Соционика: между наукой и искусством

В.В.Гуленко, 1996 (?).

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1997, № 1.

1. Что такое соционика?

Формы социальной и личной жизни человека к настоящему времени настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу столетия вызревает целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них новые ценности общечеловеческого характера.

В настоящее время как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него – иначе не обеспечить объективности подхода.

Если вам приходилось ездить в переполненном автобусе, где каждое движение вновь вошедшего пассажира передается как по цепи на всех занявших свои места и последний из них может только гадать, откуда эта новая порция дискомфорта, то вы не станете спорить, что его суждения вряд ли будут беспристрастными. А между тем с тротуара за всем происходящим спокойно наблюдает несколько отрешенный человек, на лице которого нет ни тени эмоций. Именно так выглядели первые соционики. Подойдем же к нему и зададим несколько вопросов.

На вопрос, что такое соционика, наш новый знакомый ответил бы приблизительно так: это наука о законах коммуникации в социуме. Большего он не стал бы говорить, учитывая то, что пассажирам некогда выслушивать длительные толкования: они спешат домой или по делам.

Из такого определения мы, впрочем, можем почерпнуть немало. По крайней мере, сам собой напрашивается вывод: в коммуникативных процессах – обмене информацией и энергией между участниками увлекательной игры под названием жизнь – кроме случайного и сиюминутного есть и что-то закономерное. Это тенденции, которые замаскированы случайным смещением. Но они есть подобно тому, как внутри любого сложно устроенного предмета есть своя твёрдая сердцевина или каркас, пусть они и не видны снаружи. Это закономерное в случайном и изучает соционика.

Следующий вопрос, который требует ответа: а между кем или чем происходит коммуникация? Между людьми? – Да, но не только. Между группами людей? – И это тоже, но не только. Соционику интересует коммуникация между соционическими типами. Поэтому её ещё называют социально-психологической типологией.

Социотип – это константа, т.е. неизменная часть любой коммуникативной системы, её невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер. Но его проявления в жизни вполне реальны и их легко обнаружить.

Всего различаются четыре уровня проявления социотипа. Если взять в качестве его носителя человеческую личность, то эти проявления будут напрямую зависеть от коммуникативной дистанции.

Если эта дистанция минимальна, мы будем иметь физический уровень проявления типа. Имеется в виду его телесная жизнь, удовлетворение конкретных витальных потребностей. Это, так сказать, уровень осязательного контакта.

Увеличивая дистанцию, выходим на эмоциональный контакт. Этот уровень является психологическим. Общение на этом уровне носит неформальный характер. Это общение с родными и близкими друзьями. На первое место выходит соотношение между умом и сердцем.

Если увеличивать дистанцию ещё больше, то коммуникация принимает отчётливо выраженный формальный характер. Эмоциональные связи между людьми уходят на задний плана. Прежде всего ценится умение соблюдать нормы поведения в социуме. Эти нормы частично зафиксированы в действующем законодательстве, частично существуют как неписаные правила, т.е. традиции и обычаи. Этот уровень проявления типа так и называется – социальный. На нем хорошо проявляются мотивы, движущие человеком.

При возрастании коммуникативной дистанции до максимума происходит скачкообразный переход на самый высокий уровень – информационный. На этой дистанции человек уже не общается с отдельно взятыми людьми – он вступает в информационный обмен со всем обществом в целом.

Чисто информационные проявления типа могут носить только творческий характер – его продукты уникальны, ранее неизвестны. Это авторский уровень добычи принципиально новой информации. Обмен тривиальной, пусть и жизненно необходимой информацией на этом уровне не происходит: для этого существует физический уровень, где тривиальная информация обрабатывается максимально быстро и эффективно – почти автоматически.

2. Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями.

Главное отличие соционики от психологии – в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики – социотип, а не психотип.

Вставка из статьи "Тайна пятого измерения".

Психология – это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод – это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля – это... Эмоции – это... К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом, был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К.Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т.е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика – новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий. Со многими из них вы и познакомитесь в этой книге.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т.е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и очень дружественна к компьютерной технике и математическому моделированию. Но это дело будущего. Сейчас же соционика только становится на ноги и пробует свои силы.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования – это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Ещё одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков "этика-логика". Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака "логика". Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? – Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией – наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

3. Как соционика поможет нам?

Соционика является фундаментальной наукой, поэтому прямое её употребление затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий, ориентированных на решение назревших задач социума.

Такие технологии разрабатываются авторами в рамках социоанализа – практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами прогнозирования и конструирования эффективных коллективов.

Само собой разумеется, что спрос на услуги прикладной соционики может появиться только в условиях цивилизованного общества, достигшего степени высокой социальной зрелости, бережно обращающегося с человеческими ресурсами.

При тоталитарных и агрессивных режимах применение соционики невозможно по той причине, что подход к человеку как обезличенному винтику несовместим с соционическим положением о предоставлении каждому человеку условий для актуализации его природного потенциала.

Прежде всего следует упомянуть огромный познавательный эффект этой науки. Знакомясь с открытыми ею законами, не перестаешь удивляться, как в этом мире все взаимосвязано и гармонично устроено. С одной стороны, действуют объективные тенденции развития, которые часто игнорируются людьми, что неизбежно приводит к провалам самых грандиозных проектов (чего стоит только утопия построения коммунизма в бывшем СССР). С другой стороны, есть место проявлению свободной воли человека, а люди остаются бездеятельными, полагая, что ничто не в их власти.

Или взять этническую историю, связанную с формированием народностей и наций. Много лет ведутся разговоры о том, что каждая нация имеет свой менталитет, но откуда он берется и на какой основе сравнивать национальные характеры между собой, по-прежнему неясно. Многочисленные факты этнографии и национальной истории разбросаны и не систематизированы.

Соционика позволяет это сделать достаточно убедительно. Сравним, к примеру, американский и японский национальные характеры. Что в них общего и в чем разница?

Объединяет обе нации то, что они логичны и рациональны. Их менталитету чужды логически немотивированные события, такие, которые, например, часто встречаются в истории России. Вспомните меткие строчки "умом Россию не понять, аршином общим не измерить". И американская, и японские нации живут как раз умом. Все русские, которые эмигрируют в эти страны, жалуются на отсутствие душевности, расчетливость в отношениях между людьми.

Однако между американцами и японцами легко найти и существенные отличия. Соционика относит Америку к типично экстравертным, т.е. открытым нациям. Такие нации общительны, не боятся ассимиляции, легко несут свою информационную культуру за свои пределы. Для них показательна расширительная тенденция развития.

Япония же, наоборот, является нацией закрытой, или интровертного типа. Подобные нации отличаются изолированностью этнического уклада, значительным противодействием проникновению инородных традиций, боязнью потерять свое национально-историческое своеобразие. Для такой нации характерна противоположная тенденция развития – углубляющаяся, когда господствует стремление не столько распространять свои образцы жизни, сколько совершенствовать их.

И, наконец, нельзя обойти вниманием ещё одно коренное отличие японского менталитета от американского. Оно отчётливо проявляется, если сравнить системы образования обеих стран. Японское образование, как известно, славится своей глубиной и практической направленностью. Оно выпускает "гарантированного середняка", поскольку ставка делается на систематическое усвоение большого количества апробированных знаний. По этой причине Япония лидирует в начальном и среднем образовании.

В Америке в обучении сложились совершенно иные приоритеты. Американское образование намного демократичнее японского в смысле возможности выбора дисциплин и сроков обучения, но и менее систематично и строго. Человеком усваиваются скорее не те знания, которые нужны здесь и сейчас, а те которые ему интересны. За счёт этого США уверенно лидирует в высшем образовании, т.е. там, где требуется не массовость, а высшие достижения науки. За это пришлось заплатить поверхностностью и непрочностью знаний среднего обучающегося.

За этими контрастами стоит неустранимые различия двух менталитетов, – так считает соционика. Устойчивые, хорошо заметные снаружи тенденции определяются не волей отдельных лиц, пусть они даже и занимают высокое место в управленческой иерархии, а социально-психологическими закономерностями функционирования самой коммуникативной системы. В данном случае сказывается принадлежность к разным полюсам соционической шкалы "сенсорность-интуитивность".

Японская нация постоянно проявляет себя как сенсорная, т.е. конкретно мыслящая и действующая, не доверяющая фантазиям и отвлеченным знаниям, прочно привязанная к традициям и опробованным на практике методам работы. Американский менталитет всегда проявлялся как "интуитивный", т.е. отвлеченно мыслящий, склонный к крупным инновациям, противопоставлявший фиксированным традициям смелое экспериментаторство.

Таким образом, выводятся соционические типы американского и японского стилей существования, первый из которых носит название логико-интуитивный экстраверт ("Предприниматель"), а второй – логико-сенсорный интроверт ("Инспектор").

Кроме обще-познавательного эффекта соционика найдёт себе широкое применение в подготовке людей совершенно иного интеллектуального уровня – способных успешно справляться с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные услуги. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

- комплектование классов и учебных групп, в которых за счёт гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

- предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет "клубный", проблемно-дискуссионный способ обучения;

- индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

С другой стороны, прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счёт соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье? Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика скоро войдет в каждый дом и семью, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Мы же думает, что для этих целей соционика применима лишь отчасти. Вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой является отношение двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих и многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, читатель, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь, чем, где она вас ждёт в самом ближайшем будущем. Но всегда мы будем помнить о том, что наука соционика это не просто свод норм и правил, а реальное средство улучшить свою жизнь через создание благоприятной коммуникативной среды.

4. Занятие соционикой доставляет радость!

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый – это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть "белой вороной".

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет. Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, но терпели неудачу за неудачей. Но парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда такое следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей не нашедших себя они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее – это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип – это убеждение, коренящееся в подсознании очень многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Эта крайняя форма "оптимистического" субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Казалось бы, давно уже доказано, что человек – это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы. Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано.

Из-за подобных намерений пострадало тоже немало людей. Прежде всего обращаемся к родителям, которые искренне считают, что могут путем правильного воспитания вылепить из ребёнка все, что им заблагорассудится. Умерьте хотя бы на время свой пыл и прочтите эту книгу. Вам станет понятно, что такая сложно организованная система, как человек, не может работать подобно универсальному механизму, достаточно только повернуть ручку переключателя.

Это только каменным рубилом можно и яму копать, и шкуры животных обрабатывать, и от врагов защищаться. Все сложные системы специализированы. Микроскопом не забивают гвозди, а с помощью компьютера не пилят дров. Почему же вы считаете, что ваш практичный ребёнок, сноровистый и с ловкими руками, умело и по собственному желанию торгующий жевательной резинкой во дворе, – это будущий великий ученый, который только чуть-чуть переделает себя с вашей помощью и обязательно сделает открытие нобелевского уровня? В этой книге, читатель, мы надеемся развеять подобные иллюзии.

К сожалению, и сами психологи немало противодействуют утверждению взвешенного и объективного соционического подхода. Идя на поводу у этого стереотипа, психологи предлагают вам без разбору различные тренинги самопогружения, обретения несокрушимой силы, раскрытия потаенных возможностей и т.п. Вот уж кто, казалось бы, должен особенно настаивать на индивидуальном подходе к применению психотехник! Но ничего подобного. Все могут все. Пройдите лишь наш тренинг, и вы сами убедитесь.

Мы изучили последствия таких тренингов и можем с уверенностью утверждать следующее. Во-первых, они действуют эффективно лишь на определённые социотипы. Те же социотипы, которые по природе своей мало склонны к тренируемым качествам, испытывают впоследствии немалое разочарование, так как ощутимый эффект таких занятий будет весьма непродолжительным.

Скажем, вы относитесь к интровертным логическим социотипам, для которых немалую проблему составляет общительность. Пройдя тренинг коммуникативных способностей вы на некоторое время войдете в несвойственное вашей природе экспрессивное состояние, от чего получите, без сомнения, немалое удовольствие. Но когда через несколько дней обнаружите, что привычное вам закрытое состояние вернулось, есть от чего придти тогда в отчаяние!

Что вы будете делать? Либо побежите и ещё раз запишетесь на подобный тренинг (с подобным же результатом), либо будете ещё больше проклинать себя за свою неустранимую интроверсию, в которой, между прочим есть немало не замечаемых вами положительных качеств. Где же выход? Он в том, чтобы перевернуть свое мировоззрение и убедится в том, что интроверсия ровно в такой же степени нужна социуму, как и экстраверсия, и вопрос заключается вовсе не в том, что бы всех делать открытыми, а в том, чтобы дополнять людей одного типа другими.

Если наши слова показались вам убедительными, мы предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете:

1. Принять себя таким, какой вы есть на самом деле – неповторимое творение природы, для которого обязательно есть посильный и увлекательный путь в этой жизни. Это произойдет потому, что мы продемонстрируем вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, мы расскажем, как это сделать.

2. Составить себе верный жизненный план. Туман неопределённости рассеется и вам станет понятно, где ваша оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду или той ли дорогой я иду.

3. Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, когда после многих лет черно-белого изображения он вдруг увидел мир в цвете.

4. Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создавали раньше в силу неведенья. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними и вы сами.

Человек соционически образованный – это уже часть нового времени – эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.