|
||||||||||
Функциональная модель поведения
Статья впервые была прочитана на семинаре МИС 29.05.2003 1. Моделирование технических и других детерминированных систем принципиально отличается от создания моделей поведения систем, обладающим сознанием. Системы первого класса часто называют жесткими, а второго класса – мягкими. В системах сложного, нелинейного характера имеется, как правило, жесткое ядро, изменения которого средствами самой системы невозможны (hard ware), и изменчивая, динамичная оболочка, при помощи которой система адаптируется к внешним влияниям (soft ware). С точки зрения этологической соционики, жесткая часть личности соответствует собственно социотипу, а мягкая – его варианту, иногда называемому подтипом. 2. Подтип как система более конкретного уровня функционирования регулируется иными законами. Главное отличие моделирование на этом уровне состоит в том, что цепочка функций, передающая последовательность элементов поведения, может иметь практически любой порядок. То есть, если поведенческий акт, скажем, начинается с нестандартного поступка, неожиданной идеи (функция I), то далее могут следовать не обязательно ожидаемые по модели А функции L или R, а любая из шести оставшихся функций. 3. Предлагаю рассмотреть модель из восьми соционических функций, расставленных по четырем местам. Это будет первое приближение к поведенческой стратегии типа, то есть конкретной реализации типного потенциала той или иной личностью. Четыре позиции моей модели будут иметь следующую семантику (она установлена эмпирически при помощи обобщения данных по использованию тестов ранжирования):
Прим. Приведена нумерация функций по Модели Ю, а не по Модели А. Есть существенное различие между первой парой позиций (цель и реальность) и второй парой (внимание и суггестия). При помощи первой пары функций человек скорее влияет на среду (управляет ею, формирует), а через вторую функциональную пару скорее среда влияет на человека, управляя им. 4. Всего возможны 1680 сочетаний по четыре функции из восьми. Умение оперировать таким количеством стратегий поведения более чем достаточно для индивидуального подхода. Для упрощения ситуации, пользуясь критерием интертипного отношения между первой и второй функцией, сведем все количество вариантов к пяти типам, а именно: • ревизная модель (FL, PT, SE…), • заказная модель (FP, TL, SR…), • дуальная модель (FT, LE, SI…), • погашающая модель (FS, LP, SI…), • суперэго-модель (FI, LR, ST…) Прим. Приведены буквенные обозначения соционических функций, введенные автором в 1989 г. вместо символов: квадрат, треугольник и др. причем два первых варианта являются асимметричными, а три последующих – симметричными. Тождественная формула поведения (две одинаковых функции в качестве цели и реализации) для простоты здесь не включена. Каждая из групп стратегий имеет свои следствия для внутрипсихической организации личности. Проще говоря, некоторые из них более благоприятны для творческого роста, другие – для душевного комфорта, третьи – для работы в реальной среде и т.д. Оптимальной модель считается лишь тогда, когда она максимально соответствует достижению поставленных человеком целей. Интересно отметить, что заказная модель, по предварительным оценкам, встречается чаще ревизной. По-видимому, это энергетически более выгодная стратегия реализации своего типа в социуме. Дуальная модель, с одной стороны, гармонизирует личность, но, с другой стороны, ведёт к капсуляции, так как человек дополняет себя сам до законченного целого. Два оставшихся класса моделей поведения порождают весьма противоречивые характеры. Суперэго-стратегия описывает поведение человека, который сам себе мешает реализоваться. Погашающая стратегия порождает чрезвычайно одаренных, но чудаковатых людей, которых окружающие воспринимают, по меньшей мере, с недоумением. Особенно интересен вариант с двойной интуицией, способствующий появлению интеллектуальных гениев. Примером тому могут служить ученые Ньютон (модель TI) и Эйнштейн (модель IT). 5. Сформулирую некоторые важные следствия для практики. В рамках функционального моделирования правомерно говорить о трансформации поведения человека теми или иными средствами. Если тип высокого уровня (метатип) является личностной константой и изменен быть не может, то тип более низкого уровня, который мы моделируем по правилам мягкой системы, при определённых условиях целенаправленно или непроизвольно трансформируем. Степень такой трансформируемости требует отдельного обсуждения. Однако, по крайней мере, некоторые шаги поведенческой стратегии человека путем специальной работы могут быть заменены на более желаемые. По сути, речь идёт о приведении поведенческой модели человека в соответствие требованиям окружающей среды. С принципиальной точки зрения, трансформация – это перестановка функций в стратегии поведения на более или менее длительный срок. Например, часто встречающаяся у социотипа «Игрок» поведенческая стратегия EI может быть при адекватном воздействии заменена на гораздо более упорядоченную формулу ЕР. Такая необходимость, к примеру, возникает в том случае, если генерация нестандартных идей оценивается им как избыточная и требуется переключение на деловое воплощение наработанного потенциала. Такие техники работы с людьми, конечно, ещё предстоит создать. Однако при учете константного типа психики человека сделать это будет легче и эффективность такой работы будет выше. Самая слабая техника такого плана – это простое объяснение и проигрывание желаемого поведения в условиях обычного тренинга, самая сложная – это подстройка под третью функцию личной стратегии и суггестивное воздействие на четвертую. Итоговая многоуровневая схема психики будет такой:
|