Исчезнуть, чтобы появиться вновь
Функциональные состояния личности

В. В. Гуленко, 14. 06. 1993, Киев

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1995, № 3.

1. Различные понимания типа.

В соционике под типом личности понимается нечто иное, чем в психологии. Это различие столь существенно, что имеет смысл говорить о том, что соционика имеет свой, отдельный от психологии предмет изучения. В чем же состоит это различие?

Психотип, как он понимается в дифференциальной психологии, – это устойчивый комплекс характерологических качеств человека. Психотипов у разных авторов насчитывается от трех до двенадцати. Мерность психологических разбиений не превышает 3, 5. Социотип же – понятие гораздо более широкое, имеющее пятимерную природу. Подробнее об этом феномене читатель прочтет в [7]. Для усложняющегося развития и без того сложных систем переработки информации, каким является психика человека, природа использует только путь надиндивидуальной наследственной передачи. Дело в том, что чем более сложно устроена система, тем труднее её перестраивать. Отсюда вытекает необходимость уровня коллективного бессознательного, открытого Юнгом. Именно там локализуется социотип. Учитывая вклад Юнга, я дал бы следующее определение предмета соционики. Социотип – это структура коллективного бессознательного, управляющая взаимодействием физического, психологического, социального и информационного проявлений личности.

Данное определение типа, по сути, подразумевает под ним сумму потенциальной энергии личности, которая может реализовываться на любом из четырёх доступных непосредственному наблюдению человеком измерений личностного пространства. Все это – cледы типа.

Однако тип можно понимать не как структуру, а как процесс поддержания равновесия личности со средой. Известно, что равновесный энергообмен бывает устойчивым и неустойчивым. Тип может быть только неустойчивым состоянием, иначе его идентификация не представляла бы такихсложностей. Кроме того устойчивое равновесие – это предел развития, динамика которого минимальна. Таким образом, вторая трактовка типа может быть сформулирована так:

Социотип – это неустойчивое состояние динамического равновесия индивида со средой, в котором интенсивность (в первом приближении cкорость) энергообмена между ними максимальна.

При максимальных энерговыделениях, т. е. полном раскрытии личности, потенциальная энергия индивида практически стопроцентно переходит в кинетическую энергию, т. е. энергию действия. Тогда психическая жизнь индивида – это колебания долговременного (закономерного) и кратковременного (случайного) характера вокруг этой точки равновесия. Человек максимально приближается к типу в расцвете своих сил. Поэтому вторая трактовка типа совпадает с тенденцией личности к самоактуализации в смысле А. Маслоу.

Я прихожу к выводу, что социотип, с одной стороны, статичен и неизменен, а, с другой, – динамичен и жизненен. В процессе реализации типа, когда его потенциальная энергия переходит в кинетическую, одни функции усиливаются, а другие ослабляются: возникают различные психофизические состояния личности, которые я буду называть далее функциональными.

Функциональные состояния могут быть детерминированными: вытекающими из возраста. Hаблюдениями, в частности, установлено, что в детском возрасте наиболее наполнены сенсорные функции, молодом – этические, зрелом – логические, а пожилом – интуитивные. Однако такие состояния могут быть и произвольными – наступающими вследствие целенаправленного приспособления индивида к внешней среде.

Если учитывать динамическую сторону типа, то не вызывает сомнения следующее требование к социодиагностике: в ходе идентификации определять следует не абсолютные, а относительные значения выраженности той или иной функции. Из этого следует, что возможны этики, более эффективно решающие локальные логические задачи, чем логики. И возможны логики, действующее субъективнее иных этиков, так как их эмоциональность иногда превышает симпатии-антипатии «среднестатистических» этиков. Так же возможны, если брать абсолютно, такие сенсорики, которые более мечтательны, чем иные интуиты. И, наоборот, практичность некоторых интуитов может в той или иной ситуации превосходить заземленность среднего сенсорика.

По причине текучести жизни диагностика методом опроса, особенно по письменным анкетам, где нет никакой обратной связи, – дело весьма ненадёжное. Здесь практикующий соционик сталкивается с проблемой случайного и закономерного и их отделения друг от друга – так называемым психометрическим парадоксом: чем большей различительной силой обладает вопрос, тем менее он надежен [ см. 8, с. 115 ].

Теоретически эта дилемма снимается тем, что количество замеряемых параметров увеличивается до максимума в пределах данной типологии, а затем производится их сопоставление между собой с целью нахождения точки равновесия, которая и представляет собой тип, как он понимается во второй трактовке. Практически же удовлетворительный результат обеспечивается тем, что испытуемому предъявляются косвенные вопросы в безальтернативной форме.

2. Дихотомическое описание функций.

В начале проведем разграничение между понятиями инфоаспекта и соционической функции. Разница между ними та же, что и между сигналом и приемным устройством. Инфоаспекты, под которыми я понимаю составные части информационного потока, принимаются и обрабатываются соответствующими психологическими функциями. В более широком контексте, если речь идёт не о человеческом восприятии, а вообще о коммуникации между системами любой природы, эти функции следует называть соционическими. Восемь открытых Аушрой инфоаспектов, а именно: этика эмоций Е, этика отношений R, деловая логика Р, структурная логика L, волевая сенсорика F, сенсорика ощущений S, интуиция возможностей I и интуиция времени Т могут быть полностью описаны семью парами двоичных признаков. Hиже я раскрою семантику этих дихотомий.

ПЕРВАЯ ДИХОТОМИЯ.

Экспрессивные, или выразительные функции (E, P, F, I), с одной стороны, и Импрессивные, или впечатлительные (R, L, S, T), с другой.

Первые могут быть переданы актерской игрой, вторые – практически нет, так как не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. Импрессивные функции передаются только методом аутогенной тренировки или же различными техниками медитации и релаксации. Порождаемые экспрессивными функциями состояния подходят для публичных выступлений и вообще активной общественной деятельности. Они в высокой степени обладают свойством индуцирования – проникновения в соседние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподоблению себе).

Импрессивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособлению и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовершенствованием.

Рядом с вами идут по улице безучастные люди. Их лица ничего не выражают, а движения почти автоматические. Они пребывают в импрессивных состояниях отрешенности от внешнего мира. Что у них на душе? Чтобы проникнуть туда, нужно переключиться на экспрессию. И тогда становится понятным, что за маской безучасности скрывается глубокий мир субъективной жизни, по насыщенности событиями не уступающий миру наружному.

ВТОРАЯ ДИХОТОМИЯ.

Дискретные, или дробные функции (E, P, L, R), с одной стороны, и Континуальные, или целостные (F, T, I, S), с другой.

Дробные функции чётко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают синкретическим способом, при котором границы между частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл.

Континуальные функции допустимо считать количественными, так как в этих состояниях индивид накапливает информацию без всяких предварительных ограничений (критериев качества), и лишь затем отбирает из всей массы наиболее подходящую ему, т. е. преключается в дискретный режим. Иррациональный способ функционирования означает переход от континуального состояния к дискретному. Дискретные функции допустимо считать качественными. В этом состоянии индивид сразу производит отбор по какому- либо заранее известному критерию и лишь затем переходит к количественному накоплению. Рациональный способ функционирования – это движение от дискретного состояния к континуальному.

Существует ещё одно отличие дискретных функций от континуальных: первые можно рассматривать как сознательные, а вторые – как бессознательные. Обоснование такому разграничению я нахожу в том, что осознание чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явления, а бессознательность – это полное слияние наблюдателя с явлением, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей специфичности.

Интересно, что данная соционическая оппозиция наиболее соответствует культурно-историческому противопоставлению Запад – Восток. Разницу между западным образом жизни, при котором все явления стремятся к чёткому разделению и осознанию путем наименования, и восточным, при котором господствует стремление к слиянию и затушевыванию, благодаря чему там существуют страны и народы без имен и осознанных границ, хорошо описал Л. H. Гумилёв [3, c. 62 – 70].

С начала ХХ-го века раздаются голоса исследователей, подобно О. Шпенглеру провозглашающих на разные лады «закат Европы». Да и в наше время немало слышно призывов возврата к целостности и отрицания технократической, т. е. дискретной цивилизации западного образца. В том, что европоцентризм заканчивается, сомнений нет. Hо это происходит вовсе не по причине рационализма и технократизма цивилизации региона, а по причине естественного энергетического «старения» (утраты пассионарности по Л. H. Гумилёву) европейских этносов и одновременно разворачивающихся на Востоке молодых процессов этногенеза. Попытки же слить в одну систему дискретное с континуальным, науку с религией, сознательное с бессознательным рано или поздно закончатся провалом. Объединение европейского мировоззрения с азиатским – это не более чем химера, т. е. нежизнеспособный гибрид. Привитие восточных культов на западной почве порождает лишь антисистемы, ослабляющие в конечном итоге оба подхода. Об этом в свое время однозначно высказался и сам К. Г. Юнг [2, c. 37 ]. Эти стили неконъюнктивны. Отношение, соединяющее их – антиэквивалентность (см. 5 раздел, п. 2).

ТРЕТЬЯ ДИХОТОМИЯ.

Динамические, или неравновесные функции (E, P, S, T), с одной стороны, и Статические, или равновесные (R, L, F, I), с другой.

Динамические функции представляют собой как бы продольный срез информационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение состояния к самому себе.

Статические же функции передают картину поперечного среза информационного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно существующих точек (отношение «я – другие»).

Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но оно тут же снова разрушается. Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбуждением. Hаиболее статичны функции L и R. I и F характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стремится выйти из равновесия, но надолго это не удается – внутренее спокойствие быстро восстанавливается.

ЧЕТВЕРТАЯ ДИХОТОМИЯ.

Вовлеченные функции (E, R, F, S), с одной стороны, и Отвлеченные (P, L, I, T), с другой.

Эти категории функций отличаются коммуникативной дистанцией, на которой они реализуются. Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перерабатывают конкретную – кинестетическую, как она называется в HЛП, информацию и соответствуют первой сигнальной системе по И. П. Павлову. Сюда относится нагляднодейственное мышление и эмоционально-оценочное. Отвлеченые функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Мышление словесно-понятийное соответствуетлогике, а наглядно-образное – интуиции. Вовлеченные функциональные состояния максимально воплощаются, в частности, в рамках установки на социальный вид деятельности (ES, SE, FR, RF). Отвлеченные состояния находят полное воплощение в рамках сайентистской группы типов (IL, LI, PT, TP).

ПЯТАЯ ДИХОТОМИЯ

Эксплицитные, или явные функции (P, L, F, S), с одной стороны, и Имплицитные, или скрытые (E, R, I, T), с другой.

Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функци онирование соответствует организации левого полушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого «мыслительного» типа психики по И. П. Павлову. Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по каналам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (FL, LF, PS, SP). Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопонятен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имплицитных функциях идёт речь, когда говорят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъёмах, вещих снах и т. п. Согласно И. П. Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие. О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имплицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид деятельности (ET, TE, IR, RI). Эксплицитные функции семиотически (семиотика – наука о знаковых системах) могут подразделяться на денотативные, т. е. сенсорику (денотат – это предмет или явление, обозначаемое знаком) и десигнативные, т. е. логику (десигнат – это обозначающее, т. е. имя знака). Имплицитные функции в семиотике можно подразделить на концептные, т. е. интуицию (концепт – это смысл, вкладываемый в знак) и, хотя этот компонент и отсутствует в известном треугольнике Фреге [10, с. 86], коннотативные, т. е. этику (коннотат – это эмоциональная окраска знака).

ШЕСТАЯ ДИХОТОМИЯ.

Целеполагающие функции (E, L, I, S) противостоят Экзекутивным, или исполнительным (P, R, F, T).

Целеполагание – это первый этап любого осознанного процесса, разворачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия, чётко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать. Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т. е. указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических потребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т. п. За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, которые я называю экзекутивными. Функция Р  это процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом. Функция R – это внутреннее напряжение, «намагниченность» объекта, препятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внутренняя «душевная» работа. Функция F – это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения – это функция Т, которая является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет оставлен, объектом в результате силового воздействия на него. Одно из своих воплощений все четыре целеполагающие функции находят в рамках первой квадры – квадры Просветителей (IL, LI, ES, SE), с которой всегда начинается разворачивание нормального эволюционного процесса. Противоположную четвёрку экзекутивных функций мы находим в рамках третьей квадры – квадры Реформеров (PT, TP, FR, RF). Эта квадра энергетически перенасыщена, поэтому в её рамках всегда происходит надлом воплощаемой системы с неминуемым расколом на противоборствующие части. Единой объединяющей на перспективу цели на этом этапе нет, и борьба ведётся до полного истощения сталкивающихся сторон [6, c. 2].

СЕДЬМАЯ ДИХОТОМИЯ.

Двигательные функции (E, L, F, T) противостоят Инерционным (P, R, I, S).

В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F, воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идёт о давлении), а также закон или правило L, предписывающее выполнять то или иное действие. Кроме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумолимых законов естественного старения – растраты энергии от рожде ния до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T – изменение под действием времени.

Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движение могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между отдельными частями объекта – это состояние R, открывающиеся при перемещении равноценные выборы направлений – состояние I, а испытываемые во время движения ощущения деформации – состояния S.

Четверка движущих функций сосредоточена вместе во второй квадральной группе, которая носит название Воплотители (ET, TE, FL, LF), так как отличается исключительной целеустремлённостью и напором. Инерционные же функциональные состояния в наибольшей степени характерны для четвертой квадры – Совершенствователей (IR, RI, PS, SP). Именно эта квадра полностью исчерпывает сообщенный ранее импульс движения, постепенно переходя в режим самоподдерживающегося на минимуме энергообмена со средой – персистентному состоянию (переход к первой квадре).

3. Две тенденции энергообмена.

Каждая из восьми функций может принимать как положительные (+), так и отрицательные (-) значения. Я не стану здесь останавливаться на аппарате знаков функций. Читатель при желании сможет ознакомиться с ним в [5, с. 28 – 42 ].

Однако нельзя обойти вниманием два противоположных способа смены различных функциональных состояний. Один из них представляет собой замену положительного состояния отрицательным (+ – ), а второй, наоборот, отрицательного положительным (- +). В социоанализе таким образом описываются два направления прогресса – правое (от плюса к минусу), или эволюционное, при котором происходит постепенная растрата положительного потенциала до состояния деградации, и левое (от минуса к плюсу), или инволюционное, при котором происходит толчек, порождающий средикризисной ситуации распада новое позитивное начало, скачкообразно выводящее спираль развития на новый виток. Оба эти процесса находят отражение в деятельности полушарий головного мозга. Опыты показали, что неуправляемая эйфория, с одной стороны, и всеохватывающая печаль, с другой – две крайности, если полушария функционируют изолировано. Левое полушарие «запускает» оптимистическую, но стихийную инволюцию, а правое – пессимистическую, но упорядочено-предсказуемую эволюцию.

Hе надо путать дихотомию «инволюция-эволюция» с пятой дихотомией «эксплицитность-имплицитность». Если последняя просто отражает локализацию источника тех или иных функциональных состояний в одном из полушарий головного мозга, то первая указывает на механизм их чередования, в ходе которого функции «перезаряжаются» на противоположный знак. Для соционического сопоставления обоих процессов привожу фрагмент сравнительной таблицы из книги «Информация-поведение-творчество» [4, c. 212 ], которая составлена авторами как результат информационно-математического анализа психологических закономерностей:

левополушарный тип (инволютор)правополушарный тип (эволютор)
удовлетворённость имеющейся модельюсознание недостаточной адекватности любой модели
хорошее отношение к придуманному, искусственномустремление к естественности, первичности
склонность к схематизации, выявление общегоинтерес к индивидуальному, отклонениям от схемы
дедукцияиндукция
будущеепрошлое
поиск средствуяснение целей
диалогиндивидуализм

C исторической точки зрения в обществе попеременно господствуют так называемые классические и романтические эпохи. В классический период (греческая и римская античность, классицизм, новое время) доминирует левополушарный подход к действительности. В романтический период (древние Египет и Междуречье, средневековье, романтизм) на первый план выходит правополушарное мировоззрение. Их сменяемость – это аналогия софункционирования двух полушарий мозга. С точки зрения психологии на выявление признака эволюция/инволюция, только более узко трактуемого, работает тест Роттера (локус контроля). Он отделяет экстернальных личностей, которые склонны к перекладыванию своих проблем на внешние обстоятельства, от интернальных, которые полагаются во всем на собственные силы. Экстерналы соответствуют эволюторам, а интерналы – инволюторам. Однако не стоит впадать в заблуждение относительно возможности использовать этот тест для социодиагности. Помните о том, что психологические тесты выявляют текущие абсолютные величины, а соционику интересуют величины относительные, которые базируются на производных, т. е. направлениях приращения функций, чем в той или иной степени преодолевается текучесть сиюминутных состояний человека.

4. Интерфункциональные отношения.

Восемь соционических функций порождают восемь интерфункциональных отношений, так как каждая из них может взаимодействовать с семью другими и с себе подобной. Половина интерфункциональных отношений оказывается симметричными, т. е. равноправными, предполагающими одновременное возникновение и параллельное существование обоих состояний. Вторая половина является асимметричными, неравноправными. Для них возможно только раздельное появление двух состояний друг за другом (допускается лишь частичное параллельное существование). Инициатива – право «первого хода» обязательно оказывается на стороне одного из них. Поэтому в дальнейшем, при описании асимметричных отношений будем различать функцию-передатчик и функцию-приемник энергетического импульса.

СИММЕТРИЧHЫЕ ОТHОШЕHИЯ.

1. ЭКВИВАЛЕHТHОСТЬ, или равнозначность двух состояний. Представляет собой психологический симбиоз – их взаимовыгодное сосуществование, которое не нарушается ни в активном, ни в пассивном режиме их проявления. Взаимодействие происходит в разных плоскостях, но одновременно. Эквивалентны друг другу следующие функции:

F<->T, I<->S, E<->L, P<->R.

Данный вид взаимодействия напоминает прямопропорциональную зависимость: во сколько раз изменилось одно состояние, во столько же раз изменится и другое. Причем оба изменения происходят в одну сторону -либо повышения, либо понижения. Эквивалентность, правда в негативном значении, ещё известна под наименованием «заколдованый круг»: если А, то В, а если В, то А. Примеры:

Во время психологических консультаций очень важно уметь устанавливать эквивалентность состояний. Это снимает ощущение тяжести, позволяет человеку почувствовать себя раскрепощенным, правильно оценить свою психологическую специализацию, а также проявить себя актуализировано в дружественной среде.

2. АHТИЭКВИВАЛЕHТHОСТЬ, или полный контраст состояний.

Это отношение демонстрирует полярное противостояние двух состояний, которые вместе образуют одно целое. Иными словами, здесь происходит резкое нарушение целостности, распад мира на две равноценные (но не равнозначные!) половины, одна из которых побеждает другую в данном месте и в данное время. Антиэквивалентны следующие состояния:

Такое взаимодействие соответствует обратно-пропорциональной зависимости: чем больше выражено одно из состояний, тем меньше другое. Подобные явления наблюдаются в жизни отчётливее, чем эквивалентность. Это их имеют в виду, когда произносят расхожую фразу «две стороны одной медали» или философствуют о единстве и борьбе противоположностей. Этот вид взаимодействия устойчив тогда, когда господствует одно из пары антиэквивалентных состояний. Если же вдруг по какой-либо причине наступает равенство между ними, то они оба рушатся, уступая место другой диалектической противоположности. Практически это означает, что возникает некая «третья сила», внезапно вытеснящяющая не могущие существовать друг без друга состояния на задний план. Таким образом, когда соционик работает с антиэквивалентными состояниями, он демонстрирует одно из них на фоне другого. С методиками подобного рода работает гештальт-терапия, которая строится на принципе разделения «фигуры и фона». Искусственное создание состояния, антиэквивалентного исходному, действительно имеет немалый психотерапевтический эффект, так как позволяет остро осознать проблему, отделить «добро» от «зла», предложить альтернативу имеющемуся.

3. КОHЪЮHКЦИЯ, или совпадение двух состояний. Состояния совпадают тогда, когда функции, их порождающие, тождественны. Вот запись этих отношений знаком логического умножения: F*F, I*I, P*P, E*E, L*L, S*S, T*T, R*R.

Устойчивое совпадение двух состояний возможно лишь тогда, когда оба они активно проявляются для реализации сообща выработанной задачи. Это происходит при совместном ведении каких-либо наступательных действий – тогда их силы действительно умножаются (конъюнкция – это логическое умножение).

При совместной обороне слияние не происходит. При первых же серьёзных неудачах группа конъюгирующих типов рассыпается, как карточный домик. Вот некоторые примеры из жизни, иллюстрирующие данное интерфункциональное взаимодействие.

Группа деятельных и прагматичных бизнесменов, собравшись вместе, достигает крупных успехов в завоевании ещё не освоенных рынков. Hо вот рынок насыщается, конкурентная борьба становится все острее, продвижение вперед замедляется и первоначальное объединение распадается на отдельные частные фирмы. Велосипед, имеющий два колеса, устойчив лишь тогда, когда он быстро движется.

То же происходит и в политике. Hередко наблюдается процесс объединения людей с тождественными взглядами на политическое устройство страны. Как результат создаются партии единомышленников. Онако любое внезапное и достаточно крупное изменение политической ситуации приводит к расколу на мелкие фракции. Это свидетельствует об утрате инициативы данным объединением. Политическое движение монолитно лишь тогда, когда оно придерживается наступательной тактики. Преимущество состояний конъюнкции – в понимании устремлений друг друга. Для психотерапевтической практики одним из важнейших умений является эмпатия, т. е. способность почувствовать другого человека как самого себя. Существует также прием профессиональных коммуникаторов – повторение жестов и поз собеседника, при помощи которого они располагают клиентов к доверию. В HЛП для установления взаимопонимания рекомендуется использовать предикаты той же модальности, что и человек, с которым вы общаетесь. Ещё раз хочу напомнить: конъюнкция состояний эффективна лишь тогда, когда вы действуете по формуле «мы оба сильнее проблемы». Какой бы степени понимания вы не достигли, при тактике «товарищи по нещастью» устойчивого умножения сил не получится.

4. АHТИКОHЪЮHКЦИЯ, или полное несовпадение функциональных состояний.

Функциональные ритмы считаются антиконъюнктивными, т. е. полностью расходящимися, если сдвиг фаз между ними равен «пи» (180 градусов). Этот вид взаимодействия обозначается при помощи логической связки «штрих Шеффера»:

F/S, I/T, E/R, P/L.

Устойчивое действие в противофазе возможно лишь тогда, когда одно состояние активно, а другое пассивно, либо когда оба состояния пассивны. Результат антиконъюнкции – это нейтрализация, погашение любых проявлений активности, как положительных, так и отрицательных. Аналогия полного несовпадения двух сил – это, например, действие пружины, которая сглаживает любые колебания механической системы. Если система не колеблется, а находится в равновесном состоянии постоянно, то этот случай также является разновидностью антиконъюнкции, хотя скомпенсировавшие друг друга силы и не видны. Таким образом, результат антиконъюнктивного взаимодействия  это покой. В психотерапии подобные соционические операции могут использоваться для «стирания» негативных состояний, снятия перевозбуждения. Однако надо помнить, что наступающее в результате антиконъюнкции состояние статично, т. е. по своей сути означает аннигиляцию – переход в другую форму существования: материи в энергию (эволюция) или, наоборот, энергии в материю (инволюция). При этом не остается никакого следа, так как стирается любая информация, хранившаяся в памяти. Антиконъюнкция – это синоним неотвратимого забвения.

АСИММЕТРИЧHЫЕ ОТHОШЕHИЯ.

Hапоминаю, что в этих отношениях всегда есть ведущая функция, она же передатчик энергоимпульса, и ведомая функция, она же приемник энергоимпульса.

5. ИМПЛИКАЦИЯ, или обусловленная управляемость одного состояния другим.

В таком отношении находятся две функции, первая из которых – ведущая – влечет за собой вторую – ведомую, если ведомой функцией выполняется некоторое условие, выдвигаемое ведущей функцией.

При соблюдении этого условия поддерживается устойчивая асимметричность (импликация по передающей функции). Запись этого отношения производится так:

E->F, F->P, P->I, I->E...

R->S, S->L, L->T, T->R...

Именно это отношение подходит под определение А. Аугустинавичюте – заказ, согласно которому передатчик энергии совпадает с заказчиком, а её приемник – с использователем, или контрактором. Такой порядок действует только в правом, эволюционном кольце прогресса. Для психотерапевтической работы импликация состояний оправдана тогда, когда проводится групповой тренинг. В этих условиях передатчиком, т. е. ведущим тренинга заведомо контролируется весь коммуникативный процесс в группе, которая состоит из участников, настроенных на прием, вопервых, и ему же предоставлено право выбора подходящего под диктуемые им условия исполнителя, во-вторых. «Правая» импликация состояний, по-видимому, лежит и в основе гипнотического воздействия на человека.

6. ОБРАТHАЯ ИМПЛИКАЦИЯ, или обусловленное управление одного состояния другим.

В этом отношении будут пребывать две функции, одна из которых, являющаяся приемником, влечет за собой включение функции-передатчика, если выдвигаемые ею условия принимаются передающей функцией. Отличие обратной, или левой импликации от прямой, или правой заключается в том, что в первом случае передатчик и заказчик являются разными лицами, в то время как во втором случае – это одно и то же лицо. Вот запись этого отношения:

E<-F, F<-P, P<-I, I<-E...

R<-S, S<-L, L<-T, T<-R...

Обратная импликация очень напоминает заключение торговой сделки. Сторона-продавец, являющаяся передатчиком, представляет свой «товар» на выбор множеству потенциальных клиентов, являющихся приемниками. Если один из клиентов сочтет товар качественным, до будет покупать его ивпредь. Завязавшиеся отношения стабилизируются. В этом – суть импликации по принимающей функции. Обратная импликация – самое подходящее средство для индивидуальной работы психотерапевта с его клиентом, который имеет на своей стороне преимущество выбора. Выдавать советы и рекомендации, завоевывая доверие приемника, можно лишь следуя этому принципу. Сосредоточить в своих руках власть и передатчика и заказчика при индивидуальных формах психотерапевтической работы недопустимо. Переключение импликации с приемника на передатчик равносильно манипуляции личностью клиента.

7. АHТИИМПЛИКАЦИЯ, или безусловная управляемость одного состояния другим.

Под таким взаимодействием понимается беспрекословное выключение функции-приемника по команде функции-передатчика. При любом отклонении приемника от фиксированной программы передатчиком принимаются те или иные меры пресечения. Именно этот вид взаимодействия имела в виду Аушра, когда описывала интертипное отношение ревизии. Оно ещё может быть названо правой анти-импликацией, или запретом по приемнику. Формульная запись антиимплика ции производится так:

L+>F, F+>R, R+>I, I+>L...

P+>S, S+>E, E+>T, T+>P...

Психотерапевтом антиимпликация состояний может быть использована очень редко. Этот жесткий метод пресечения срабатывает в тех случаях, когда имеет место негативизация функционального состояния индивида до степени психоза (экспрессивная функция) или депрессии (импрессивная функция). В частности путем S-/->E пресекаются истероидные состояния, а через формулу I-/->L паранойальные. Возникновение антиимпликаций в повседневной жизни, видимо, является главной причиной деструктивных конфликтов между людьми. Если вернуться немного назад и сравнить антиимпликацию с антиэквивалентностью, то нужно сделать следующий вывод. В то время как антиэквивалентность представляет собой более конструктивный вариант конфликтности, поддающийся разрешению строгим разделением сфер влияния, то антиимпликация – это тупиковый вариант конфликтности, не допускающий никаких уступок или переговоров в принципе.

8. ОБРАТHАЯ АHТИИМПЛИКАЦИЯ, или безусловное управление одного функционального состояния другим.

Этот вид асимметричного взаимодействия осуществляется в том случае, когда принимающая функция критически оценивает импульс функции передающей, пресекая его повторение путем отвержения и неподчинения. Запись такая:

L<+F, F<+R, R<+I, I<+L...

P<+S, S<+E, E<+T, T<+P...

Такое взаимодействие существенно отличается от правой ревизии, так как в нем передатчик и ревизор не являются одним и тем же лицом. Попытки передатчика управлять приемником авторитарным методом приводят к быстрому разрушению данного интерфункционального отношения. При левой ревизии, или запрете по передатчику, решающее слово остается за приемником, который и является ревизором, не допускающим навязывания авторитарного мнения. В психотерапевтической практике обратная антиимпликация служит для тренинга личностной силы, воспитания уверенности в себе, эмпауэрмента и подобных ему методик. Левая ревизия очень способствует снятию ограничивающих представлений, так как ведомая сторона тем не менее выступает в качестве активного начала, регулирующего достижение целей, выдвигаемых функциейпередатчиком. Закончу этот раздел кратким выводом по группе асимметричных взаимодействий. Инволюционный (левый) путь движения в социуме реализуется через обратную импликацию и обратную антиимпликацию. Он отличается свободой выбора и значительной долей случайности. Эволюционный же (правый) вид движения воплощается через прямую импликацию и прямую антиимпликацию и характеризуется ограничением роли случая и свободной воли его участников. Это обуславливается его жесткой детерминирован ностью на конечную цель.

5. Способы реализации интерфункциональных отношений.

Если каждая функция взаимодействует с семью отличными от себя, то всего получим семь различных пар функций, не считая пары тождественных. Виды интерфункциональных взаимодействий я изложил в предыдущем разделе. Теперь нас будут интересовать способы, которыми образуются пары, реализующее каждое из семи отношений. Всего таких способов – три на каждую пару. Это значит, что функциональную пару можно образовать, сопрягая шесть различных шкал, описанных во втором разделе, по две. Остановимся на них всех.

1. Погашающе-миражные (антиконъюнктивные) пары:

E/R, I/T, F/S, P/L.

1. 1. Первый способ образования – при помощи шкал «дискретность-континуальность» и «вовлеченность-отвлеченность».

1. 2. Второй способ образования – при помощи шкал «эксплицитность-имплицитность» и «дискретность-континуальность».

1. 3. Третий способ образования – при помощи шкал «эксплицитность-имплицитность» и «вовлеченность-отвлеченность».

Погашающе-миражные функциональные пары были открыты К. Г. Юнгом и названы им психическими функциями в экстравертной и интровертной установке. С той поры они неоднократно переоткрывались другими исследователями, понятия не имевшими, что идут уже протореной тропой. В частности, типология церебральных преференций Hеда Херманна [9], выделяющая четыре типа поведения и мышления – «эксперт», «организатор», «коммуникатор» и «стратег» полностью соответствует второму способу образования юнговских функций. При этом шкала «левоправополушарность» повторяет нашу дихотомию «эксплицитность-имплицитность», а шкала «кортикальный-лимбический» – нашу дихотомию «дискретностьконти-нуальность»:

2. Суперэго-деловые (антиэквивалентные) пары:

E<+>P, R<+>L, F<+>S, I<+>T

2. 1. Первый способ образования – при помощи шкал «экспрессия-импрессия» и «дискретность-континуальность»:

2. 2. Второй способ образования – при помощи шкал «динамика-статика» и «экспрессия-импрессия»:

2. 3. Третий способ образования – при помощи шкал «дискретность-континуальность» и «динамика-статика»:

Суперэго-деловые функциональные пары соответствуют темпераментным состояниям человека. В свое время они были описаны Г. Айзенком при помощи двух шкал – «экстраверсия-интроверсия» (соответствует нашей шкале «экспрессия-импрессия») и «эмоциональная устойчивость» (соответствует нашей шкале «динамика-статика»). Таким образом, темпераменты им были описаны вторым способом.

3. Дуально-полудуальные (эквивалентные) пары.

E<->L, P<->R, F<->T, I<->S

3. 1. Первый способ образования – при помощи шкал «дискретность-континуальность» и «целеполагание-исполнение».

3. 2. Второй способ образования – при помощи шкал «двигательность-инерционность» и «дискретность-континуальность»:

3. 3. Третий способ образования – при помощи шкал «двигательность-инерционность» и «целеполагание-исполнение»:

Дуально-полудуальные функциональные пары соответствуют состояниям динамического равновесия личности со средой при максимуме энергообмена. Эти отношения наиболее биологичны и соответствуют симбиозу или, если речь идёт о равновесном обмене со средой обитания целого комплекса видов, биоценозу.

Литература

  1. Аугустинавичюте, А.
  2. Юнг, К. Г. Психологические типы. Москва: «Алфавит», 1992.
  3. Гумилёв, Л. H. Этногенез и биосфера земли. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990.
  4. Голицын, Г. А., Петров, В. М. Информация – поведение – творчество. Москва: «Hаука», 1991.
  5. Гуленко В. В., Молодцов В. В. Основы социоанализа. Киев: ВЗУУП, 1991.
  6. Гуленко В. В. О развитии социума – Киев, 26.12.1991.
  7. Гуленко В. В. Тайна пятого измерения. Из опыта соционической диагностики методом интервью – Киев, 24.01.1994// СМиПЛ, 1997, № 2.
  8. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. H. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Hаукова думка», 1989.
  9. Ожер, А. Мозг, политика и мы. «За рубежом», N14, 1992.
  10. Степанов, Ю. С. Семиотика. Москва: «Hаука», 1971.
  11. Военная психология и педагогика. Эргономические основы военных систем (инженерно-психологический аспект). Под ред. проф. Г. В. Ложкина. – Киев: КВИРТУ ПВО, 1992.
  12. Мегедь В. В. Целевые группы – триады соцпрогресса. Киев, 1. 01. 1992.

 

Rambler's Top100