Этическая соционика:
теория подтипов.

В. В. Гуленко, 16. 09. 1997, г. Киев.

1. Задачи этической соционики

Соционика Аушры Аугустинавичюте, а также разработки современных соционических школ, издаваемые в виде книг или публикуемые на страницах специализированных изданий, как правило, проникнуты духом математического формализма и скучных схем, что позволяет мне сделать вывод о «логическом» перегибе в развитии соционического движения. Этот факт заслуживает положительной оценки, если ставить своей целью превращение соционики в строгую академическую науку. Но в то же время соционика как наука гуманитарная, затрагивающая психологический мир личности, многое теряет, подавляя в себе эмоционально-чувственное начало.

Мне хотелось бы исправить возникшую диспропорцию, не впадая в противоположную крайность – скатывание на позиции символьно-мистические, субъективистские. Подобного рода тенденция, держащая в равновесии здание соционической теории, вполне закономерна. Как лучший пример компенсирующих концепций можно привести символьную соционику С. Савченко. Мой подход не столь радикален, но так же будет неудобоваримым для тех сил в нашем движении, кто занимает бескомпромиссные логико-позитивистские позиции и считает себя вправе безаппеляционно судить о том, какая теория «научна», а какая нет.

Итак, я считаю необходимым развивать в той же мере, что и логическую, соционику этическую, правда не смешивая её при этом с иррационально-мистическим уклоном. Но что же это такое – этическая соционика? Это, прежде всего, соционика близких дистанций, которая вплетена в экзистенциальный мир реальной личности, и строится не на анализе чувств и переживаний, а на них самих. Такая соционика мало стремится к логической чёткости, её заветная цель – красота и гармония. Ее краткое обозначение – R-соционика.

2. Обобщение троичных и четверичных типологий.

Кроме надиндивидуальной информационной структуры – соционического типа человек почти всегда имеет ещё и свою «изюминку», стойкое интратипное отличие. Оно изначально заложено в потенциале личности, как и глубинный социотип, и со временем, в течение жизни человека проступает все выпуклее и отчётливее. Сухим языком формальной теории это явление обычно именуют «подтипом».

Такой подход верен лишь отчасти, поскольку второй, этический компонент жизни человека играет не меньшую (а на близких дистанциях общения даже большую) роль, чем компонент структурно-логический, на который исключительно и ориентируется господствующая ныне соционика.

С полным правом я мог бы утверждать, приводя в качестве аргумента эквивалентность чувственной и мыслительной сторон личности, что первичным психотипом является как раз тот, который воспринимается непосредственно-чувственно. А тыльная, трудно диагностируемая информационно-логическая сторона личности человека – всего лишь его вторичный, подтипный параметр. Однако подобный теоретический экстремизм в нынешней и без того трудной для единой соционики ситуации считаю неуместным.

Поэтому я пошел по пути обобщения около десятка известных в психологии трех- и четырёхчленных типологий, выведенных не формальнодедуктивным способом, а эмпирико-индуктивным и воспринимаемых скорее не умом, а чувствами. Среди них:

  1. цветовая теория времён года (весна – лето – осень – зима),
  2. философская теория природных стихий (древнегреческие философы Фалес, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, Эмпедокл),
  3. гуморальная теория темпераментов Гиппократа – Галена,
  4. теория цветовых психотипов М. Люшера (синий – зеленый – красный – желтый),
  5. психогеометрия Деллинджер (треугольник – квадрат – круг – зигзаг),
  6. коммуникативные роли В. Сатир (блеймер – компьютер  плакатор – дистрактор),
  7. сенсорные каналы НЛП (визуал – аудиал – кинестет),
  8. психосоматическая типология Э. Кречмера (астеник – атлетик – пикник),
  9. темпераменты У. Шелдона (соматотония – висцеротония – церебротония),
  10. трансактный анализ Э. Берна (родитель – ребёнок – взрослый),
  11. типы социальных характеров Э. Фромма (рецептивная – эксплуататорская – стяжательская – рыночная ориентации),
  12. типы социального действия М. Вебера (ценностно-рациональное, аффективное, традиционное, целерациональное).

3. Комбинаторика подтипных шкал.

Чтобы построить достаточно полную теорию четырёх подтипов, необходимо ввести три пары дифференцирующих признаков (шкалы), дать их комбинаторику и описание, а также вывести систему интертподтипных отношений. В качестве первого шага по выполнению данной программы рассмотрим три шкалы признаков, образующих цветовые типы времен года (с самими типами можно визуально ознакомиться по книге Лизы Шнайдер «Ты и цвет. Стиль, косметика, прически, макияж, украшения, аксессуары, духи». Внешсигма, 1997.)

Вот эти шкалы (первые две из них являются рабочими, а третья – добавочная, вспомогательная):

  1. теплые типы – холодные типы,
  2. контрастные типы – диффузные (размытые) типы,
  3. ментальные типы – витальные типы.

Сочетание двух рабочих шкал их ортогональным пересечением наглядно показывает соотношение между полученными типами по аналогии с четырьмя цветовыми палитрами времен года:

            контрастные
                |
           ЗИМА | ОСЕНЬ
 холодные – – – – – -+------ теплые
           ЛЕТО | ВЕСНА
                |
            диффузные

Зимний тип (холодный и контрастный) отличается большой рассудочностью, тягой к теоретическим знаниям, сдержанностью и ригидностью в социальном поведении, трудностью в установлении или поддержании межличностных отношений, внутренней нервозностью и тревогой. Соответствует тому варианту социотипа, у которого усилена логика.

Осенний тип (тёплый и контрастный) характеризуется энергичностью, организаторскими качествами, подвижностью, общительностью, ориентацией на практическое дело, повышенной эмоциональностью и страстностью. Соответствует социотипу с усиленной этикой.

Летний тип (холодный и диффузный) ориентирован на покой и физическое расслабление, медлителен, имеет выраженную тягу к комфорту и достатку, знает толк в повседневной жизни, уживчив и дружески расположен к людям, хорошо обживает пространство, далек от фанатизма, хорошо идёт на компромиссы. Эти характеристики соответствуют усилению в соционическом типе сенсорики.

Весенний тип (тёплый и диффузный) является наиболее любопытным, гибким как в теории, так и на практике, оптимистически настроен, во всем ищет новизну, легко генерирует идеи, мышление образное, синтетическое, не зацикливается на чем-то одном, в общении искренен и незлобив. Такой вариант типа возникают, если в психике человека акцентирована функция интуиции.

А теперь проведем все четыре типа через три дифференцирующих пары признаков. В результате получим следующую таблицу распределения признаков (плюс означает наличие признака, а минус – его отсутствие):
ТИП\ПРИЗНАКтёплыйхолодныйконтрастныйдиффузныйментальныйвитальный
логический-++-+-
этический+-+--+
сенсорный-+-+-+
интуитивный+--++-

4. Отношения как инструмент диагностики.

Интертипные отношения в нашей четверичной системе становятся понятными из векторного (асимметричного, имеющего выделенное направление воздействия) кольца типов:

>>> весна – > осень – > лето – > зима >>>

Притягательными, возбуждающими являются отношения с соседними по кольцу типами – в первую очередь, с предыдущим или, во вторую очередь, с последующим (например, весна тянется к зиме, а лето – к осени). Противолежащие в кольце типы (весна – лето, осень – зима) обычно погашаются, иногда уравновешиваются. Тождественные типы отталкиваются, если сближаются больше, чем это принято в рамках простой дружбы.

Дуальности как таковой в данной системе нет. Этическая соционика не признает «предустановленной гармонии». Комфортно-гармонизирующие отношения вырабатываются через притирку, психологическое мастерство, которое приходит лишь с течением времени. Адаптация (взаимная притирка, привыкание) заключается в смене коммуникативных ролей, чередовании управления, постоянной ротации.

Самый важный закон этической соционики состоит в том, что диагностика типа (подтипа) осуществляется не методом суммирования – сборки из отдельных внешних и поведенческих признаков, а холистически, то есть через систему его реально представленных межличностных отношений.

Это значит, что в случаях неконгруэнтности (рассогласованности: когда человек высказывается и выглядит не так, как складываются его отношения на практике) приоритет отдается отношениям, а не признакам.

Чтобы достоверно определить, к какому подтипу вы относитесь, необходимо некоторое время провести в тесном общении с яркими, эталонными представителями всех четырёх вариантов личности. В ходе общения неизбежно возникнут силы притяжения и отталкивания, которые и укажут вам на вашу позицию в векторном кольце отношений, а тем самым и на ваш природный этический тип. А далее перед вами открывается путь гармонизации: приведение своих целей, социальной и бытовой жизни, внешнего вида и т. д. в соответствие с ним.

Впрочем, вы можете этого и не делать. Этическая соционика считает, что для результативного и приносящего удовлетворение дела необходима искреннее желание – внутренняя эмоциональная мотивация. Заниматься этической соционикой с холодной душой, по велению одного рассудка или просто любопытства не имеет смысла.

Для большей наглядности привожу таблицу параллелей рассмотренных в статье типов и несоционических типологий авторов разных времен и народов:
Его параллели в других типологияхСоциотип в этической соционике
ЛогическийЭтическийСенсорныйИнтуитивный
цветовая теория времен годаЗимаЛетоОсеньВесна
теория стихий (Эмпедокл)ЗемляОгоньВодаВоздух
темпераменты ГиппократаМеланхоликХолерикФлегматикСангвиник
цветовые типы Макса ЛюшераЗеленыйКрасныйСинийЖелтый
коммуник. роли Вирдж. СатирКомпьютерБлеймерПлакаторДистрактор
психогеометрия ДеллинджерКвадратТреугольникКругЗигзаг
трансактный анализ Э. БернаВзрослыйРодительРебенок
психосоматичестипы Э. КречмераАстеникАтлетикПикник
темпераменты У. ШелдонаЦеребротонияСоматотонияВисцеротония
типы социальных характеров Э. Фромм Стяжательская ориентация Эксплуататорская ориентация Рецептивная ориентацияРыночная ориентация
типы социального действия М. Вебера ЦенностнорациональноеАффективноеТрадиционноеЦеле рациональное

Не лишним будет ещё раз обратить внимание читателя на то, что мои сопоставления являются не более чем простой аналогией, а вовсе не строгой корреляцией или логическим соответствием. Все приведенные в таблице системы независимы и несводимы одна к другой. Практическая польза от такой таблицы может быть в том, чтобы определять многопараметрическим способом степень целостности человека как личности и давать ему на этой основе полезные советы по самосовершенствованию.

Совпадение всех диагностических параметров в рамках одной колонки в нашей таблице соверешенно маловероятно, это означало бы, что перед нами абсолютно целостная личность. Другая крайность – несовпадение ни одного параметра – такой же редкий случай, который свидетельствовал бы о полностью рассогласованной, распавшейся психике. Нормой следовало бы признать 60 – 65 % совпадений табличных признаков (чем больше параметров включено в диагностический набор, тем точнее оценка психического развития).
Rambler's Top100