Дано определение признакам квсетимы/деклатимы в терминах структуры модели А. Исследованы группы получаемые пересечением дихотомий квестимы/деклатимы, аристократы/демократы и статики/динамики и кольца заказа.
Ключевые слова : соционика, модель А, дихотомии, признаки Рейнина, группы квестимности, кольца заказа.
Группы квестимности
Квестимы имеют в ментальном кольце ил и I + и F +, или T – и S – . А так же или L – и R –, или P + и E +. Деклатимы имеют в ментальном кольце ил и I – и F –, или T + и S +. А так же или L + и R +, или P – и E – .
Так же естественно назвать аспекты I +, F +, T –, S –, L –, R –, P +, E + квестимными,
а I –, F –, T +, S +, L +, R +, P –, E – деклатимными. Добавив эту дихотомию к статике/динамике, экставерсии/интроверсии и рациональности/иррациональности. Конечно формально возможно 15 дихотомий на множестве из 16 аспектов, 7 из них описаны в [4]. Но на наш взгляд, эти четыре являются фундаментальными.
Последнее утверждение основано на том, что любой признак Рейнина связан с положением определённой группы аспектов в модели. В данном случае приходится прибегать к модели Б (модели А не достаточно).
Думается, что фундаментальностью такого деления объясняется спор о знаках функций в витальном кольце:
Поделим Модель Б на четыре кольца, называя их условно: левое ментальное, левое витальное – это основные кольца и правые витальное и ментальное: расположив их так:
Левое ментальное ( I +, L –, F +, R – ) |
Правое витальное ( S –, E +, T –, P +) |
Левое витальное ( S +, E –, T +, P – ) |
Правое ментальное ( I –, L +, F –, R +) |
Для примера рассмотрен случай ИЛЭ. Разумеется, термины условные, но смысл столбцов и строк таблицы совсем не условен. В глаза бросается или первая строчка (квестимы/деклатимы) или первый столбец (аристократы/демократы), смотря на что мы смотрим.
Думаю, за квестимность в основном отвечают L – или P + в ментальном кольце. За деклатимность – L + или P – .
L – – мышление максимально абстрактное общее универсальное. Носитель программной L – сказал об этом так: «Все науки являются ни чем иным как человеческой мудростью, которая всегда прибывает одной и той же, на какие бы предметы она не была направлена», [5].
P + – мышление максимально конкретное и предметное. «Допустим, Земля вращается вокруг Солнца, но мне то это в моей работе не пригодится».
Оба типа мышления отличаются любопытством. В первом случае ничем не ограниченным, во втором скорее не любопытством, а конкретным интересом. По этому ТИМы имеющие такие типы мышления и могут быть названы квестимами.
P – – мышление циничное скептичное, мышление агностика.. «Это только… ещё раз показывает ситуативность «необходимого» набора «нужных» качеств в любом деле и на любом месте», [7].
L + – мышление догматичное безапелляционное.
Оба типа мышления к любопытству не располагают. Первое из-за уверенности в том, что абсолютного знания нет и одно знание не хуже другого. Вторые из-за уверенности в том, что они им уже обладают. ТИМы имеющие такие типы мышления называются деклатимами.
Квестимы/деклатимы | Аристократы/демократы | Статики/динамики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Возможно четыре вида ментального (как и витального) кольца:
Демократы-статики (квестимы): I +, L –, F +, R – . Эту группу мы назовем любопытные. Их отношение к информации: мы хотим знать все. Это самая квестимная группа: I L, L I, F R, R F .
Аристократы-динамики (квестимы): T –, P +, S –, E +. Эту группу назовем конкретные (хотим знать нужное). E T, T E, P S, S P .
Демократы-динамики (деклатимы): T +, P –, S +, E – . Равнодушные (равнодушны к знаниям). S E, E S, T P, P T .
Аристократы-статики (деклатимы): I –, L +, F –, R +. Уверенные (мы знаем). L F, F L, R I, I R . Самая деклатимная группа.
Теперь понятна вроде бы повышенная квестимность Сократа – ТИМ TP, [8]. На самом деле он не искал новых знаний, а обстоятельно раскрывал имеющиеся. Опять же группа равнодушных ближе к квестимам чем уверенные, а TP даже для этой группы достаточно квестимен.
Посмотрим как сказывается принадлежность к группам квестимности (ГК) на особенностях дуализации. Равнодушные не испытывают дискомфорта от потока информации собранного любопытными. А уверенные без «растеканий по древу» сообщают то, что нужно конкретным.
Влияет принадлежность к ГК и на работу колец заказа. В квестимных кольцах любопытные чередуются с конкретными. А в деклатимных равнодушные с уверенными. При переходе любопытный a конкретный информация приводится в некоторый порядок. При переходе конкретный a любопытный опять происходит её не систематический сбор. Уверенные готовы принять от равнодушных знания как данность и немного в другой форме донести дальше.
Последнее, что стоит добавить по этому вопросу
Кольца заказа
Кольца заказа образуются на пересечении признаков правые/левые, экстраверты/интроверты и квестимы/деклатимы.
Правые/левые | Экстраверты/интроверты | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Информация меняется и преломляется в сознание представителя каждого ТИМа. Как она преломляется у квестимов? Она становится более спорной. Деклатимы делают её более общезначимой. Экстраверты более объективной, интроверты более субъективной.
Таким образом интроверты левого кольца (квестимы) преобразовывают информацию в более спорную и менее объективную. Это локальные учения, небольшие школы… Разнести эти знания по миру могут дуалы накопителей – реализаторы, в этом экстравертном правом деклатимном кольце информация приобретает объективный и бесспорный вид, становится азбучной. «Собираемая этими типами (накопителями) информация концентрируется и уплотняется до тех пор, пока не будет достигнута критическая плотность, после чего следует взрыв», [6].
Правое квестимное экстраветное кольцо – кольцо программаторов. Представители этого кольца выдают спорную, но объективную информацию. Которую делают более популярной: субъективной, но бесспорной дуалы программаторов – координаторы.
Таким образом, идеи рождаются в квестимных кольцах, представители которых соответствуют акцептным функциям своей квадры [2,3]. Деклатимы доносят идеи до общества.