Коммуникативные функции, как и любые другие процессы, способны принимать положительные и отрицательные значения. Трудность расстановки знаков заключается в том, что неочевидно, какую из дихотомий при этом выбрать в качестве самой «знаковой».
По моему мнению, следует рассмотреть в первую очередь три дихотомии из пятнадцати, перечисленных в списке Рейнина, а именно: 1) статика/динамика, 2) правые/левые, 3) позитивизм/негативизм. Какая из них скорее подойдет для наших целей?
Она отражает противопоставление постоянных и переменных типов.
Постоянные типы несут стабильность, а переменные – развитие.
1.1. Интеллектуальный уровень. У динамиков мысль движется сама собой, из-за чего они не всегда успевают её отслеживать. По этой причине их мышление наполнено условными ассоциациями, легко образует новые смысловые связи. У статиков мысль хорошо фиксируется, «держит» структуру ситуации. Трудности статического мышления в том, чтобы преодолеть его тяжеловесность, расшатать устоявшиеся связи.
1.2. Социальный уровень. Динамики как типы мобильные приводят к изменчивому, неустойчивому социуму, развивающемуся быстро, но неравномерно. Статики как типы стационарные порождают устойчивый, сбалансированный социум, в котором однако мало перемен. На них зиждется фундамент общества.
1.3. Психологический уровень. Динамики не пребывают долго в одних и тех же состояниях, для них характерна неуравновешенная психика. Это выражается, например, в частой смене настроения. В крайних случаях это грозит потерей личностной идентификации. Психика статиков, наоборот, уравновешивается сама собой, поэтому для дезориентации их внутреннего мира требуется приложить гораздо больше усилий. Статик подвержен смене настроений в меньшей мере.
1.4. Физический уровень. Динамики – это люди времени, им для нормального функционирования необходимо много физических перемещений. Они более эффективны в скоростных видах спорта (или в скоростных стилях в прочих видах). Статики – это люди пространства, они гораздо более усидчивы, могут дольше находится на одном и том же месте. Большую эффективность они покажут в силовых видах спорта, или таких, где площадь перемещений ограничена.
Какой же полюс этой дихотомии позитивный, а какой – негативный? Плюс обычно присваивается устойчивому, малоподвижному, а минус – преходящему, пребывающему в движении. Пример из физики: атомное ядро с положительным зарядом – вращающиеся вокруг него отрицательно заряженные электроны. Следовательно, статика позитивна, а динамика негативна.
В работе [4] я рассматриваю верхнее кольцо модели А, независимо от того, о каком социотипе идёт речь, как статическое, а нижнее – как динамическое. Кольцо стабилизации (верхнее) поэтому является носителем положительного заряда, а кольцо развития (нижнее) заряжено отрицательно. Кольцо стабилизации также можно считать функциональным, а кольцо развития – дисфункциональным.
Правые типы в целом являются проактивными, в то время как левые – реактивными (компенсаторными). Проактивность соответствует действию как прямому воздействию, стимулу. Реактивность же понимается как ответное контрдействие, то есть реакция.
2.1. Интеллектуальный уровень. Правые типы воспринимают мир очень подробно. Их мышление развивается как селекция – отбор наиболее существенных деталей из всего их имеющегося разнообразия. Правое мышление, если воспользоваться терминами Дж.Гилфорда, конвергентно (довольно кучное, сходится к одному решению). Восприятие мира левыми типами лишено оттенков, контуры их мыслеформ намного крупнее. Левое мышление по своей природе дивергентно: протекает разнонаправленно, дает разброс решений.
2.2. Социальный уровень. Правые типы имеют склонность к сплачиванию в большие группы. Они по своей природе социальны. Они более лояльны к формальному статусу, в малых же группах, при сближении дистанции их уживчивость низка. Левые типы, наоборот, более уживчивы в малых группах, не имеющих формального статуса. Их действия более естественны (природны), подвержены частым мутациям и, соответственно, менее социальны, менее традиционны.
2.3. Психологический уровень. Правые типы склонны к экстернализму в смысле Дж.Роттера [1]. То есть они обычно обвиняют в своих неудачах внешние обстоятельства или других людей. В пределе они фаталисты: чувствуют себя игрушкой в руках судьбы или высших сил. Левые же типы скорее интернальны. Это значит, что в случае неудачи они обычно ищут ее причину в себе самом, собственных ошибках. Они действуют по свободной воле, вопреки судьбе.
2.4. Физический уровень. Правые типы можно рассматривать как процессуальные, то есть их конкретная деятельность разворачивается последовательно от одной точки к другой, от начала к концу. Правые не любят переделывать работу, им легче сразу все сделать хорошо. Они обычно имеют много мелких предметов. Левые же гораздо слабее в отлаженных процессах, они больше ориентируются на результат. Они как бы продвигаются от конца к началу. То есть быстро дают грубый результат, а затем возвращаются в исходную точку и совершенствуют его. Мелким предметам левые придают меньшее значение.
Правые типы логично рассматривать как позитивные, поскольку они поддерживают основной стимул. Левые представляют негативный полюс этой дихотомии, потому что в рамках целостной системы осуществляют компенсирующую реакцию. Эта дихотомия дает модус функции.
Позитивисты настроены на максимизацию положительного. Для негативистов характерна минимизация отрицательного. Поэтому их также можно назвать стремящимися – избегающими. К позитивистам относятся: IL, ES, LF, TE, FR, PT, RI, SP. К негативистам относятся: SE, LI, ET, FL, TP, RF, PS, IR.
3.1. Интеллектуальный уровень. Позитивисты ищут сходство в сравниваемых объектах или явлениях, а негативисты в первую очередь под- мечают различия, несогласованности. Позитивисты более сильны в подтверждениях, негативисты – в опровержениях. Негативное размышление охотно пользуется доказательством от противного. В грамматике сочинительные союзы ( союз «и», а также его синонимы) функционально противоположны противительным ( «но» и его синонимы).
3.2. Социальный уровень. Позитивисты отличаются от негативистов по своим тенденциям в групповом поведении. Тенденция уравнивания членов группы по принципу «мы все свои» (реже «мы все чужие») характерна для первых, а тенденция противопоставления одних участников группы другим по принципу свои/чужие характерна для вторых. Таким образом позитивисты относятся к негативистам в социальном плане как связывающие относятся к разъединяющим. Позитивизм сглаживает профиль социальной стратификации, а негативизм, наоборот, увеличивает.
3.3. Психологический уровень. Позитивисты – это цельные натуры, а негативисты – противоречивые. Для последних очень характерна внутренняя раздвоенность, из которой следует рефлексия и сложный диалог с собой. Они склонны обострять психологические проблемы. Первые же отличаются внутренним единством, которое обеспечивает монологичность внутренней речи. Они умеют смягчать психологическую напряженность. У позитивистов происходит обращение к себе как бы от первого лица ( я – я), а у негативистов от третьего (я – он).
3.4. Физический уровень. Между позитивистами и негативистами пролегает существенная граница в материально-предметном мире. Негативисты гораздо более склонны к разделению труда, а также к функциональной зональности – осуществлению трудовых процессов в отведенных местах. Позитивисты лучше совмещают казалось бы разнородные виды деятельности, труд и отдых, напряжение и расслабление у них тесно переплетены. Позитивизм ассоциируется с женскими качествами, а негативизм – с мужскими. Женщина является более цельной и простой личностью, чем мужчина.
Сравнив эти полюса между собой, обнаруживаем, что дихотомия позитивисты/негативисты, как и дихотомия правые/левые, отграничивает типы внутри родственных и деловых пар. В то же время граница позитивности/негативности пролегает между типами погашающих пар, а правость/левость разводит типы в квазитождественных парах.
Коммуникативные функции позитивистов лучше всего обозначить плюсом, а функции негативистов обозначить минусом. Знак функции относится в равной степени как к позициям верхнего, так и к позициям нижнего кольца модели А.
Кроме общих функций, существуют специальные. Специальные функции – это не что иное, как конкретизация общих. Разбив каждую из восьми общих функций пополам, получим вместо привычных восьми шестнадцать каналов коммуникации.