Год рождения: 1958, образование: в 1982 г. закончил факультет романо-германской филологии Киевского университета им. Т. Г. Шевченко. Женат, имею двоих детей. Проживаю по адресу: 253100, Киев, ул. Строителей, 12, кв. 108. Соционический стаж: с 1985 г. Опубликованные книги:
К соционике пришел, во-первых, из-за обычной для интуитивов тяги к познанию неведомого, во-вторых, из-за проблемы общения, которая для меня как логического интроверта является одним из серьёзных барьеров на пути к самореализации.
Много времени отдаю размышлениям над гуманитарными проблемами и их исследованию методами типологии, комбинаторного и структурнофункционального анализа. Веду теоретические разработки по большинству из ныне существующих разделов соционики. Пишу статьи на эти темы.
Оказываю услуги по кадровому консультированию и оценке рабочих команд на слаженность. Занимаюсь профконсультированием. Помогаю внедрять соционику в педагогической работе, в частности, подборе методики под класс, комплектовании профильных классов, коммуникативных тренингах с целью интеграции класса в сплоченный коллектив.
Выступаю с публичными лекциями перед самыми разнообразными аудиториями (от школьников до директоров крупных предприятий), провожу обучающие семинары и тренинги по соционике. Неоднократно выезжал в командировки по городам Украины – Киев, Днепропетровск, Ужгород, Сумы и России – Новосибирск, Екатеринбург, Ижевск, Уфа, Томск.
Философские корни соционики как течения общественной мысли сложны и многообразны.
Во-первых, это структурализм. Соционика начала свое формирование в 60 – 70 годы, когда структурализм как раз достиг своего расцвета. Бинарные оппозиции, которыми оперирует структурализм, взяты на вооружение в виде дихотомического анализа. Нынешний этап развития соционики напоминает переход к постструктурализму (изменчивость форм бытия, размывание границ жесткого типа).
Во-вторых, платоновско-юнговская интеллектуальная традиция, для которой характерно переплетение рациональной строгости западного образца с вольными ассоциациями в духе восточной мысли. Архетипический подход Юнга, трактующий архетип как инвариант коллективного бессознательного, представляет собой дальнейшее развитие теории эйдосов Платона.
В-третьих, интенционализм. Брентано и феноменология Э. Гуссерля. Мир вокруг нас, хотя он и существует объективно, есть творение нашего сознания при помощи архетипов. Феноменологическая редукция (epoche) – это философская суть соционической диагностики, т. е. сведение многообразия внешневоспринимаемых событий к глубинным сущностям и отношениям между ними.
В-четвертых, парадигма поля. Ее проявления мы находим в самых разных науках: квантовая теория в физике, интеракционизм Дж. Г. Мида в социологии, теория поля К. Левина в психологии, коммунитаризм в политике, интернет в компьютерной технике.
Соционика в отличие от других типологий акцент переносит с объектов на отношения. Особенно присуща данная черта релятивной соционике, которую называют также интровертной, поскольку на отношения как изначальную данность ориентируется скорее интроверт, чем экстраверт.
Социотипы в релятивном аспекте являются ни чем иным, как узлами в густой сети отношений, совокупность которых называется коммуникативным полем (или пространством).
Классическая соционика сосредотачивается на коммуникативной статике. Нынешняя же все чаще обращается к эволюционизму, как дарвиновского типа (закон стремления к центру, объясняющий неравномерное распределение типов в социально-политической иерархии), так и кризиснодискретного: закон четырёх фаз (динамическая трактовка принципа кватерности Юнга), частными проявлениями которого служат законы сменяемости квадр, сменяемости темпераментов, установок, групп ревизии, заказа и других четверично структурированных систем.
Выдвинуто положение о дополнительности соционических описаний при помощи модели А (позиционно-ранжирующий метод) и сочетания бинарных шкал (комбинаторно-дихотомический метод). Последний метод менее строг в формальном смысле, зато лучше отражает жизненный мир, противящийся жесткому детерминизму.
Дан подробный анализ таких неюнговских признаков социона, как статика/динамика, эволюция/инволюция, позитивизм/негативизм, центральность/периферийность. Рассмотрены их проявления в интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом планах.
Разработан метод комбинаторно-дихотомического анализа, который несмотря на свою кажущуюся простоту дает учень удобный способ упаковки информации. Он приводит к понятию кватерниона – системе четырёх частей уравновешенного целого, подобной географическим координатам.
Продемонстрировано его приложение к философской и социологической проблематике. Проанализированы отношения между секторами (четвертями) кватерниона: с тождественной (1), противоположной (2) и смежными с ней – одной вышестоящей (3) и одной нижестоящей (4). Открыто принципиальное различие равноправных и неравноправных отношений (со смежными секторами), придающих системе соответственно статику или динамику.
Выведен общий закон совместимости, суть которого заключается в следующем. При последовательных действиях совместимы противоположные сектора, а при параллельных – тождественные. Отношения неравноправные имеют промежуточную совместимость.
Исследована онтология коммуникативных функций – их укорененность в различных сферах бытия – природе, обществе, культуре, повседневности. Сделан вывод о тождественности соционических функций философским универсалиям – наиболее широким понятиям, первый перечень которых составлен Аристотелем (трактат «Категории»).
Осуществлено дихотомическое описание коммуникативных функций по следующим семи парам признаков:
Указаны характерные проявления функций на четырёх уровнях коммуникативного пространства. Иными словами, как думает, действует, чувствует и ощущает себя человек, входя в то или иное функциональное состояние. Функциональная соционика прокладывает путь к управлению всеми ресурсами психики.
Предложены способы развития соответствующих функциональных состояний через те или иные виды деятельности. Автор придерживается мнения, что поведенческая терапия должна дополнять разъяснительную, преобладающую в нынешней прикладной соционике.
Дана архетипическая трактовка модели А – схемы из восьми ячеек, заполняемой теми или иными коммуникативными функциями. Найдено соответствие основных подсистем модели А юнговским архетипам Эго, Персоне, Аниме, Тени, Самости.
Показан её изоморфизм моделям в других социогуманитарных науках – психологии, социологии, философии, педагогике. Обосновывается мысль о возможности сближения этих дисциплин в процессе диалога её представителей на языке структурно-функционального, а также комбинаторного анализа универсалий.
Дано аналитическое описание позиций модели А по семи дихотомиям:
Создано несколько описаний типа на основе структурно-функциональной трактовке модели А, среди них краткие и развернутые. Сложность создания таких описаний: читая описания, человек сопоставляет некий идеальный неизменный во времени и пространстве образец со собственным образом Я, имеющим конкретную историю трансформаций. Проблема будет решена совмещением в описании неизменного и вариативного.
Проведено комбинаторно-дихотомическое исследование целого ряда четырёхтипных групп, образованных как при помощи юнговских шкал (темпераменты, установки, группы перцепции, коммуникабельности, аргументации и стимулов), так и других бинарных признаков, входящих в список Рейнина (квадры, кольца ревизии и заказа, группы стрессоустойчивости и др.)
Ведется изучение гиперсоциона – совокупности шестнадцати соционов, каждый из которых изоморфен одному из социотипов. Показана его роль в самоорганизации социума. Особое место в этом процессе отводится четвёрке эквифинальных групп, образующих глубинные векторы групповой динамики.
Построена функциональная структура обобщенной четырёхтипной группы. Выделены и описаны роли целепостановщика, адаптатора, интегратора и стабилизатора. Сформулирован принцип полувключения в группу: формула 3+1.
Прослежена системная иерархия в соционике: функция – социотип – группа типов – социон. Продемонстрирована её открытость вверх (гиперсоцион) и вниз (гипофункция).
Разработана методика соционического интервью, включающая основные правила его ведения, формулировки вопросов, отслеживания невербальных реакций. Приведены основные серии диагностических вопросов.
Создана концепция психики как системы типов, основными среди которых являются типы Эго, Самости, Персоны, Тени. Типологической многомерностью объясняется принципиальная непреодолимость барьера надёжности социодиагностических опросников.
Большую пользу повышению надёжности определения типа приносит компаративистика – сопоставление типов между собой по четырем группам признаков. Описан эффект восприятия человека в двух типах сразу, связанный с ограниченным объемом оперативной памяти (7 +- 2 единицы).
Разработана концепция четырёх подтипов как обобщение большого ряда эмпирических и теоретических типологий различных авторов: Э. Фромма, Т. Лири, НЛП, Л. Брэдвей, Э. Берна, Кречмера и Шелдона, Деллигер, В. Сатир, М. Люшера (цветовые типы).
В соционике оформились к нынешнему времени четыре больших организационно-идеологических направления:
Некоторые важные отличия этической соционики:
При составлении программ обучения действует принцип гибкости. Темы включаются в программу по выбору заказчика.