© Описания отношений: Виктор Гуленко, 1989
© Рисунки: Марианна Лытова (Стовпюк), 2002
Все материалы помещены с разрешения авторов.
В соционике существуют и ассимметричные, т.е. неравные отношения. Первый партнёр относится ко второму совсем не так, как второй к первому. Формулы отношений наглядно иллюстрируют данное неравенство.
Отношения заказа замыкаются в кольца:
1) Наставник – > Политик – > Администратор – > Искатель – > Наставник...
2) Предприниматель – > Маршал – > Жизнелюб – > Психолог – > Предприниматель...
3) Гуманист – > Посредник – > Инспектор – > Критик – > Гуманист...
4) Хранитель – > Лирик – > Аналитик – > Мастер – > Хранитель...
Первый партнёр, который называется передатчиком заказа, или просто заказчиком, смотрит на второго, называемого приемником, сверху вниз, как на более нижестоящего, недооценивая его. Второй (приёмник, или подзаказный) смотрит на первого (заказчика), наоборот, как на человека интересного, значимого, переоценивая его поначалу.
Приёмника может восхищать в заказчике, во-первых, его поведение, манера держаться, умение легко сделать то, к чему стремится приёмник, и, во-вторых, стиль изложения его мыслей, его творческий почерк. Приёмник в присутствии заказчика невольно начинает заискивать перед ним, угождать ему по каким-то для себя непонятным причинам. Начинается это с мелочей, а потом делается больше и больше, пока приёмник сам не начинает сдерживать себя. Причем со стороны это воспринимается так, как будто приёмник почему-то оправдывается перед заказчиком.
Вместе с тем для приёмника есть в поведении заказчика и неприятные, раздражающие моменты. Те черты, которые заказчик выпячивает, для того чтобы, с его точки зрения, хорошо выглядеть в обществе, привлечь к себе внимание, проникают в подсознание приёмника и будят в нём смутную тягу к активности по устранению тех условий, которые заставляют заказчика страдать или вести себя так неестественно. Однако приёмнику всегда непонятно, что же надо конкретно делать. Выдаваемый заказ оказывается не индивидуальным, а социальным, т.е. за ним скрываются проблемы той группы людей, в которую включена эта пара.
Со стороны отношения социального заказа воспринимаются как ровные, бесконфликтные. Инициатором их почти всегда является заказчик. Приёмник ощущает со стороны заказчика какое-то душевное расположение к себе. Заказчик старается всячески поощрить приёмника, позаботиться о нем, поддержать его по мере сил. Обратный отклик бывает обычно только на первых порах. Попытки договориться с заказчиком на равных не имеют успеха, обратная связь никак не налаживается. Заказчик, увы, не слышит приёмника. Вследствие этого приёмник отходит от него и старается держаться на расстоянии, а то и задеть его каким-либо образом, пуская в ход свою сильную функцию, которая у заказчика является предметом лишь периодической заботы.
Таким образом, эти отношения могут быть названы отношениями покровительства при отсутствии обратной связи. Со временем они могут перерасти в почти полное игнорирование приёмником заказчика. Приход к такому положению говорит о том, что заказ полностью осознан как социальный.
Формула этих отношений: по первой функции – помощь, по второй – управление, порядок – обратный. Так можно "вычислить" Вашего заказчика. Но у него по отношению к Вам (и, соответственно, у Вас по отношению к Вашему подзаказному) будет работать совсем другая формула: по первой функции – управление, по второй – помощь, порядок тоже обратный. Нетрудно заметить, что такая формула одинакова для всех 16 типов.
Отношения ревизии также замыкаются в кольца:
1) Наставник – > Критик – > Администратор – > Посредник – > Наставник...
2) Предприниматель – > Лирик – > Жизнелюб – > Мастер – > Предприниматель...
3) Гуманист – > Искатель – > Инспектор – > Политик – > Гуманист...
4) Хранитель – > Маршал – > Аналитик – > Психолог – > Хранитель...
Это второй вид ассиметричных отношений в соционе. Ревизор как бы постоянно следит за подревизным, обращая внимание на его слабое место. Создается впечатление, что ревизор постоянно хочет выяснить, что и как делает подревизный. У подревизного часто возникает впечатление, что за ним все время наблюдают, как за подопытным кроликом. Однако это не означает, что ревизор обязательно словесно указывает подревизному на его недостатки. Подревизный внутренне чувствует, что ревизор может сделать это в любой момент и поэтому поначалу находится в его присутствии в некотором напряжении. Ревизор кажется человеком значительным, а то, как он действует, заслуживающим внимания. Признания ревизора хочется заслужить, его похвала очень ценится. Однако ревизор постоянно недооценивает подревизного, мысли и дела которого ему кажутся незначительными, что не может не вызывать обиду подревизного. Сначала это даже стимулирует, хочется доказать ревизору свою полезность, но все попытки не имеют успеха. Ревизор кажется самодовольным и мелочным, он придирается, пытается поучать и перевоспитывать.
Подревизный кажется интересным и способным, но ему чего-то не хватает. Ему надо помочь, подсказать, но все советы оказываются бесполезными. Подревизный их не воспринимает, чем ещё больше усиливает желание ревизора его перевоспитывать. Подревизный кажется бестолковым, но не потому, что не может (в действительности это так и есть), а потому, что просто не хочет. Это вызывает у ревизора периодическое раздражение. Отношения ревизии могут быть названы отношениями опеки ревизора над подревизным, которая может быть для второго весьма навязчивой. Чувствуя свою уязвимость, подревизный на людях склонен делать попытки выйти из под этой опеки: он задевает ревизора, спорит с ним, пытается давать ему поручения. Однако такие попытки обычно ничем не заканчиваются. Ревизор, как правило, не обижается на подревизного, а продолжает дальше его "воспитывать". Эти отношения хорошо иллюстрируются аналогией "мать-непослушный ребёнок".
Ревизная пара бывает порой очень спаянной. Все дело в том, что в ней оба ощущают свою социальную значимость: ревизор как опекун-благодетель, без чьей заботы и наставлений подревизный пропадет, а подревизный – как объект опеки, чья ценность признается таким образом. В отношениях социального заказа это чувство выражено гораздо меньше, так как заказчик не предпринимает попыток перевоспитывать своего приемника.
Формула этих отношений: по первой функции – противодействие, по второй – понимание, порядок – обратный. Так можно "вычислить" Вашего ревизора. Но у него по отношению к Вам (и, соответственно, у Вас по отношению к Вашему подревизному) будет работать совсем другая формула: по первой функции – понимание, по второй – противодействие, порядок тоже обратный. Нетрудно заметить, что и в данном случае одна и та же формула работает для всех 16 типов.