© Сайт www.socioniko.net (с 2005 г., ранее – под адресами socioniko.narod.ru и socioniko.hotbox.ru, 2001 – 2005)
ВЫБРАТЬ ДРУГОЙ ЯЗЫК | SELECT A DIFFERENT LANGUAGE
Главная | Книги | Cоционики по городам и странам | Полезные ссылки | Редакция сайта
Диагностика типа | Типы и подтипы | Фототека | Почерк | Малые группы | Отношения | Типы знаменитостей
Типоведы (MBTI) | Психологи | Золотая коллекция | Архив газеты | Рассылка

Теория признаков Рейнина
Очерк по соционике. Раздел 2

А.Аугустинавичюте, 1985.

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №№ 1 – 6.

Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Раздел 5

 

Попутно возникает такой вопрос. Если СУПЕРИД не имеет нужных впечатлений — сигналов раздражителей, ИД бездействует, если оно не получает программы от СУПЕРЭГО дуала – оно действует глупо с социальной точки зрения. Как это объяснить на нашем энергетическом словаре?

Дело в том, что мы говорим о витальной и ментальной активности, которые человек в своей деятельности постоянно объединяет. При дуализации витальная энергия одного дуала дополняется ментальной энергией второго, а ментальная первого — витальной второго. И одновременно при этом потенциальная энергия одного получает кинетический заряд — кинетическую программу другого. А кинетическая энергия, кинетическая программа одного обеспечивается потенциальным зарядом — потенциальной информацией другого.

На СУПЕРИД скапливается информация о собственном организме, о приятных и неприятных, приемлемых и неприемлемых сигналах-раздражителях. Кинетический, программный блок ЭГО, давая программу того, как приспосабливаться к данному аспекту окружающего мира, даёт и заряд кинетической информационной энергии.

Такой же подход возможен к вертикальным блокам. Мобилизационный блок ментального кольца своими сомнениями или решительностью, отрицанием или признанием поступающей информации активизирует контактный блок витального кольца дуала, мобилизует его на конкретную активность.

Контактный блок ментального кольца — блок, постоянно выдающий советы и информацию и таким образом контактирующий с окружением. Своими эмоциями или призывами к каким-то поступкам и чувствам данный блок одухотворяет мобилизационный блок дуала. Кто держит руку на инертном мобилизационном блоке витального кольца дуала, тот, по сути дела, регламентирует степень его активности.

Первые два такта дуализации определяются принадлежностью типа ИМ к одному или другому кольцу социального заказа или контроля, следующие — содержанием ЭМ отдельных блоков, тем, из каких энергетических п/т образован программный, контактный и любой другой блок, образованы отдельные блоки.

Символы,, , и т.п. обозначают отдельные полутакты энергетического и информационного метаболизма. Когда их объединяют в один такт, условное черно-белое исчезает, остаётся просто «этика», «логика» и т.п., т.е.:

Рис. 8

Первую часть таблицы признаков Рейнина — таблицу дуализирующих признаков помещаем на рис. 9. В описании самих признаков использовался двойной подход: о том, что давно известно, говорим очень кратко, о вновь открытом — всё, что удалось узнать.

Рис. 9

 

I часть таблицы Рейнина.

Дуализирующие типальные признаки.

Первая часть таблицы признаков Рейнина — таблица дуализирующих признаков — представлена на рис. 9. В описании самих признаков использовался двойной подход: о том, что давно известно, говорится очень кратко, о вновь открытом — всё, что удалось выяснить.

Дуализация. I такт. Потенциальная база

Реализация модели А начинается с реализации базовых блоков, на которых образуется информационная потенциальная энергия — ИПЭ. Блоки обладают двумя типальными характеристиками: экстратимностью или интротимностью и статичностью или динамичностью. Те же характеристики приобретает и их ИПЭ. Итого — четыре формы ИПЭ и четыре группы типов ИМ.

Экстратимно-статическая — экстрастатики;

Экстратимно-динамическая — экстрадинамики;

Интротимно-статическая — интростатики;

Интротимно-динамическая — интродинамики;

Типальные дуализирующие признаки — противоположные полюса для сцепления в дуальную диаду. В диаде присутствуют обе пары: если ИПЭ одного дуала экстратимно-статична, то другого — интротимно-динамична.

В основе первого такта дуализации лежит деление модели А на ментальное и витальное кольцо, программные и серединные блоки, а также то, что тождественные по ЭМ блоки дуалов противоположны по их расположению. Что у одного в ментальных блоках, у другого — в витальных, что у одного в программных, у другого — в серединных блоках. В название типа выводится признак ментального кольца.

Обе пары признаков определяются принадлежностью типа ИМ к одному или другому кольцу социального заказа или социального контроля.

Базисные блоки СУПЕРЭГО и СУПЕРИД — блоки констатации и приспособления, но никак не реальной активности.

I признак. Экстратимно–интротимная потенциальная база

Распределение типов ИМ по полюсам парных типальных характеристик даётся по блокам ЭГО. Полюса экстратимности–интротимности изображены на рис. 10

Рис. 10

Экстраверсия–интроверсия — два способа селекции информации. Для экстратимов источником ИПЭ ментального кольца являются объекты — «тела», а для интротимов — отношения между объектами, их ситуация — «поля». Поэтому блоки ментального кольца экстратимов начинаются с «черных» п/т, то есть телотактов, а интротимов с «белых» — полетактов. Ментальное кольцо экстратима получает информацию по телотактам, выдаёт в основном по полетактам, у интротима — наоборот.

Когда ментальное кольцо экстратима мыслит о внешнем мире, оно мыслит об объектах и их активности. Отношения между объектами, чувства объектов:, ,, для них лишь следствие формы, содержания, быстроты, вспыльчивости объекта —, ,, . Но когда мыслят о себе витальным кольцом, мыслят о своих чувствах, которые ведут к активной самореализации вовне.

Сознание интротима таким же образом ориентировано на отношения, ситуации внешнего мира. Качества объекта для интротима — следствие их ситуации. Утверждения о том, что ребёнок — якобы чистый белый лист бумаги, на котором можно написать всё, что угодно, пример чисто интровертного импульсивного суждения.

Экстратим чувствует себя активным объектом среди других объектов. Его место среди них определяется качествами его самого или его активности.

Интроверт видит себя как ситуацию среди других ситуаций и свои чувства рассматривает, соотнося их с морем чувств других людей, качествами которых определяется то, на какие проявления, на какую активность ему позволено претендовать и какую активность проявлять.

Необходима постоянная защита слабых сторон то есть базисных блоков дуала. В дуальной диаде каждый — защитник каждого. Без защиты происходит и недобор, и пустая трата ИПЭ. Базисные блоки необходимо защищать ради возможно более полной реализации собственной ИПЭ и её превращения в ИКЭ.

Экстратим коррегируется по полетактам витального базисного блока, коррегируя его чувства — отношения ко внешнему миру, а интротим — по телетактам, коррегируя проявления, активность его тела.

Итак, чувства экстратима на I п/т витального кольца доводятся до кондиции, которую интротим считает нужной и реально возможной . Поэтому, например, в домашних условиях первым активизируется интротим. Заботясь о состоянии чувств (полетакты) экстратима, он заводит его на весь рабочий день. И при этом сам получает нужную корректировку. От экстратима: не переутомись (), делай не так, а так (), радуйся и переживай не это, а то (), не уступай, будь настойчивым () и т. п.

«Самое трудное время — утро: утром нет опыта», сказал один . Именно так — каждое утро приходится начинать с приобретения определённого «опыта». Когда рядом дуал, опыт даётся легко, когда нет — трудно, путём конфликтов с собой и окружением. Человек, к сожалению, должен заводиться заново каждый день, как наручные часы.

II признак. Статико-динамическая потенциальная база

Распределение типов ИМ полюса статики–динамики на рис. 11. Блоки ментального кольца статиков образованы из статотактов, динамиков — из динамотактов.

Рис. 11

Статика–динамика — тоже два способа селекции получаемой информации. Ментальное кольцо статика ориентировано на форму, внутреннее содержание объекта, нужды и потребности (желания). Ментальное же кольцо динамика ориентировано на происходящее с объектом и в объекте и на его ситуацию в пространстве и во времени.

Мышлению статика присуще мысленное приостанавливание всеобщего движения. Мышление динамика, наоборот, включается лишь после того, когда статический объект удаётся представить себе движущимся.

Как уже говорилось, у статика статические только ментальные блоки, витальные — динамические. Поэтому статик мыслит и говорит о статических аспектах внешнего мира, но его витальное кольцо является динамическим, он обычно подвижнее динамика. Это как бы двойная жизнь: индивид мыслит о статичном окружающем мире и одновременно старается к нему приспособиться большей внешней и внутренней активностью.

Динамик же, наоборот, думает и говорит о мире динамики, а своим витальным кольцом склонен пребывать в малоподвижной, статической жизни. Собственная активность осторожна, выжидательна, он действует только в том случае, когда уверен, что больше некому. Или некого послать или нельзя доверить, никто другой не справится. Но о том, что именно следует делать или не делать — говорится много. Цель — мысленная активация, программирование окружающих.

Все быстры на советы, коррекцию, поправки, контроль со своего ментального кольца. Это — его функция. Функция же витального кольца — действовать самому.

Движения динамиков всегда в большей или меньшей мере обдуманы с точки зрения их социальной рациональности и уместности, потому им присуща большая чёткость, отчётливость, иногда и резкость. Это движения от ментального кольца, т. е. «от ума», а не от собственного тела. Движениям статика присущи импульсивность, плавность, натуральность, обусловленность непосредственными внешними обстоятельствами, командами и — не хватает обдуманности, учета поступков и эмоций других.

Цели и методы

Жизненные цели человека — в статическом кольце, методы и способы их достижения — в динамическом. Поэтому у статиков всегда много всевозможных целей, проблема с методами. А у динамиков — наоборот. Недаром известный на весь Союз теоретик по изобретательству Альтшуллер относится к типу (ЛСЭ) .

Познание внешнего мира

Каждый статик с помощью своего ментального кольца более или менее объективно знает, чего люди хотят или не хотят —, что им нужно —, скрытые потенциальные возможности, способности, внутреннею силу — , их явные, наличные кинетические возможности, силу воли, способность мобилизоваться и мобилизовать — .

Каждый динамик более или менее объективно знает: что людей зажигает, расхолаживает — и как этого добиться, почему они действуют или бездействуют, на что в собственной активности и труде способны — и как их заставить работать, что им приятно или неприятно —, что считают своевременным или несвоевременным — .

Внешняя программа принимается по витальному кольцу, которое у статика динамично, а у динамика — статично. Поэтому в случае, если, например, нет чего-то, что следует принести, динамику нужно говорить об отсутствии объекта и о том. что некому принести. Например, об отсутствии воды и водоноса. О том, что нужно принести, он подумает сам. На то он и динамик. Если ему просто сказать: «пойди и принеси», он обязательно чего-то недопоймёт, более того, этим вы можете и обидеть динамика. «Пойди и принеси» нужно говорить статику. Если же вы будете жаловаться ему, что нет воды, он вас просто не поймёт. Не поймёт, что это вежливый намёк, потому что витальному кольцу нужны прямые указания. Каждому нужно говорить «прямо и конкретно», – только один как прямое в той же ситуации воспринимает одно, другой — другое.

Дуализация. II такт. Мобилизация

Второй такт дуализации — мобилизующий. Превращающий ментальную и витальную ИПЭ в ИКЭ. Это происходит при реализации базисных блоков модели А, имеющих две типальные характеристики: квестимность или деклатимность и позитивность или негативность. В связи с этим половина всех типов ИМ являются квестимами, половина — деклатимами, половина первой и второй половины — позитивистами, остальные — негативистами. Это методы, которыми индивид мобилизует окружающих.

Всего существует четыре способа мобилизации потенциальной энергии окружающих:

Квестимно-позитивный;

Квестимно-негативный;

Деклатимно-позитивный;

Деклатимно-негативный;

Выдавая, например, возбуждающие квестимно-негативные сигналы, индивид возбуждает контактность дуала и одновременно ожидает от него противоположных деклатимно-позитивных сигналов, которые потребуют его контактности.

В основе второго такта дуализации лежит деление модели А на кольца с положительным и отрицательным зарядами. У тождественных по ЭМ колец дуалов — противоположные заряды, противоположное направление. То есть, если статическое кольцо одного является положительным, то статическое кольцо второго — отрицательным. Но так как статика у одного из дуалов в ментальном кольце, а у другого — в витальном, то их ментальные кольца по знаку совпадают. В название типа ИМ выводится признак ментального кольца.

На квестимов и деклатимов типы ИМ делятся по знаку статического кольца модели А. В каждом кольце соцпрогресса одно кольцо соцзаказа является квестимным, другое — деклатимным; одно кольцо соцконтроля — позитивным, другое — негативным.

Дуализация дает оптимальное, соизмерение с реальными условиями жизни, — можно сказать — адекватную ситуации мобилизованность индивида.

Базисные инертные блоки активизируются при входе в контакт с тождественными по ЭМ и противоположными по знаку контактными блоками дуала.

На рис. 12, наглядно показано, что у одного дуала для мобилизации другого есть как бы два средства: позитивность/негативность, которую можно выразить словами «да» или «нет», и интонация, которая может быть вопросительной («?») и утвердительной, деклатимной («!»).

Рис. 12

квестимы позитивисты

квестимы негативисты

деклатимы позитивисты

деклатимы негативисты

да?

нет?

да!

нет!

III признак. Квестимность–деклатимность

Распределение типов ИМ по полюсам квестимность–деклатимность выглядит следующим образом (рис. 13):

Рис. 13

Как видно из рисунка, квестимность–деклатимность определяется местом модели А в кольце социального прогресса.

В квестимы попадают все экстратимы с ментальным кольцом «+» и интротимы с ментальным кольцом «–». В деклатимы — наоборот.

Хотя признак выявлен достаточно давно, о его проявлениях в характере и поведении человека пока можно сказать очень немногое. О квестимах уже с самого начала было известно (это и послужило причиной данных этим типальным характеристикам названий), что эти люди, говорят преимущественно в вопросительных интонациях и как бы менее категорично, чем деклатимы. Квестим всегда, в какой-то мере, спрашивает, как бы стараясь не навязывать своё мнение. В этих вопросительных интонациях подходящие типы видят мягкость, воспитанность и тому подобные признаки качества. Неподходящие — глупость, лень ума и прочие недостатки. У квестима в глазах вопросительный знак, у деклатима, склонного к декларированию, утверждению различных истин — восклицательный.

Поэтому в целом, мне кажется, деклатимы гораздо лучшие рассказчики по сравнению со всеми квестимами. Хотя… хорошие писатели были среди всех типов личности.

Об этих двух группах людей известно ещё одно. У квестимов — склонность «вещать на месте». Они не то что не заботятся о слушателе, в них живёт уверенность, что если он решил что-то сказать, то близкие явятся к нему, как только услышат начало этого вещания. Иногда это рассказ о чем-то интересном, поразившем в книге, газете или телепрограмме, иногда собственные эмоции по поводу запропастившихся очков или какого-либо другого предмета. Деклатимы в этом отношении представляют собой нечто совершенно иное. Они, прежде чем начать говорить, находят слушателя, а когда слышат, что в другой комнате начали разговаривать, идут посмотреть, что там происходит.

Можно ещё добавить, что квестимов вдохновляют и растормаживают восклицательные знаки и категорический тон деклатима, а деклатимов — вопросительные, требующие помощи и располагающие к совету интонации квестима.

Вторая точка на 2/2

Самым узким местом в модели А является 2-й такт. О ментальном кольце, так называемой «третьей функции», много говорилось в других работах, поэтому здесь мы остановимся лишь на втором такте витального кольца, п/т — 2/2, для которого опасно появление чего-то, что рассредоточивает внимание и что можно назвать «второй точкой».

Суть второго такта в том, что с него начинается превращение ИПЭ в ИКЭ. Для этого необходимо подкрепление со стороны кинетического блока дуала. Без него нет настоящей продуктивной активности. И поэтому тем более опасно, когда вместо такого подкрепления приходят посторонние рассредоточивающие «шумы».

Полутакт 2/2 — мобилизация жизненных сил индивида. Если предыдущий п/т — 1/2 обеспечен достаточным количеством сигналов раздражителей, начинается поиск реализации по п/т 2/2. В этот момент и нужно энергетическое подкрепление, подкрепление решительностью. В случае потребности сосредоточения на самом себе по этому п/т: эмоциях, чувствах, поступках, и т.д., подкрепление решительностью. В потребности сосредоточения на самом себе по этому п/т — эмоциях, чувствах, поступках и т.д. проявляется психическая беззащитность индивида. При этом в психике происходит какое-то замешательство, спад физической мобилизованности, в прямом смысле слова, опускаются руки с одновременной защитной агрессивностью, которая по своему содержанию обозначает: «как же ты не понимаешь, что творишь?!»

В общем — опасность появления «второй точки» — это опасность переключения внимания на что-то постороннее, что демобилизует данный тип личности .

Примечание 1.  Пагубное влияние каждого заказчика и приемника заключается в том, что они постоянно выставляют что-то, являющееся отвлекающей от дела «второй точкой», и этим демобилизуют партнёра.

Примечание 2 . В характере появления второй точки есть различия, определяемые деклатимностью/квестимностью индивидов. Деклатимов особенно выбивают из колеи деклатимные «шумы», то есть восклицания окружающих по определённому аспекту объективного мира, квестимов — квестимные шумы — вопросы и вопросительные интонации. Но мы проблему рассмотрим очень кратко, обращая внимания только на конкретное энергетическое содержание 2/2 п/т.

Покажем эту проблему на конкретных примерах всех типов ИМ.

Для типов (ИЛЭ) и (СЛЭ) второй точкой является отвлечение от сосредоточенности на своих мобилизационных эмоциях. При отвлечении от них на что-то другое, на любой пустяк выветривается работоспособность.

На экзамене или лекции таких людей можно сколько угодно прерывать деловыми, но только не чисто эмоциональными восклицаниями и вопросами. Любая эмоциональность, если только она уводит в сторону, выбивает из колеи. В общем — их нельзя отвлекать от эмоционально вдохновляющих идей тем, что в этой ситуации является посторонним.

Эмоциональный «нагоняй» со стороны дуалов — совершенно иное. Потому что «свои» эмоции у и никак не проявляются. Можно даже сказать, что их нет. По настоящему «свое» у человека только на витальном кольце. Поэтому эмоции других они воспринимают как объективную данность, на которую можно влиять, которую можно исправлять, менять, коррегировать, но нельзя не замечать, не учитывать, заменять чем-то иным. Никто не способен потерять контакт с тем, что он воспринимает как объективную данность. Дуалом же это воспринимается как особая чуткость и вежливость.

Другое дело, когда то же происходит в неделовой, игровой, шуточной атмосфере, когда поток эмоций направлен на обоюдостороннюю эмоциональную игру. Но и тогда,… желательно прикрытие со стороны благоприятно настроенных партнёров…

У них такая же конкретная данность — белая логика партнёра, которого поддерживают словами «да», «правильно», «здесь что-то не так». Но это всегда о той конкретной данности, к которой партнёр обращён, которой он занимается. Например, видя, как (СЭИ) реализует свою белую логику, (ИЛЭ) не начнет рассказывать, как её реализует Рейган или ещё кто-либо другой. В общем — не отвлечет от того, во что СЭИ включен своим физическим Я.

Для типов ИМ (ЛСЭ) и (ЛИЭ) этой точкой является чёрная интуиция (Прим.ред. – опечатка? Из текста логически следует, что ЛСЭ и ЭСЭ). Плохо, если какие-то умения, информированность, знание этого типа окружающие раздваивают своими критическими и неуместными замечаниями. Если, например, их способности подвергаются во время работы критическому разбору, противопоставляются способностям других.

IV признак. Позитивно-негативная мобилизация

Распределение типов ИМ на полюсы позитивности-негативности выглядит так:

Рис. 14

У позитивистов кольцо статики имеет направление «+», у негативистов «–». Кольцо динамики, соответственно, носит противоположный знак.

Что конкретно мы знаем об этих двух группах типов ИМ? Хотя признак выявлен недавно, но ему посчастливилось, появился довольно богатый фактический материал.

1. Разное отношение к новому. Позитивисты постоянно находятся в поиске нового, интересного, старое уже наскучило, и любую новую информацию, любого нового человека они воспринимают радостно, с энтузиазмом. Это пионеры нового.

Негативистам хорошо с тем, что у них накопилось, к чему привыкли, к новому они относятся с недоверием, опаской, отрицанием. По своей природе эти люди недоверчивы, консервативны. К этому следует добавить, что пионеры-позитивисты видят во всём, прежде всего, то, что людей объединяет, связывает, сближает. Консерваторы — то, что людей разделяет, отличает, разъединяет.

2. Отношение к работе. Пионеры-позитивисты, если уж берутся за какую-то работу, то действуют с охотой и размахом, но не любят проверять результаты: сделанное они как–будто сдают партнёру, который должен сам все проверить, оценить, успокоить, что все в порядке или потребовать какой-то доделки.

Консерваторы-негативисты в работе отличаются точностью, прецизионностью. Просто так никому не доверяют, все проверяют на себе и других. Проверять их самих обычно излишне. Разве только, с точки зрения необходимости придать их активности больший размах. Из-за склонности все проверять и уточнять их можно назвать «корректорами» или «редакторами».

Дон Кихота (ИЛЭ) нужно корректировать в одном, а Гюго (ЭСЭ) в другом.

(ЛСЭ), (ЛИИ) или (СЭИ), купив какой-то новый предмет, прежде всего читает инструкцию, потому что точно должен все знать — иначе он не будет корректором. (ЭИИ), как и (ИЛЭ), сразу берется за сам объект и только после того, как ничего не получается, читает инструкцию. Корректор Дюма (СЭИ) читает любую бумажку в надежде на то, что там может оказаться что-то «полезное», как и Штирлиц (ЛСЭ).

3 . Два типа лидерства. Склонность к лидерству тоже проявляется по-разному. К настоящему открытому лидерству и конкуренции, по-моему, склонны лишь негативисты. В роли руководителей они не то что выпячивают себя, но, во всяком случае, изображают самостоятельность больше, чем есть на самом деле. Примером могут служить «железный канцлер» Бисмарк и де Голль. Они не склонны колебаться, если уже проявили в чем-то свою волю, не склонны уступать. Линии их поведения присущ как бы определённый волюнтаризм. Это не значит, что они диктуют больше других, но название «диктатор» воспринимают как комплимент. Их всех вроде бы гложет неудовлетворённость из-за своей якобы слишком большой уступчивости. В общем, это люди, которые довольно открыто держатся за лидерство. И по сути дела, отвергают всех, кто это лидерство не признает.

Чем объяснить открытую склонность негативиста к лидерству? По моему, — собственно негативизмом. Негативное отношение к совершенно новому, неизвестному, незнакомому требует как бы ограждения от этого нового и непознанного. Став формальным лидером, негативист сразу же ограждает приобретенную территорию от неконтролируемых влияний, начинает «диктовать». Все, что извне, требует его тщательной личной проверки.

Позитивисты же любят приходящие извне новые идеи или сами их производят. Обычно, прежде всего это — «ловля», а когда «улов» не соответствует нужному качеству, то есть, когда извне ничего не удаётся получить, — производство и творчество. Такой человек действует как открытая система и, став руководителем, вынужден перестроиться на проверку более широкого объема новоприходящих идей. Если раньше мог быть энтузиастом любой интересной идеи, то, став лидером, должен учитывать всё новое. Поэтому человек, которого раньше все знали как немного поверхностного энтузиаста, притихает, перестаёт проявлять свой энтузиазм, начиная руководить лишь энтузиазмом других, стараясь все это как-то сочетать, привести в гармоническое целое. Отличительная черта руководства этого типа — управлять не самими людьми, а их энтузиазмом. Воли они не проявляют, категорически не демонстрируют. Из-за определённой трудности этой ситуации, т.е. из-за неумения и невозможности проявить свою волю сразу, сейчас же и потребности дать людям инициативу, не мешать им работать, стараются уйти от своих ведомых на какое-то расстояние.

Однако, что касается приема информации, идей, мнений со стороны окружающих, то здесь такого расстояния нет. Это «расстояние» замечается в группе негативистов.

Итак, негативное отношение к новому и старание укрепиться в старом, понятном, знакомом, «известном» больше соответствует стремлению прибрать все к своим рукам, по сравнению с немного легковерным позитивным отношением. Поэтому, если негативистов называем консерваторами, то позитивистов можно было бы назвать революционерами-реформаторами.

4. Отчитываться можно двумя способами. Отчитываясь за содеянное и не забывая перечислить все сделанное. Так отчитываются негативисты за изменения на негативном фоне. Все происходит на негативном фоне, поэтому все сделанное отчётливо видно и не забывается. Позитивисты отчитываются по-другому. На их позитивном фоне содеянного не видно, оно сливается с ранее существовавшим. Потому у них склонность отчитываться не за содеянное, а за несодеянное. За недостатки, недоделки, ошибки. Кроме того, позитивист всегда уверен, что сделанное им, как и другими, можно сделать ещё лучше и — тем более нужно говорить не о достигнутом, а о недостатках.

Назад (раздел 1)Продолжение (раздел 3)

 

Rambler's Top100