Центральное понятие соционики, вокруг которого группируется вся ее система аксиом и теорем. Представляет собой главный предмет ее изучения как науки. То, что соционические типы существуют, умозрительным путем нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В этом можно убедиться только на практике, собственноручно наблюдая за поведением многих людей и сопоставляя данные своих наблюдений. Поэтому априори социотип понимается как природная предрасположенность человека мыслить и действовать определённым образом.
Существует много толкований понятия социотип. Важно знать, что встречаются узкая и широкая его интерпретации. В узком толковании социотип тождественен психотипу и касается только области человеческой психики. Широкое толкование трактует социотип как устойчивую структуру информационной системы любой природы, стремящуюся восстановить себя при попытках деформации. С этой точки зрения можно говорить о социотипе группы людей, социотипе организации, государства, общественного движения, социотипе теории, какой-либо системы взглядов. В этом случае пользуются также термином «интегральный тип».
Понятие типа психики соционика взяла у К.Г.Юнга – основоположника практической типологии личности. Юнг является истинным открывателем типности психики,поскольку он описал структуру типа, его основные компоненты – психологические функции, дал примеры наблюдательной диагностики.
Согласно Юнгу, психологический тип – это способ адаптации личности к окружающей действительности, в ходе которой одна из четырёх психических функций занимает доминирующее положение, а противоположная ей – подчинённое. Доминирующей функцией человек сознательно управляет, а подчинённая функция, если уж она вышла на передний план, управляет самим человеком. Формируется вполне определённая установка сознания и противоположная, носящая компенсаторный характер установка бессознательного, совместные действия которых и образуют тип психики.
Своим путем к пониманию психологического типа пришел польский психотерапевт А.Кемпински, автор концепции информационного метаболизма (сигнального обмена), который писал: «Структура информационного метаболизма должна обладать определённым постоянным градиентом, самый малый на границе с внешней средой, а самый большой – с внутренней средой. Изменчивость первого переносится без осложнений, а второго с большими трудностями». Таким образом, социотип – это константа личности, её стойкое внутреннее ядро без учета изменчивой оболочки. Разрушение этого ядра ведёт к невротизации личности.
В социоанализе тип понимается более сложно. Наиболее близко к социоаналитической трактовке подошел В.Лефевр, математически описавший рефлексивные, то есть направленные на самого себя структуры психики. В самой сжатой формулировке, социотип – это рефлексивная структура пятого порядка. Давайте пройдем по усложняющимся уровням рефлексии и достигнем интересующей нас глубины.
Человек в статике, как внешне, так и внутренне – это нулевое измерение. Такое состояние практически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины. Но вот человек включается в коммуникацию: находит партнёров, обменивается информацией, проявляет эмоции – это первое измерение личностного пространства. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изменяются – его двигательные и эмоциональные реакции то убыстряются, то замедляются. Это уже второй ранг рефлексии.
Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, то есть он «ведет» себя. Речь идёт о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения человека со временем тоже изменяется. Значит, способ управлять своим поведением все ещё человеком осознается. Это четвертое по порядку измерение. Но с этого момента обратная связь – условие, без которого самим собой управлять нельзя, – обрывается. Можно с уверенностью утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления изменением своего поведения.
Наглядно подобные явления обычно изображают как несколько раз вложенные друг в друга профили лица человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, социотип как не поддающаяся осознанной воле человека рефлексивная психическая структура зашифрована в пятом измерении личностного пространства, куда человек не имеет прямого доступа. Этот уровень психики, по сути, затрагивает коллективное бессознательное и его ведущий архетип – самость.
Технологически социотип образуется как совокупность четырёх юнговских признаков психики, задающих ориентацию индивида в коммуникативном пространстве (см. статью Коммуникативное пространство). Для того чтобы выйти на тип, нужно отыскать те полюса на юнговских шкалах рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, логика/этика и сенсорность/интуитивность, которые требуют наименьших энергозатрат для своей реализации, то есть являютя для вас наиболее естественными. Вот схема, из которой понятно, что по четырем парам признаков образуются шестнадцать социотипов:
ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ | ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ | ||||||||||||||
ЛОГИКА | ЭТИКА | ЛОГИКА | ЭТИКА | ||||||||||||
ЭКСТРА | ИНТРО | ЭКСТРА | ИНТРО | ЭКСТРА | ИНТРО | ЭКСТРА | ИНТРО | ||||||||
С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У | С Е Н С | И Н Т У |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Рядом с названием типа по юнговским признакам, которое мало о чем говорит в силу своей аналитичности, приводится его синтетическое название, подчеркивающее характерную черту поведения соответствующего типа в социуме. Данные названия являются ориентировочными. Их следует рассматривать как один из вариантов. Стандарт обозначений и наименований в соционической типологии ещё предстоит выработать.