Эквифинальные группы

В. В. Гуленко, 29. 11. 1997, Киев.

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1999, № 5.

Введение.

Среди огромного количества четырёхтипных групп, которые можно выделить в соционе, обращают на себя внимание несколько образований, претендующих на особую коммуникативную роль. Речь идёт об эквифинальных группах – таких, которые обладают максимальным интегрирующим эффектом и поэтому наиболее предпочтительны как структурная база зрелого, сбалансированного социума.

Таких групп всего четыре – темпераментные, группы установок на род деятельности («дискуссионные клубы»), квадры и кольца социального прогресса. Они являются как бы четырьмя конечными ориентирами, между которыми происходит выбор направления развития социума в его критических точках:

Установки – квадры – социум – кольца – темпераменты

Темпераменты играют роль сенсорной подсистемы социона, установки на род деятельности – роль интуитивной подсистемы. Квадры теснее, чем любые другие группы, связаны с ценностями, поэтому представляют собой этическую подсистему социона. Группы социального прогресса отражают процессы формирования социально ожидаемого поведения и контроля за соблюдением социально одобряемых норм. Они содержат в себе механизмы развития социума, поэтому образуют интуитивную подсистему социона.

1. Центральные и периферийные типы.

Этот признак отделяет бету и гамму, с одной стороны, от альфы и дельты, с другой.

Центральные квадры имеют своими стимулами такие мощные факторы как власть и деньги.

Периферийные же интегрируются на основе ценностей познания и гуманных отношений.

Очевидно, что власть и деньги тянуться друг к другу, так же как и оттесненные ими на периферию познание и гармоничные отношения.

Заметность типов в социуме. Среди незаметных, рядовых людей все типы представлены приблизительно поровну, но среди людей известных и влиятельных картина резко меняется. Вершину пирамиды занимает шестерка типов.

1. Русская «тройка»: ET – Наставник/Игрок, LF – Инспектор, FL -Хозяин/Маршал. (TE – Лирик в квадре бета оказывается вытесненным). Эта триада диктовала России её исторический путь, в котором переплелись авторитарная власть бюрократического государства с духовными порывами неприкаянной души.

2. Американская «тройка»: PT – Предприниматель, FR – Политик, TP- Критик. (RF – Хранитель является в квадре вытесненным типом). Эта триада создала оплот либерализма и экономики свободной конкуренции в США.

У меня вызывает недоумение благодушность и незнание реалий жизни многими нынешними школами соционики, которые находят среди выдающихся людей столько же представителей периферии, что и центральных типов. Наверное, они считают вслед за Аушрой Аугустинавичюте, что дело не в типах, а в отношениях. Помните давний спор о том, кто виноват: люди или система? Если всех дуализировать, считает Аугустинавичюте, то люди станут лучше. Но этого нельзя сделать, если не переместить большие массы людей, то есть не разрушить и не воссоздать заново всю пирамиду социальной стратификации. Не проще ли сразу заняться людьми?

2. Правые и левые типы.

Подробно рассмотрены мною на всех уровнях коммуникации [3]. С этим дифференциальным признаком у социоников связано много споров.

Спор начинается уже с того, какие типы называть словом «правые», а какие – словом «левые». В свое время я предложил переименовать полюса этой шкалы.

Спор об Эросе и Танатосе. И одна и другая ветви прогресса, взятые поодиночке, ведут к смерти: либо от затухания – медленная смерть от недостатка энергии, либо от перенапряжения – быстрая смерть от переизбытка энергии.

Танатос – это монополизация развития одной ветвью, Эрос – тенденция сотрудничества обеих ветвей.

Из психологических дихотомий ближе всего стоит экстернальность/интернальность (Дж. Роттер, 1966) – внешний/внутренний локус контроля (лат. locus – место). Винить в первую очередь себя в случае неудачи свойственно интерналам (левым), это значит, что локус контроля располагается внутри. Винить других – экстерналам (правым), локус их контроля располагается снаружи [2].

В свое время я предложил направление эволюции обозначить знаком перед функцией. Какому прогрессу присвоить знак «+», а какому «-»? Если оттолкнуться от кибернетического принципа обратной связи, то положительная ОС, ведущая именно к быстрому, экспоненциальному росту системы (левый прогресс), а отрицательная обратная связь, дающая системе стабильность, соответствует правому прогрессу.

Левое (мужское) полушарие головного мозга, как известно из нейрофизиологии, управляет правой половиной тела. Эти подсистемы человеческого организма есть своеобразные аналоги типов левой прогрессной ориентации. Типам правого прогресса, наоборот, соответствует правое (женское) полушарие мозга и контролируемая им левая сторона тела.

3. Группы социального прогресса.

Эти группы образуются ортогональным пересечением двух рассмотренных бинарных шкал:

соцпрогресс = левость/правость х центр/периферия
  Левые Правые
Центр Координатор, Лирик
Предприниматель, Хранитель
Наставник, Инспектор
Политик, Критик
Периферия Советчик, Мастер
Энтузиаст, Аналитик
Администратор, Гуманист
Искатель, Посредник

Правый и левый центр – союз второй и третьей квадр.

1. Правый центр: ET – LF, FR – TP. Группа отладки социальных систем. Стабильность и порядок.

2. Левый центр: FL – TE, PT – RF. Группа реформ, развития бизнеса.

Правая и левая периферия – союз четвертой и первой квадры.

3. Правая периферия: PS – RI, IL – SE. Общество будущего, информатизация и гуманизация.

4. Левая периферия: IR – SP, ES – LI. Самая глубокая периферия, вытеснена из социона. Дает взгляд со стороны, осуществляет связь с другими соционами. Принцип четвертого лишнего в тетратомии – четверичном членении системы.

Очень важно, что здесь, во-первых, в каждой группе диады связываются попарно именно рацио-заказом и рацио-ревизией. Дело в том, что у рационалов асимметричные отношения гораздо устойчивее. У иррационалов же более устойчивыми зарекомендовали себя дуальные отношения.

Во-вторых, вторая и третья квадры при такой коммуникативной группировке оказываются «по одну сторону баррикад». В постсоветских странах они всегда воевали друг против друга. Цикл реформы-контрреформы в Российской империи показывает, что третья квадра всегда блокировалась у нас второй квадрой. В Китае они заключили союз: компартия вводит капиталистическую экономику централизованными методами. Это дало самые высокие темпы экономического и социального роста в мире [4].

4. Организация социума: распределение подсистем.

Социетальное пространство в стабильном варианте организуется через баланс в каждой из его подсистем – экономической, политической, психологической, интеллектуальной, а также и между самими подсистемами.

1. Экономическая сфера: организационный принцип – темпераментные группы. Один и тот же темп технических, умственных и других совместно выполняемых операций удобен в запуске, остановке и координации производственной деятельности.

2. Интеллектуальная сфера: организационный принцип – дискуссионный клуб. Глубокий и всесторонний анализ проблемы. Мозговой штурм. Есть хороший опыт проведения тренингов по интеграции установок.

3. Психическая сфера: организационный принцип – квадральная группа. Самая житейски удобная: совпадение ценностей, обеспечивает хорошую пропорцию расслабления и тонизации.

4. Политическая сфера: организационный принцип – группы социального прогресса. Заказ дает энергетические толчки вперед, побуждает действовать, ревизия контролирует соблюдение оправдавших себя норм, пресекая девиации. Соционическая трактовка стабильного роста очень созвучна социологическому подходу. Соцзаказ воплощает те же механизмы, которые в структурном функционализме именуются экспектацией, а соцревизия соответствует социальному контролю.

Согласно Т. Парсонсу (Социальная система, 1951), в ходе развития общества создается система «ролевых статусов», каждому из которых приписывается определённое ожидаемое поведение (соционическое отношение заказа), а также создается набор санкций – поощрения или наказания за соответствие или несоответствие этим ожиданиям – экспектациям (соционическое отношение ревизии).

Литература

  1. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. Изд-во «Ольга», СПб, 1996, с. 181 – 196.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) – СПб., Питер Пресс, 1997, с. 419 – 421.
  3. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. Издательство НГУ, Новосибирск, 1997, с. 128 – 138.
  4. Дракон, которого мы видели своими глазами. «Всеукраинские ведомости» от 29. 03. 1997.