Ленинградский математик Григорий Рейнин в середине 1984 года составил таблицу парных типальных признаков ИМ. Часть из них: рациональность-иррациональность, экстраверсия–интроверсия, интуиция–сенсорика, логика–этика — были известны уже по К. Г. Юнгу. Три пары: статика–динамика, квестимность–деклатимность, демократизм–аристократизм — описаны мною в «Дуальной природе человека» в 1983 году.
Рейнин подошел к вопросу чисто математически и нашёл, что таких признаков есть пятнадцать пар, так как 16 типов ИМ можно разделить на две разные группы 15-ю различными способами. Каждая из этих групп отличается от другой каким-то типальным признаком.
Сначала идея Рейнина мне показалась полуфантастической из-за трудности выявления неизвестных типальных признаков. Но после коллективных поисков и дальнейшего анализа структуры модели А проступили контуры всех признаков, принося с собой и новые теоретические обобщения. В признательность первому их открывателю типальным признакам присвоено название признаков Рейнина. Они станут основой качественно нового теста.
Данная первая поспешная редакция «Теории признаков Рейнина» предназначается не широкому кругу читателей, а лишь узкому кругу социоников для дальнейшей разработки теорий, корректировок, поправок, усовершенствования терминологии. Не исключено, что, например, некоторые свойства типа личности, которые я отнесла к какому-то одному признаку Рейнина, после проверки придется отнести к другому.
Четырехшкальный тест Изабеллы Майерс–Бриггс, составленный в Цюрихском институте К. Г. Юнга (прим. ред. – ошибка, тест Майерс-Бриггс изначально был создан и распространялся в США; возможно, Цюрихский институт распространял какую-то коммерческую версию теста), базируется на четырёх открытых К. Г. Юнгом осевых парных признаках. Этого достаточно при условии, что каждая шкала, работает безотказно. Но тестовый метод не дает 100 % гарантии. Каждый человек не только тип ИМ, но и своеобразный характер. Теория признаков Рейнина дает возможность составить тест по 15 шкалам. В случае, если тестируемый на все 15 шкал ответил равнозначно, с выходом на тот же тип имеем почти четырёхкратную проверку. По-моему, этого достаточно.
Примечание: Для установления типа ИМ достаточно иметь любые четыре достоверно установленных типальных признака.
15 пар признаков Рейнина делятся на три группы:
Восемь пар индивидуальных или дуализирующих признаков.
Четыре пары диадных или квадризирующих признаков.
Три квадровые признака, связывающие квадры в общую единицу — социон.
Об индивидуальном, квадровом и соционном функционировании индивида можно говорить как о четырёх уровнях его функционирования .
Ниже прилагаем заметки Рейнина о таблице типальных признаков. Сама таблица на рис. 9 и 19.
С математической работой Г. Рейнина «Морфология человеческого интеллекта» (1984 г.) можно познакомиться отдельно.
В таблице особое место занимает отношение дополнения. Это отношение с типом ИМ, отличающимся по первым восьми признакам. Такой тип ИМ для каждого один, у всех остальных в первой части таблицы имеются по четыре совпадения.
Рассмотрим подробнее диаду.
По первым 8-ми признакам входящие в неё типы друг друга дополняют. Признаки с 9-го по 15-й в диаде совпадающие, т.е. эти признаки являются каналами информации в диаде. Это, если можно так выразиться, третий голос диады. Можно предположить, что именно к этим признакам относятся мировоззрение, отношение к реальности, способы ведения диалога, законы общения, поведения, отношения к «Другому», к «Миру».
Итак, 9-15 информационные каналы диады. Из них 13-15 — информационные каналы квадры.
Кажется, что признаки 9-15 — это какие-то глубинные каналы, совершенно неосознаваемые индивидом, проникающие во все, не требующие никакого словесного выражения. Это пространство, в котором и происходит диалог. Возможно это — закон диады.
Это выглядит, как один энергетический поток, от которого живут два дополняющие типа ИМ. Причём признаки 9-15 — скалярные характеристики этого потока.
Иногда возникает подозрение, что все признаки 9-15 являются врождёнными. Было бы достаточно показать это для любых двух квадровых признаков 13, 14 или 15, остальные получаются автоматически из таблицы умножения признаков. Может быть, принадлежность к определённому энергетическому потоку является врождённой?
В квадре совпадают три признака. Все остальные являются равномерно нейтрализованными (т.е. количество плюсов равно количеству минусов).
По-видимому, набор из трёх признаков представляет собой закон квадры. Может быть, это закон общения, нормы морали, социального поведения, манеры, представления о воспитанности, язык.
Что такое признак?
Это принцип дихотомии социона, т.е. — способ деления 16-ти типов ИМ, составляющих социон, на две группы по 8 типов в каждой.
Признак Х можно также рассматривать как ось, имеющую два полюса: на одном полюсе 8 типов ИМ, обладающих свойством x, на другом — не x . Как было показано ранее, таких попарно ортогональных осей для социона 15.
Нет признака «логика», есть ось «логика–этика».
Думаю, что типы ИМ — это просто устройство информационной аппаратуры человека. «Выпускается» аппаратура 16-ти типов, а характеристика типа просто — техническая характеристика функционирования конкретного информационного инструмента.
Примечание: Так оно и есть, это — механизм для производства и воспроизводства информационной (психической) энергии. Итого 16 разных механизмов, «работающих» на другом «виде топлива», на других информационных сигналах или по другому использующих те же сигналы.
Тип ИМ – как бы скелет, каркас личности.
Личность есть конкретная форма существования человека в социуме. Личность, по-видимому, возникает в результате привязки типа ИМ к конкретной социальной территории.
Каждое из 16-ти отношений имеет определённый рисунок совпадающих признаков.
По полутактному кубику (рис. 1) видно, что дуалы питаются от одного источника информации — одной грани кубика — определённого вида информационного топлива. Этот поток по-разному воспринимается статическим и динамическим кольцами. Отличие же между дуалами в модели А структурно только в том, что у одного статическое — витальное, динамическое — ментальное, а у другого — наоборот.
Рис. 1.
Каждая диада живёт от одного энергетического потока, следовательно, признаки, совпадающие в диаде, являются одновременно признаками этого потока. Их 7.
Мне кажется, что необходимо описание обобщённого пространства типа. Т.е. — структура этого пространства с функциями отдельных элементов и блоков. Это можно сделать в форме простой таблицы. Тогда для читателей с абстрактным, структурным мышлением можно объяснить по следующей схеме:
Изложение элементной базы. Два кольца — статическое и динамическое с описанием их составляющих элементов.
Описание структуры пространства типа (таблица свойств и функций блоков и элементов).
Конкретные реализации данной структуры на приведённой элементной базе. Характеристики типов.
16 способов реализации этой структуры на заданной элементной базе образуют как бы «переключатель типов».
Это — структуралистическое изложение модели А.
До начала разговора об индивидуальных дуализирующих признаках необходимо рассмотреть некоторые закономерности функционирования модели А. Многое известно по «Социону», и на этом здесь не остановимся. Разговор пойдёт только о том, что является качественно новым и без чего нельзя разобраться в признаках Рейнина.
Модель А образована из ментального и витального колец, одно из которых является положительным ( + ), а другое отрицательным ( — ), кольца из блоков. В «Соционе» разговор шёл лишь о горизонтальных блоках: ЭГО, СУПЕРЭГО, СУПЕРИД и ИД. Они парные: ЭГО + СУПЕРЭГО — ментальные, СУПЕРИД + ИД — витальные. Кроме того, ЭГО + ИД называем программными, а СУПЕРЭГО + СУПЕРИД — базисными или серединными (см. рис. 2).
Каждый горизонтальный блок образован из двух полутактов (п/т), первый из которых является акцептным, второй — продуктивным.
Полный такт составлен из двух однородных п/т, напр.:
п/т + п/т = такт ± сенсорика.
Весь он или акцептен или продуктивен.
Акцептность/продуктивность тактов у дуалов тоже совпадают: что акцептно у одного, акцептно и у другого.
Ментальным кольцом индивид осмысливает информацию о внешнем мире. СУПЕРЭГО мыслит о том, каким есть окружающий мир и как он проявляется. Эго о том, каким он должен быть, как должен проявляться.
Блоками витального кольца осмысливаются сигналы, полученные из собственного организма. СУПЕРИД знает, каким организм является на самом деле, что в нём или с ним происходит, как он может проявиться. ИД разбирается в том, как он должен проявиться. Итак, в самом свёрнутом виде:
ментальность — это мысли об окружении, осмысливание внешнего мира.
витальность — мысли о себе, своей ситуации.
Рис. 2.
На рис. 3 показана дуализация по ментально — витальным и программно/базисным блокам.
Рис. 3
Ментальность одного, по содержанию энергетического метаболизма, тождественна витальности другого. Базисность одного — тождественна витальности другого. То же с положительностью–отрицательностью колец: у одного статическое кольцо положительно, у другого — отрицательно. Тоже можно сказать и о тождественных вертикальных блоках — инертных и контактных. Но об этом — дальше.
Всё это и есть внутренней сутью дополнения. То есть суть дополнения не в том, что то, чего нет у одного, есть у другого. А в том, что оно есть у обоих, только в разном качестве.
Кроме горизонтальных в модели А можно выделять вертикальные блоки. Образованы они из тех же п/т, только тот, который является концом горизонтального, становится началом вертикального. Первый п/т вертикального блока есть продуктивный, второй — акцептный, в горизонтальном было наоборот.
Вертикальные блоки делятся на инертные и контактные (рис. 4). Это деление, как увидим в дальнейшем, открывает перед нами совершенно новые стороны процесса дуализации.
Рис. 4
На рис. 5 видно, как перекрещиваются горизонтальные и вертикальные блоки на примере модели А типа (ИЛЭ) .
Рис. 5
Примечание: 1/2, 2/2 и т.д. — нумерация полутактов (Прим. – нумерация элементов в Модели А, предлагавшаяся А.Аугустинавичюте, кардинально отличается от ныне принятой).
Кратко остановимся на различиях между инертными и контактными п/т и блоками.
Функционирование контактных п/т обусловлено контактами с внешним миром. Оно отличается импульсивностью, своеобразной реактивностью, изменчивостью, неуверенностью, неопределённостью, отсутствием жёсткой линии, принципов. Это как бы пеленгование окружения. Напр., 1/1 — пеленгование объективной действительности и быстрые импульсивные реакции на неё.
4/1 — зондирование того, как окружающие воспринимают моё сознательное вмешательство, во-первых, вмешательство словами — вторая сигнальная система, — в которых содержится корригирующее поощрение к большей решительности и некоторому уточнению, изменению, укреплению позиций действующих людей, то есть людей, которым это необходимо для более энергичной активности.
Функционирование инертных п/т имеет как бы более самостоятельный, накопительный характер. Оно отличается вязкостью, неповоротливостью. Например, 2/1 из-за неуверенности в себе и совершенно спокойной совести, просто — он погряз в изучаемой действительности и не способен быстро изменять направление.
Дуалы помогают друг другу при самообеспечении нужной информацией. При наборе информационной потенциальной энергии (ИПЭ), её мобилизации, программировании и реализации. Потому функционирование дуализированных гораздо более эффективно, с точки зрения экономии психофизической энергии, меньше изнашивается организм и нервная система, с одновременной большей работоспособностью и стремлением к уравновешенной творческой реализации.
Благодаря индивидуальным типальным признакам, дуалы сливаются в единицу, большую, чем простая сумма:
диада > дуал + дуал
То, что один может придумать, другой способен превратить в реальность. Придумывают ментальными блоками, действуют витальными. Из-за тождественности ментальности одного и витальности другого мысли и поступки одного предупреждают мысли и поступки другого, являются совершенно понятными, не становятся из ряда вон выходящей неожиданностью. Потому там, где я думаю лишь про себя, мой дуал видит меня в контексте других людей и потому способен мне помочь советами. Объясняет мне меня со стороны, с точки зрения социума. Даёт возможность разобраться в том, что мои проблемы объективно представляют и как они обычно решаются. Там же, где я думаю лишь о внешнем мире, он способен думать лишь о себе и тем привлекает моё внимание к однотипным моим проблемам, помогает мне увидеть те же стороны моей жизни.
Там, где я знаю, как есть (серединные — базисные блоки), он знает, как должно быть (программные). Там же, где он знает, как должно быть, я знаю, как оно есть на самом деле.
Выше сказано, что диада больше суммы двух дуалов, однако более точным, наверное, будет такой, на первый взгляд противоречивый, расчёт:
один тип ИМ = 0,5;
дуал + дуал =1;
не дуал + дуал < 0,5;
Потому что после ознакомления с функционированием диады вообще непонятно, как недуализированные выживают и ещё что-то делают.
Ведь если с дополняющим обсуждаем свои дела, он, даже не успев вникнуть в нашу проблему, только лишь своими его самого наводящими вопросами уже ориентирует нас в тех сторонах проблемы, о которых мы не подумали, т.е. выдает нужную информацию.
Дуализация — определённый уровень ИМ и тоже, как и любой другой энергетический процесс, имеет четыре такта: I такт — потенциальная энергия, II — мобилизация, III — кинетическая энергия, IV — реализация.
Потенциальная энергия — энергия без программы. Кинетическая — с программой. КЭ — это энергия, всегда на что-то уже мобилизированная, и может быть использована только каким-то одним или несколькими способами. ПЭ — энергия в потенции, использование которой пока не запрограммировано.
При каждом такте дуализации, то есть при реализации любых горизонтальных и вертикальных блоков, реализуется две пары признаков Рейнина: I такт — базисные, II такт — мобилизационные, III такт — программные, IV такт — реализационные.
Типы ИМ относим к одной или другой группе по признакам Рейнина по их ментальному кольцу, программным и контактным блокам и по знаку статического кольца. То, что в дальнейшем будем называть дуализирующими признаками ИМ, то есть свойства их ментальности, статичности, программности, или контактности . Их витальность, динамичность, базисность и инертность имеют противоположные свойства.
Процесс дуализации можно себе представить, как взаимодействие чего-то наподобие индукционных катушек с блоками — лопастями, которые благодаря противоположному знаку притягиваются, давая механизмом А вращательное движение. На рис.?6 покажем схему такого взаимодействия по одним лишь статическим кольцам типов (ИЛЭ) и (СЭИ), одно из статических колец которых имеет знак «+», другое — «–» . На схеме видны все четыре такта дуализации, то есть дуализации по четырём блокам одного и того же статического кольца.
Горизонтальные статические блоки данной диады: и, вертикальные: и . Они и исполняют роль взаимодействующих лопастей.
Рис. 6
Во время дуализации лопасти с блоками должны установить контакт друг с другом плавно, начиная с первого п/т блока и постепенно переходя на второй. Эта плавность возможна, если кольцам присуще не только вращательное, но и своеобразно покачивающее движение. Поэтому рисунку следовало бы придать большую мягкость, он должен оживиться, стать чем-то наподобие рис. 7.
Контакт любых тождественных лопастей дуалов — это как бы призыв и отзыв на него. Если у человека всё складывается хорошо, ему «везёт», то на каждый призыв, на протянутую руку-лопасть приходит ответный сигнал. При каждом соединении тождественных блоков — лопастей исчезают какие-то взаимные информационные потребности или потребности в информации.
При дуализации должно совпадать что-то наподобие «скорости вращения» и ритма покачиваний. И то и другое должно балансироваться. Человек, которому «везёт», не только сохраняет, но и увеличивает свою «скорость». Его никто не останавливает, не дёргает, ему лишь способствуют.
Рис.7.
При реализации блоков ментального кольца происходит следующее:
Базисный блок СУПЕРЭРГО обеспечивает информационной потенциальной энергией (ИПЭ) ИД дуала.
Инертный, ментальный блок обеспечивает мобилизующими сигналами контактный блок витального кольца дуала.
Программный блок ЭГО обеспечивает программой т.е. информационной кинетической энергией (ИКЭ) СУПЕРИД дуала.
контактный, ментальный блок способствует реализации инертного блока витального кольца дуала.
При контакте любых двух, тождественных по энергетическому метаболизму (ЭМ) блоков дуалов выявляются и реализуются две пары признаков Рейнина — по одному признаку на каждый п/т.
Между собой контактируют тождественные по ЭМ, т.е. по аспекту отражаемого мира и разные по уровню своей энергетической мобилизации или по тактам ИМ блоки дуалов:
блоки ИПЭ питают блоки ИКЭ, те же — мобилизуют, программируют блоки ИПЭ;
реализационные контактные блоки превращают ИПЭ партнёра в ИКЭ, а инертные мобилизационные, наоборот, — ИКЭ в ИПЭ.
Потенциальная информационная энергия — это нужная индивиду информация. Кинетическая — мобилизованность, программность имеющихся энергетических ресурсов.
Каждый тип ИМ по любому блоку обеспечен только потенциальной или только кинетической ИЭ. При дуализации это объединяется. Кинетические программные блоки подключаются к базисным потенциальным, в результате чего обладатель кинетической энергии узнаёт, как свою энергию использовать, а обладатель кинетической энергии обеспечивается нужной ему информацией как потенциальной энергией. Потому что МПЭ — лишь складированная, собранная и систематизированная в психике индивида информация. Что с ней делать, он не знает. Нужен тождественный по ЭМ, то есть — по тому же аспекту объективного мира заряд кинетической энергии со стороны, решительность другого индивида, его воля, знание, что нужно действовать и как.
С кинетическими программными блоками — то же самое. Программа о том, что нужно, у них есть, а вот потенциальной энергии — нет. Без кооперации с потенциальными базисными блоками они бессильны, отрываются от действительности.
ИД чувствует лишь потребность собственной реализации, которая проявляется в определённой мобилизованности организма. Но она не знает потребностей и интересов социума, не знает, что тот принимает, что отвергает. Программу даёт СУПЕРЭГО, которое не знает другого — интересов и потребностей собственного организма и его возможностей.