С точки зрения психодинамического подхода, механизмом формирования девиантного поведения подростка, включая его антисоциальные проявления, являются нарушения психосоциального развития индивида на более ранних возрастных этапах. Это делает необходимым рассмотрение возрастного развития с точки зрения сенситивных, или критических (Л.С.Выготский) периодов развития. Наиболее приемлемой в этом плане представляется теория психосоциальных кризисов развития по Э.Эриксону, рассматривающая развитие как многоэтапный процесс преодоления внутренних "кризисов роста", а также методологически близкая к ней, более обобщенная 3-этапная модель В.Шутса (Присоединение-Контроль-Открытость).
Первый психосоциальный кризис связан с формированием у ребёнка базового доверия к окружающим, либо, наоборот, недоверия, замкнутости, изолированности, являющихся предпосылками развития девиантного поведения в более старшем возрасте. При успешном преодолении второго кризиса у ребёнка формируется чувство автономности и личностной ценности, ответственность и стремление к дисциплине и порядку; в случае негативного сценария развития – зависимость, безответственность, несамостоятельность, приводящие в подростковом возрасте к пассивному следованию поведению группы. Преодоление третьего кризиса приводит к развитию чувства инициативы, справедливости. В противном случае формируется тенденция к самообвинению, или склонность находить причину жизненных проблем в свойствах собственной личности, лежащую в основе развития впоследствии депрессивных состояний. Преодоление четвертого кризиса, происходящее уже в подростковом возрасте, связано с формированием целеустремлённости и предприимчивости. Если же последние блокируются – возникает представление о собственной неполноценности, некомпетентности. В целом негативный сценарий разрешения возрастных психосоциальных кризисов приводит в подростковом возрасте к пониженному самоуважению, характерному для подростков с девиантным поведением (И.С.Кон, 1979).
При этом ущемленная потребность в самоуважении приводит подростка к поиску выхода по механизму гиперкомпенсации, проявляясь в виде девиантных форм поведения. Психофизиологической основой описанных этапных закономерностей психосоциального развития, а также протекающего параллельно интеллектуального (схема Ж.Пиаже) и морального развития (схема Л.Колберга), находящих обобщенное выражение в формировании личностно-типологических особенностей – типологических функций по К.Г.Юнгу (ЮТФ), является межсистемная гетерохрония (П.К.Анохин), проявляющаяся в этапности формирования функциональной асимметрии полушарий (М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, 1996; см. табл.). В довербальном периоде ведущим в психическом развитии полушарием (ВП) является правое полушарие (ПП), или вернее, оба полушария функционируют в "правополушарном" режиме. По мере развития речи и дискурсивного мышления роль ведущего в развитии переходит к доминантному, левому полушарию (ЛП). Последующий возрастной период, включая подростковый, характеризуется дальнейшим развитием и усложнением функциональной взаимосвязи полушарий, созреванием индивидуально-типологической стратегии ментальных процессов (социотипа, по А.Аугустинавичюте).
Возрастной период | Ведущая деятельность | Периодизация развития | Развитие ЮТФ | Ведущее полушарие | |||
Ж.Пиаже | Л.Колберг | Э.Эриксон | В.Шутс | ||||
Младенческий | Эмоц. общение | Сенсо-моторная | Доморальный уровень
|
Доверие/ закрытость |
Присоединение | E/I | ПП |
Ранний детский | Предметн. | Предоперациональн. | Автономность/ зависимость |
Контроль | J/P | ЛП | |
Дошкольный | Игровая | Конкретных операций | Конвенциональная | Инициатива/ чувство вины |
Открытость
|
T/F, S/N | Баланс ЛП + ПП
|
Школьный | Учебн. коллективн. | Формальных операций | Автономн. мораль | Трудолюбие/ неполноценность |
При этом старые формы организации взаимодействия полушарий не исчезают, а интегрируются с новыми, инкорпорируются в них. Соответственно в определённых функциональных состояниях, достигаемых за счёт применения психотехник, позволяющих добиться возрастной регрессии (глубина которой может оцениваться по данной схеме аналогично шкалам глубины трансовых состояний) может происходить их "высвобождение" – т.н. искусственные сенситивные периоды. Это составляет основу практического применения описанного методического подхода в социальной, психолого-коррекционной работе с подростками.