Теория признаков Рейнина
Очерк по соционике. Раздел 5

А.Аугустинавичюте, 1985.

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №№ 1 – 6.

Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Раздел 5

 

Замечания по поводу III части работы

Последняя, третья, часть работы пока не закончена. Однако с основными её положениями, согласно таблице признаков Рейнина, необходимо познакомить уже сегодня. Особенно с 14-м и 15-м признаками.

Основой этих признаков есть деление горизонтальных блоков на вербальные и невербальные. Вербальные — ЭГО + СУПЕРИД, невербальные — СУПЕРЭГО + ИД.

Основная черта вербальных есть то, что обо всем, что касается отражаемых ими аспектов, много говорится и ничто не смущает. Возможны любые споры, дискуссии, нападки. Все это на уровне интеллектуальной игры-дискуссии или — помощи непонимающим. А вот реализуются эти блоки индивидуально, то есть — чаще всего желательно без свидетелей, особенно — критически настроенных свидетелей.

Невербальные блоки — блоки коллективной активности, вот с разговорами и шутками здесь — осторожно. Допускается лишь передача объективной информации, того, что удалось видеть или слышать без собственных комментариев.

Квадралы способны кооперировать по той простой причине, что их вербальные, (как и невербальные блоки) образованы из тех же полутактов ИМ. Поэтому ни в каких условиях они друг другу не кажутся ни бестактными, ни недружелюбными или враждебно настроенными. Если они чего-то не делают или не говорят, понятно, что не могут или не знают.

III часть. Соционирующие признаки

Следующая ступень организации информационного метаболизма общества — социон. Соционизация улучшает использование информационной кинетической энергии. Это происходит за счёт разных октавных программ (XII признак) и за счёт вербально-лаборных противоречий (XI и XV признаки) между квадрами . С нашей точки зрения, эти противоречия — основная причина автоматического объективно-закономерного развития общества.

Социон — саморазвивающаяся единица информационного метаболизма. А совместно — разума, гуманизма, духовной жизни, культуры, науки и искусства, материального достатка. Наша задача не «развивать общество», а познать объективные закономерности его функционирования, дабы сделать все от себя зависящее, чтобы не мешать ему самому развиваться по присущим от природы законам, которые на данной ступени развития материи называются социальными.

Социон образован из четырёх квадр. В каждой из них собственный образ мира и образ жизни. Их вдохновляют другие или по-другому формулированные идеи. По-другому живут и общаются, другое веселит, смешит, обижает или приводит к грусти.

Общность мироощущения ведёт к бесконфликтности. Если и бывают какие-то недоразумения и стычки, то они понятны и скорее уж вдохновляют, чем потрясают. Это побуждает к развитию «неантагонистические противоречия». Совместный труд в квадре исключительно производителен, плодотворен, не изматывает. Совместный отдых — лучший способ восстановления или воспроизводства физических и духовных сил.

Межквадровые различия ведут к серьёзным конфликтам. Но, сколько я за этим наблюдала, они происходят лишь между людьми с недуализированной и неквадрированной психикой, когда у человека нет нужного информационного прикрытия. Только неприкрытые бывают нервозными и злыми, только их можно «достать», «загнать в угол», только они попадают в непонятные и психически опасные стрессирующие ситуации. В квадрируемом социуме можно говорить лишь о взаимной межквадровой полезности.

Противоречия между квадрами — источник повседневного прогресса во всех областях культуры и быта — науке, технике, искусстве. Доказательств предостаточно. Но не думаю, что за квадрами закрепляется какая-либо постоянная социальная роль. Допустим, что их можно делить, например, на конформные и прогрессивные. А за какие именно достижения культуры следует больше благодарить одну, за какие — другую квадру, покажут исследования будущего.

Социон — неделимый живой организм и каждая квадра — органическая его часть. Нужно привыкать к мысли, что социон — элементарная частица общества. Неполный социон — что-то наподобие группы с голодной «валентностью». А несоционированное общество — непознанный хаос, готовый вспыхнуть любыми, заранее непредугадываемыми неожиданностями. Что происходит из-за того, что то, что некоторое время под влиянием какого-либо одного типа личности воспринималось как абсолютная истина, превращается в мыльный пузырь, о котором потом-то и вспоминать — плохой тон.

Все социальные истины и вкусы временны и даже опасны, если превращаются в норму, за исключением тех, которые не мешают жить представителям всех квадр и всему социону.

Как обойтись без организованного насилия в обществе, в котором люди постоянно фрустрируют друг друга и сеют агрессию лишь из-за того, что постоянно натыкаются на недружелюбие неквадрированных и даже недуализированных, обозленных в своем чувстве бессилия соплеменников? Это — утопия.

Рассмотрим ступени системы ИМ человека с чисто теоретической точки зрения. Этих ступеней пять.

I ступень — отдельный тип ИМ. Модель А отдельного индивида имеет все 8 полутактов (п/т) ЭМ и ИМ, благодаря чему это закрытая информационная система, способная противостоять энергетическому и информационному метаболизму окружающего мира. Организм имеет все 8 п/т ЭМ, его психика — все 8 п/т ЭМ, исполняющих роль 8-ми п/т ИМ.

Каждый полутакт энергетического метаболизма в этой модели исполняет одну функцию информационного метаболизма.

II ступень. Диада. Модель А диады имеет двойное количество п/т ИМ для отражения того же самого количества п/т окружающего мира. В каждом кольце все 8 п/т ИМ. Например, в статическом кольце (ИЛЭ) полутакт ЭМ исполняет функции 1/1, 2/1, 3/1 и 4/1 полутактов ИМ. А в статическом кольце (СЭИ) они исполняют функции 1/2 2/2, 3/2, и 4/2. Это увеличивает приспособляемость диады как системы ко внешнему миру по сравнению с индивидом как системой по меньшей мере вдвое. Все полутакты витального кольца ощущают окружающее, а 8 полутактов ментального кольца — воспринимают.

Каждый полутакт ЭМ в этой модели исполняет две функции ИМ — одну в витальном, другую в ментальном кольце.

III ступень — квадра. В квадре всего 32 п/т ИМ. Поэтому её модель А имеет те же 8 п/т в каждом вертикальном блоке. Каждый п/т ЭМ исполняет роль и акцептного и продуктивного п/т ИМ. Потому квадра способна приспосабливаться к каждому п/т окружающего мира по акцептным п/т и отвечать на него по продуктивным.

Каждый п/т ЭМ в этой модели исполняет четыре функции ИМ. Например, в квадре бета у — 3/1, у — 4/1, у — 1/2, у — 2/2.

IV ступень — октава. Она образована из двух противоположных квадр: альфа + гамма или бета + дельта. В октаве 64 п/т ИМ. Потому каждый п/т ЭМ в этой модели исполняет все функции ИМ: 1/2, 2/2, 3/2, 4/2, 1/1, 2/1, 3/1, 4/1.

V ступень. Социон. В соционе 128 п/т ИМ. Каждый п/т ЭМ ту же функцию ИМ исполняет дважды. Один раз с другим. Например, чёрная сенсорика при исполнении ЭМ функции у выступает в паре с белой логикой, у – с белой этикой .

По поводу социона можно сказать и такое: все блоки ИМ, а их 16 (четыре блокировки по 4 блока) в соционе один раз исполняют роль каждого блока ИМ в моделях А. Это образует какую-то особо сильную, закрытую энергетическую цепь. Эмпирических сведений о том, что она собой представляет, пока у нас нет, потому что не удалось наблюдать за таким объединением людей в действии. Есть лишь определённые теоретические предположения и гипотезы.

III такт. XIII признак. Демократо-аристократическая программа

Этот признак является программным, потому что относится к третьему, то есть программному (ИКЭ) такту ИМ. Признак проявляется при делении социона на две части таким образом, что в первую группу, группу «демократов», попадают противоположные квадры альфа и гамма, во вторую группу «аристократов» — противоположные квадры бета и дельта. Пара противоположных квадр, называемая нами октавой, отличается тем интересным свойством, что каждая октава образована из двух блокировок. Про блокировки достаточно широко говорилось в «Соционе», здесь только напомним, что есть четыре блокировки по четыре блока, две из них уже в «Соционе» условно были названы «аристократическими», две — «демократическими». Блокировка от блокировки отличается способом спаривания п/т в блоках.

Рис. 38

У демократов в любом блоке интуиция связана с логикой, а сенсорика с этикой. У аристократов, наоборот, — интуиция всегда связана с этикой, а сенсорика с логикой. Мышление от этого приобретает другое направление, о чем говорилось в IX признаке при делении всех типов на левых и правых, то есть на I кольцо СП и II кольцо СП.

Покажем это с помощью такой сравнительной таблицы:

I блокировка

III блокировка

Потенциальная энергия человека, его физическая сила, умения и способности, понимание природы окружающего мира — это то, из-за чего он другим людям нужен или не нужен.

Потенциальная энергия человека, его физическая и психическая сила, её свойства и особенности — это то, из-за чего к нему другие тянутся или нет, из-за чего его любят или нет.

Красота, подтянутость самого человека, наличие хороших качественных предметов — основа того — любят его другие или нет. Кто хочет увеличить любовь к себе, увеличивает свою кинетическую энергию, частью которой есть его власть над вещами, деньгами и людьми, в том числе и над детьми.

Красота, подтянутость самого человека, его кинетическая сила, должность, возможности, степень, наличие хороших качественных вещей являются причиной его нужности или ненужности другим людям, в том числе и своей семье.

Самочувствие — причина хорошего или плохого настроения, оживленности или подавленности человека. Эмоциональность — следствие самочувствия.

Самочувствие является причиной желания или нежелания двигаться и работать.

Работоспособность — следствие самочувствия.

То, насколько хорошо и разумно индивид использует свое время, ведёт к большему или меньшей полезности его трудовой деятельности.

То, насколько хорошо и разумно человек использует свое время, ведёт к насыщенности или скудности его эмоциональной жизни.

Если перевести это на язык психологии, придется сказать, что у демократов и аристократов просто другие афферентные связи, другой ответ на те самые ощущения. Другие ответы и в восприятийно-мыслительной активности. Например, (СЛИ) сколько-то заботится о своем самочувствии для того, чтобы быть в надлежащей форме ради советов другим, как им следует работать, когда нужно — продемонстрировать и собственные особые трудовые таланты. (СЭИ) также заботится, но — ради хорошего настроения и возможности улучшить настроение других.

Таким же образом можно сравнить и следующие блокировки:

II блокировка

IV блокировка

Система внешних отношений к предметам потребления и с другими людьми ведёт к увеличению или уменьшению потенциальной энергии человека. Если он нужен, общество помогает ему развиваться физически и духовно и помогать этим другим.

Система отношений к предметам потребления и с людьми ведёт к увеличению или уменьшению собственной кинетической энергии. Если человек, нужен, общество ему дает власть над объектами — предметами и людьми.

Притягательность человека — то, насколько он любит и его любят, способствует тому, сколько кинетической энергии и разных объектов ему удается концентрировать в своих руках. Если человека любят, его, во-первых, обеспечивают предметами потребления. Если любят — дают, не любят — отнимают. Вот почему .+ ненавидит родителей, если в детстве те его плохо одевали. Это признак, что его не любили.

Притягательность человека — то, насколько он любит и его любят, дает возможности физического и духовного обогащения человека, увеличение его ИПЭ и соответственно — влияния на других. Любовь обеспечивает развитие ИПЭ.

 

Любые внутренние процессы, переживания и эмоции являются причиной хорошего или плохого самочувствия. Если самочувствие плохое, значит, настроение подавленное, нужно поднять его шутками, музыкой, анекдотами и т.п. Эмоции — причина самочувствия.

 

Любые внутренние процессы, эмоции являются причиной последующего спокойствия и более ясной картины будущего. Если человеку неспокойно, необходимы потрясения, пусть даже трагические переживания. Недаром любят писать трагедии. И недаром говорится, что сопереживание трагического на сцене ведёт к катарсису.

Поступки, действия, их качество, экономная трата энергии в работе, исполнение только того, что по-настоящему нужно, ведёт к спокойствию в будущем.

Поступки, действия, работа, её качество, экономная трата энергии, труд всегда связаны с улучшением или ухудшением самочувствия людей. При плохом самочувствии всегда нужно искать причину в неправильных поступках и действиях. Иначе не бывает.

Мы здесь рассмотрели только горизонтальные блоки. Таким же образом можно было бы рассмотреть и вертикальные, там тоже можно найти похожую причинную связь. Ведь каждый предыдущий такт есть причиной последующего: как 1-й второго, так второй — третьего. Например, если в детстве плохо одевали, то объяснять он это будет через предыдущий чёрной сенсорике полутакт, то есть белой логикой : у родителей не было денег или им было не до меня. Все объясняется внешним отношением. Он никогда не скажет — это потому, что меня не любили. Но если у него не было возможностей для развития своих физических и психических способностей, это значит, что ему не хватало свободы, что он был связан любовью (глупой) или нелюбовью родителей, что и отнимало эту свободу. Он может сказать — меня не любили, поэтому не давали читать.

Дискуссионные клубы

В социальной жизни представители отдельных квадр тянутся в какой-то мере к другой реализации. Несомненно, что чистых теоретиков больше всего будет в октаве демократов среди интуитивно-логических . Но именно в этих квадрах и самые практические, самые, я бы сказала, социальные, или наиболее социализированы сенсорно-этические типы.

В октаве аристократов теоретики другого рода, теоретики скорее внутренних, духовных, культурных процессов. Недаром величайшим критиком литературы стал Белинский — (ЭИЭ). А Гексли (ИЭЭ) открытие нелюдима-Дарвина (ИЛЭ) превратил в частицу культуры всего человечества. Сенсорно-логические — самые спокойные, честные, упрямые и последовательные работники управленческого аппарата, организаторы производства. Итак — каждая октава образована не только из двух блокировок, но также из двух дискуссионных клубов.

В октаве демократов есть:

•  Клуб непрактичных теоретиков

,,,

•  Клуб практичных деятелей или деловых людей

,,, .

В октаве аристократов :

•  Клуб артистов-гуманистов, культуртрегеров

,,, .

•  Клуб технократов и государственных деятелей

,,, .

О клубах нам известно следующее. Квадры дают человеку силы, но полностью в них закрыться никто не хочет. Это тоже скучно, не хватает разнообразия, возможно, и некоторых противоречий, которые могли бы быть толчками развития. Такую роль исполняют дискуссионные клубы. Они объединяют людей по интересам к определённым сторонам социальной жизни. Они способствуют деловому росту, помогают оттачивать и совершенствовать интеллектуальные, «боевые» орудия. Всех логических и то довольно сильно тянет к логическим, сенсорных к сенсорным и т. п. У нас, к сожалению, нет ни настоящих клубов, ни даже спокойных баров и кафе, которые в других странах превращаются в неформализованные клубы, необходимые именно для таких встреч. Их отсутствие не в меньшей мере препятствует и квадровому общению — людям негде встречаться.

Всегда есть склонность встречаться за каким-либо столом. В квадре весело без алкоголя, он здесь только мешает. В клубе — тоже, пока идёт обмен информацией, споры, дискуссия. Но сплотиться настолько, чтобы провернуть какое-то конкретное дело, — в клубе без алкоголя трудно. Это не квадра.

Что квадра дает гармонизацию целей человека и какую именно — выводит в так называемую «четвёрку» или даже «пятёрку» — мы знаем. Что дают клубы и дают ли, пока неизвестно.

Дискуссионные клубы образованы из представителей квадр с полностью противоположной вербальностью. Может возникнуть вопрос, почему такие люди своими словами или поступками не задевают, не обижают друг друга. Это потому, что тождественные п/т у них расположены только в программных или только в базовых блоках. А эго и ид могут только подшучивать над «ограниченностью» партнёра, которая в общем деле, в ситуациях, требующих конкретной активности, непременно проявляется. А так. Вне дела, даже с погашающим типом ИМ чувствуется родство душ.

IV такт. Вербально-лаборная реализация

В основе XIV и XV пар признаков — распределение п/т ЭМ между вербальными и лаборными блоками.

До сих пор горизонтальные блоки делились на программные и базисные: что у одного дуала в базисном, у другого — в программном. Потому горизонтальные блоки диады можно делить на (у дуалов тождественные по ЭМ) вербальные и лаборные блоки.

эго и суперид — вербальные и ид — лаборные. Ведущими являются программные, ведомыми — базисные блоки.

Рис. 39

эго

вербальный

— ведущий

суперэго

лаборный

— ведомый

суперид

вербальный

— ведомый

ид

лаборный

— ведущий

Вербальные блоки «озвучивают проблемы». Коллективные обсуждения и очень осторожная индивидуальная активность, дотошное избегание ошибок. Все обсуждая и вышучивая, стараются всевозможные ошибки испробовать на вербальном уровне. По эго — потому, что о соответствующих аспектах активно, сознательно и самостоятельно мыслят, стремятся к совершенству и действуют только обдуманно, с чувством личной ответственности и полностью спокойной совестью. По суперид — потому, что о соответствующих понятиях вообще почти ничего не знают и не понимают, постоянно ожидают руководящих и разъясняющих положений и указаний. И по той причине слушают что угодно, с полным пониманием, что только это в конце концов, возможно, выведет на путь истинный и сформирует хотя бы временные установки. Обсуждают каждый шаг и каждый поступок. В общем — полная свобода слова и дискуссий и большая предупредительность в поступках. Споры, дискуссии, нападки, претензии. Все это на уровне интеллектуальной игры или помощи непонимающим. А вот реализуются эти блоки индивидуально, желательно без свидетелей, особенно — критически настроенных.

Лаборным блокам, наоборот, присуща коллективная физическая, трудовая, эмоциональная и прочая реализация по первой сигнальной системе. Коллективизм на деле, а не в дискуссии. С разговорами и шутками — осторожно. Передается лишь объективная информация, то, что удалось видеть или слышать, без собственных комментариев: мне говорили, я читал. Но — я знаю, думаю и т. д. Действуют не обсуждая, лишь в ходе дела обмениваясь мнениями. Из-за этой коллективности не появляются виновные, нет правых и неправых. И обсуждать просто нечего . А если кто-то в деле не участвовал, то тем более не имеет права на какие бы там ни было критические высказывания и реплики, за исключением благодарности по отношению к тем, кто каким-то образом эту активность проявил и что-то всё-таки сделал.

В группе людей, у которых вербальные и лаборные блоки совпадают, нет и тени подозрения о том, что кто-то кому-то не доверяет, думает по-другому, чем говорит, сердится, обижен и т. п. Зато в них так много веселья, шуток, раскованности.

Ко всему, относящемуся к вербальному блоку, требуют скрытного отношения. Не терпят вмешательства, расспросов, «не лезут» в чужие дела. Помогать по этим блокам нужно молча .

Тот, кто склонен говорить на тему лаборных блоков, «слишком много знает», всегда неприятен, с ним неуютно, опасно. Он не опора. У каждого ведь уверенность, что по лаборным блокам человек старается быть так предельно и скрупулёзно старательным, честным, внимательным, осторожным, что любые слова воспринимаются как проявление недоверия, а то и издевки.

И совместно действуют и отдельно, и обсуждают что-то, а про что-то молчат из-за того, что по-другому поступать не способны, не умеют. А уверены, что это было бы просто бестактным и неприличным.

XIV признак. Вербально-лаборная реализация рациональных полутактов. Веселые-серьёзные

Признак проявляется при делении социона на две части таким образом, что в первую группу попадают квадры альфа и бета, во вторую — гамма и дельта .

В первой паре свободно дискутируются проблемы внешних отношений и объективных потребностей, настроение, воодушевленность, апатичность или веселье, волнения, возмущения, переживания . Действуют здесь только сообща, а чего-то хотят или не хотят, любят или ненавидят — тоже. Индивидуально выбираются объекты уважения, но не любви .

Рис. 40

Веселые

Серьёзные

+

+

+

+

+

+

+

+

альфа + бета

гамма + дельта

Во второй группе те, которые свободно обсуждают проблемы желаний, любви, ненависти и поступков, в которых позволяют себе эмоционировать только сообща и только сообща устанавливают свои отношения к окружающим предметам и людям . Индивидуально любят, но только коллективно решают, кого уважать, кого нет.

Это потому, что у весёлых в вербальных блоках и, в лаборных — и . У серьёзных в вербальных и, в лаборных — и .

Названия групп, на которых пришлось остановиться, недостаточно точно выражают содержание присущих этим двум группам свойств, возможно, в будущем удастся найти что-то более подходящее.

Весёлые свободно обсуждают и высмеивают внешние связи, системы потребностей, место человека в социальной иерархии. Много рассуждают о том, что разумно и что нет, о почете, уважении, желании или нежелании во что-то вмешиваться, оставаться на расстоянии.

О делах и подвигах — молчат как бы боясь «дурного глаза». Поступки вообще почти что скрываются. Когда говорят, говорят лишь о том, что «следовало бы», а не о том, что сами собираются делать.

Они и сами заранее не знают, как будут действовать. Это определится действиями других, обстоятельствами, новой информацией. Но именно с лаборных блоков дают самые честные советы и другим о том, как именно в данной ситуации следовало бы себя вести. Скрытны они и в своих желаниях, в том, что их влечет, притягивает или отталкивает, чего хотят, кого любят, кого ненавидят.

Серьёзные, наоборот, скрытны в эмоциях, в том, что их воодушевляет или подавляет, улучшает или портит настроение. Скрывают они и нужные им отношения с объектами, то есть систему своих потребностей и степень их удовлетворённости. Как и место в социальной иерархии. Если, например, альфа I (т.е. 1-я диада квадры "Альфа") открыто говорят о своих потребностях, связях и знакомствах, о несоответствии потребностей и возможностей, о своем скромном или отличном месте в социальной иерархии, даже о том, что им «слишком повезло», или наоборот — «не удалось», то родственная диада дельта II обо всем этом чинно молчит. Напускает на себя вид невозмутимой серьёзности, как бы им не до этого, как бы они выше этого. Зато они любители поговорить о том, кто кого любит и кого нет, как любит и почему. Если хотите войти в доверие к такому, кажется, невозмутимому типу как (СЛИ) — говорите о любви. Говорите о своих любовных похождениях, расспрашивайте об его удачах. Да и вообще о том, кто в кого и сколько раз влюблялся, терял голову. Какие отчаянные глупости и смелые поступки совершал. У серьёзных ведь можно говорить все, что придет в голову не только об умных, но и о самых глупых поступках, потому что чёрная логика в вербальном блоке. В группе серьёзных ни жесты, ни удары и никакие поступки не считают чем-то из ряда вон выходящим и стыдным для человека. Захотел — ударил, захотел — прожестикулировал, поэтому и говорить об этом можно открыто. Признаться кому-то в любви и потом всем об этом рассказывать или рассказывать о том, что тебе кто-то признался, тоже не считается бестактностью. Преспокойно обсуждаются все свои и чужие желания.

Ещё несколько слов о коллективности лаборных блоков. Как уже говорилось, весёлые стараются работать и вообще — действовать коллективом и осторожно. Веселые уверены, что каждый человек действует так правильно, честно, старательно, как только умеет. Потому, если поступок приводит даже к преступлению, здесь полная уверенность, что «так получилось» и что, хотя человек виноват по закону, он «не виноват», морально он чист.

При социальной распространенности какого-либо явления, например, воровства, человек тем более морально не виновен, потому что «делал, как все». Зато заранее придуманные индивидуального типа проступки порицаются очень строго. (В квадре альфа, кажется, более остро реагируют на преступления против живого, в квадре бета — на хищения материальных ценностей.)

Коллективность по белой этике значит, что стараются объединиться по поводу того, что считать хорошим и плохим, чего желать или не желать, любить или не любить.

У серьёзных — «коллективные» эмоции. Значит, они все стараются быть в «надлежащем» настроении, подчеркнуто серьёзными на работе и как-то особо, коллективно веселыми в компании. Стараются иметь объединенное мнение о том, над чем смеются и над чем не смеются, о чем горюют, о чем не горюют.

Если наступили на ногу весёлому, он всегда уверен, что это нечаянно. Серьёзный знает, что это специально, и соответствующим образом реагирует.

Вербальные блоки реализуются индивидуально . Потому именно со стороны трудно заметить, когда серьёзные по-настоящему любят или работают. Что касается весёлых, то не видно, например, что они на самом деле переживают. По сути дела настоящие, собственные эмоции, например, Дюма (СЭИ) — под семью замками.

По-видимому, можно утверждать, что серьёзным присуща способность «соблюдать протокол», то есть правила любой «игры», поступков и действий.

В основе конфликтного отношения — полное несовпадение вербальности. Например, Дон Кихот Драйзеру кажется злостным болтуном, выдающим семейные секреты. Ведь он говорит только о том, что другим людям нужно, чтобы о них знали, чтобы они обществом воспринимались как свои. А по поводу того, что другим говорит Драйзер (ЭСИ), Дон Кихот (ИЛЭ) уверен, что часть того, что он говорит, направлена на то, чтобы кому-то сознательно насолить, а часть, — чтобы обмануть окружающих.

В каждой квадре другое понимание и воспитанности, и порядочности, и того, что положено, и того, что не положено.

XV признак. Вербально-лаборная реализация иррациональных п/т. Рассуждающе-решительные

Эта пара признаков проявляется при делении социона на две части таким образом, что в первую группу попадают квадры альфа и дельта, а во вторую — гамма и дельта .

Рис. 41 

Рассуждающие

Решительные

+

+

+

+

+

+

+

+

альфа + дельта

бета + гамма

У рассуждающих в вербальных блоках — и

в лаборных — и

У решительных в вербальных блоках — и

в лаборных — и .

В группе рассуждающих открыто обсуждаются вопросы потенциальных возможностей, способностей, проблемы внутреннего содержания и структуры объектов и субъектов. Стараются не столько «узнать», сколько «понять» природу вещей и явлений. Непонятного не любят и не стесняются об этом говорить. Открытые обсуждения самочувствия, приятных и неприятных ощущений, боли, в общем — разных сенсорных радостей и неприятностей. О предметах и их приобретении говорят только тогда, когда это то, что им нужно. Общих «интеллектуальных» рассуждений на эту тему избегают, а действуют по возможности совместно. Вещей и денег стараются иметь «сколько нужно», сколько «полагается», «принято». Но об этом не говорят, планов «обогащения» не обсуждают, как и возможных выигрышей и проигрышей. Нет уверенности в себе: за любым случайным выигрышем, а объект для них всегда случайность, может идти проигрыш или убыток. Не нужно дразнить судьбу вербализацией проблем. Даже в тех случаях, когда, как в той сказке, — дедушка уходит с коровой, а возвращается с мешком гнилых яблок. Тоже с проблемами времени. Никаких отчётов о том, почему где-то успели, а где-то нет. Это воспринимается как факт не для обсуждений. То, как время использовать, решают сообща, как проявлять волю или использовать деньги — тоже.

У решительных открыто обсуждается умение накоплять материальные и человеческие ресурсы как источники кинетической энергии, проявлять свою волю (из-за того они и названы решительными). Открыто говорится о внешности людей, формах, одни формы противопоставляются другим. Свое Я, то есть своя воля и внешность, на словах тоже очень часто противопоставляется другим. Свобода при пользовании грубоватыми или даже очень грубыми именами существительными: корова, свинья. Это — шутки. Шутки и на тему плохого использования времени: «Уж ты-то никогда вовремя не встанешь!»

Вопросы самочувствия, эстетического вкуса, способностей и умений — тема не для обсуждений. Эти проблемы стараются решить сообща, без вмешательства посторонних, скрытно. Совместные коллективные усилия развивать и накапливать потенциальную энергию, желание её иметь столько, как у всех, то есть — знать и понимать не меньше других. Перед экзаменами —склонность к коллективной учебе. Постоянный обмен объективной информацией о природе, структуре, содержании окружающих объектов и субъектов. Но не обсуждение! Такие же совместные усилия, направленные на гедонистические потребности индивидов. Обмен информацией о том, как сделать что-то приятное, но не обсуждение самих приятностей.

Были предложения назвать рассуждающих расточителями, потребителями, тратящими, прожигателями, а решительных — копителями, накопляющими, конденсаторами материальных ценностей. Нужно признать, что в них немало истины.

Что ещё можно прочесть о признаках Рейнина?

  1. Обзорная страница – ссылки на публикации, статья.
  2. Стовпюк М.Ф., Лытов Д.А. О смысловом содержании признаков Рейнина