Казалось бы, на русском языке опубликовано уже немало книг о зарубежной юнговской типологии, в том числе о «типоведении» (Type Theory, Typewatching ®, MBTI ®) Майерс и Бриггс. Проблема, однако, в том, что практически все переведенные книги – это популярная литература для начинающих и/или для пользователей. По сравнению с большинством соционических книг (не могу сказать, что со всеми) они выгодно отличаются большим количеством практических примеров, живостью и яркостью изложения. И в то же время, из этих переводных книг мне известна лишь одна [Каммероу и др., 2000], более или менее подробно рассматривающая теоретические основы типологии Майерс-Бриггс – не только типы как таковые, но и малые группы, функции и т.д.
В принципе, это нормальная ситуация, когда количество книг прикладного или популярного характера заметно, на порядок, превышает количество теоретических или исследовательских работ. Тираж таких изданий, как Journal of Psychological Type или Bulletin of Psychological Type, сопоставим с тиражом журналов Международного института соционики в Киеве или НСО в Москве (многие из тех, кто проходил тест MBTI или даже читал дополнительную литературу о тесте, могут даже не подозревать о существовании этих журналов).
Проблема, однако, в другом. В России типология Майерс-Бриггс известна только по популярным, если не сказать попсовым, публикациям, в которых даже не приводятся списки использованной литературы. Судить по этим книгам об уровне научных исследований наших американских коллег – сложно.
Автор этих строк – как, впрочем, и многие соционики до сих пор – ещё год назад был искренне уверен, что американское типоведение (Type Theory, или Typewatching), т.е. направление сторонников типологии Майерс и Бриггс, отстаёт от соционики – как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики. Даже участвуя в популярных англоязычных форумах по типологии Майерс-Бриггс, переписываясь с некоторыми исследователями в области этой типологии, я довольно долго был уверен в безусловном превосходстве соционики (достаточно почитать мою старую статью [Лытов, 2001]). Лишь постепенно, по мере углубления этого знакомства, впечатление стало меняться. Понемногу и не сразу я стал понимать, что популярная литература – лишь фасад, за которым ведётся активная исследовательская работа. Кроме того, я узнал и о других направлениях юнговской типологии, которые хотя и существуют в тени типологии Майерс-Бриггс, но тем не менее, вполне самостоятельны.
За возможность познакомиться с зарубежными материалами хотелось бы особо поблагодарить Григория Романовича Рейнина, Светлану Валентиновну Накрохину и Бетти Лу Ливер. Григорий Романович, несмотря на существующие между ним и мной теоретические разногласия (например, по поводу гипотезы о признаках Рейнина), очень доброжелательно отнёсся к моему интересу и предоставил для изучения большое количество зарубежных журналов и других публикаций по юнговской типологии, которые он привёз из своей зарубежной поездки в начале 1990-х. Светлана и Бетти не только поделились информацией из первых рук, т.е. из личного общения с «типоведами», но и подарили несколько новых книг. Немало информации почерпнул я также из переписки с немецким социологом Райнхардом Ландвером.
История американского типоведения во многом напоминает историю соционики. Изабел Майерс (Isabel B. Myers) узнала о юнговской типологии от своей матери Катарины Бриггс (Katharine Briggs) и при её участии создала свой тест в середине 50-х гг. прошлого века. По профессии Майерс была школьным преподавателем. Именно это и стало основным препятствием на пути её теста. Психологи долгое время не хотели его признавать – их возмущало, что в их сферу «вмешивается» человек без психологического образования. Именно такими словами лет двадцать спустя советские психологи встретили первые работы Аушры Аугустинавичюте. На самом деле, проблема была не столько в отсутствии психологического образования, сколько в том, что тогда в американской психологии доминировал бихевиористский подход, перед которым требовалось «прогнуться» хотя бы для соблюдения корпоративного этикета.
Майерс не знала об этих тонкостях, однако духом не падала. Отвергнутый психологами, её тест нашёл поддержку среди коллег-педагогов. Ей удалось заинтересовать директоров других школ и колледжей, которые согласились провести у себя тестирование, организовать лекции о юнговской типологии. Была опубликована книга с описанием методики и результатов исследований, которая уже выдержала около 10 переизданий [Myers, 1968]. Даже через 20 лет после появления теста движение сторонников типологии Майерс держалось в основном на энтузиазме. Только после её смерти тест начал приносить и коммерческую выгоду.
По-настоящему широкую известность типология Майерс и Бриггс приобрела только после публикаций Дэвида Кирси [Keirsey, Bates, 1984]. Только после этого появилось мощное движение, появились свои журналы, было опубликовано много книг, а типоведение стало приносить реальные деньги.
Начнём с тестов. Многие соционики читали работу Аушры Аугустинавичюте «Тест Изабеллы Майерс-Бриггс» [Аугустинавичюте, 1998], однако немногие знают, что эта работа устарела уже в момент написания – к тому времени тест Майерс-Бриггс уже около 10 лет существовал в компьютерной форме, причём вопросы имели свой "вес" (т.е., например, один из вопросов гораздо больше влиял на балл по экстраверсии/интроверсии, чем другой). Тест постоянно совершенствовался: проводились массовые исследования, цель которых состояла в том, чтобы выверить точность тестирования. Результаты теста сопоставлялись с тем, что было реально известно о человеке, как он сам себя оценивал, и так далее. В последних версиях теста был проведен факторный анализ вопросов, введены весовые коэффициенты. Ясно, что эти коэффициенты нельзя было найти в популярной литературе – они составляли ноу-хау теста. Поэтому соционики о них ничего и не знали. Зато гораздо лучше был известен гораздо более простой по устройству (поэтому часто перепечатывавшийся, в том числе в далёких от соционики публикациях) тест Дэвида Кирси (см. напр., [Васильев и др. 1996]).
На мой взгляд, один из главных недостатков теста Кирси, в отличие от различных версий теста Майерс-Бриггс, состоит в том, что автор теста путает два разных явления. Он не видит разницы между вопросом «Какой я?» и «Что мне нравится?».
Американские исследователи отмечали, что тест Кирси и тест Майерс-Бриггс не всегда давали одинаковые результаты. На это Кирси отреагировал тем, что через некоторое время объявил свою типологию «иной, хотя и похожей» на типологию Майерс-Бриггс. Правда, большинство американских типоведов вовсе не считают его «диссидентом».
Хочу отметить, что с течением времени тесты американских типоведов становятся всё более тонким инструментом. Более двадцати лет назад появился опросник Мёрфи и Мейзгейера (MMTIC, Elisabeth Murphy & Charles Meisgeier) для детей младшего школьного возраста, практически неизвестный у нас в стране. Совершенствуется и старый, хорошо известный тест Майерс и Бриггс. К сожалению, не могу ничего сказать о нынешнем состоянии теста, однако в середине 1990-х гг. уже были выявлены различия в том, какие вопросы лучше работают для мужчин, какие для женщин.
Нужно отметить и опросник Зингер и Лумис (Singer-Loomis Inventory). Авторы этого опросника не являются сторонниками типологии Майерс и Бриггс, а развивают собственное направление. Их опросник измеряет силу не двоичных признаков, а всех 8 юнговских функций.
Кроме опросников, развиваются и другие методы определения типа. Здесь, по моему мнению, наибольших успехов добились супруги Тайгеры. Пять лет назад в русском переводе вышла их работа «Читать человека как книгу», где описываются методы определения типа путём наблюдения, и даже приводятся контрольные задания для читателей [Тайгер, 2000]. Конечно, в чём-то их взгляды покажутся наивными, однако факт остаётся фактом – типоведы полагаются далеко не только на тесты. Вообще, согласно правилам Типологической ассоциации, результат по тесту ещё не является окончательным результатом. Специалист, проводящий тестирование, должен уметь оценить адекватность тестирования, и в случае сомнений провести консультацию. Только после этого тип считается подтверждённым.
Хочу обратить внимание на то, что в указанной книге Тайгеров ставится вопрос о производных признаках типов – то есть, иными словами, некоего аналога соционических признаков Рейнина. Правда, получают они в результате нечто иное, с совсем иным содержанием.
Очень хорошо исследованы у американцев малые группы типов. Группы, которые в соционике называются «клубами», впервые были описаны ещё лет сорок тому назад в книге Майерс «Различные таланты» [Myers, 1968]. Американцам неизвестны группы, основанные на интертипных отношениях, зато группы, основанные на совпадении 2 из 4 признаков «базиса Юнга», изучены достаточно хорошо (см., например, переведенную на русский язык книгу [Каммероу и др., 2000]). Вот полный список американских «малых групп»:
О «темпераментах Кирси» следует сказать подробнее. Как видим, из них два совпадают с соционическими клубами (NT, NF), ещё два образованы по совсем иному основанию (SP, SJ). Как Кирси объясняет такое неоднородное деление? По его мнению, эти группы – не что иное, как хорошо известные темпераменты Гиппократа – то есть холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Прикрываясь именем Гиппократа, ему удалось широко разрекламировать свои темпераменты, хотя эмпирических доказательств «сходства» он не привёл. В результате, «темпераменты Кирси» весьма часто используются в популярной литературе по типоведению, однако далеко не так популярны в исследовательских публикациях.
Может быть, некоторые из читателей помнят мой эксперимент, когда соционикам предлагалось узнать соционические типы в американских описаниях [Лытов, 2003]. Из всех 16 типов лучше всего узнавались… сенсорики-интроверты. Именно для этих четырёх типов можно было сказать, что признак «рациональность-иррациональность» и признак «решающие-судящие» есть одно и то же. Для других типов всё было менее однозначно. Больше всего расхождений наблюдалось для описаний интуитов-интровертов.
Отсюда вывод – нельзя чётко приравнять соционические типы к американским типам. Нельзя сказать, что такой-то соционический тип на 100% соответствует такому-то американскому типу. В том-то и проблема, что соционические типы неровно накладываются на американские типы.
Пример. Попробуем ответить на вопрос, какому соционическому типу соответствует тип INTJ (интроверт, интуитивный, мыслящий, судящий) в типологии Майерс-Бриггс. Здесь возможны несколько вариантов.
Впрочем, как раз последний метод – наименее надёжный, особенно с учётом того, что мы в нашем эксперименте опирались на описания 20-летней давности. Существуют некоторые противоречия между стереотипными представлениями американских типоведов о типах – и реальными результатами «типирования». Этот факт американцы выявили ещё более десяти лет тому назад, и с тех пор работали над устранением противоречий. Существуют разногласия между описаниями одних и тех же американских типов, но от разных авторов (например, по моему впечатлению, тип ESFP в интерпретации Крёгера и Тьюсон [Крёгер, Тьюсон, 2005] напоминает скорее ЭСЭ, чем СЭЭ, а в интерпретации Тайгеров [Тайгер, 2000] – наоборот). Существуют противоречия и между соционическими описаниями и соционическими моделями, но это – уже тема отдельного разговора.
Как известно, соционическая теория интертипных отношений основывается на 8-функциональной Модели А. Разве американцы не могли построить подобную модель?
Действительно, американцы активно используют 8 юнговских функций. С другой стороны, как известно, соционика использует юнговский признак «рациональность-иррациональность», а у американцев его нет. У американцев есть признак «решающие-воспринимающие», который по описанию напоминает «рациональность-иррациональность», но почему-то к функциям привязан иначе.
Если посмотреть в корень проблемы, то получается, что и соционика, и американское типоведение по-своему правы. Когда Юнг создавал описания функций, у него ещё не до конца сформировалась концепция экстраверсии-интроверсии, он вкладывал в это понятие одновременно очень много смыслов. Поэтому когда Юнг писал об экстравертных или интровертных функциях, у него нередко эта экстравертность или интровертность понималась совершенно по-разному (см., напр., [Ельяшевич и др., 2006]). Американцы не обратили на это внимания и сохранили описания функций как есть, со всеми их противоречиями. Поэтому они сгруппировали функции не так, как их группировал Юнг и как это принято в соционике. С другой стороны, соционики сильно пересмотрели описания функций для того, чтобы во всех случаях их экстраверсия или интроверсия толковалась одинаково. Мне больше всего импонирует толкование Гуленко, что экстравертные функции – энергозатратные, а интровертные – энергоэкономные [Гуленко, Тыщенко, 1997]. По крайней мере, этот взгляд вполне согласуется как с одной из гипотез Юнга, так и с принятыми в соционике описаниями функций.
Но вернёмся к американцам. Нельзя сказать, что они закрывают глаза на противоречия в своей теории – в том, как соотносятся функции и признаки. Напротив, впервые на эти противоречия обратила внимание сама Изабел Майерс [Myers, 1968], писавшая, что признак Judging/Perceiving как-то не очень хорошо работает для интровертов. К большому сожалению, авторитет Юнга оказался для неё столь велик, что она не посмела с ним спорить. Поэтому у американцев получаются немного другие функции и немного другие признаки. Даже хотя они и напоминают соционические функции и признаки, всё равно между ними нет стопроцентного соответствия.
Принципиальная разница между соционикой и американским типоведением состоит в том, что в соционике с самого начала имелись и типы, и отношения. Описания каждого типа корректировались, исходя из отношений данного типа. У американцев был иной подход: описания типов совершенствовались, исходя из каких-то ярких, наблюдаемых свойств, которые можно было привязать либо к дихотомиям, либо к функциям, либо к малым группам. У американцев получились несколько иные типы, потому что немного иными были критерии их наблюдения и описания.
Поэтому, когда американцы попытались теоретически построить систему отношений между типами, то получалось, что в одних случаях расхождение по всем четырём признакам является благоприятным, а в других случаях – наоборот, конфликтным.
В исследовании интертипных отношений за рубежом существует два направления – эмпирическое и концептуальное.
К эмпирическому направлению относится большинство. Было проведено очень много эмпирических исследований совместимости между разными типами в семьях или других коллективах [Ландвер, 2001]. К сожалению, у всех этих исследований есть один общий недостаток. Несмотря на солидную статистику, на сравнение различных возрастных и социальных групп, все они посвящены исследованию практически двух вопросов: 1) кому лучше вместе – сенсорику с сенсориком, или сенсорику с интуитом? (и аналогично – для других признаков); 2) что лучше – когда признаки совпадают, или когда они различаются? Это концептуальный тупик. Чтобы выбраться из него, нужно понять, что совместимость людей и сходство людей – это два разных явления.
Но существует и концептуальное направление. На самом деле, у американцев уже давно существует 8-компонентная модель, подобная Модели А. Автором этой модели является Линда Беренс.
Таб. 1. Модель типа по Л.Беренс (по материалам книги [Berens, 1998]).
Функция, № | Положительный аспект | Отрицательный аспект | Пример: тип ENTP |
Пример: тип INTP |
1 | Leading Ведущая |
Dominating Навязчивая |
Ne | Ti |
2 | Supporting Вспомогательная |
Overprotective Склонная к чрезмерной защите |
Ti | Ne |
3 | Relief Расслабляющая |
Unsettling Выводящая из работоспособного состояния |
Fe | Si |
4 | Aspirational Вдохновляющая |
Projective Проецирующая собственные ожидания на других |
Si | Fe |
5 | Backup Резервная |
Opposing Противостоящая |
Ni | Te |
6 | Discovery Открывающая |
Critical Критическая |
Te | Ni |
7 | Comedic Комическая |
Deceiving Обманчивая |
Fi | Se |
8 | Transformative Меняющая облик |
Devilish Дьявольская |
Se | Fi |
Существуют и различные гипотезы об интертипных отношениях. Авторами наиболее продвинутой гипотезы являются Джо Батт и Марина Маргарет Хейс, владельцы сайта www.typelogic.com .
Таб. 2. Система интертипных отношений по. Дж. Батту и М.М.Хэйс на примере отношений для типа ENTP (по материалам сайта www.typelogic.com ).
1111 ENTP Identity Тождество |
1110 ENTJ Complement Дополнение сильных сторон |
1101 ENFP Companion Компаньон |
1100 ENFJ Advisor Советчик |
1011 ESTP Neighbor Сосед |
1010 ESTJ Suitemate Коллега |
1001 ESFP Enigma Энигма |
1000 ESFJ Supplement Взаимное дополнение |
0111 INTP Pal Приятель |
0110 INTJ Contrast Контраст |
0101 INFP Tribesman "Соплеменник" |
0100 INFJ Pedagogue Наставник |
0011 ISTP Counterpart "Вторая половина пары" |
0010 ISTJ Cohort Соратник |
0001 ISFP Novelty Новинка |
0000 ISFJ Anima Анима |
Почему же американские гипотезы об интертипных отношениях не получили распространения?
Мне кажется, потому, что у американцев – иные типы, чем в соционике (о чём уже говорилось выше). Поэтому любая теоретическая модель в данном случае оказывается перекошенной, для каких-то типов неизбежно должна давать сбой. Наверное, соционики могли бы помочь американцам выбраться из этого концептуального тупика, если бы не одна проблема – многие соционики сами думают, что американские типы и соционические типы – одно и то же. Например, в последнем переводе книг Крёгера и Тьюсон [Крёгер, 2005] американские обозначения типов подменены соционическими, хотя, как я уже писал выше, в их представлении тип ESFP больше напоминает ЭСЭ, чем СЭЭ.
Но если в изучении отношений американцы пока отстают от нас, то в области изучения природы типов и признаков ведётся интенсивная исследовательская работа. Здесь можно отметить несколько направлений.
Прежде всего, американцы очень активно изучают и отслеживают внутренние противоречия в своей теории. В частности, ещё 20 лет назад Т.Карскадон и Н.Мак-Карли провели исследование того, как представители типов оценивают описания собственных типов (по Майерс и по Кирси). В результате анализа описаний было выделено по 30 – 40 утверждений о каждом из 16 типов. Участники исследования должны были оценить их истинность. Исследование не только показало, что не все утверждения характеристик являются одинаково «типными» (кто бы сомневался!), но также, что представители типов ценят вовсе не обязательно только те качества, которые свойственны им самим [McCarley, Carskadon, 1986].
Особо я хотел бы отметить ныне покойного Джеймса Ньюмена (James Newman). К сожалению, на русском языке ни одна из его работ не была опубликована. Между тем, он сыграл огромную роль в теоретических и практических исследованиях юнговской типологии. Я хотел бы кратко остановиться на его исследованиях связи типов с активностью мозга.
Довольно долго среди американских типоведов априори считалось, что сенсорика и интуиция как-то связаны с правым полушарием, а мышление и эмоции – с левым. В соционике тоже можно встретить аналогичные утверждения, например, в работах В.Д.Ермака [Ермак, 2003]. Разница лишь в том, что у нас говорится не «мышление» и «эмоции», а «логика» и «этика». Такое представление возникло не на пустом месте. Философы XIX и XX века нередко любили противопоставлять логику интуиции, причём логическое мышление нередко называли «рациональным», а интуитивное – «иррациональным».
Ньюмен поначалу тоже считал так же, и надеялся, что эксперименты подтвердят его гипотезу. Он провёл масштабные исследования с электроэнцефалографическим замером мозговой активности представителей разных типов, как в спокойном состоянии, так и при решении различных задач. К его немалому удивлению, картина оказалась несколько иной. Во-первых, все четыре признака оказались «размазанными» по всему мозгу. Т.е., например, за сенсорику в какие-то моменты отвечало левое полушарие, в какие-то – правое, и точно так же получилось с другими тремя функциями. Но второе открытие было ещё более удивительным. Если говорить о количественном соотношении, то левое полушарие намного чаще отвечало за логику и интуицию, чем правое. И наоборот, правое полушарие намного чаще, чем левое, отвечало за сенсорику и этику [Newman, 1991].
Хотелось бы отметить, что в соционике к подобным же выводам пришёл профессор С.А.Богомаз из Томского медицинского университета, который, к тому же, ничего не знал об исследованиях Ньюмена [Васильев и др., 1996].
Американские типоведы проводят и социологические исследования. Практически каждый год появляется до десятка публикаций о том, как распределяются типы в той или иной профессии, социальной группе, религиозной группе и так далее. Например, согласно одному из таких исследований, среди американских женщин-заключённых с огромным перевесом преобладают сенсорики-интроверты-логики [Lippin, 1990].
Наиболее заметных успехов американское типоведение добилось в прикладных исследованиях. Я даже не постесняюсь сказать, что в этой сфере типоведы намного опережают соционику. Действительно, если взять любую соционическую книгу – хоть о вопросах менеджмента, хоть о семейных отношениях – эта книжка представляет собой что-то вроде конструктора «сделай сам». Автор вываливает на читателя концептуальные соображения, а читатель сам должен разбираться, как их приложить к делу. И напротив, когда мы читаем американские книги о вопросах менеджмента, или о семейных отношениях, то американцы не только описывают типы, но и подробно объясняют, как использовать эти знания в практических целях, предлагают модели поведения, как поступать в тех или иных ситуациях. В.В.Гуленко предполагал (и по своему опыту я склонен с ним согласиться), что среди американских типоведов преобладают в основном этики, а среди социоников – логики [Гуленко, Тыщенко, 1997]. Как видим, логика может играть не только положительную роль, но и отрицательную, по крайней мере с точки зрения потребителя.
Нельзя забывать, что двадцать лет назад знакомство с работами американских типоведов во многом продвинуло соционику. Многие помнят, что к тому времени соционические описания типов были ещё довольно громоздкими, умозрительными, читать и понимать их было тяжело, а ещё тяжелее было их адекватно диагностировать. Благодаря знакомству с американским типоведением появились описания Игоря Вайсбанда, на которых основываются все последующие соционические описания [Вайсбанд, 1992].
Думаю, мораль понятна. Конечно, мы, соционики, в чём-то опережаем американцев, но в чём-то и они опережают нас. Бесполезно рассуждать о том, что лучше – соционика или типоведение. Это всё равно, что рассуждать, что лучше – логика или этика, интуиция или сенсорика. Я предлагаю отказаться от пренебрежительного отношения к нашим заокеанским коллегам, от навешивания обидных ярлыков, и начать развивать с ними конструктивные отношения.