|
||||||||||||||||||||
Модель психических ориентаций и психофизиологические типы
От редакции: обратите внимание, что автор использует термин "эмотивность" как эквивалент соционической "этики". Одними из ключевых проблем современной психологии, как известно, являются выявление причин избирательного восприятия человеком информации из окружающего мира и обнаружение закономерностей построения человеком субъективной картины мира. Анализ литературы и собственный исследовательский опыт свидетельствуют о том, что в качестве одной из важных причин, детерминирующих избирательность и субъективность, можно рассматривать специализацию полушарий мозга относительно некоторых психических функций. Эта специализация, сочетаясь с феноменом доминирования одного из полушарий, очевидно, лежит в основе формирования ориентаций психики на полярные по сути способы восприятия информации и способы её оценки, а также определяет основные ориентации психической активности в актах взаимодействия человека с внешней средой. Как подсказывает собственный опыт, системность изучения психологических последствий специализации полушарий мозга существенно возрастает в случае, если к их интерпретации в качестве теоретической основы привлекается типология К.Юнга [Богомаз С.А., 1999; Богомаз С.А., 2000]. Действительно, в результате параллельно проводимых психофизиологических и типологических исследований удалось не только разработать алгоритм объективного определения 16 типов людей, но и прогнозировать особенности их восприятия, мышления и поведения. Эти типы получили название психофизиологических, поскольку их природа обусловлена объективными межполушарными различиями, а критериями типообразования являются показатели функциональной асимметрии. Интеграция представления о типичных вариантах морфофункциональной организации полушарий мозга с типологической идеей К.Юнга в окончательном виде оформилась в билатеральную модель психических ориентаций [Богомаз С.А., 1999]. Согласно этой модели, психофизиологические типы предположительно различаются специфическим распределением четырёх психических функций К.Юнга (мышление, чувствование, ощущение и интуиция) между правым и левым полушариями мозга. При этом своеобразие каждого типа определяется включением и последовательностью активации этих функций при восприятии и обработке информации из окружающего мира. В свою очередь, это обуславливает ориентацию психики каждого из типов на: 1) один из двух способов восприятия информации и 2) один из двух способов её оценки. Очевидно, что такая типическая ориентация психики может лежать в основе известного феномена избирательности отражения человеком окружающего мира и построения его субъективной картины. В рамках модели было предположено, что у одних типов людей, из-за преимущественного развития у них психической функции сенсорики в правом доминирующем полушарии мозга, психика будет ориентирована на восприятие конкретных свойств объектов. У других же типов, вследствие преимущественного развития психической функции интуиции в левом доминирующем полушарии мозга, психика будет ориентирована на восприятие абстрактных свойств объектов, воспринимаемых в виде знаков и символов. Два представленных основных способа восприятия, очевидно, могут совпадать с понятиями «первая и вторая сигнальные системы восприятия действительности» по И.П. Павлову, соответственно. Однако данная гипотеза требует проведения специальных экспериментальных исследований. Как известно, человек, воспринимая информацию, одновременно производит и её оценку. При этом можно выделить два основных способа оценки – объективный и субъективный. Например, у одних типов людей оценка информации может строиться на обнаружении в ней логических закономерностей, причин и следствий, главного и второстепенного, существенного и несущественного, и т.п. Этот способ оценки информации, по нашему мнению, определяется преимущественным развитием у человека юнговской функции мышления (логики) в левом доминирующем полушарии мозга.
Рис. 1 – Основные способы восприятия информации и её оценки человеком, их связь с психическими функциями К.Юнга. Напротив, у других типов людей оценка информации базируется на чувственном отношении к ней, она субъективна. Например, нечто воспринимаемое может нравиться или не нравиться, быть приятным или неприятным, любимым или нелюбимым, нравственным или безнравственным и т.п. Обычно у человека данный способ оценки информации сопровождается эмоциональными проявлениями. Предположительно, такой способ оценки человеком информации связан с преимущественным развитием у него юнговской функции чувствования в правом доминирующем полушарии мозга. Схематично основные типические ориентации психики, обусловленные способами восприятия информации и способами её оценки, представлены на рисунке 1. Комбинируясь, два основных способа восприятия информации и два основных способа её оценки детерминируют специфичность структуры воспринимающего блока психики человека и, как следствие, своеобразие его когнитивной сферы. Оно определяется тем, что основные способы восприятия и основные способы оценки воспринятой информации, комбинируясь различным образом, обусловливают существование четырёх специфических стилей мышления: конкретно-чувственного, абстрактно-чувственного (гуманитарного), абстрактно-логического (исследовательского) и конкретно-логического. Кроме того, следует учитывать, что специализация полушарий мозга человека в актах его взаимодействия с внешней средой будет обусловливать ориентацию психической активности на себя или на окружение (левое – интровертированность, правое полушарие – экставертированность), а также ориентацию на стабильность-динамичность (правое полушарие – стабильность, рациональность; левое полушарие – динамичность, иррациональность). В этой связи следует подчеркнуть, что юнговские психические функции рассматриваются в качестве элементов, входящих в блок сбора текущей информации об окружающей внешней среде (другими словами, блок афферентного синтеза). Вертность и рациональность оказываются элементами блока действия (блок эфферентного синтеза). Доказательству модели психических ориентаций, приводящей в соответствие психические функции К.Юнга и особенности межполушарной организации мозга человека, было посвящено несколько психофизиологических и психологических исследований. В них были изучены некоторые типологические особенности школьников и студентов, которые относились к разным психофизиологическим типам. При этом использовались существующие стандартные, валидизированные методы диагностики и личностные опросники. Принципиально важно то, что предложенный типологический подход, в отличие от многих других, позволял не только обнаруживать типичные различия, но и предсказывать (прогнозировать) характер некоторых из них. Именно на этом строилась система доказательств реальности модели психических ориентаций: если она верна, то мы были вправе прогнозировать обнаружение некоторых закономерных психических свойств и особенностей реагирования у испытуемых, объединенных нами в какую-либо типологическую группу. Если подобные предсказания оправдывались, то это расценивалось в качестве подтверждения реальности модели. Так, в соответствии с прогнозом были обнаружены статистически значимые различия между типами испытуемых относительно свойств их нервной системы, которые определялись либо с помощью теппинг-теста, включенного в состав психофизиологического аппаратного комплекса, либо с использованием темпераментного опросника Я.Стреляу. В другой серии экспериментов, как и ожидалось, более эмоциональными и чувствительными оказалась группа эмотивных типов, по сравнению с группой логических типов. В группе эмотивных типов был обнаружен и более высокий уровень психоэмоционального напряжения. Многочисленные типологические различия также были выявлены относительно эмоциональных и коммуникативных свойств испытуемых эмотивного и логического типов с помощью опросника Р.Кеттелла [Богомаз С.А., 1997; 1998; Богомаз С.А., Исаева Т.М., 1996; 1997]. В соответствии с моделью у психофизиологических типов, которые были названы логическими, обнаруживалась максимальная результативность при решении испытуемыми заданий из теста «закономерности числовых рядов», заданий невербального теста Равена и теста интеллектуального потенциала автора П.Ржичана (ТИП). Лучше справлялись они и с решением заданий вербального теста «Анаграммы». Более высокие интеллектуальные способности учащихся логического типа нашли отражение в том, что они имели более высокую успеваемость по школьным учебным предметам. Напротив, с другой стороны, как и прогнозировалось, более значительным творческим потенциалом, который определяли с помощью рисуночного теста Торренса, обладали типы с эмотивной и сенсорной ориентацией психики. Наряду с этим, они характеризовались низкой учебной успеваемостью [Богомаз С.А., 1997; 1998; Богомаз С.А., Добрянская Р.Г., 1998; Богомаз С.А., Левицкая Т.Е., Ковалева А.Б., 1998]. Интересно, что при изучении когнитивного стиля «интегральность-дифференциальность», определяемого по методике Г.А.Берулава (1995), «деятельностный» стиль мышления, как мы и предсказывали, оказался характерным для психофизиологических типов с сенсорной ориентацией психики, а «теоретический» стиль мышления – для типов с интуитивной ориентацией [Богомаз С.А., Левицкая Т.Е., Ковалева А.Б., 1998]. Все эти и другие данные, полученные нами в ходе исследований, указывающие на совпадение ожидаемого и фактического, позволили сделать заключение о том, что предложенная модель психических ориентаций отражает некоторую психофизиологическую реальность, лежащую в основе типологических особенностей функционирования психики у человека. Эти особенности, в частности, формируют типичные познавательные стратегии и связанное с ними своеобразие способностей учащихся к обучению. Наряду с этим, при использовании разработанного типологического подхода был выявлен целый массив оригинальных особенностей, по которым различались типы испытуемых. Например, такие различия в их эмоционально-личностной сфере были обнаружены с применением проективного теста С.Розенцвейга и Томского опросника ригидности, в мотивационной сфере – с применением опросников САТ и ОТеЦ [Залевский Г.В., Богомаз С.А., 1999; Дмитриева Е.Н., Богомаз С.А., 2000; Богомаз С.А., 2002]. Интересные данные об особенностях мотивации к школьному обучению были получены при исследовании учащихся пятых классов, у которых одновременно изучались и интеллектуальные способности. Как оказалось, интуитивные типы пятиклассников (n=21) характеризовались минимальной учебной мотивацией, но при этом они демонстрировали максимальные средние показатели вербального интеллекта и внимания, а также более высокую учебную успеваемость. Напротив, у сенсорных типов учащихся (n=24) отмечалась высокая учебная мотивация, однако они отличались низкими показателями интеллекта, внимания и, соответственно, успеваемости. Это свидетельствует о том, что не во всех случаях мотивация к обучению может рассматриваться в качестве ведущего фактора, влияющего на результативность учебной деятельности школьников. Как мы видим, она может находиться под более существенным влиянием психических ориентаций. Подводя итог нашей работе, отметим, что полученные нами данные свидетельствуют в пользу того, что в основе природы психологических типов Юнга может лежать специализация полушарий мозга человека. Она, очевидно, формирует типичную структуру психических ориентаций и, как следствие, может в какой-то степени детерминировать избирательность восприятия информации из окружающего мира и построение его субъективной картины. Следует обратить внимание на то, что функционирование психики на основе её базовых ориентаций для человека означает возможность развития способности к более тонкому восприятию нюансов специфических видов информации и способности к более творческому оперированию этими нюансами, возможность естественным образом «канализировать» свою активность в актах взаимодействия с внешним миром. В этой связи можно предсказать, что если бы развитие человека происходило природосообразно (другими словами, если бы актуализировался психофизиологический тип), то ему бы легко удалось реализовать потребности в компетентности, уважении и любви, потребности в раскрытии своего врожденного потенциала, в самореализации. Однако из-за необходимости человека адаптироваться к требованиям социума и его культуральным нормам и образцам его структура психических ориентаций может в той или иной степени трансформироваться. В связи с этим возникает вопрос о том, какие интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие эффекты можно наблюдать у человека в случае значительного изменения его базисных психических ориентаций. Поиск ответа на него мы рассматриваем в качестве одного из перспективных направлений наших будущих исследований [Тренькаева Н.А., Богомаз С.А., 2002]. Литература: 1. Богомаз С.А. К возможности дифференциации обучения школьников с учётом их типологических особенностей ориентации психической активности // Вестник ТГПУ. – 1998.- Вып.4. – С. 52-59. 2. Богомаз С.А. Конструирование типологии индивидуальных различий на основе специализации полушарий мозга // Ежегодник РПО "Психология и практика".- Ярославль, 1998.- Т. 4, Вып. 2.- С. 253-256. 3. Богомаз С.А. Особенности физической, когнитивной и эмоциональной сферы детей, принадлежащих к различным типологическим группам / В сб.: «Реабилитация в психиатрии (клинический и социальный аспекты)» / под ред. В.Я.Семке.- Изд-во: НТЛ.- Томск, 1998.- С. 15-16. 4. Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики. – Автореферат дисс. на соискание уч.степени д.психол.н.- Томск, 1999.- 48 с. 5. Богомаз С.А. Психологические типы К.Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения.- Томск, 2000.- 71 с. 6. Богомаз С.А. Типологические особенности мотивации, обусловленные специализацией полушарий мозга // В сб.: «Современная психология: состояние и перспективы».- М., 2002.- Т. 1.- С. 187-190. 7. Богомаз С.А., Добрянская Р.Г. Опыт типологического анализа особенностей когнитивной сферы учащихся // Сибирский психол. журн.- 1998.- Вып. 5-6.- С. 83-87. 8. Богомаз С.А., Исаева Т.М. Изучение психофизиологических особенностей школьников с различными профилями функциональной асимметрии мозга.- Сибирский психол. ж., 1997.- Вып. 4.- С. 43-48. 9. Богомаз С.А., Исаева Т.М. К проблеме поиска объективных критериев деления людей на типы в типологии Юнга // Сибирский пихолог. журнал.- 1996.- Вып. 3.- С. 16-20 10. Богомаз С.А., Левицкая Т.Е., Ковалева А.Б. Психофизиологическая экспертиза проекта «Дифференциация обучения младших школьников с учётом их функциональной асимметрии полушарий мозга» // Сибирский психол. журн. – 1998. – Вып. 8.-9.- С. 35-41. 11. Дмитриева Е.Н., Богомаз С.А. Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников // Сибирский психол. журн. – 2000. – Вып. 12.- С. 89-91 12. Залевский Г.В., Богомаз С.А. Специализация полушарий мозга человека как фактор, детерминирующий его ригидность // Сибирский психол. журн. – 1999. – Вып. 10.- С. 36-40. 13. Тренькаева Н.А., Богомаз С.А. Особенности структуры интеллекта школьников, проявляющиеся при их природонесообразном развитии // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 июня 2002 г.). – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. – С. 326-334. |