Социотип

В.В.Гуленко, Киев, 03.10.1994.

Центральное понятие соционики, вокруг которого группируется вся ее система аксиом и теорем. Представляет собой главный предмет ее изучения как науки. То, что соционические типы существуют, умозрительным путем нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В этом можно убедиться только на практике, собственноручно наблюдая за поведением многих людей и сопоставляя данные своих наблюдений. Поэтому априори социотип понимается как природная предрасположенность человека мыслить и действовать определённым образом.

Существует много толкований понятия социотип. Важно знать, что встречаются узкая и широкая его интерпретации. В узком толковании социотип тождественен психотипу и касается только области человеческой психики. Широкое толкование трактует социотип как устойчивую структуру информационной системы любой природы, стремящуюся восстановить себя при попытках деформации. С этой точки зрения можно говорить о социотипе группы людей, социотипе организации, государства, общественного движения, социотипе теории, какой-либо системы взглядов. В этом случае пользуются также термином «интегральный тип».

Понятие типа психики соционика взяла у К.Г.Юнга – основоположника практической типологии личности. Юнг является истинным открывателем типности психики,поскольку он описал структуру типа, его основные компоненты – психологические функции, дал примеры наблюдательной диагностики.

Согласно Юнгу, психологический тип – это способ адаптации личности к окружающей действительности, в ходе которой одна из четырёх психических функций занимает доминирующее положение, а противоположная ей – подчинённое. Доминирующей функцией человек сознательно управляет, а подчинённая функция, если уж она вышла на передний план, управляет самим человеком. Формируется вполне определённая установка сознания и противоположная, носящая компенсаторный характер установка бессознательного, совместные действия которых и образуют тип психики.

Своим путем к пониманию психологического типа пришел польский психотерапевт А.Кемпински, автор концепции информационного метаболизма (сигнального обмена), который писал: «Структура информационного метаболизма должна обладать определённым постоянным градиентом, самый малый на границе с внешней средой, а самый большой – с внутренней средой. Изменчивость первого переносится без осложнений, а второго с большими трудностями». Таким образом, социотип – это константа личности, её стойкое внутреннее ядро без учета изменчивой оболочки. Разрушение этого ядра ведёт к невротизации личности.

В социоанализе тип понимается более сложно. Наиболее близко к социоаналитической трактовке подошел В.Лефевр, математически описавший рефлексивные, то есть направленные на самого себя структуры психики. В самой сжатой формулировке, социотип – это рефлексивная структура пятого порядка. Давайте пройдем по усложняющимся уровням рефлексии и достигнем интересующей нас глубины.

Человек в статике, как внешне, так и внутренне – это нулевое измерение. Такое состояние практически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины. Но вот человек включается в коммуникацию: находит партнёров, обменивается информацией, проявляет эмоции – это первое измерение личностного пространства. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изменяются – его двигательные и эмоциональные реакции то убыстряются, то замедляются. Это уже второй ранг рефлексии.

Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, то есть он «ведет» себя. Речь идёт о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения человека со временем тоже изменяется. Значит, способ управлять своим поведением все ещё человеком осознается. Это четвертое по порядку измерение. Но с этого момента обратная связь – условие, без которого самим собой управлять нельзя, – обрывается. Можно с уверенностью утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления изменением своего поведения.

Наглядно подобные явления обычно изображают как несколько раз вложенные друг в друга профили лица человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, социотип как не поддающаяся осознанной воле человека рефлексивная психическая структура зашифрована в пятом измерении личностного пространства, куда человек не имеет прямого доступа. Этот уровень психики, по сути, затрагивает коллективное бессознательное и его ведущий архетип – самость.

Технологически социотип образуется как совокупность четырёх юнговских признаков психики, задающих ориентацию индивида в коммуникативном пространстве (см. статью Коммуникативное пространство). Для того чтобы выйти на тип, нужно отыскать те полюса на юнговских шкалах рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, логика/этика и сенсорность/интуитивность, которые требуют наименьших энергозатрат для своей реализации, то есть являютя для вас наиболее естественными. Вот схема, из которой понятно, что по четырем парам признаков образуются шестнадцать социотипов:

ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
РАЦИОНАЛЬНОСТЬИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЛОГИКАЭТИКАЛОГИКАЭТИКА
ЭКСТРАИНТРОЭКСТРАИНТРОЭКСТРАИНТРОЭКСТРАИНТРО
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
12345678910111213141516

Соционические типы:

  1. Логико-сенсорный экстраверт, или «Управитель».
  2. Логико-интуитивный экстраверт, или «Предприниматель».
  3. Логико-сенсорный интроверт, или «Инспектор».
  4. Логико-интуитивный интроверт, или «Аналитик».
  5. Этико-сенсорный экстраверт, или «Энтузиаст».
  6. Этико-интуитивный экстраверт, или «Наставник».
  7. Этико-сенсорный интроверт, или «Хранитель».
  8. Этико-интуитивный интроверт, или «Гуманист».
  9. Сенсорно-логический экстраверт, или «Маршал».
  10. Интуитивно-логический экстраверт, или «Искатель».
  11. Сенсорно-логический интроверт, или «Мастер».
  12. Интуитивно-логический интроверт, или «Критик».
  13. Сенсорно-этический экстраверт, или «Политик».
  14. Интуитивно-этический экстраверт, или «Советчик».
  15. Сенсорно-этический интроверт, или «Посредник».
  16. Интуитивно-этический интроверт, или «Лирик».

Рядом с названием типа по юнговским признакам, которое мало о чем говорит в силу своей аналитичности, приводится его синтетическое название, подчеркивающее характерную черту поведения соответствующего типа в социуме. Данные названия являются ориентировочными. Их следует рассматривать как один из вариантов. Стандарт обозначений и наименований в соционической типологии ещё предстоит выработать.