Введение в соционику:
Часть 5: Типы в жизни.
"Программная" и "творческая" функции

© Дмитрий Лытов, Марианна Лытова, январь 2005 – декабрь 2006
Впервые текст представлен на английском языке в виде Интернет-семинара для преподавателей и студентов
Университета св. Климента Охридского (София, Болгария). Организатор семинара – Калин Янев.

Содержание

1. Типы Юнга и типы Аугустинавичюте: сходство и различия. 5. Типы в жизни."Программная" и "творческая" функции.
2. Чем является и не является соционический тип? 6. Практическое применение соционики.
3. Как измерить тип? 7. Тип в соционике – динамическое явление.
4. "Базис Юнга". 8. Эксперименты и гипотезы.

Попробуем понять, как 16 типов выглядят в жизни.

Юнг считал 4 двоичных признака мёртвыми, препарированными частями целого тела, именуемого типом. Когда мы видим человеческую руку, или ногу, или глаз, они не слишком много говорят о человеке – даже если собрать их вместе.

Вместо двоичных признаков Юнг предпочитал использовать так называемые ФУНКЦИИ, представляющие собой "активные" сочетания определённых двоичных признаков. У каждого типа есть одна доминирующая функция. У рациональных типов – РАЦИОНАЛЬНАЯ доминирующая функция, у иррациональных типов – ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ. У экстравертных типов – ЭКСТРАВЕРТНАЯ доминирующая функция, у интровертных типов – ИНТРОВЕРТНАЯ.

8 доминирующих ("программных") функций в проекции на типы

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (сенсорика и интуиция).

Экстравертная интуиция также называется Интуиция возможностей.

Эта функция рассматривает мир как разнообразие возможностей и альтернатив, обобщает происходящие события и вырабатывает на этой основе новые концепции.

Те, у кого эта функция доминирует – обычно люди любопытные, переполненные идеями; своё любопытство они удовлетворяют по-разному – кто углубляется в чтение книг, кто – заводит знакомства с интересными людьми. Обычно они не агрессивны (во всяком случае, не отличаются в своей агрессивности последовательностью), и по этой причине, даже при всём разнообразии их талантов, им не всегда хватает сил реализовать задуманное, "выбить" признание. Им также непросто сосредоточиться на достижении главной цели – то и дело их отвлекает что-нибудь новенькое, интересное. Обычно они видят множество положительных возможностей в других людях.

Негативная черта: если они обещают, это обычно означает не "клянусь честью", а "мне очень хотелось бы, чтобы это произошло, лишь бы хватило сил и времени...” – но силы они зачастую рассчитывают небрежно, а ко времени относятся так, как будто его невероятно много и смерть никогда не наступит. Вообще, не видят большой ценности в последовательности – как правило, готовы к изменениям "по ходу дела".

Примеры: Пьер Ришар, Фанни Ардан, Джефф Голдблум, Джейми Ли Кёртис,  Станислав Любшин, Альберт Эйнштейн, Джордж Гамов.

Интуитивно-логический экстраверт, "Дон Кихот", "Искатель"

Интуитивно-этический экстраверт, "Гексли", "Том Сойер", "Советчик", "Психолог"

Интровертная интуиция также называется Интуиция времени.

Описание этой функции прислал нам П.Ю.Плышевский.

Эта функция видит мир в динамике его преображения. Можно не знать, каким образом и что происходит – но точно видеть, чем закончится, или, точнее, какие исходы и с какими вероятностями возможны. Эти люди делят информацию на важную и неважную именно по степени её влияние на будущее (или, как считают некоторые из них, на прошлое – прошлое в их глазах тоже изменчиво). В мире, существующем между вечностью и вечностью, мало что имеет смысл делать сейчас – большая часть дейстий вообще никак не скажется на развитии событий, так зачем же их совершать? Поэтому, понимая равную бессмысленость, с точки зрения исхода, практически всего в жизни, они судят о ней с иных позиций: эстетических, например. Ко многим вещам, считающимся традиционно важными, они относятся как к игре... И уже от иных свойств личности зависит, будут ли они её участниками, букмекерами или просто зрителями.

Примеры: Франц Кафка, Рэй Брэдбери, Габриэль Гарсиа Маркес, Харуки Мураками, Станислав Лем, Вуди Аллен, Мэг Райан, Дженнифер Энистон, Карл Густав Юнг (основатель типологии).

Интуитивно-логический интроверт, "Бальзак", "Критик"

Интуитивно-этический интроверт, "Есенин" (за рубежом – "Брэдбери" или "Руссо"), "Лирик"

Экстравертная сенсорика также называется Волевая сенсорика.

Эта сенсорная функция направлена на завоевание пространства. Люди, в психике которых она доминирует, обычно требовательны, любят и умеют добиваться уступок от других людей и вообще преодолевать сопротивление обстоятельств. Нередко их можно встретить среди руководителей или среди продавцов, способных "впарить" даже ненужную вещь. Нередко, хотя и не всегда, они имеют атлетическую, немного округлую фигуру, живой и требовательный взгляд. В жизни они очень пробивные: "Если я хочу, значит, этого нужно добиться”, и в то же время любят покровительствовать другим людям, "слабым" и "непробивным" – конечно, если те в свою очередь готовы признать их верховенство. Их вспышки ярости нередко пугают других людей, но длятся недолго – уже через несколько минут они берут себя в руки и успокаиваются.

Люди такого склада не склонны оценивать "скрытый потенциал", нередко считают разговоры на эту тему пустой болтовнёй, предпочитая доверять своим глазам и ощущениям и тому, что они называют "интуицией" (а по сути – чисто внешней форме событий). Человек значит для них не столько, сколько он знает, а то, как он себя сумел поставить (опять-таки чисто внешний критерий). Поэтому "непредсказуемость" других людей или событий нередко приводит их в ярость, вызывает негодование с их стороны: "Ты чего выпендриваешься? Будь проще!". По большому счёту, человек для них значит столько, сколько у него есть влияния или же навыков, нужных в данный конкретный момент.

Примеры: Владимир Ленин, Герхард Шрёдер, Сильвио Берлускони, Жак Ширак, Михаил Горбачёв, Энтони Хопкинс, Шэрон Стоун, Голди Хон, Мадонна.

Сенсорно-логический экстраверт, "Жуков", "Маршал"

Сенсорно-этический экстраверт, "Цезарь", "Политик"

Интровертная сенсорика также называется Сенсорика ощущений (вообще-то это "масло масляное", потому что сенсорика – это и есть ощущения; мы бы скорее назвали её "сенсорика комфорта").

Сенсорика такого вида – скорее пассивна, она направлена не на захват, а на освоение пространства, на приспособление его под себя, обеспечение себе приятных ощущений, на снижение количества ненужных движений и действий, на качество и функциональность работы. Те, в чьей психике доминирует эта функция, обычно не любят спорить, а если спорят – то скорее по необходимости. Они очень эффективны в такой работе, которая требует внимания к мелким деталям, усидчивости и т.д. (однако если работа монотонна, то устают – всё-таки иррационалы!). Интеллектуалы и новые идеи могут привнести в их жизнь приятное разнообразие, но вообще-то носители программной нередко посмеиваются над теми же интеллектуалами за их непрактичность, "погоню за несколькими зайцами".

Примеры: Роберт Де Ниро, Мерил Стрип, Барбра Стрейзанд, Никита Хрущёв, Владимир Высоцкий, Жерар Депардье, Кевин Спейси, Ежи Штур, Адриано Челентано, Мел Гибсон.

Сенсорно-логический интроверт, "Габен", "Мастер"

Сенсорно-этический интроверт, "Дюма" (имеется в виду отец), "Посредник"

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (логика и этика).

Экстравертная логика называется также Деловая логика (гораздо менее популярное, но более точное название – Процедурная логика).

Эта функция оценивает всё с точки зрения эффективности: не "понять, из чего состоит", а "заставить это работать"; не системный, а методологический подход. Те, у кого эта функция доминирует – люди энергичные, активные, мобильные. Если это учёные – они, как правило, очень хорошие разработчики и оптимизаторы методик; но гораздо чаще, чем науку, они выбирают деловую карьеру (за что данную функцию и назвали "деловой логикой"). Тем, кто близко сотрудничает с носителями данной функции, не так-то просто – при внешней эмоциональности и обаянии они довольно прагматичны и сухи, не любят неприятности, связанные с "человеческим фактором", требуют от всех игры по определённым правилам, могут быть навязчивыми в объяснении того, как "правильно сделать".

Примеры: Брэд Питт, Джон Кеннеди, Борис Ельцин, Тони Блэр, Маргарет Тэтчер, Ума Турман, Брюс Уиллис, Мила Йовович, Билл Гейтс, Лев Ландау.

Логико-интуитивный экстраверт, "Джек Лондон", "Предприниматель"

Логико-сенсорный экстраверт, "Штирлиц", "Холмс", "Администратор"

Интровертная логика также называется Структурная логика или Системная логика.

Данная логика скорее инертна, она направлена не столько на то, чтобы "собрать и сделать, чтоб заработало", сколько на устранение противоречий, систематизацию, стабилизацию, а в самом общем смысле – на "порядок". Типы, у которых данная функция доминирует, обычно не слишком энергичны, скорее наоборот, уравновешены, скрытны, имеют устоявшиеся привычки, предпочитают работать без заметных "взлётов" и "падений", логичны и взвешенны в своих высказываниях и поступках. С одной стороны, таких людей уважают за "правильность", за умение анализировать ситуацию трезво, не отвлекаясь на эмоции; с другой – они довольно нечувствительны к человеческим эмоциям, могут допускать в этой сфере грубые промахи, и зная об этом, не спешат открывать свою душу другим людям, предпочитая соблюдать некие абстрактные, принятые в данной среде правила вежливости.

Примеры: Владимир Путин, Иосиф Сталин, Гарри Трумен, Ален Делон, Патрисия Каас, Кевин Костнер, Изабель Юппер, Антон Чехов, Клинт Иствуд, Слободан Милошевич.

Логико-интуитивный интроверт, "Робеспьер", "Декарт", "Аналитик"

Логико-сенсорный интроверт, "Максим Горький", "Инспектор"

Экстравертная этика также называется Этика эмоций.

Данная функция отражает собственные эмоции других людей, пристрастные переживания, связанные с тем, что происходит вокруг. Люди, у которых данная функция доминирует, обычно красноречивы, часто улыбаются, обаятельны (однако нередко суетливы, очень многословны, а на близкой дистанции могут и переборщить с эмоциональными всплесками). Они хорошо умеют говорить и уговаривать окружающих, и в то же время воспринимают ситуации слишком близко к сердцу, слишком лично, их способно завести совершенно постороннее высказывание, которое они принимают на свой счёт, после чего очень долго не могут успокоиться. В то же время, их сильной стороной является умение разбудить энтузиазм в других людях, поднять настроение или даже разозлить, когда их собеседнику кажется, что жизнь скучна, или что силы его покинули.

Примеры: Георгий Димитров, Лев Троцкий, Фидель Кастро, Ясир Арафат, Милен Фармер, Луи де Фюнес, Аннет Бенинг, Жюльет Бинош, Эмир Кустурица, Джордж Клуни, Лайза Минелли.

Этико-интуитивный экстраверт, "Гамлет", "Наставник", "Игрок", "Актёр"

Этико-сенсорный экстраверт, "Гюго", "Жизнелюб", "Энтузиаст"

Интровертная этика также называется Этика отношений.

Эта функция – инертная по своей природе. Хотя люди, у которых эта функция доминирует, хранят внутри себя множество эмоций, но наружу эти эмоции почти не вырываются. Такие люди довольно пристрастны к окружающим, однако снаружи кажутся ровными, спокойными, "беспристрастными", улыбающимися не чаще, чем того требует этикет (за что их даже могут спутать с логическими типами). Это – хорошие наблюдатели отношений: в небольшом коллективе они быстро замечают, кто на кого как реагирует. Им легко работать с людьми – в качестве преподавателей, юристов, психологов и др. Однако, будучи настолько внимательными к человеческим отношениям, они очень не любят ситуаций, когда справедливость требует переступить через "хорошего человека" или в интересах дела сотрудничать с "плохим человеком", очень консервативны, так как считают соблюдение традиций, "принятых правил игры" одним из мощнейших средств сохранения хороших отношений между людьми.

Примеры: Джереми Айронс, Джон Траволта, Мишель Пфайфер, Сюзан Сарандон, Джулиана Мур, Леонардо Ди Каприо, Елизавета II, Леонид Брежнев, Жаклин Кеннеди, Мэрилин Монро.

Этико-интуитивный интроверт, "Достоевский", "Гуманист"

Этико-сенсорный интроверт, "Драйзер", "Хранитель", "Блюститель".

Вспомогательная ("творческая") функция:
почему она имеет противоположную "вертность"?

Выше мы уже рассматривали такой феномен, как "квазитождество". Давайте сравним пару типов, ...но-логических экстравертов (т.е. интуитивно-логического экстраверта, "Искателя", и сенсорно-логического экстраверта, "Маршала"), с квазитождественной парой логико-...ных экстравертов (т.е. логико-интуитивным экстравертом, "Предпринимателем", и логико-сенсорным экстравертом, "Администратором"). Их псевдонимы звучат похоже, и формулы этих типов (по американской методике Майерс-Бриггс) тоже выглядят похожими (ExTP и ExTJ). Тем не менее, согласно соционике, их сильная логическая функция имеет иную "вертность": у первых двух творческой функцией является интровертная логика ; у вторых двух экстравертная логика является программной функцией.

Почему же соционики считают, что экстраверты не могут иметь обе сильных функции экстравертными, а интроверты – интровертными? На расстоянии нам обычно видны только отдельные юнговские признаки (интуиция, экстраверсия и др.); однако, будучи "типологически подкованными", мы можем вместо рассечённой на отдельные компоненты психики наблюдать целостные явления – функции.

Вторая ("творческая") функция отражает сознательную деятельность людей. Что касается функции, которая совпадает по вертности с программной (т.е., экстравертная логика для интуитивно-логического экстраверта ("Искателя") или интровертная логика для интуитивно-логического интроверта ("Критика") то эта функция действительно набирает очень высокие баллы в таких опросниках, как МТ, и обычно по этим баллам идёт сразу за программной; однако проявления этой функции – не столько сознательные, сколько просто интенсивные; когда возникает ситуация, требующая нестандартных действий по данной функции, то она обычно "отказывает", в то время как функция противоположной "вертности" постоянно выполняет свою небольшую, но важную работу.

Теперь давайте рассмотрим творческую функцию на практических примерах.

"Творческая" интровертная логика (типы "Искатель" и "Маршал", иррациональные логики-экстраверты)

Издали их можно спутать с квазитождественными типами ("Предпринимателем" и "Администратором" с программной "деловой логикой" ) за их высокую активность и логический стиль мышления. Отличие состоит в том, что как "Искатель", так и "Маршал" – натуры спонтанные, они скорее способны кратко очертить "правильное видение", чем следовать правильным процедурам (в то время как для "Администратора" и "Предпринимателя" процедурные вопросы весьма важны, даже если они не имеют юридического или технического образования – важны "по жизни"). Мышление "Искателя" и "Маршала" – концептуальное, а не методологическое. Нередко они переключаются на иную мысль и начинают излагать нечто противоположное тому, что только что говорили, но это их не смущает: ну и что, я просто рассматриваю ту же ситуацию под иным углом зрения. "Маршал" (сенсорик) нередко хорошо проявляет себя как руководитель в кризисной ситуации, военный, не сковывающий себя "излишней принципиальностью", а гибко адаптирующийся к ситуации (Черчилль, Ленин, Наполеон Бонапарт), однако такие руководители нередко устают в мирной ситуации, когда нужно следовать сложным процедурам "сдержек и противовесов". Отсюда парадокс: в соционике, в бывшем СССР, "Маршал" считается одним из наиболее оптимальных типов в руководстве, тогда как в странах англо-американской культуры соответствующий тип ESTP воспринимается, мягко говоря, как не слишком расположенный к руководству (или же носители этого типа надевают поведенческую маску рациональных типов, благо тест видит лишь ответы и не видит скрытые мотивы отвечающего). "Маршалы", как отмечал И. Вайсбанд, нередко любят словесные игры в "кошки-мышки", когда важно не столько найти истину, сколько выиграть словесную баталию, "разгромить" оппонента вовремя найденными аргументами. "Искатели" (интуиты) нередко находят себя в науке, или как разработчики интересных концепций, однако для них большим затруднением является превращение их концепций в работающие технологии и методы. Кроме того, ввиду экстраверсии и слабой сенсорики, их активность "волнообразна" – то приливы работоспособности, то уныние или безразличие.

"Творческая" экстравертная логика (типы "Критик" и "Мастер", иррациональные логики-интроверты)

За что их можно спутать с квазитождественными типами – "Аналитиком" и "Инспектором" с программной "структурной логикой" ? За спокойную, бесстрастную манеру изложения своего мнения, за определённый жизненный консерватизм. Разница, однако, состоит в том, что ни "Критик", ни "Мастер" вовсе не стремятся быть непременно последовательными, "систематичными" во всех своих утверждениях – напротив, они склонны адаптироваться к меняющейся ситуации, поэтому их высказывания со стороны могут восприниматься как "необязательные". Нередко на лице "Критика" или "Мастера" написано скептическое выражение, характерная скептическая улыбка ("Критик": Мэг Райан, Вуди Аллен; "Мастер": Мэрил Стрип, Харви Кейтель). Вообще они предпочитают не столько "быть правыми", сколько критиковать других за поспешность или противоречивость. В каком-то смысле "Мастера" и "Критика" можно назвать "энтузиастами наоборот" – они склонны "гасить" избыточную активность, особенно если она не связана с практической пользой либо, по крайней мере, имеет заметные недостатки, которые могут нейтрализовать эффект достоинств. Кроме того, они оба терпеть не могут избыточных эмоций, и вдвойне не любят, когда от них требуют дать какому-то явлению или человеку решительную эмоциональную оценку или просто "не быть таким бесчувственным".

"Творческая" интровертная этика (типы "Советчик"/"Психолог" и "Политик", иррациональные этики-экстраверты)

За что их можно спутать с квазитождественными "Наставником" и "Жизнелюбом" с программной "Этикой эмоций" ? Они активны, часто улыбаются, говорят комплименты, любят быть среди людей. Однако их эмоциональность отличается от эмоциональности рациональных этиков-экстравертов; если последние буквально "горят", воспринимая ситуацию слишком близко к сердцу, то "Советчик" или "Политик" не любят избыточных эмоций, они скорее прирождённые дипломаты; они скорее постоянно ведут переговоры (даже бессловесные, на уровне взглядов), чем стремятся пробудить воодушевление или отвращение, и тем более, не любят давать категоричную эмоциональную оценку.

"Творческая" экстравертная этика (типы "Лирик" и "Посредник", иррациональные этики-интроверты)

За что их можно спутать с квазитождественными типами "Гуманист" и "Хранитель" с программной "этикой отношений" ? За избегание конфликтов с другими людьми, мягкий и ненавязчивый стиль общения. Различие состоит в следующем: как "Лирик", так и "Посредник" – эмоционально активны, стремятся эмоционально раскрепостить и собеседников (по крайней мере, это заметно на близкой дистанции). Напротив, "Гуманист" и "Хранитель" (с программной интровертной этикой) скорее стремятся погасить избыточные эмоции своих партнёров, защитить их от эмоционального перегрева.

"Творческая" интровертная интуиция (типы "Предприниматель" и "Наставник", рациональные интуиты-экстраверты)

За что их можно спутать с квазитождественными "Искателем" и "Советчиком" с программной "Интуицией возможностей" ? За их живой ум и воображение, умение увлекаться, за порой чересчур абстрактную манеру изложения собственных мыслей, за любовь к необычному, за разговоры о перспективах, об идеалах.

Чтобы понять разницу, давайте представим себе ряд известных людей, представляющих типы "Предприниматель" или "Наставник", т.е. имеющих вспомогательную функцию "интуицию времени" . Эта функция придаёт их поведению оттенок "пророка", "религиозного вождя" (даже если они проявляют себя в весьма далёкой от религии области). Такие люди уверены в неких грандиозных перспективах, и они стремятся вселить свою веру в других людей, даже когда ситуация на деле мрачная и безвыходная. Гитлер и Рейган, Мартин Лютер Кинг и Чаушеску, Троцкий и Кеннеди, Геббельс и Че Гевара, Тони Блэр и Борис Ельцин – некоторые из этих людей считаются великими злодеями, другие выдающимися политиками, но суть в том, что они не оставляли современников равнодушными – каждое их действие вызывало множество комментариев. Их сильная черта – игра на грани фола; их действия кажутся непредсказуемыми, на самом деле они всегда рациональны и последовательны, просто не склонны сковывать себя соображениями типа "не буди лихо, пока оно тихо" – их планы всегда глобальны, а их противники, на свою беду, слишком долго не верят, что "Предприниматель" или "Наставник" способны зайти настолько далеко.

"Творческая" экстравертная интуиция (типы "Аналитик" и "Гуманист", рациональные интуиты-интроверты)

За что их можно спутать с квазитождественными типами "Критик" и "Лирик" с программной "интуицией времени ? Это – скромные мечтатели и эрудиты, не стремящиеся в центр событий, идеалисты в суждениях. Разница, однако, довольно заметна: как "Аналитик", так и "Гуманист" последовательны в своих мыслях, нередко обладают грамматически правильной и логически связной речью. В повседневной жизни они довольно инертны, тяжелы на подъём и страдают от изменения планов, от невозможности всё предусмотреть, тогда как "Лирик" и "Критик", расстроившись немного или поворчав, легко адаптируются к изменениям. "Аналитик" и "Гуманист" верят в положительный потенциал других людей, очень не любят давить или требовать, для них крайне неприятно оказаться в ситуации конкуренции без правил, потому что они несколько идеалистичны по отношению к другим людям и стараются раскрыть в них положительный потенциал, а в подобной ситуации их подход не срабатывает.

"Творческая" интровертная сенсорика (типы "Администратор" и "Жизнелюб", рациональные сенсорики-экстраверты)

За что их можно спутать с квазитождественными "Маршалом" и "Политиком" с программной "волевой сенсорикой" ? За их энергичность, неутомимость, смелость, умение "переть на рожон"; мужчины типов "Администратор" или "Жизнелюб" нередко выглядят как типичные "мачо", женщины тоже, особенно если от природы не обделены внешностью, умеют эффектно себя преподнести. Однако (особенно если мы говорим о мужчинах этих типов) они скорее выглядят агрессивными и напористыми, чем действительно такими являются, и свою энергию тратят не столько на войну, сколько на неутомимую работу, стремясь сделать довольно много дел, и притом все – качественно. Они весьма придирчивы к деталям (из-за борьбы за качество нередко теряется драгоценное время), если что-то делается слишком быстро – для них это сигнал о возможном дефекте. Им самим всегда не хватает времени, и их раздражает, когда другие люди пытаются их успокоить: да не спеши ты, сиди, без тебя всё сделают. Примеры: Джордж Клуни, Брюс Уиллис, Фидель Кастро Рус, Маргарет Тэтчер, Василий Ливанов, Наталья Андрейченко, Анастасия Заворотнюк, Лидия Вележева, и др.

"Творческая" экстравертная сенсорика (типы "Инспектор" и "Хранитель", рациональные сенсорики-интроверты)

За что их можно спутать с квазитождественными "Мастером" и "Посредником", у которых программной функцией является "сенсорика ощущений" ? За то, что умеют аккуратно одеваться, за житейскую практичность. В то же время, в отличие от программной – это не столько комфорт, сколько свой маленький мир, порядок, где всё играет строго отведенную роль. "Инспектор" и "Хранитель", в отличие от квазитождественных типов, внутренне довольно мобилизованы, как будто ожидают войны или чрезвычайной ситуации, имеют склонность делить людей на "своих" и "чужих", довольно консервативны в своих жизненных взглядах. При общении с ними на близком расстоянии можно отметить, что они не любят возражений (если точнее – их раздражают альтернативы с неясным исходом), даже несмотря на то, что внешне они выглядят спокойными и уравновешенными. Сталин, Брежнев, Ричард Никсон, Борис Грызлов – хорошие примеры данных двух типов в политике. Женщины этих двух типов обычно спокойные, элегантные, однако весьма прихотливые и требовательные, примеры: Мишель Пфайфер, Гленн Клоуз, Селин Дион, Жаклин Кеннеди, Рената Литвинова и др.

Проблема знаменитостей,
или 16 соционических типов в жизни

Теперь, когда мы загрузились теоретическими сведениями о типах, мы можем задать себе вопрос: а как эти типы выглядят в реальной жизни? Как они двигаются, разговаривают, общаются, каковы их характерные черты?

Мы собираемся создать "обобщённые портреты" знаменитостей, относящихся к тому или иному типу. А пока что – посетите нашу галерею знаменитостей.

Псевдонимы

Поскольку новичкам непросто запомнить длинные термины, такие, как "интуитивно-логический экстраверт" и т.д., Аугуста в 1980 изобрела систему псевдонимов для соционических типов по именам известных людей, литературных героев и т.д. Несмотря на игровой характер подобных псевдонимов, у них есть преимущество, которого нет у структурированного термина: они дают целостный образ, причём довольно расплывчатый, позволяющий не чётко приравнивать тип к человеку, а примерить тип на разных людей с разными индивидуальными особенностями, хотя и объединёнными общими чертами.

В типологии Майерс-Бриггс альтернативную систему псевдонимов предложил в 1984 Дэвид У. Кирси. Его псевдонимы ассоциируют типы со сферами деятельности: "Опекун", "Фельдмаршал" и т.д. Подобную систему, по образцу Кирси, но с иными названиями, в соционике предложил В.В.Гуленко в конце 1980-х гг. Систему Гуленко различные авторы используют с незначительными модификациями.

На нашем сайте используются параллельно псевдонимы Аугустинавичюте и Гуленко.

Однако ещё 15 лет назад соционики начали критиковать систему псевдонимов Аугусты. В первую очередь – за то, что некоторые из "героев", чьи имена стали псевдонимами социотипов, вероятно, могли относиться к иным типам (сомнения касаются прежде всего Виктора Гюго и Наполеона Бонапарта). В результате длительных дискуссий большинство социоников согласились с тем, что псевдоним "Наполеон", используемый в ранних соционических работах для типа сенсорно-этический экстраверт, скорее всего, был ошибочным, а сам Наполеон Бонапарт, видимо, относился к типу "Жуков" ("Маршал"), сенсорно-логический экстраверт. В результате, тип "Наполеон" по предложению киевских социоников был переименован в тип "Цезарь".

Литература к разделу

Описания типов с анализом по функциям

Бескова Л.А., Удалова Е.А. Я и все остальные: начала соционики. –- М: ГроссМедиа, 2004. – 224 с.

Горенко Е.А., Толстиков В.А. Природа собственного «Я». – М.: Армада-пресс, 2002. – 288 с.

Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. – Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 270 с.

Стратиевская В.И. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Издательский Дом МСП, 1997. – 496 с.

Филатова Е.С. Соционика в портретах и примерах. – М., "Чёрная белка", 2005. – 368 с.

Цыпин П. Энциклопедия отношений. – М., "Чёрная белка", 2005. – 208 с.

Псевдонимы

Павлов Д.О. Название имеет значение (ZIP-архив) // СМиПЛ, 2005, № 2, с. 26 – 36; № 3; № 4.

Перель Ю., Долгопольская И. Соционические портреты исторических деятелей – сенсорных экстравертов (Наполеон Бонапарт, Гай Юлий Цезарь)

Rambler's Top100