза глядят.....
.....появились у Иванушки крылья, и взлетел он над поляной и над лесом дремучим и увидел с высоты он всю свою сторонушку и дом родимый. И вспорхнула с дерева жар-птица, и сказала ему жар-птица: "Свободен ты теперь, Иванушка. Лети туда, куда душеньке твоей угодно. Был ты свободен, а теперь стал ещё больше свободен". И полетел Иванушка над родной сторонушкой в даль далекую.
Герои этих сказок хотят летать бесцельно – это просто состояние их души.
А вот пример ощущения космического единства, поиск вселенской мудрости.
Е.Л. – этико-сенсорный экстраверт (отрывки)
Жила на небе Звездочка. Радостная такая. Странная. Все металась по небу – то место ей получше надо, то соседей поинтересней, то ещё чего-нибудь понадобится. Собственно, случалось это оттого, что сама Звездочка не знала, чего она хотела. Нет, то, что сиюминутно, или даже на ближайшие 10 минут хотела, она знала. А вот, собственно, то что она хочет по-настоящему, действительно хочет, то, что ей было нужно, или то, что умные люди называют Свой Жизненный Путь – она не знала. Молодая она была, неопытная. ....
...Но все в этой жизни живет по Законам. И один из Законов гласил: “Все движется, все меняется”. На самом деле в Космосе даже самые большие и, казалось бы, неподвижные тела двигаются по своим Орбитам – по своему пути. Так и наше Небесное Тело медленно летело по своему. И Звездочка не заметила, что давно уже находится на чужом Пути. К тому времени она уже повзрослела, стала мудрее и превратилась в Звезду, как и было ей предсказано Небесным Телом. Смутное воспоминание о предсказании периодически тревожило Звезду. Она пыталась вспомнить, зачем и почему она летает вокруг этого Небесного тела, ведь вокруг так много ещё непознанного и интересного, а Космос так велик, что и всей Жизни не хватит, чтобы познать хотя бы часть его сути. Звезда от этих тревог стала задумчивой и молчаливой. И, наконец, она вспомнила о второй части предсказания: “У тебя большой и великий жизненный путь”.
“Спасибо тебе, Небесное Тело! Спасибо, что ты позволило мне быть рядом с тобой, найти свои ответы, набраться жизненной мудрости и превратиться в Звезду. Спасибо тебе за твое спокойствие и подаренную мечту. Но мне пора лететь по Своему Пути и воплощать свою мечту в своей Жизни”.
Звезда вздохнула, набралась сил, улыбнулась, прошептала: “Я люблю тебя. Прощай, Небесное Тело. До новых встреч в Космосе”, – сошла с орбиты и полетела по своему Пути Мудрости к новым знакомствам и новым возможностям. Она была счастлива.
Впереди была целая Жизнь.
Характерный мир интровертов 1-ой квадры пусть не космический, но очень мирный и гармоничный.
Л.К. – логико-интуитивный интроверт (отрывок)
Где-то в лесу находится городок под названием Ежик-таун, в котором живут одни ежики. У каждого и них есть своя семья и свой дом. Они живут и ведут себя совсем как люди: так же дружат, ссорятся и мирятся, растут, женятся, заводят детей, ухаживают за домашними животными – насекомыми. Все ежики очень дружелюбные и у них никогда не бывает войн, они всегда готовы помочь другому......
Можно встретить в сказках и образы, соответствующие "плохой матке".
А.А. – интуитивно-логический экстраверт
Мудрецы всего мира собрались в огромном замке и стали думу думать, как спасти все человечество от разрушительной силы, охватившей все человечество. Один сказал, они изобретают оружие, которое сами на себе и испытывают. Другой сказал, они вживляют детям страх перед будущим, лишая их воли. Третий сказал, они роют себе техническую могилу. Долго длилась эта дискуссия, и все больше доводов было высказано, и тогда самый мудрый мудрец остановил споры, и сказал, что раз мы – часть человечества, значит, также подвержены влиянию жизни, и что спасать никого не надо, и что все должно течь так, как оно есть, ибо по закону сохранения энергии всему свое время и место. Наше место в данном времени наблюдать и изучать жизнь, а не препятствовать необратимым процессам ее. Пусть каждый поступает так, как чувствует, и чувствовать он себя будет в зависимости от своих поступков.
О.З. – логико-интуитивный интроверт (отрывки)
Сказка о Короле и страшной Болезни
В одном краю в давние времена жили и соседствовали много-много маленьких государств. В каждом из них был свой король, свой народ, свое хозяйство. ...
В государстве был Источник, из которого текла Река и поила весь народ. Люди знали, что за Источником необходимо было ухаживать, регулярно очищать, иначе вода застаивалась и загнивала. Но государству приходилось нелегко. ....
.... Народу некогда было работать, отдыхать и радоваться. Источник никто не чистил, вода в реке застоялась и в ней поселилась Болезнь. Люди пили воду, им становилось плохо, они заболевали и умирали – целыми семьями и деревнями. ....
...И вот появился ещё один Человек, о котором говорили, что он очень мудрый, у него есть волшебная Сила, и он лечит людей. Его позвали во дворец и обратились к нему за помощью. Человек внимательно выслушал Короля и его Министра, посмотрел, что творится в стране и ответил так:
-Да, я могу вам помочь, у меня есть для этого Сила. Но все, что вам предлагали, было не хуже моего. И все эти средства, включая и моё, не смогут спасти ваше государство, пока не будет удалена причина Болезни.
-Скажи нам, в чем же причина, и мы уничтожим ее! – вскричал главный Министр.
-Ты и есть эта причина, – ответил Человек.
Тягостное молчание повисло во дворце. Каждый понимал, что сказанное – правда. ....
Представители первой квадры во время "разархивации" испытывали очень приятные позитивные чувства. Они долго и с наслаждением переживали ощущения, связанные с БПМ-1.
Е.Л. – этико-сенсорный экстраверт
Как будто парю высоко. Чувство легкости. Высоко в небе, не видно земли, ощущение полета. Нет возраста. Очень легко и приятно. Так высоко, на грани Земли – космоса. Свет не яркий, светло, темнота, пронизанная светом. Очень красиво. Я просто там, расслаблена, легко. Потоки воздуха носят, а я ничего не предпринимаю для этого. Я чувствую, как будто я все знала, гармоничное состояние. (переживания, связанные с 1-ой БПМ заняли по времени большую часть РПЭП) Я себя снаружи не вижу, только чувствую столб света.
Он как будто притягивает. Источник не виден. Это не солнце. Где-то внизу. Я вокруг столба начинаю будто спускаться, как в водоворот.(начало фазы 2-ой БПМ) Потоки меня носят. Я начинаю кружиться ближе. Чувствую легкое беспокойство. По телу легкие судороги, я не тороплюсь. Все идёт своим чередом, медленно. Меня кружит вокруг. Я расслабляюсь. Он притягивает, интересно. Мне туда надо. Все внимание в этот столб света. Он как воронка, расширяющийся. Очень яркий свет (дрожат руки, подергивается).
Голова кружится, меня начинает туда засасывать, лечу вперед ногами.(фаза 3-ей БПМ) Я в столбе света. Он делается уже. Я там, в столбе, мне немного тесно. Голова кружится, ноги стискиваются. Лечу вперед ногами. Ногам немного тесно. Я протискиваюсь ими. Свет такой яркий, жарко, тепло как-то, душно, трудно дышать, должен быть выход. Свет не яркий. Я расслабляюсь, будто все кончилось. (фаза 4-ой БПМ) Как-то темно, не пойму, ноги завернуты. Устала, голова тяжелая, ноги вовнутрь выворачиваются. Ноги -Х, ступнями внутрь.
Опять свет, это не тот свет, нет состояния парения, нет свободы, состояние скованности. Другое состояние какое-то. Будто я потеряла знание. Исчезло что-то – и состояние более материальное. Ощущение потери. Теперь я на земле. Чувствую тяжесть тела, спокойно. Хочется наверх обратно!
Возможно где-то люди, но мне все равно. Я с ними не контактирую. Я проделала тот путь, который должна была. Я хочу запомнить все, что было. Как будто я все знала. Я хочу это запомнить, не хочу забывать. (тихо плачет)
Терапевтический образ – глубокий космос, тёмный и пронизанный светом одновременно. Это образ гармонии, внутреннего понимания всего. Понимание сути вещей и мира.
При рождении у Е.Л. было тазовое предлежание и сопутствующая родовая травма -вывих тазобедренного сустава, что и выразилось в телесном ощущении.
Можно заметить, что в данном РПЭП присутствуют все четыре БПМ, но эмоционально наполненной и значимой была именно БПМ-1.
Встретился и случай "плохой матки". О.П. была не готова продолжить процесс и вышла из него. (Единственный случай решения клиента выйти из процесса, не завершив его.) Через неделю ей был проведен повторный сеанс РПЭП, на котором она переживала свою БПМ-1 с удовольствием и радостью. Это подтверждает высокий терапевтический эффект методики, поскольку такая глубокая психо-физиологическая травма была излечена без следа.
О.П. – интуитивно-логический экстраверт
Первая разархивация.
Чувствую тревогу.
Я вижу ребёнка. Он расположен около сердца. Он лежит свёрнутый. Он маленький, у него есть руки и ноги. Черная голова. Лица не видно, потому что он свернутый лежит. Он просто лежит. А теперь я вижу совсем маленького, эмбрион. Страшненький. Вокруг него темно. Он свернутый, голова большая. Он начинает расти.
Он лежит как будто в каком-то вакууме. Свет голубой. Он освещает его. Это не вакуум, а пространство, в котором он находится, это колба. Мне не нравится это пространство. Оно узкое, мало места, да и свет дурацкий.
Меня преследует образ куклы, голого пупса, она не живая, обычная кукла.
Кукла – мёртвый ребёнок. Это я – мёртвый ребёнок. Он очень слабый. Он был живым, но умер...
В пространстве во время развития было холодно, тесно, свет его раздражал. Ему не хватало тепла. Атмосфера была неприятная, чувствовал себя одиноким.
По свидетельству матери, ребёнок родился в срок, но ослабленным, с малым весом и слабыми рефлексами.
Вторая разархивация.
Вижу маленького ребёнка, светящийся комок. Он находится в области сердца. Он привязан к сердцу каким-то канатиком, пуповиной. Ему там хорошо. Я его ощущаю наверху своего тела. Очень приятное чувство.
Ему там хорошо. Стало жарко в этой области. Ощущение, что этот образ у меня внутри. Мне там хорошо, тепло. Ощущение покачивания, как в лодке. Качает: туда-сюда.
Я вижу перед головой образ, но вижу плохо, хорошо ощущаю его внутри.
Пульсирующие движения. Комочек развернулся головой вниз. Он светится. Он подсвечивается. Он куда-то плывет, начал движение. Его затягивает, как в воронку.
Я вижу его с двух сторон и внутри и снаружи. Он куда-то плывет. Кажется, что выбрался из воронки. Он уже появился.
Образ: цветок, который раскрывается. Он розовый. Этот цветок несет в себе символ рождения. Чувство красоты. Гармония. Чувство спокойствия.
БПМ- II – 2-ая квадра
Образы БПМ-2
По Грофу, "исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами. Шейка матки закрыта и выхода ещё нет".
Духовная составляющая БПМ-2 связана с потерей "океанического блаженства" и вовлечения в процесс рождения. Она несет в себе сильную тревогу и ощущение нависшей угрозы. Кажется, что вселенная находится в опасности, но источник этой угрозы остается тайной. В попытках найти объяснение человек может приписывать ощущение угрозы ядам, излучениям, злым силам, тайным организациям. (В крайних случаях может ощущать паранойю).
Возникают образы гигантского водоворота, разверзшейся земли, пожирания героя чудовищами. Эти переживания могут достигнуть всемирных масштабов, в которых погибают не только герои, но и весь мир. Вся атмосфера в целом напоминает картину апокалипсиса, наполненную ужасом, страданиями, катастрофами и стихийными бедствиями.
Возникают и сцены голода, дискомфорт от холода, льда или снега (это связано с тем фактором, что при сокращении матки снабжение ребёнка кровью прерывается). Также типичные аспекты образов БПМ-2 – атмосфера нечеловеческого мира автоматов и механических устройств и образы человеческих безобразий и уродств.
Переживания этой матрицы приводят к экзистенциальному кризису, чувству метафизического одиночества, отчуждения, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, вины. Застревания на этих чувствах могут привести к эндогенной (имеющее внутреннее происхождение) депрессии.
По сути, переживания БПМ-2 связаны со страхом смерти, страхом никогда не вернуться назад и страхом сойти с ума.
Образы в сказках.
В сказках второй квадры появляются чувство опасности, картины природных катаклизмов, темы смерти, злые силы, уродства.
Ниже приводится примеры сказок с характерным всемирным ужасным концом всей жизни или по крайней мере серьёзной угрозе ей.
А.Б. – этико-интуитивный экстраверт
Сказка о том, чего не было, но вполне может быть.
Случилось это все в обычный летний день. Мальчик под именем Шульменштрудель шел по улице со звучным названием ул.Соловьиная и сосал леденец на палочке, насвистывая «Лунную сонату» Бетховена, перемешивая её со «Щелкунчиком» Чайковского. Надобно отметить, что все это действо происходило в уездном городе XXL, XXX губернии. Все вокруг радовалось и пело, это был прекрасный летний день. Лица горожан светились улыбками, мороженщик Ульбрихт с большими усами и веселым задиристым выражением лица только и успевал подносить новые порции мороженого.
И вдруг, раскаты грома раздались на севере города у Чертовой горы. Лица прохожих исказились в ужасе, только мальчик Шульменштрудель злобно усмехнулся, он то знал, что это за раскаты грома, потому как он сам был им причиной! Мальчик Шульменштрудель был никакой не мальчик, а страшный и ужасный злой маг и колдун Разворотилошлюген! Мирные жители знали, что Разворотилошлюген заточен в Чертовой горе и раскаты грома не могли предвещать ничего хорошего! А дело было в том, что злой колдун обманом и хитростью и несказанной силы магией сумел высвободиться из-под 3333 глыб, расположенных над темницей, где он был заточен в 1000 цепей толщиной в ногу Дракона. И сдерживаемый 10 заклинаниями самых могущественных волшебников малых и больших земель.
Самое же страшное состояло в том, что Разворотилошлюген за время заточения разработал ужасный план покорения ХХХ губернии, а потом и всего Доброго Мира. Но об этом бедным жителям ещё предстояло узнать.
Так начиналась новая мрачная страница в истории Доброго Мира…
Том XIXV летопись 2 H 13.
Верховный писарь его преосвященства
Архимандр Луквеншглуэр.
А.Л. – этико-интуитивный экстраверт
В одной деревне под названием "Спокоино" на тихой улочке, в милом доме жила семья полоумных ученых. Как-то ребёнок из этой семьи, которому имплантировали хобот слона,баловался с химическими препаратами. Ему нравилось переливать разноцветные жидкости в разные колбы. И как-то раз прогремел взрыв и появился монстр. Это его создал мальчик с имплантантом хобота слона. Этот монстр имел три рта, десять глаз, восемь ушей, четверо ног, и он имел такой же имплантант хобота, как и мальчик. Потом выяснилось, что он питается мозгами людей. И вот как-то ночью он вышел на охоту. Когда он увидел низкорослого человека с бананом вместо носа, он пошёл за ним. После того, как он высосал его мозг, он вернулся домой. На следующий день у него началась химическая реакция. У него из хобота стали расти бананы. И он стал ещё страшнее. И он жаждал все больше мозгов. Когда он высосал мозги у всех обитателей земли, он погиб от голода.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
А.Д. – логико-сенсорный интроверт
Далеко-далеко, где-то в Сибири, жила дружная, на первый взгляд, семья. Летом они заготавливали грибы, ягоды и овощи, а зимой трудились в доме и ели заготовленное. Все очень просто.
Но вдруг, однажды на их хутор обрушился ураган! И, казалось, ничто не выживет в этой стихии! Рвало крыши домов, ветер ломал деревья, словом, рушилось все! Вся система их жизни, все структура бытия разрывалась на части!
И каждого члена семьи посетила жуткая мысль: никогда уже не будет так, как было! И они решили побороть стихию! Конечно! Ведь надо же было вернуть былое! Распределившись, они пошли против бури! Один строил громоотвод, другой приспособил поливальный шланг для отсоса воды, третий – той же водой тушил пожар…
И так до тех пор, пока все не утихло.
И только потом, когда вся система жизни (прежняя система) была выстроена, они поняли – как же хорошо: жить одной семьей и одной, по большому счёту, структурой! Вот так-то.
В следующей сказке явно видна тема безысходности, экзистенциальное отчаяние.
Н.И. – этико-интуитивный экстраверт
Однажды пошел снег, белый и очень холодный. Он шел так долго, что засыпал всю землю, все дома, и даже самые высокие ели до верхушек. И тучи такие плотные и такие серые висели, что никто давным-давно не видел солнца, и люди стали уже забывать, как ярко оно светит, сколько тепла и любви оно дарит. А один маленький мальчик никогда не видел солнца, потому что родился уже после того, как снег пошел. Когда мама и папа рассказывали ему о солнце, мальчик спрашивал: «А почему солнце ушло, и пришел снег? А когда вернется солнце и весна? Когда? Когда?» Родители отвечали ему: «Никто не знает, когда вернется солнце… Разве мало тебе нашей любви и тепла? Разве мы тебя не любим, не греем?» А мальчик уходил в свою комнату, запирался и мечтал о том, как однажды покажется это огромное, яркое, доброе солнце и согреет всю землю, всю огромную землю, тепла хватит каждому, всем-всем, и побегут быстрые речки, и взметнутся ввысь молодые деревья, и яркие цветы покроют ковром мягкую землю. Шел год за годом, мальчик рос и стал юношей, но ничего не менялось. Все также ночами снилась весна, но все также шел снег, и висели тяжелые тучи. И однажды больше он не стал ждать, он стал слишком большим и сильным, чтобы просто ждать. И тогда он собрал рюкзачок и отправился на поиски солнца и весны. Шел год за годом, а от юноши нет весточки. Горе поселилось в доме его родителей. Где он? Кто знает… Быть может, бродит он один по заснеженным пустыням и сердце его болит от того, что ему так не хватает тепла родного дома? Быть может, нашел он солнце и счастлив так, что забыл о родном доме? А может, даже найдя солнце и весну, греясь в лучах солнца, больно ему от того, что не может больше найти дорогу назад? Кто знает… Кто знает…
К.К. – интуитивно-этический интроверт (отрывок)
В одно прекрасное летнее утро на свет появилась невиданной красоты Бабочка. Не успела Бабочка открыть глаза и сообразить, кто она такая и где очутилась, как до её слуха донеслись горестные рыдания Мамы-Бабочки и тихий голос Папы-Бабочки, который безуспешно пытался утешить Маму. Оказывается, что новорожденная принадлежит к очень редкому виду бабочек, которые отличаются редкостной красотой, но при этом срок их жизни весьма непродолжителен – всего лишь одни сутки. Бабочки никак не могла понять, почему мама так переживает, что она "ничего не успеет в этой жизни", и искренне удивлялась её отчаянию, так как сердце самой Бабочки было переполнено радостью в предчувствии чего-то неведомого и прекрасного. Папа-Бабочка был настроен более оптимистично и утверждал, что одни сутки – это целые 24 часа, что составляет 1440 минут, а это, в свою очередь 86400 секунд. В общем, есть неплохие шансы "кое-что успеть". Хотя Бабочка совсем не понимала значение таких слов, как "ничего", "кое-что", "успеть" и "жизнь", ей отчего-то сделалось очень грустно. Положение спасла мудрая Бабушка-Бабочка, которая сказала, что неважно, сколько времени предстоит прожить – главное, как прожить: нужно просто наслаждаться каждым мгновением жизни. Бабочке очень понравился бабушкин совет, только она опять-таки не совсем поняла, что значит "наслаждаться жизнью" и как это сделать.
В итоге Бабочка решила просто следовать зову своего сердца, которое подсказывало ей, что Мир, в котором она очутилась, удивительно прекрасен и стоит того, чтобы посвятить ему то небольшое время, которое у неё есть. Бабочка попрощалась с родителями и отправилась знакомиться с Миром....
Протоколы РПЭП
Т.К. – этико-интуитивный экстраверт
У меня немеют руки, кисти. – Где ты находишься? (Дрожит) Я внутри, мне страшно. Я чувствую что-то, я не знаю, что это. Мне хочется спрятаться куда-то, потому что снаружи меня как будто толкают. Меня толкают снаружи. (Начинает плакать). У меня в кистях рук и в коленях немеет. Темно и холодно. В животе холодно, лед в пупке. Как будто в живот входит мороз. В животе льдина и мороз от нее. (Охает, спонтанно двигает руками, стонет). Что-то меня сдавливает, снаружи меня сдавливает. Я совсем маленькая, я не знаю, что делать. Я занимаю много места. (Двигает руками). Давит уже совсем, как будто мне нет места. Дрожь от кистей до локтей. Руки током пробивает, ноги до колен. О, Господи! Сжимает руки. Как будто током пробивает. Обволакивает и сковывает. Опускаюсь..., погружаюсь. (Стонет). Я не знаю, это не моё все, это не моё . (Плачет). Было так хорошо. (Плачет). Как будто меня хотят убить. (Продолжает плакать громко). Я не чувствую рук и ног. Я чувствую только голову и плечи. Руки как в токе, как в розетке. Я не хочу, я не хочу, я не хочу. Я все терплю, я терплю, я терплю. Я слышу как будто даже. Где это? Боже мой... Я держусь руками за электрическую машинку. Я подключена к вибрирующему аппарату. Я не могу от него отцепиться, не могу отцепиться. Хочу и не могу. Слышу, как он гудит. Слышите, как он гудит? В руках все. В ногах тепло. В животе тепло. Руки сводит. Стало светлее. Мне не страшно. Я не одна, я чувствую, что не одна. Не знаю, кто это. Я спокойна, мне не страшно.(фаза 3-ей БПМ) Я чувствую защитную оболочку. Тепло. От этой оболочки тепло. Это от оболочки ток. А она сама теплая. Идет судорога по рукам. Тока все меньше. Судорога по рукам. Вокруг меня... Что это, я не знаю. (Сосательный рефлекс, руками что-то трогает) Пространство другое стало. Воздух мой. Вокруг стало по-другому, стало по-другому. Не как обычно, как будто голое все. Голое, и как будто я голая. Вокруг меня нет теплого. Как будто на ветру, как на ветру. (Дрожит, сильная дрожь). Мне плохо здесь, темно, неуютно очень. Вокруг меня воздух, он какой-то не мой. (Расслабилась). Сейчас я как будто провалилась в мягкое, пушистое. Как в невесомости, тела не чувствую, вообще его нет. Вокруг светло, светло, светло и просторно. (Вздрагивает). Я чувствую такое облегчение и спокойствие. Мягко. Как на облаке. Вокруг светло, свет, день. Дневной свет. Ничего конкретного. Просто тёплый свет. Я чувствую такую защищённость, никаких границ нет, дышать легко. Тепло. Я не ощущаю тела своего, я не знаю, где оно кончается. Как будто я – это цвет. Приятно.
Образ – облако. Это защита, спокойствие, уверенность, жизнь. В жизни всегда есть такое облако, где хорошо.
А.М. – интуитивно-этический интроверт
Ощущение, что в капсуле лежишь свернутый. Вокруг меня как шарик. Темно, тепло, комфортно. Мне около шести месяцев. Над шаром что-то большое, светящееся. От светящегося идёт канат ко мне. Я то свободно плаваю, то проваливаюсь в сон. Иногда начинает трясти. Трясется сам пузырь и я вместе с ним. Мне это некомфортно, меня это пугает. Раздается голос, он со мной общается. Голос тихий, спокойный. Скорее всего это голос матери.
Я расту, мне становится тесно. Мне некомфортно, мне хочется расширить это пространство. Я ощущаю точку, на которую могу опереться. Я могу сама раздвигать пространство, когда оно начинает давить. Некомфортно где-то в животе. На данный момент я начинаю привыкать к дискомфорту, что мне тесно. Но становиться страшно. Я хочу дотянуться до светящегося тела, прижаться к нему, но меня относит от него, тянет вниз. Тело сжимается ещё больше, меня скручивает в маленький шар, я пытаюсь противостоять этому, но не могу. Мне не хватает воздуха. Плацента начинает ярко светиться и меня относит все ниже. Голову чем-то зажимает. Я не могу развернуться. Я хочу вернуться назад в шар. Меня зажимает, голова у меня зажата, на неё давят, она сдавлена. Меня куда-то тянет. Мне хочется вернуться назад. Мне страшно. Вокруг меня темнота. Я уже не вижу шар, я ничего не вижу. На меня давит со всех сторон, я хочу раздвинуть это, но не могу.
Это тесный канал, который давит со всех сторон. Мне не хватает воздуха, темнота нарастает, мне становится ещё страшнее. У меня становится меньше воздуха. Я не вижу света внизу. Мимо меня проносится какая-то жидкость. Эта жидкость, в которой я жила. Меня бросает в жар и сжимает все сильнее. Больше всего зажимает голову и периодически отталкивает назад. Становится то комфортно, то неприятно до боли. Темнота растет, все больше давит. Мне нечем дышать. Я продвигаюсь, но с трудом. Этот канал очень узкий. Меня начинает что-то пихать в ноги. Оно пихает, потом расслабляется, опять начинает давить. Я слышу какие-то крики. Где-то кто-то кричит. Я не могу понять что кричат, потому что мне давят на голову. Но тут раздаются ещё звуки, которые раньше не ощущались. Меня выпихивают куда-то – вокруг меня стены, которые сдвигаются все плотнее и плотнее. Они все уже и уже. Я хочу назад. Мне нечем дышать. Я задыхаюсь. Зажимает все. Стены начинают давить очень сильно, пока они расслабляются хочется куда-то сбежать. Мне некуда ползти. Я уперлась со всех сторон, со всех сторон на меня давит. Я во что-то упираюсь головой. Напряжение на ноги и на голову растет, чувствую боль, хочется орать. Я пытаюсь открыть рот и орать, но жидкость проникает в легкие и мне нечем дышать. Канал, по которому я получала воздух, не работает. Я не могу ничего, я не двигаюсь даже изнутри. Сердце останавливается. Подбородком толкаю собственную голову. Толчки становятся все сильнее. Внутри все останавливается. Ощущение, что я могу двигаться идёт через мои ноги. Меня кто-то выдавливает, это не моё желание. Меня выдавливают как из тюбика. Такое ощущение, что твое сердце заставляют биться. Я вижу свет, меня несет на него. Света больше нет, меня опять зажимает. Кто-то не пускает меня. Появляются звуки, которые начинают резать уши – это звуки снаружи, они резкие, пугающие. Я сопротивляюсь тому, что мою голову не пускают. Меня вытягивает, я сама выталкиваю себя. Свет режет глаза, нет сил дышать, изнутри воздуха нет.
Мне уже свободно и холодно, но нечем дышать. Темнота, я ничего не вижу. Мое сердце не движется. Бьют в область сердца, его заставляют биться. Оно начинает двигаться. Вода – выходит из меня через рот. Я могу дышать, я вижу свет, я лежу на твёрдой холодной поверхности, рядом два человека в белом, они светятся. Мне холодно, меня бьют, я начинаю кричать. Рядом кресло, а на нем лежит женщина, я не могу понять кто это, но хочу к ней. Меня стягивают тканью и мне темно. Не хочется двигаться, меня несут к женщине, она улыбается. Мне все ещё холодно, но почти состояние комфортности, которое было внутри. Я начинаю засыпать. Я лежу на груди мамы, мне не хочется двигаться, мне тепло и хорошо, я хочу отдохнуть.
Со слов мамы: ребёнок был крупный – 3900 г. В "родовую" бежала в прорезавшейся головкой. Ребенок был белым, закричал не сразу.
В данной РПЭП были достаточно активно прожиты 2-ая и 3-ья БПМ, но 2-ая была гораздо эмоциональней и, хотя по объему текста это не заметно, по времени она была дольше и связана с сильными физическими реакциями.
БПМ- III – 3-я квадра
Образы БПМ-3
На этой стадии сокращения матки продолжаются. Но в отличие от предыдущей стадии шейка матки теперь раскрыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто, высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.
В духовном аспекте богата как положительными, так и отрицательными образами и очень динамична. Борьба за выживание продолжается, но появляются чувства надежды и веры в то, что этой борьбе придет конец.
Эта матрица характеризуется переживанием физической боли, тревожности, агрессивности, странного чувства возбуждения и движущей энергии и самым неожиданным аспектом всего процесса рождения – сексуальным возбуждением.
Символика БПМ-3 включает в себя агрессивные, садомазохистские, сексуальные, демонические и скатологические темы (скатология – взаимодействие с различными физиологическими выделениями, кровью, внутренностями). Всем им присущ один и тот же мотив: столкновение со смертью и борьба за рождение. Это атмосфера титанической борьбы, разрядка взрывным образом: стихийные бедствия, взрывы вулканов, вообще взрывы, агония смерти становится экстазом рождения. Все это преобразуется в то, что Гроф называл " вулканический экстаз".
Сексуальные аспекты БПМ-3 обычно переживаются как обобщенный эротизм, ощущаемый не только в области гениталий, но и во всем теле. Это не тот эротизм, который переживается в романтических отношениях. Здесь делается акцент на эгоистическом удовлетворении примитивных сексуальных побуждений, часто содержащих в своей природе отклонения от нормы. Эти аспекты часто сопровождаются сценами, связанными с сексуальностью и деторождением, жертвоприношения и самопожертвования, вакханалией.
Переход от БПМ-3 к БПМ-4 часто ассоциируется с видениями уничтожающего пламени. Своеобразный огонь очищения. Миф о птице Фениксе.
Образы в сказках
В сказках ТИМов из третьей квадры тема смерти и жизни получает свое развитие. Появляется эротизм, делается акцент на деторождение.
В этой сказке героиня искала чувственной любви и это стало темой всей сказки.
О.З. – сенсорно-этический экстраверт (отрывки)
....Жила-была девочка, которую звали Алёнушка. Она была очень красивой с крупными темно-зелеными глазками, роскошными кудрявыми волосами каштанового цвета, щёчки у неё были с легким румянцем, словно свежее яблочко, губки пухленькие, словно они рождены для поцелуев. Хоть ей было 15 лет, но она выглядела как полностью созревшая девушка: пышногрудая, с осиной талией...
...И отправилась как-то Алёнушка искать своего принца, уж очень её сердце измучилось от одиночества без любви. Ей так хотелось подарить всю свою нежность, теплоту, доброту, которым не было предела самому единственному человеку на свете...
...Когда Аленушка вошла в комнату, то увидела мальчика, играющего на пианино. Их взгляды встретились. Оба сразу почувствовали, что между ними вдруг пробежал ток любви. Волна любви их так накрыла, что они не сдержались и бросились друг другу в объятья. Это была любовь с первого взгляда. Они поняли, что они созданы друг для друга...
В нижеследующей сказке заметна специфическая реакция на еду и сам процесс поглощения пищи связан с эротическим аспектом. Гроф приводит соответствие эрогенных зон по Фрейду и 3-ей БПМ соответствует жевание и глотание пищи, оральная агрессия и разрушение объекта.
Н.К. – сенсорно-этический экстраверт
В одном сказочном лесу жил медвежонок. Однажды утром он вылез из берлоги и пошёл гулять. Ему было всё равно, куда идти. Медвежонок шёл и напевал какую-то смешную мелодию. Кстати, день выдался на славу, хотя это была осень. Светило и пригревало солнышко, пели птички, и деревья были покрыты разноцветными листьями. Под ногами шуршала листва. Медвежонок вспомнил, что он с утра ничего не ел и решил найти что-нибудь съестное. Оглядевшись по сторонам, он увидел кусты малины и отправился прямиком к ней. Малина была большая, красивая и очень сладкая, что привело медвежонка в экстаз, и он начал пожирать её с диким восторгом. Кряхтя и извиваясь от удовольствия, он хватал лапами малину и судорожно отправлял её в рот. Вдруг неподалеку зашуршали кусты. Медвежонок насторожился. "Кто здесь?" – испуганно спросил он. Никто не отвечал. Тогда, укладывая в рот сочную ягоду, он поспешил к кустам. Медвежонок подошел к кустам и заглянул в них. В кукстах он увидел ежика. Тот испуганно смотрел на медвежонка. "Что ты тут делаешь?" – спросил медвежонок. Ёжик молчал. "Ещё раз спрашиваю тебя, что ты тут делаешь?" Ёжик от страха не мог вымолвить слова. Тогда медвежонок понял, что разговаривать с ёжиком бесполезно. Поел ещё малины и пошел домой.
Конец.
Тема смерти в сказках 3-ей квадры не просто получает развитие – сама смерть становится темой.
С.П. – интуитивно-логический интроверт
Кто-нибудь, когда-нибудь задумывался над тем, почему маленький человек – ребёнок – может быть одновременно старым и мудрым? Почему самый родной и самый чужой – сразу? Почему в отвязно-радостном человеке так явно виден отчаявшийся пессимист? Почему трусы считают себя небывало смелыми, и мы вместе с ними? Почему у Иуд такой преданный взгляд? Бабушки не стало, когда ей было 14 лет. С тех пор она стала старой ..... . В 4 года была свидетелем безжалостного уничтожения свежерожденных котят – их четверых закопали живьём у неё на глазах (она даже не в состоянии вспомнить свою реакцию) И никто, кроме неё самой, никогда не был уличен по поводу чрезмерной чувствительности по всем этим событиям … (в последующем тексте приводятся факты смертей близких и родных).
Я её очень любила. Ее агония – у меня в руках.
Первые полгода видела всё один сон: она умерла (я знаю), и её похоронили, но она вдруг оказалась жива, но я так мучительно больно знаю, что она опять умрёт…
Что характерно – нет страха смерти и присутствует философское отношение к "вечному процессу смерти-рождению".
Б.Д. – интуитивно-логический интроверт
..... Бежит человек. Темно. Огромное поле. Он бежит, тяжело дышит. Ему жарко. Он не понимает, куда и зачем он бежит. Он голый. Темно и не видно, кто он. Он бежит, надрываясь, заставляя играть гормоны. Ещё два шага, и он оказывается над пропастью. Он начинает падать в эту пропасть. Скорость увеличивается. Он летит минуту, две. Затем происходит хлопок при разряде. Человек проваливается в черную дыру, его обволакивает. Он исчезает.
Вот ещё одна история. Попытка создать сказку, которая была бы моей крайностью по другую сторону от меня.
Я просыпаюсь утром. А если точнее – днем. Солнце игриво плывет по занавескам. Некоторые лучи пробиваются сквозь щели занавесок. И маленькие пылинки, словно снег, беспорядочно двигаются в теплом луче. Потягиваясь, я вспоминаю, что сегодня выходной и мне никуда не нужно идти. С кухни идёт пряный запах запеканки с корицей и изюмом. Ощущение счастья и спокойствия. В коридоре слышны скребущие и быстрые шажки какого-то животного. Дверь в комнате раскрывается и на пороге появляется пес с большой челюстью. Он подбегает к моей кровати с игривыми глазами, запрыгивает на неё и вцепляется своими зубами мне в живот. Я никак не реагирую в тот момент, когда зубастый пес раздирает мне живот. Слышен хруст суставов и хлюпанье крови. Пес жадно поедает мои внутренности. Кровать залита багровой кровью. Через час пес спит, сытый и довольный. Меня уже нет и вот в этом весь я. Тихо.
О.К. – логико-интуитивный экстраверт (отрывки)
«Чёрный снег»
Она мечтает о нем… Он – герой её снов, он – тот, кто пожирает и растворяет в себе её воображение. Он – её переживания и радости, её духовная пища, её необходимое дополнение. Да и просто… Она любит его. ....
Плохое предчувствие сжимается в груди, что-то не дает ему покоя. Как и она, он нервно курит на балконе, пытаясь заглушить боль от предчувствия непоправимого... Он закрывает глаза и на мгновение он видит ее, мчащуюся по пригородному шоссе, и вдруг сердце как будто остановилось, сжалось и перестало на какое-то время биться.
Боль от этой остановки была невыносима, будто сама смерть на мгновение вцепилась ледяными руками в его душу, но она не забрала ее, отпустила так же резко, как и схватила. .....
Он вышел на улицу, с раннего утра шел черный снег, но никто не заметил, что снег сменил свою привычную окраску, он таял, превращаясь в бордово-черные лужи крови. ....
Человек, осознавший свою ошибку, поднялся на крышу 15-тиэтажки и сделал шаг в холодные объятия безжалостной смерти. Он стремительно падал, а с ним рядом кружились черные хлопья, он почувствовал, что чем-то схож со снегом, от него тоже останется лужа крови.
Она же в это время уже была мертва, её тело лежало на поле, покрытом снежным одеялом, в 100 метрах погибала спортивная машина, пламя съедало её металлические останки.
Кто знает, может быть они наконец-то расскажут друг другу о своих чувствах в следующей жизни, но в предыдущих 5-ти этого не случилось.
Протоколы РПЭП
Е.К. – этико-сенсорный интроверт
Вижу что-то темное, я продвигаюсь вперед. Я как будто в какой-то трубе. (проживание рождения началось сразу с 3-ей БПМ) Я продвигаюсь вверх к темноте. Вокруг меня мокро, чувствую жжение в спине. Я совсем маленькая. Мне страшно. Я утыкаюсь во что-то мягкое головой.
Я чувствую напряжение. Вокруг меня темно, какая-то слизь. Я пытаюсь куда-то пролезь, но утыкаюсь.
Я ползу вперед головой, как бы скатываюсь. Я вижу..., я вылезаю, меня вытаскивают. Я рождаюсь.
Мне кажется, что я ложусь вниз головой. Чувствую облегчение. Мне хорошо.
Чувство неизвестности, но вроде никакой опасности нет. Меня подносят к маме. Мне хорошо. Мне кажется, что мама мне улыбается.
Образ: красное сердце как воздушный шарик.
Труба подсвечивалась с обеих сторон, а вверху было темно. Сверху что-то давило.
Т.Р. – логико-интуитивный экстраверт
Вижу свет. Этот свет идёт извне. Он идёт снаружи. Мне тесно. Солнечное сплетение как будто тяжелая плита. Голову сдавливает. Ноги сводит судорогой. Я шевелю ногами. Голову сдавливает сильнее (очень тяжело дышит, голос прерывистый, резкий).
Я вижу складки. Что-то шевелится. Темно, неприятно, влажно. У меня немеют ноги. Ногам холодно, здесь тепло, но неприятно. (Судороги в теле). Давит, давит плита, сдавило солнечное сплетение (Плачет, дергается). Противно, не хочется здесь быть. Бедра давит, неприятно все, мерзко. Не хочу здесь быть. (Ноги дергаются, все тело изворачивается). Не хочу здесь быть.
Ой, свет появился. Там, впереди, свет. Я хочу отсюда вылезти, мне здесь не нравится. Выйти, выйти. Свет наверху яркий. Он разжигается, он горит. (Тело успокоилось).
Мне легче, в ногах легче, голову уже не так давит. В плечах... Я выкарабкиваюсь. Лицо давит что-то горячее, слизкое и свет пропадает. Влажные складки.
Мне жарко. Я смирилась с тем, что я здесь. Свет опять появляется.
Голову давит, темечко. Ноги и бедра немеют...
Я как в космосе... Чувствую, что меня несет кружит как по спирали к звездам... Я кружусь, как будто лечу. Темно... руки сводит. (Совсем успокоилась, лежит бездвижная)
Меня кружит, я лечу. Как будто плыву в воде – такие ощущения. Очень темно. Какие-то звезды мерцают... Свечки, ощущение комфорта, покоя. Давление на голову осталось.
Растворение во времени, растворение в пространстве.
Низ живота немеет. Выкручивает меня. Шар зла. Лицемерие в сексе. Я должна научиться чувствовать свои желания, слышать свое тело. Я готова слышать и не бороться со своими желаниями и телом. Все внутри меня расслабляется.
Я в люльке, меня качают. Мне тепло, горную долину вижу.
Образ: горы, они символизируют мне то, что все ещё впереди. Они мне дали интерес.
БПМ- IV – 4-ая квадра
В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу. Продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения, сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня.
Физиологический баланс снова устанавливается, однако, по сравнению с БПМ-1 условия здесь хуже. Ребенок не огражден от перепадов температуры, беспокоящих шумов, яркого света, неприятных тактильных ощущений. Благополучие ребёнка теперь зависит от качества заботы о нем.
Духовное измерение БПМ-4 связано с психологическим переживанием опыта смерти-возрождения, повторного рождения и спасения. Это солидарность со всей жизнью и чувство единства с природой, переполнение любовью к братьям-людям, высокое понимание теплоты человеческого контакта. Образы и ощущения расширяющегося пространства, связанные с чувством освобождения, избавления, спасения, прощения. Часто это религиозные образы и символизм, осознание простого способа жизни.
Образы в сказках
Сказки четвертой квадры наполнены теплом человеческих отношений и любовью к людям и природе. Присутствует и образ освобождения и избавления, спасения. Темы добра и зла. Или наоборот, получения удовольствия от жизни.
Ю.Н. – этико-интуитивный интроверт
Далеко-далеко за синим лесом живет красное солнышко. Никто не может до него дотянуться, потрогать руками, но это не беда. Каждое утро оно просыпается, взлетает в небо и светит оттуда всем-всем и каждого согревает и ласкает своими лучами. Ты можешь просто поднять к нему лицо, посмотреть и почувствовать его тепло и свет. Каждый может взять кусочек солнышка себе и ощутить в себе. И когда тебе становится темно или холодно, вспомни о большом солнце, которое светит для всех и о своем маленьком солнышке, которое теперь всегда будет жить в тебе, согревать своим теплом и давать силы и радость.
Ты никогда не будешь больше один, потому что свет твоего солнышка будет виден другим, и они смогут прийти к тебе. Как хорошо, что вы наконец-то встретились и узнали друг друга.
В.У. – этико-интуитивный интроверт
Однажды белочка ела кедровые орешки. Белочка заранее спряталась.
Идет человек по тропинке с ружьем. Белочка была очень любопытной и хотела разглядеть человека, а тот, увидев белочку, прицелился и выстрелил. Бог увидел, что сделал человек и сбил прицел. Белочка испугалась до смерти и увидела плохое в человеке. Он со злости выстрелил в уточку, которая мирно плавала. Уточка не умерла, только у человека сердце внезапно заболело. И он понял, что он делает боль независимо кому. И ему стало жалко. Он хотел перевязать рану уточки, а та пуще боялась. Ей было больно. Вот так бог ненавидит людей и считает всех грешными.
Ценят в сказках 4-ой квадры и просто жизнь со всеми её радостями и приятностями.
Е.Ш. – интуитивно-этический экстраверт
Живет на белом свете красивая бабочка, у неё блестящие большие цветные крылышки, всегда переливаются на ярком солнышке. Она весело перелетает с цветка на цветок, собирая нежный нектар цветов. Даже в дождливую погоду она и её подружки-бабочки, мотыльки, мухи, стрекозы собирались под большим укрытым от дождя лопухом и, весело смеясь, сбрасывали воду с крыльев, стараясь обсушить их для нового полета. Проходил дождь, и опять выглядывало солнышко, которое начинало потихоньку согревать землю своими ласкательными лучиками. И наша удивительная бабочка, закончив весело хохотать и обмениваться впечатлениями со своими друзьями, вылетала в мир, радуясь новому светлому дню, и собирала нектар.
Ее очень любили не только её друзья, но и обитатели лесов и полей.
Она завораживала своей красотой и очень радовала глаз любого, кто встречал её на пути. Мир для неё был домом, где её любили и принимали, ей было очень радостно жить в этом мире. Она нашла себе друга и стала ещё счастливее. Ей хотелось жить и радоваться, потому что она любима.
Д.К. сенсорно-логический интроверт (отрывки)
Представь себе, что ты стоишь на маленькой проселочной дороге. Над тобой – теплое вечернее небо, светящееся легким осенним багрянцем. У тебя под ногами все ещё зеленая, хотя и немного поблекшая трава, на которой уже лежат первые осенние листочки. Перед собой ты видишь большой дубовый лес. Последние лучи уходящего солнца освещают макушки деревьев, просвечивая сквозь желто-красные листья. Ты чувствуешь запах уходящего лета и осеннего тепла. Ты видишь, как радуется природа. Она рада наступлению осени. Поры спокойствия, тихой радости, нежной любви. ....
Дубы стоят спокойно и уже очень долго. Они словно говорят тебе: «Вы можете не волноваться и не беспокоиться. Вы можете получать удовольствие и радоваться жизни и без лишних забот». ....
Ты ложишься на этот стог. Тебе хорошо. Он – как мягкая, теплая и нежная осенняя перина, на которой ты лежишь и смотришь в небо. А в этом небе уже появляются первые звездочки. Эти звездочки находятся на другом краю вселенной. Но, несмотря на такое большое расстояние, их свет все же долетает до тебя. Потому что они светят не обычным светом. Их свет – это свет любви. И они светят для нас. Они несут нам этот свет любви через всю вселенную. И даже наше солнце, которое любит и греет нас каждый день, не хочет мешать этим первым звездочкам и медленно закатывается за горизонт, забирая с собой последние лучи, ненадолго оставляя нас наедине со звездами.
Ты встаешь со стога и углубляешься – все дальше и дальше – в лес, туда, куда шел все это время. Всю жизнь. К уюту, теплу, спокойствию и бесконечной любви.
Протокол РПЭП
Н.П. – этико-интуитивный интроверт
Вода, кто-то плавает, это человек, ему хорошо, он улыбается. Это ребёнок, маленький, несколько месяцев. Вода какая-то светлая. К его животу снизу идёт веревка. Подплывает к стенкам, дурачится. Пухлые ножки, но кривенькие, ручки маленькие. Он ими трогает стенки, отталкивается. Носик как пуговка, глазки маленькие, широко открыты, ему интересно. Но уже становится скучно. Он сильнее отталкивается от стенок, начинает по ним колотить. Он уже крупнее, начинает дергать ногами, он дергает за веревку, но лицо его грустное, ему не хватает внимания. Он начинает прыгать по основанию шара в том месте откуда тянется веревка. Он в очередной раз сильнее подпрыгивает и веревка отрывается, он оказывается в более крупном пространстве. Он начинает изучать пространство, попадает ногами в основание пространства. Оно более узкое, он проверяет руками, трогает стенки. Думает, идти ли ему дальше? Но он проваливается в это туда, там темно, но голова ещё в большом пространстве. Он руками раздвигает стенки, там темно, ему не нравиться, что стенки узко, он расширяет их руками. Ноги начинают замерзать, руками хочется раздвинуть пространство, потому что уже надоело. Он ещё не видит света. Выкарабкивается, упирается руками. Стенки сильно не сопротивляются. Становится светло, холодно как-то. Уже не сдавливают стенки. Лежит на чем-то твёрдом и дрожит, такое ощущение, что лежит на ладошках, сжался весь, тихоня. Пока вокруг ничего не видит. Куда-то несут, не ощущаю пространства, хочется двигаться, но побаивается. Куда-то несут. Кладут с ладоней на что-то твёрдое, ощущение что руки начинают его поглаживать. Отогревается, потягивает руки, ноги. Начинает шевелить руками, вокруг что-то теплое. Руки его укрывают, чувствует защищённость. Похоже, что его обнимает мама. Чувствует расслабление в руках и ногах. Руки особенно устали. Спокойно, весь расслабленный. Уютно, тепло, не хочется шевелиться. Ничего не хочется делать.
В этом примере РПЭП видны все четыре БПМ, но 1-ая, 2-ая, 3-ья БПМ прожиты достаточно символично, зато 4-ая была наиболее длительной и эмоционально значимой.
Выводы
Таким образом предварительные результаты исследования подтверждают взаимосвязь ТИМа и БПМ и есть основание полагать, что ТИМ формируется либо в процессе рождения, либо в пренатальный период.
Во время исследования я многократно сталкивалась с многочисленными случаями достоверного воспоминания фактов из своего пренатального периода, о которых человек не знал. Случаи подобного рода описаны и у Грофа. Также Гроф, работая на своих сеансах со случаями кесарева сечения пишет, что те, "кто был рожден элективным кесаревым сечением, сообщают о чувстве фундаментальной неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пришли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей, каким должен быть процесс рождения. Удивительно, но им не хватает переживания нормального рождения – содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствиями, триумфального выхода из сжимающего пространства".
Кроме того известен фактор "памяти клетки", когда информация заложена не только в ДНК, но и во всем объеме клетки.
Таким образом ребёнок "запоминает" процесс рождения всем своим существом, а не головным мозгом, который к этому времени не готов выполнять функцию той обычной памяти с присутствием или отсутствием, которой мы и сталкиваемся каждый день. При этом эмоционально значимым, (а эмоциональная значимость есть единственно важный критерий отбора всех событий, происходящих с человеком и формирующим его психику), для ребёнка являются не все четыре БПМ, которые наполнены практически взаимоисключающими переживаниями, а единственная матрица, характер которой отвечает уже сложившейся своего рода программе ребёнка. И тогда логично предположить, что ТИМ формируется в пренатальный период.
Ясно одно, что заглядывая по ту сторону сознания, мы сталкиваемся с удивительными и пока трудно воспринимаемыми для многих людей понятиями, такими как общее поле сознания и отсутствием самого истока сознания в мозге. И возможно современная психология и теория информационного метаболизма позволят открыть и узнать новое о человеке и его взаимодействии с миром.
К сожалению объем и тема статьи не позволяет рассказать все то, что постоянно накапливается в материалах исследования. На настоящий момент РПЭП прошло 26 человек, и исследование продолжается. Есть основание полагать, что каждый ТИМ переживает БПМ со своими характерными особенностями. Также предполагается углубить исследование в сторону знакомства с трансперсональным уровнем сознания.
Литература
1. Аугустинавичюте А. Социон // "Соционика, ментология и психология личности", 1996, № 4-5; повторно – в книге: Аугустинавичюте А. // Соционика. Введение. — СПб.: Terra Fantastica, 1998. — 444 с.
2. Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума // «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 1-2.
3. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. К., 1992. – 75 с.
4. Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1980.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: изд-во «Азбука», 1996. — 736 с.