© Составили Д. и М. Лытовы по следующим источникам:
Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. – Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 270 с.
Модель А отражает баланс всех 8 функций информационного обмена в психике человека, принадлежащего к определённому типу.
Функции сосуществуют друг с другом по-разному: одни как бы борются за общие ресурсы, и усиление одной означает ослабление другой; другие "относятся" друг к другу безразлично; третьи как бы "подпитывают" друг друга. Основные закономерности взаимодействия функций друг с другом описаны в разделе "Функциональный анализ отношений".
Названия блоков Модели А заимствованы из психоанализа З.Фрейда, однако немного отличаются от фрейдовских терминов по содержанию.
Эти две функции представляют собой «формулу типа». Наиболее самостоятельные функции человека. Деятельность по ним всегда носит незавершённый, открытый характер: «я лучше других знаю, что мне надо, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».
1. «Программа»: активное наблюдение, «образ жизни».
2. «Творчество»: требует усилий, до поры до времени «сидит в засаде», чтобы реализоваться в мелких мероприятиях.
Этими качествами человеку приходится жертвовать ради первых двух функций: данные качества чётко осознаются, но от этого не становятся более достижимыми. Чаще всего по этому блоку запоминаются всякого рода социальные ограничения (поскольку человек склонен спихивать свою неспособность что-либо сделать на влияние общества, результаты воспитания, обстоятельства и т.д.)
3. «Ролевая»: человек старается выглядеть таким (чтобы не обнажать свои слабые качества перед посторонними), но таким не является; в экстремальной ситуации реализуется так – «я тут умею немного, но уж это немногое вы получите по полной программе».
4. «Болевая»: человек накапливает по ней информацию, но не уверен в её качестве; чаще следует этим принципам на словах, чем на деле, поскольку собственные решительные действия по 2-й функции вносят хаос в опыт, накопленный по 4-й функции. Иногда по этой функции человек может проявлять редкое упрямство, консерватизм и обидчивость: он, быть может, и сам понимает, что необходимы улучшения, но своими силами их обеспечить не в состоянии. Критиковать по этой функции бесполезно – здесь помогают только целенаправленные советы, включающие уже готовое решение.
Человеку хочется получать по этим функциям поддержку, самому думать об этих проблемах «нет времени». Не слишком чётко понимает, чего именно ему хочется, поэтому склонен до определённого момента давать свободу партнёру в данных аспектах.
5. «Внушение» (суггестия): «пока не болит – не замечаю», но когда появляются проблемы – человек становится исключительно зависимым по данной функции, восприимчивым к советам посторонних.
6. «Активация»: активность человека по данному аспекту зависит от других; если есть поддержка – его активность даже может превосходить активность окружающих, если нет – куда-то исчезает бесследно.
Пассивные способности – человек умеет, но не всегда чётко осознает, что умеет. Включается в дело, когда получает четкий запрос на конкретный результат. Постоянно работать по этим функциям не способен –такая работа требует ограничения по блоку Эго, постоянно критически смотреть на себя самого.
7. «Контроль»: человек сам по данной функции не инициативен, однако охотно отмечает ошибки других, предостерегает их от излишеств.
8. «Эталон»: человек активно, но беспорядочно или «автоматически», «по привычке» действует по данной функции, пока не показать ему пример, не направить усилия в нужное русло.
МЕНТАЛ | ЭГО | 1 | 2 |
СУПЕРЭГО | 4 | 3 | |
ВИТАЛ | СУПЕРИД | 6 | 5 |
ИД | 7 | 8 |
1. Первые две функции выводятся непосредственно из наименования типа. Скажем, для этико-сенсорного экстраверта это будут соответственно: 1-я – этика, 2-я – сенсорика. Причём первая функция будет экстравертной, вторая – интровертной (для интровертов – наоборот). Эти две функции представляют собой сокращённую формулу типа.
Это будет блок ЭГО. Отношения с типами, сильные функции которых приходятся на этот блок в Вашей модели, характеризуются свойством "понимание" (см. статью "Функциональный анализ отношений").
2. По диагонали к первым двум функциям (3-я и 4-я) рисуем функции тех же цветов, но противоположные по содержанию. То есть, по диагонали от сенсорики – интуицию (того же цвета), а по диагонали от этики – логику (того же цвета).
Это будет блок СУПЕРЭГО. Отношения с типами, сильные функции которых приходятся на этот блок в Вашей модели, характеризуются свойством "противодействие".
3. Следующие 2 функции (5-я и 6-я) повторяют 3-ю и 4-ю, но имеют противоположный цвет.
Это будет блок СУПЕРИД. Отношения с типами, сильные функции которых приходятся на этот блок в Вашей модели, характеризуются свойством "помощь".
4. Наконец, последние 2 функции (7-я и 8-я) соответствуют 1-й и 2-й, но имеют противоположный цвет.
Это будет блок ИД. Отношения с типами, сильные функции которых приходятся на этот блок в Вашей модели, характеризуются свойством "управление".
5. Если Вы построили модель правильно, то Вы обнаружите следующее:
- белые и чёрные функции расположены симметрично друг к другу, зигзагом;
- нижняя часть модели является зеркальным отражением верхней (только противоположных цветов);
- каждые две соседние клетки (за исключением комбинаций 3-5, 4-6) представляют собой формулу какого-либо из 16 типов. Это означает, что по содержанию данных функций можно предположить, каковы будут Ваши отношения с представителями типа, соответствующего данным клеточкам. Смотрите подробнее в разделе "Интертипные отношения".
Горенко Е.А., Толстиков В.А. Природа собственного «Я». – М.: Армада-пресс, 2002. – 288 с.
Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. – Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 270 с.
Ермак В.Д. Как научиться понимать людей. – М. Астрель. – 2003. – 523 стр.
Лытов Д.А. Функциональный анализ отношений. 2002.
Стратиевская В.И. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Издательский Дом МСП, 1997. – 496 с.
Линда Беренс – автор 8-компонентной модели в типологии Майерс-Бриггс.
Ор-ский В.В. Модель информационного метаболизма – Некоторая модификация модели А ( а по сути – совсем иная модель).
Таланов В. Л. Краткое изложение модели «Т» (физиологически трактуемой модели информационного метаболизма в психике человека). Сентябрь 2006.